дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Избранные публикации / VITARIUM: лица, характеры, судьбы / Сергей Аверинцев

 

Смеялся ли Иисус Христос?


на вопрос отвечает Владимир Леви

воспоминания о Сергее Аверинцеве


Можно ли представить мир, в котором юмор и религия едины и не исключают друг друга? Современное православие сугубо серьезно, ислам не допускает никаких шуток… Католичество в последнее время пытается стать более демократичным и веселым, но пока получается это вяло и неубедительно. Пасторов протестантских церквей в Америке обучают тому, что хорошая проповедь не должна проходить без юмора, священнику полагается быть остроумными и уметь вызывать улыбки прихожан. Но и здесь чувствуется неискренность, психологический прагматизм: юмор нужен как средство привлечения и удержания паствы, что-то вроде рекламного хода...
Может быть, все-таки церковь и должна быть серьезной, как серьезен Космос, серьезна Вечность?..
Верно ли мнение, бытующее в религиозных кругах, будто бы Иисус Христос, обладая высоким чувством юмора и остроумием, никогда не смеялся?
С этим мнением согласен и обосновывает его такой крупный гуманитарный авторитет, как Аверинцев.


Аверинцева я глубоко уважаю и чту, но мнение не есть факт. Другой крупный – для меня, по крайней мере – гуманитарный авторитет, священник Яков Кротов имеет противоположное мнение, что Иисус Христос «еще как смеялся». Установить факт – как было на самом деле, смеялся Христос или нет–никто из ныне живущих смертных не может. Древние тексты, дошедшие до нас, действительно содержат свидетельства юмора, присущего Христу, и не содержат свидетельств его смеха; но это вовсе не доказательство, что Христос не смеялся – ведь и о смехе Моисея или царя Давида, к примеру, как и о смехе сотен других персонажей в Библии ничего не сказано, но это не может означать, что никто из них никогда не смеялся.

…Сергея Сергеевича Аверинцева я имел счастье несколько раз видеть лично, слушал его лекции. Сказать, что это было для меня потрясением, – значит ничего не сказать. Представьте себе, что в переполненный душный зал входит существо с какой-то другой планеты, где цивилизация продвинулась несравненно дальше земной, где все давно поняли, что смысл жизни – в служении Красоте и Добру, где Истина живет в генах, в клетках, в крови… Великий культуролог, филолог, историк; изумительный переводчик и автор прекрасных религиозных стихов; фантастический эрудит, владевший множеством языков, новейших и древних; глубокий оригинальный мыслитель… Внешность его была, пока не начинал говорить, карикатурно-комична: сутулый, длинноносый и тонкогубый, с небольшим лбом, не обещающим гениальности; очень бледный, в очках, глядящий куда-то в себя, похожий одновременно на ученого и священника Павла Флоренского, на поэта Велемира Хлебникова, на актера Игоря Ильинского и на пианиста Гленна Гульда; передвигающийся странно, затрудненно-нелепо, как будто бы раздвигает в воздухе невидимые астральные кочки… И в самом деле он их раздвигал – проходя сквозь свое пространство и время, сквозь непонимающую среду, сквозь тупой и лживый совок, сквозь собственные слабости и искушения… …Пока не начинал говорить. Когда начинал – первые четверть минуты комически-эксцентрический эффект усиливался до запредельности, потому что и голос был какой-то кочкообразный – высокий с соскоками вниз, дрожливо-скрипучий, картавый на все буквы. Но только первые четверть минуты, не более. Далее начинался гипноз, сметавший, сжигавший все эти шелуховые первые впечатления подчистую. Великолепный гипноз дивной свободной речи, сияние интеллекта.
Проникающее излучение мысли. Блуждающая пристальность гения. Озоновый слой всеведения, неким чудом сошедший с небес на землю. Человек Логоса – посланец Смысловой Вселенной.
К смеху и юмору, как показалось мне, этот комического вида колосс (ох, как над ним издевались в школе…) относился то ли с некоторой опаской, то ли со сдержанной брезгливостью, то ли с оттенком легкого интеллектуального высокомерия, – а как определеннее выразился он сам, с «духовной осторожностью». Эта осторожность в отношении к смеху присуща, по утверждению Аверинцева, православной духовной традиции и связана с тем, что смех, будучи средством внутреннего освобождения, сам по себе есть некое психофизическое насилие – так сказать, изнасилование свободой. И нужна бдительность трезвого духа, дабы уследить, куда смех движет душу – вверх или вниз. Иисус Христос, верил Сергей Сергеевич, был Богочеловеком, воплотившим собой абсолют внутренней свободы. Освобождаться ему изнутри было не от чего, потому, полагал Аверинцев, и смеяться не требовалось. Юмор же, безсмеховый юмор во всех его бесконечных оттенках и ступенях – и всего более, конечно, ирония – был для Христа естественным посредником между идеальностью его внутреннего мира и не идеальностью внешнего (включая и собственную телесную оболочку), и немаловажным средством общения с учениками и народом.

Допускаю, что так могло быть: не смеющийся, однако искрящийся юмором; строгий, подчас гневный – и сострадательный, нежный, иногда улыбающийся... Легко и представить себе смех Иисуса, светлый, живой смех Сына Человеческого, смех земной и небесный, смех музыкальный...







Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100