дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

Levi Street / Гостиный Твор / Гости / Игорь Рейф / «Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ»

 

«Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ»


о книге А. И. Блиновой (Гудзенко)



Эта книга вышла в не самое подходящее для нее время и осталась практически незамеченной, а большая часть тиража или пропала или попала в случайные руки. Факт, прискорбный не столько для самой книги, сколько для времени ее появления.
Когда-то, в эпоху «толстых» журналов, публикация любого произведения на их страницах уже сама по себе делала его событием, вызывала широкий резонанс. Так случилось, например, с дневником Нины Костериной, напечатанным в «Новом мире» А.Твардовского, а вслед за тем инсценированным московским театром «У Никитских ворот». Книга Анны Блиновой (Гудзенко) тоже на три четверти дневник, но не автора, а любимого ею человека – Коли Большунова, ушедшего, как и Нина Костерина, на фронт и не вернувшегося.
Опубликованные дневники бывают разного свойства. Одни покоряют своими литературными достоинствами, глубиной мыслей и проникновенностью чувств. Другие привлекают внимание прежде всего историческим контекстом, реалиями эпохи, в которую они создавались. Так, дневник Анны Франк едва ли приобрел бы громкую известность, если б за ним не стояла судьба девочки, сгинувшей в жерновах Холокоста.
Дневник Коли Большунова тоже велся в самую драматичную для нашей страны пору, в преддверии и в первые месяцы Великой Отечественной войны. Но не война в центре внимания его автора, а захватившее его глубокое и сильное чувство, имя которому любовь. Война служит для нее своего рода трагическим фоном, но именно это, быть может, и придает дневнику особую остроту. И хотя не встретите здесь высоких слов о Родине, но нет сомнений, что к своему долгу защитника отечества автор относится со всей серьезностью, что и доказал не словом, а делом, когда попал на фронт. Но, как заметил Эд. Поляновский, посвятивший книге и ее автору свой очерк «Принц и недотрога», «человек, который научится любить хотя бы одного человека, он и Родину полюбит». А история любви Коли Большунова – она в одном ряду с самыми высокими ее образцами, и это глубоко личное его переживание ничуть не тускнеет, а, напротив, углубляется и высветляется на фоне общенародного бедствия. Вот только времени на выяснение отношений (которого им, увы, не хватило) им было отпущено всего-ничего – только одна неделя. И какая неделя! Июля сорок первого года, конца первого месяца войны, в затемненной душной Москве, с еженочными налетами вражеских юнкерсов, патрулями, бомбоубежищами и всеми прочими атрибутами военного времени. Ее ждала эвакуация, его повестка в военкомат. Остальное можете представить сами. Или нет, лучше все же почитайте. Потому что никакое воображение не может сравниться с драматургией живой жизни, а у каждых Ромео и Джульетты своя неповторимая история, в особенности, если она не выдумана, а взята такой как есть.
Алексей Баталов, автор «самого короткого предисловия» к книге Блиновой (как он сам его назвал), а за ним и Поляновский проводят параллель между Колей Большуновым и Борисом Бороздиным из фильма «Летят журавли», однако это, пожалуй, не совсем точно. Ведь Бороздин, при всей его нелюбви к патетике (и в этом он безусловно близок Большунову), все-таки человек системы, скорее всего даже член партии, да к тому же до мозга костей горожанин. Коля же человек вне системы. Он родился и вырос в тверской деревне, в Москву переехал уже подростком, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его личность и характер. Так что если уж и искать какие-то кинематографические параллели, то уместнее было бы вспомнить Алешу Скворцова из «Баллады о солдате». Вот таким мог бы, наверное, стать Алеша, если б не остался в деревне, а, как Коля, провел бы сознательную часть своей жизни в большом городе. А Колина любовь невольно приводит на память и другую кинематографическую пару – В.Земляникина (Сергея) и Ж.Болотову (Галю) из фильма «Дом, в котором я живу» (все-таки не из пальца высасывали свои сюжеты наши великие режиссеры и сценаристы, из жизни брали).
И все же те несколько лет, что были прожиты Колей в Москве, решающие в становлении всякого молодого человека, вполне могли сделать из Коли homo ideologiсus, но не сделали. К высокой культуре приобщили, это да, а вот вирусом «строителя нового общества» почему-то не заразили. Почему – это Колина тайна. А, между тем, мы привыкли судить о предвоенном поколении по совсем другим образцам: по Зое Космодемьянской и ее однополчанке Нине Костериной (как-никак в одном диверсионном отряде служили), по Михаилу Кульчицкому, еще и в 1940 году продолжавшему бредить мировой революцией, по подпольщикам-молодогвардейцам. Но, оказывается, были и такие, как Коля Большунов, и это для нас, читателей, в полном смысле слова открытие. Оно позволяет совершенно по-новому взглянуть на это обессмертившее себя поколение, которому мы все обязаны Победой.
Говорят, в последние свои школьные годы Коля Большунов мечтал стать военным. О литературном поприще, о писательстве, по-видимому, не помышлял. И, тем не менее, каждая строчка его дневника отмечена печатью несомненной литературной одаренности. «Я много книг читал о любви, – пишет Эд. Поляновский. – Эта – из лучших. Все, кому давал прочесть, не просто плакали – ревели. <…> Эту книгу необходимо издать миллионными тиражами – для школьников, пусть для внеклассного чтения».
Остается надеяться, что она все-таки будет раньше или позже по-настоящему прочтена и обретет свою вторую жизнь и дыхание. Что на нее обратят внимание телевизионщики и кинематографисты, драматурги и школьные учителя. В конце концов, самим Коле и Ане все это уже безразлично, их нет больше на белом свете. Но не все равно нам, живущим...
И напоследок несколько слов о той, что выполнила свой долг перед памятью Коли Большунова и кому мы обязаны появлением этой книги.
Анна Иосифовна Блинова (Гудзенко) родилась в 1926 г. в Киеве. В семилетнем возрасте переехала с родителями в Москву. В 1941 году ей, следовательно, было 15 лет. Эвакуировалась с семьей в Свердловск, где работала на танковом заводе и училась в вечерней школе. После возвращения в Москву поступила на исторический факультет МГУ, который окончила в 1957 году. Работала в Государственной исторической библиотеке и около 25 лет – редактором во ВГИКе. Тогда же, без отрыва от работы, окончила киноведческий факультет ВГИКа. Автор книг о киноактерах – Кларе Лучко (1991), Владимире Высоцком (1993), Нине Ургант (2002).
Я был дружен с братом Анны Иосифовны, рано умершим талантливым физиком Львом Гудзенко, ее же знал постольку-поскольку. Последний раз виделся с ней в начале 1980-х годов, вскоре после смерти брата. Тогда ей было уже за пятьдесят, но лицо ее все еще хранило следы красоты необыкновенной. О Коле Большунове и об истории их трагической любви не знал тогда не только я, не знали и близкие родственники. Она решилась открыться только в своей книге, написанной на исходе жизни, когда отца, матери и брата давно уже не было в живых.
Книгу А.Блиновой «Я тебя никогда не забуду» можно прочесть на сайте библиотеки А.Белоусенко
Но сперва лучше прочтите очерк Эд.Поляновского «Принц и недотрога», а там решайте, стоит ли читать и самую книгу.



Игорь Рейф



Гостиная Игоря Рейфа





Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100