дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

Levi Street / Гостиный Твор / Гости / Александр Камин / Интеллектуальное айкидо

 

Интеллектуальное айкидо


о психотехнике творческого мышления
и одноименной книге

статья написана в соавторстве с Дмитрием Каминым
написана для психологов, но надеемся,
будет интересна широкому кругу читателей


Кто умеет – делает сам, кто не умеет – учит других, кто не умеет учить – учит, как надо учить.
Бернард Шоу

Сто имен священного слона


В образовании признается важной задачей развитие творческих способностей.
При этом заинтересованные лица – учителя и преподаватели, воспитатели, психологи, родители – имеют разные, чтобы не сказать, противоположные точки зрения на то, что же такое творчество и как развивать творческие способности.
Очень похоже, что понятие «Творчество» находится в положении древнеиндийского священного слона, имеющего 99 имен – причем настоящее, сотое, известно лишь ему одному…
Мы в этой статье хотим рассказать об одном из возможных направлений работы по развитию творческого мышления. Смысл этого направления можно уяснить по аналогии с риторикой. В риторике собраны и систематизированы действенные обороты речи, не зависящие от содержания самой речи, от того, произносит ли речь политик, священник, ученый или учитель. Различных приемов сравнительно немного, и Мастер ораторского искусства может их освоить и с успехом применять, приспосабливая к своим целям. Набираясь опыта, он может совершенствовать приемы и, может быть, находить новые.
Точно так же мы попытались собрать эффективные ходы мысли, с помощью которых решались острые проблемы в разных областях жизни: в науке, политике, бизнесе, военном деле, технике. Эти «ходы мысли» можно назвать «приемами», по аналогии с ораторским искусством. Слово «приемы» в ходу и в боевых искусствах – это некие эффективные действия, «техники», которые можно применять независимо от того, вооружен ли противник палкой, ножом или другим оружием. Опять же, в конкретном боевом искусстве, например, Айкидо, приемов сравнительно немного, и Мастер может их освоить и успешно применять, приспосабливая к конкретной обстановке.
Существуют ли эвристические приемы – ходы мысли, позволяющие успешно решать острые проблемы в разных областях жизни?
Вы, читатель, сейчас сами сможете в этом разобраться.


Смотри в корень!


Сейчас мы опишем несколько реальных ситуаций из разных областей жизни. Как нам кажется, Действующие Лица в каждой из ситуаций мастерски с ней справились, применив, не сговариваясь, один и тот же ход мысли, один «прием».
Мы предлагаем вам сформулировать, в чем состоял этот ход мысли, общий для всех примеров.

Пример 1. Если гора не идет к Магомету…

Недавно по английскому городку Страуд, отчаянно сигналя, на максимальной скорости пронеслась пылающая мусороуборочная машина. Она на всех парах въехала в местную пожарную часть, и огонь быстро потушили. Позднее начальнику пожарной части пришла в голову мысль, что это, пожалуй, первый зафиксированный случай в истории: не пожарные выехали на пожар, а пожар приехал к пожарным.

Пример 2. Запретный корнеплод.

Во Франции к картофелю долгое время относились с недоверием. Существенную роль в популяризации картофеля сыграл парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он выпросил у короля Людовика 16-го участок песчаной земли под Парижем и посадил на нем картофель. Днем Пармантье выставлял целый отряд вооруженных сторожей для охраны своего огорода. Ночью же охраны не наблюдалось. Зато нашлись любознательные крестьяне, которые решили проверить, что же так ревностно охраняет чудак-аптекарь. Они приходили ночью, тайком брали клубни и сажали их у себя. Только этого Пармантье и добивался. Очень скоро французские крестьяне полюбили новую культуру.

Пример 3. Доказательство «от противного».

Прославленный командир подводной лодки Александр Маринеско отличался тем, что действовал как раз наоборот по сравнению с тем, чего ждал противник. Обычно подводники атаковали цели со стороны моря – он атаковал со стороны берега. Как правило, подводные лодки атаковали цели из подводного положения, так было в принципе безопаснее – он, чтобы догнать цель, атаковал из надводного положения, причем однажды пошел на конвойные суда, включив сигнальные огни.
После поражения цели другие лодки стремились как можно скорее уйти в море – подальше от конвойных судов. Потопив свою самую знаменитую цель, транспортный корабль «Густлов» – «непотопляемый символ третьего рейха», Маринеско вернулся на «место преступления», а в море ушел после того, как его перестали искать.

Пример 4. С точностью до наоборот.

Метод лечения неврозов «от противного» Виктор Франкл назвал «парадоксальной интенцией» (интенция – намерение, стремление). Тот самый симптом, от которого пациент страдает и хочет избавиться, вменяется ему в обязанность, становиться его заданием, его «надо». «Не спите ночью? – говорил Франкл пациентам, – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна!» Пациенты, выполняющие это назначение добросовестно, с изумлением сообщали, что после какого-то критического момента сон вдруг начинал сваливать их так быстро, как никогда – словно подземная река, наконец-то прорывшая себе русло… (цит. по В.Л. Леви)

Пример 5. Дальше можно не читать.

«Если вы собираетесь это читать, то не надо.
Все равно через пару страниц вам захочется отложить книжку. Так что лучше и не начинайте. Бросайте. Бросайте пока не поздно. Спасайтесь.
Посмотрите программу – по телевизору наверняка будет что-то поинтереснее. Или, если у вас столько свободного времени, запишитесь на вечерние курсы. Выучитесь на врача. Сделайте из себя человека. Доставьте себе удовольствие – сходите поужинать в ресторанчик. Покрасьте волосы.
Годы идут, но никто из нас не молодеет.
То о чем здесь написано, вам не понравится сразу. А дальше будет еще хуже».
Вступление к книге американского писателя Чака Паланика (Chuck Palahniuk) «Удушье».

Итак, читатель, какой ход мысли, с вашей точки зрения, объединяет приведенные примеры? С нашей точки зрения, Действующие Лица поступили наоборот по сравнению с тем, чего от них можно было ожидать. Есть поговорка «послушай женщину и сделай наоборот!». Приведенные примеры показывают, что «сделать наоборот» бывает полезно и в других случаях. Итог можно подвести в виде формулы приема.

Формула приема. Если ваши действия по решению проблемы не приводят к требуемому результату, попытайтесь сделать наоборот.

Как мы и пообещали, примеры подобраны из разных областей жизни. Подметим, что в последнем примере «сделать наоборот» применяется как литературный (или риторический) прием: автор, конечно, хочет, чтобы вы прочли его книгу, но уже во вступлении предлагает вам… ее не читать.
Решиться применить прием «сделать наоборот» нелегко – зато, как видите, и действует он безотказно. Нам кажется, что все рассмотренные примеры можно считать образцами творческого подхода к проблеме, а результаты в примерах 3 и 4 можно отнести к высшим творческим достижениям Действующих Лиц – прославленного командира Александра Маринеско и прославленного психотерапевта Виктора Франкла.
Думаем, дорогие коллеги, вы теперь сами сможете привести собственные примеры, когда некая проблема была решена приемом «сделать наоборот». Примеры можно брать из вашего житейского и профессионального опыта, из книг, из радио- и телепередач… На тренингах группа обычно приводит вдвое больше примеров, чем авторы (ведущие).
Будем считать, что Вы, читатель, ознакомились с одним из эвристических приемов – приемом «сделать наоборот».
Для вас, может быть, важен вопрос: можно ли научить других пользоваться этим приемом? Мы считаем, исходя из своего опыта, для этого нужно предложить ученикам (или клиентам, или собственным детям) аналогичные ситуации, но не в форме примеров, а в форме задач. Сейчас вы сможете проверить, так ли это.


Микротренинг: попробуйте сами!


Теперь, дорогие коллеги, вам самим предстоит выступить в роли Действующего Лица, столкнувшегося с реальной проблемой. Мы опишем реальные ситуации, но решающий ход предстоит сделать вам самим. Можете быть уверены, что этот решающий ход – проявление приема «наоборот», с которым вы только что познакомились. Контрольные ответы мы приводим ниже, но советуем вам сначала предложить собственную версию решения, иначе никакого обучения и внутреннего роста ни вам, ни вашим воспитанникам мы не обещаем… Дело в том, что самостоятельные попытки нередко дают решения, не уступающие по качеству контрольному ответу. Подходящий способ работы с такими задачами – предложить по каждой задаче одну или несколько собственных версий, а потом каждую из них проверить. Во-первых, имеет смысл удостовериться, что ваша версия соответствует условию задачи, а во-вторых, что версия описывается с помощью формулы приема «наоборот». После этого можно сравнить ваши версии с контрольными ответами. Если вы предлагаете задачи в группе, много дает обсуждение версий, полученных от каждого участника до знакомства с контрольным ответом и после него.
Однако, ближе к делу!

Задача 1. Кто от кого произошел?
Японский правитель Одо Нобунага был знаменитым воякой и тираном жестокости беспредельной, был уродлив как мартышка и не терпел лжи. Всех, кто поступал не в соответствии, он рубил в капусту.
– Правда ли, что я похож на обезьяну? – спросил он однажды своего приближенного, до которого давно добирался…
Что бы вы ответили на месте приближенного?

Задача 2. Протез для Джона Сильвера
При протезировании ног очень важно, чтобы искусственная нога была как живая. Казалось бы, это несложно: снять слепок с живой ноги и отлить в нем искусственную. Но так не получается, потому что две левые или две правые ноги никому не нужны.
Как же быть?

Задача 3. Замок Монтеня
Франция. XVI век. Гражданская война. У философа Мишеля Монтеня был собственный замок. Его соседи-дворяне запирали замки, вооружали своих крестьян. У Монтеня не было ни слуг, ни оружия...
Какой ход он применил, чтобы его замок не был разграблен?

Что делать дальше?


Будем считать, уважаемые коллеги, что вы открыли для себя и отработали один из эвристических приемов.
Чтобы добиться результата – заметного усиления творческих способностей – нужно в таком режиме освоить, как минимум, десяток эвристических приемов.
Получается система развития творческого мышления, которую мы назвали «Интеллектуальное Айкидо».
Обратите внимание на особенности подхода:

1. В качестве учебного материала мы предлагали не выдуманные, не искусственные, а реальные ситуации из разных областей жизни, в которых Действующие Лица добивались впечатляющего успеха.

2. Вместе с вами мы выделили и кратко сформулировали суть успешной стратегии, объединяющей все рассмотренные ситуации.

3. Мы предложили самостоятельно найти решающий ход в новых ситуациях, где вы сами вызывались на роль Действующего Лица. Суть этого решающего хода, этой успешной стратегии оставалась такой же, как в рассмотренных прежде примерах.

4. Все ситуации мы сознательно подбирали так, чтобы они вызывали интерес.

5. И примеры с задачами, и комментарии мы сознательно старались изложить простым языком, избегая наукообразия.

6. Мы предлагали свою точку зрения только после того, как дали читателям (ученикам, клиентам) высказать свои соображения. В живом тренинге эти соображения обязательно обсуждались.

7. Мы ни слова не сказали о том, «как необходимо быть творческими людьми», не агитировали и не проповедовали.

Ответим на животрепещущий вопрос: можно ли находить творческие решения интуитивно, не осваивая эвристические приемы?
Можно, такие люди всегда были и есть. Точно так же были и есть интуитивные гении общения, которые не изучали психологию; прирожденные музыканты, которые не учились музыке; ораторы, произносившие блестящие речи, не обучаясь риторике, литераторы, которые создали шедевры, не обучаясь литературному мастерству.
Но, с другой стороны, почему не использовать в дополнение к собственным возможностям огромный опыт, накопленный в разных областях жизни Мастерами решения проблем? Нам кажется, что оптимальные отношения между мастерством и интуицией выразил Пушкин, которого Бог интуицией не обидел: «Надо ставить ремесло подножием искусства».

«Но, господа, ведь это не психология!»


Знаменитый физик Пауль Эренфест научил своего попугая произносить фразу: «Но, господа, ведь это не физика!». Этого попугая Эренфест предлагал в качестве председателя физических дискуссий. Может быть, у кого-нибудь из читателей живет попугай, обученный произносить: «Но, господа, ведь это не психология!». Ответим этому попугаю. Хотя мы опираемся скорее на конкретный опыт, чем на авторитеты, «чтобы быть услышанным людьми, в наше время глас вопиющего в пустыне должен звучать
по-научному» (К.Г. Юнг).
Мы думаем, что обозначенное направление работы лежит в рамках известного раздела психологии под названием психотехника.
Психотехника – ветвь практической психологии, изучающая проблемы деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале 20 века и получила теоретическое оформление в работах Уильяма Штерна, Гуго Мюнстерберга и других.
Термин предложен Уильямом Штерном для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами. С самого начала одной из функций психотехники обозначалась «тренировка психических функций».
Мы думаем, что изучение конкретных творческих находок в разных областях деятельности, выделение действенных «ходов мысли» в форме эвристических приемов можно назвать психотехникой творческого мышления. Тренировкой тогда можно считать тренинги решения творческих задач, которые представляют собой образцы явных творческих достижений, представленные в форме задач (как мы это сделали в «Микротренинге»).
Можно понимать психотехнику как искусство ориентировки в процессах мышления и управления этими процессами. Такую трактовку термина можно увидеть у таких мастеров практической психологи, как режиссер К.С. Станиславский, театральный педагог С.В. Гиппиус, известный психотерапевт В.Л. Леви. В этом смысле психотехника – устойчивая часть культуры, вкрапленная в различные сферы человеческой деятельности, и гораздо более древняя, чем экспериментальнo-теоретическая психология. Психология и психотехника находятся в тесном взаимодействии, как физика и инженерное дело: психотехника опирается на психологию, и, в свою очередь, обогащает ее.
С этой точки зрения наш подход можно считать искусством ориентировки в процессах творческого решения проблем и управление этими процессами.
Говоря немного другими словами, предлагаемый материал можно отнести к эвристике. Это слово в психологической литературе имеет два значения:

1. В широком смысле – наука о творчестве.

2. В узком смысле, более современном – теория и практика избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Существуют сильные разработки в области эвристики, созданные не профессиональными психологами. Это разработки математиков А. Адамара и Д. Пойа и «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) инженера Г.С. Альтшуллера (он же писатель Генрих Альтов). Подход, который мы предлагаем, опирается и на разработки этих авторов. Существенное отличие нашей разработки в том, что мы привлекаем образцы творческих достижений не из одной узкопрофессиональной области, а из всех областей человеческой деятельности.

Мы думаем, наш подход, поскольку он основан на реальных примерах творческих достижений, совместим с подходами основных научных школ в психологии. Грубо говоря, он не зависит от «психологической веры», вы можете его использовать независимо от того, на какие научные каноны опираетесь.

Коллеги, исповедующие диалектический материализм и теорию деятельности, могут понимать предложенные подходы как приемы успешной мыследеятельности, накопленные общественной практикой в ходе исторического развития. Их можно назвать приемами преодоления противоречий.

Приверженцы Карла Густава Юнга увидят в этом материале общие для всего человечества во все времена архетипы успешного подхода к острым жизненным проблемам. Эти архетипы отражены в сказках, мифах и других проявлениях «коллективного бессознательного». «Человек наследует его от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков».

Вот, например, строки из фольклорного творчества на тему «сделать наоборот»:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выбежала скалка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужике!
Конь перепугался, прыг через забор!
Мужик схватил телегу,
Давай рубить топор!

Знатоки Альфреда Адлера могут воспринять нашу работу как проявление «настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желании развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере – стремлением к успеху в другой». Мы как раз и предлагаем конкретные приемы, с помощью которых можно добиться «достижений, превосходства и даже компенсации поражения». И тем самым преодолеть «комплекс неполноценности» и стать «художником своей собственной личности».

Сторонники Фрица Перлса и гештальт-подхода увидят в этих приемах реальную возможность «принять всю ответственность за свое существование на себя» и «завершать гештальты», пройдя весь цикл «контакта и ухода» при столкновении с реальной проблемой. Эта разработка предоставит им действенный инструмент решения проблем. По представлениям Перлса, «любое нарушение организмического равновесия составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становится творческим, находить средства и пути восстановления равновесия».
Мы как раз и описываем эти «средства и пути» в форме приемов, по излюбленному принципу Фрица Перлса: «как» важнее, чем «почему». Конкретную работу мы строим, исходя из того, что «изменение и развитие не может быть насильственным, а психологический рост – естественный и спонтанный процесс». Наверное, Перлс был бы доволен, что мы почти не используем «слоновьи извержения – еоретизирование, в особенности философско-психологического рода».
Потому что «научение – это собственное открытие»…
Этого требует «врожденный гений каждого из нас».

Почитатели Абрахама Маслоу могут использовать материал как инструмент самоактуализации – своей собственной и своих учеников, клиентов или родных детей. Многие примеры можно считать ключевыми эпизодами самоактуализации выдающихся людей. По нашему опыту, уже при знакомстве с примерами читатели (ученики, клиенты) могут, отождествляясь с героями эпизодов, пройти через «пик-переживания», и уж точно испытают такие переживания, когда у них начнут получаться задачи.

Коллеги, знакомые с НЛП, могут считать, что предлагаемые подходы и приемы – «стандартные» подпрограммы мозга как биологического компьютера. Они позволяют человеку осуществлять самопрограммирование и перепрограммирование. В результате расширяются возможности мозга. С другой стороны, эвристические приемы – образцы успешных стратегий, которые можно подметить у выдающихся людей, четко описать – и тогда их смогут освоить другие люди.

Поклонники Станислава Грофа могут увидеть в этих подходах проявление особых групп памяти – СКО – систем конденсированного опыта, которые нарабатывались в ходе развития человека как биологического вида и которыми обеспечен каждый человек по факту рождения.

И, конечно, у Вас, уважаемые коллеги, всегда остается возможность при помощи нашего материала, взятого, еще раз подчеркнем, из реальной жизни, собрать собственную коллекцию творческих находок всех времен и народов и построить собственную, совершенно новую, систему или теорию. Можно сказать, что этот подход – открытый. Он не претендует на исчерпывающие объяснения, и это – не замкнутая система. Для каких целей можно ее применять?

Точки приложения


Во-первых, материал можно использовать для развития общих творческих способностей – и детей, и взрослых. Опыт одного из авторов (Д.К.), практического психолога, находится как раз в этой области. По ходу дела оказалось, что у некоторых проблемных детей (и учителей) заметно меняется отношение к жизни и в результате их поведение становится менее проблемным.
Во-вторых, материал можно применять как элемент подготовки детей к конкретным достижениям – успехам на предметных олимпиадах, турнирах, конкурсах, детских научных конференциях. Очень хорошо получается, когда тренинг по решению творческих задач проходят преподаватели (школьные и внешкольные), которые занимаются с детьми подготовкой к этим мероприятиям. Другой автор (А.К.), действующий преподаватель, занимался и сейчас занимается именно такой подготовкой.

Решения задач


Решение 1. Кто от кого произошел?
– Да что вы, ваше превосходительство! – выкрикнул он. – Как можно?! Наоборот, это обезьяна имеет честь походить на вас!
Что и привело диктатора в самое превосходное расположение духа.

Решение 2. Протез для Джона Сильвера
Подсказка: попробуйте решить такую «промежуточную задачу» В паре медицинских резиновых перчаток – две совершенно одинаковые перчатки. А у врача, как известно – одна рука левая, другая правая? Как врачи решают эту проблему?
Слепок со здоровой ноги делается в виде тонкой упругой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.

Решение 3. Замок Монтеня
Монтень держал распахнутые настежь ворота. Видя это, грабители были уверены – замок уже разграблен и ... проезжали мимо. За время войны Монтеня ни разу никто не ограбил.


Факты без аргументов

Мы собрали и систематизировали подход, представленный в этой статье, в учебном курсе «Интеллектуальное Айкидо. Приемы решения проблем». Также издана одноименная книга по материалам этого курса. В ней содержится 12 эвристических приемов, с помощью которых можно находить творческие решения проблем. Описываются и причины, которые могут препятствовать нахождению таких решений.
Книга построена на основе реального опыта работы со старшеклассниками, студентами и взрослыми (материал «обкатан» в течение последних 3 лет примерно на 2000 человек в режиме очных занятий). Cреди участников: студенты Киевского национального экономического университета; старшеклассники московской частной школы «Наследник», школьники и студенты г. Штутгарта и Ройтлингена (Германия); психологи г. Винницы (психологи школ, частные психологи, сотрудники кафедры психологии Педуниверситета), студенты нескольких факультетов Луганского Педуниверситета, слушатели Центра повышения квалификации госслужащих, ученики 10-11 классов Луганской гимназии №52 (в рамках курса психологии), старшеклассники городских школ (в рамках подготовки к предметным олимпиадам, турнирам и детским научным конференциям), учителя школ различных специальностей.

Тренинги проводятся со взрослыми и с детьми, начиная (как правило) с 14 летнего возраста в школах, ВУЗах, общественных и коммерческих учреждениях в России, Украины и любой другой страны, где возможно преподавание на русском языке.
Вопросы об условиях проведения тренингов, их возможном содержании и методикам просим присылать по названному электронному адресу.
План-программу курса «Интеллектуальное айкидо» можно посмотреть, скачав файл по ссылке.


Как и где найти книгу


Читатели из России могут заказать книгу «Интеллектуальное айкидо», написав по адресу kptriz@mail.ru и ratriz@mail.ru Екатерине Пчелкиной.
Книга стоит 300 рублей (стоимость не включает почтовых расходов) и высылается наложенным платежом.
Оглавление книги, обложка и несколько фрагментов можно посмотреть по ссылке.

Микрорезюме Александра Камина


Ведущий групп, сотрудник Лаборатории образовательных технологий, (руководитель Лаборатории – Анатолий Гин).
Действующий преподаватель физики.
Руководитель команды юных физиков г. Луганска, которая в разные годы становилась победителями Всеукраинских турниров юных физиков (ТЮФ) и участвовали в Международных турнирах.
Участники команды неоднократно становились лауреатами Международных Сахаровских чтений (г. Санкт-Петербург) и других детских научных конференций.
Авторские семинары, лекции и консультации в центрах развивающего обучения и школах нового типа (частных и государственных) в городах: Москве, Казани, Гомеле, Самаре, Екатеринбурге, Перми, Харькове, Томске (более 150 семинаров), а также в Германии , Казахстане, Эстонии.

Публикации:
В журналах: «Народное образование», «Педагогическая техника»,
редактор и автор регулярного сборника статей «Педагогика+ТРИЗ»(1996- 2001)
в газетах: «1 сентября», приложение «Физика»; «Физика в школах Украины»; «Психолог».
Автор развивающих учебных пособий:
«Физика собственными силами» (Москва-Харьков 1996),
«Физика собственной персоной» (Екатеринбург, 1998),
Физика 7-развивающее обучение (Ростов 2003)
Общий тираж этих пособий – свыше 40 тысяч экз.
Курс творческого мышления «Интеллектуальное Айкидо» (Луганск, 2009)

Редактор книг по творческой педагогике (общий тираж более 80 тысяч экз).
Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» Москва, «Вита-пресс»,
2000 - 2009
Анатолий Гин «Задачки-сказки от кота Потряскина», Москва, «Вита-пресс», 2002 -2010
Светлана Гин «Мир логики», Москва, «Вита-пресс», 2001
Светлана Гин «Мир фантазии», Москва, «Вита-пресс», 2001
Светлан Гин «Мир человека», Москва, «Вита – пресс» 2004
Юлий Мурашковский «Биография искусств», Петрозаводск, «Скандинавия», 2007

Контакт с авторами (они же ведущие тренингов) по e-mail: al_kamin@rambler.ru, kamin@lds.net.ua


Литература

1. Ж. Адамар. «Исследование психологии процесса изобретения в области математики». Советское радио, М. 1970
2. Г.С. Альтшулер «Найти идею», Новосибирск, 1991.
3. Б.Л Злотин, А. В. Зусман «Месяц под звездами фантазии», Кишинев, 1988.
4. Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская «Творчество и преодоление стереотипов», С-Пб,1994
5. С. Гроф «Путешествие в поисках себя». М. 2004
6. В.Л. Леви «Искусство быть собой» выпуск №3, Москва, «Торобоан» 2001
7. Ф. Перлс «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии» Либрис, Москва 1996
8. Д. Пойа «Математическое открытие», «Наука» М. 1970
9. Словарь практического психолога, Минск, «Харвест», 1998
10. Дж. Фэйдимен,. Р. Фрейгер «Теория и практика личностно-ориентированной психологии», М. 1996.
11. Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомов «Психотехнические игры в спорте» Москва «ФиС» 1985



Гостиная Александра Камина





Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100