дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
English Version"; } else if($_SERVER['PHP_SELF'] == "/guests/guests.php" && $_GET['id_catalog'] == 29) { echo "English Version"; } else if(dirname($_SERVER['PHP_SELF']) == "/tests/sum") { echo "English Version"; } // Название для социальных кнопок $titleicon = iconv("cp1251", "utf-8", "Сайт Владимира Леви"); // Ссылка на текущую страницу $url = "http://levi.ru".$_SERVER['REQUEST_URI']; ?> " title="Добавить в Twitter">twitter &subject=" target="_blank" title="Опубликовать в своем блоге на ЖЖ">ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

ЗАПИСИ ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА САМОПОЛИТИКА: РУКОВОДСТВО СОБОЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ - пять аудиолекций и видеовстреч: приобрести
Университет Уверенности: Проблемарий

Levi Street / Музыкальная аптека / Музыка для жизни


 

Максим Леви

(кандидат психологических наук, Академия управления МВД России)

МУЗЫКА ДЛЯ ЖИЗНИ

функциональная музыка как явление современной культуры
сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта

 

Вопрос о функциональности музыкального искусства, как и других искусств, сводится к целям и областям его использования. Как бы кому ни хотелось, музыка слушается и исполняется, во-первых, в самых разных местах и ситуациях, а во-вторых и в-главных - с самыми разнообразными целями, далеко выходящими за рамки простого развлечения, получения эстетического наслаждения или духовного развития.

Посему весьма прискорбно то снисходительно-пренебрежительное (мягко говоря) отношение, что выказывают лучшие и просвещеннейшие знатоки музыкального искусства к так называемой "прикладной" музыке, постулируя некую изначальную ущербность последней, в противоположность музыке "автономной", якобы полноценной.

Музыка прошлых лет, ныне звучащая как "автономная", изначально зачастую появлялась на свет именно как прикладная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение: используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения труда и т.д. Последнее справедливо даже для старинной музыки в аутентичном исполнении; что и говорить тогда о многочисленных современных обработках, выполняемых с разной долей вкуса и безвкусия! Не приходило ли кому в голову упрекнуть, скажем, К. Монтеверди, да и многих его предшественников и последователей, за то, что они использовали в своих церковных сочинениях мотивы григорианских хоралов, чем "исказили" их чистое и строгое звучание?

"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй - для нашего брата психолога. Каков собою феномен функциональности музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся. Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др.), коммерческая (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения), терапевтическая, образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации представлений о функциях музыки, т.е. целях, с которыми она используется, мы предлагаем выделить несколько уровней ее воздействия на человека (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1.

Уровень воздействия
Цели использования
Биологический.
- Смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений;
- Влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.);
- Терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении.
Психофизиологический.
- Преодоление однообразия стимуляции органов чувств;
- Повышение физической работоспособности;
Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций;
- Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости;
- Релаксация, ускорение засыпания.
Психологический
- Улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция);
- Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция);
- Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью;
- Выявление и отреагирование - внешнее выражение - накопившихся переживаний (функция катарсиса) ;
- Изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в "другую реальность".
Ценностно-смысловой
- Воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.;
- Формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности;
- Развитие нравственных качеств человека.
Социально-психологический
- Улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма;
- Сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений;
- Влияние на поведение больших и малых групп.

 

Наша классификация, что греха таить - сугубо, даже безнадежно психологическая. Потому и оказался весь медицинский аспект воздействия музыки свален в одну кучу: вряд ли, скажем, квалифицированный музыкотерапевт согласится, что влияние на сердечный ритм и на содержание иммуноглобулинов - это один и тот же уровень воздействия. В организме структурных уровней масса. Аналогично и в сфере социально-психологической: разве один уровень - влияние на обстановку в семье и на умонастроения больших общественных групп?..

Определив основные прикладные функции музыки, возьмемся далее за описание основных сфер, направлений ее функционального действия, образующихся как целенаправленно, так и стихийно. Сразу скажем, что эти магистральные пути порой трудно отличить один от другого, ибо они взаимно "плавно перетекают".

Остановимся на следующем разделении:

     

  1. Музыкальная терапия.
  2. Музыка на работе.
  3. Музыка за рулем.
  4. Музыка в спорте.
  5. Музыка и торговля.
  6. Музыка в образовании и воспитании.

Таковы и будут последующие разделы нашего обзора.

 

Музыкальная терапия

Основные направления практикуемой в нашей стране музыкальной терапии как самостоятельного метода ("музыка мозга" Я. Левина, вокало- и музыкотерапия С. Шушарджана, музыкотерапия В. Петрушина, онтопсихологическая музыкотерапия, кое-какое доморощенное "чудо-целительство") и как компонент комплексного лечения или психотерапии (аутогенная тренировка, метод С. Грофа, терапия творческим самовыражением М. Бурно, психотренинги с музыкой В. Басова, "бинауральные" технологии Р. Монро со товарищи) рассматривались нами ранее, поэтому ограничимся описанием лишь некоторых, не затронутых в нашем предыдущем обзоре методов, а также фрагментов необъятной зарубежной литературы по этой тематике.

Нетрадиционная система постановки голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее воздействие. Его методика основана на восстановлении природной способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно громкий голос): применяются упражнения для формирования "малого дыхания" и улучшения соединения гортани с трахеей, т.к. звук голоса порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и выразительно, а как следствие - повышается коммуникабельность и уверенность в себе, а заодно - способность к релаксации, снятию лишнего напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка отдельным методикам "онтопсихологической" музыкальной терапии А. Менегетти: "...все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела... Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс... чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах."

Метод музыкальной электростимуляции был предложен В.С. Тесленко. "... Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод электродного лечения (электрофорез) и новый - ...прослушивание музыки. ...на электроды подается электрический сигнал, преобразованный из звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного воздействия. А синхронное  прослушивание этой же музыкальной композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает электродное воздействие ...известно множество заболеваний, которые он (такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией".

 

Таблица частот и их нозология (по В.С. Тесленко, приводится с сокращениями - М.Л.)

 

Частота в гц Нозология
0,04 лейкоцитстимулирующий
0,1 аутоиммунные заболевания
0,2 детоксикация почек
0,3-3,0 тета-ритм головного мозга, начальная фаза сна, глубокая медитация
0,4 стимуляция лимфотока, кровотока, детоксикация печени
0,7 дерматит, экзема
0,7-4,0 воздействие на лимфо- и гемодинамику
0,9 астма, токсические и инфекционные поражения печени (гепатит, цирроз)
1,0-10 стимуляция сенсорных и моторных рецепторов
1,2 аутоиммунные заболевания, тахикардия, слабость в коленных суставах
1,2 симпатикотонический, (адренергический), противовоспалительный, антиаритмический, регуляция ликвородинамики, лимфостимуляция, вазогенный
1,33 регуляция иммунной и барьерной функции кожи
1,6 артриты, артрозы
1,65 ваготонический
1,7 акнэ, абсцесс, гипотония, дерматит, парадонтоз, симпатикотоническое действие, фурункулез, экзема
1,75 адренергический, антигистаминный, противоаллергический
2,2 психостимулирующий
2,5 бессоница, вегетативные нарушения, гиперменоррея, головная боль, связанная с заболеваниями придаточных пазух носа, контузии, травмы, парадонтоз, синусит, экземы
2,6 вирильный синдром, геморрой, головные боли при заболеваниях печени, кишечная головная боль, дерматит, импотенция
2,8 нефрит, нефролитиаз, почечная колика, нефросклероз, уремия
2,9 насморк (синусит)
3,0-7,0 дельта-ритм головного мозга, транс, глубокий гипноз, повышение регенерационных способностей организма
3,3 антисклеротический, гипотензивный, гипергликемизирующий
3,5 желчнокаменная болезнь, меланхолия, нефролитиаз, почечная колика, страх, слабость в коленных суставах, меноалгии
3,5 дофаминергический
3,6 воспаление, плаксивость, раздражительность
3,7 антиспастический
3,8 аллергия, геморрой,спазмы различного генеза
3,9 обезболивающий, седативный, антифобический; невралгии, расстройства сна (фазы засыпания)
4,0 адипозогенитальная дистрофия (ожирение), астма, вирильный синдром, геморрой, гиперменоррея, эндокринная головная боль, головокружения, гипофизарные нарушения, импотенция, климакс, меноррагии, панкреатогенные нарушения
4,6 нарушения функции паращитовидной железы (воздействие на баланс кальция)
4,9 вирильный синдром, менингеальная головная боль, климакс, меноррагии, ожирение, ригидность затылочных мышц, фурункулез, меноалгии
5,5 сосудистая головная боль
5,8 отогенная головная боль, депрессии
6,0 парасимпатикотонический, гипотензивный, противосудорожный
6,0 -10,0 повышение работоспособности
6,3 головные боли, обусловленные церебральными ангиоспазмами, неврозы, раздражительность, сотрясение головного мозга
6,8 миалгии, судороги мышц
7,0-14 альфа-ритм головного мозга, интелектуальная активность, медитация (у детей данный ритм доминирует)
7,0 стимуляция серотонина
7,5 невралгия тройничного нерва
7,7 паралич спастический
8,0 спазмолитический, регуляция синтеза ДНК
8,0-10,0 наибольшая стимуляция эндорфиновых антиноцицептивных структур, регуляция транспорта катионов, анионов и биологически активных веществ в межклеточной жидкости
8,1 мочегонное действие (диуретическое, баланс калия и натрия), нефролитиаз, почечная колика, нефрит, цистит, пиелоцистит
8,6 переломы, язва двенадцатиперстной кишки
9,2 гипертония, отогенная головная боль, нефрогенная головная боль, подагра, диастолическая гипертензия, дерматит, паралич спастический, нефросклероз, уремия, фурункулез, экзема, сахарный диабет
9,3 паралич вялый
9,45 ангина фолликулярная, астма, тонзиллогенные головные боли, нарушения функции надпочечников, спастическая гипертония
9,6 вертеброгенный, диуретический, иммунодепрессивный, противоаллергический, антисеротонинэргический, артрогенный (выведение токсинов), антидепрессивный, седативный, антиревматический
9,7 артриты, артрозы, ишиас, подагра, нефросклероз, уремия, ревматизм; анальгетический, тонзилогенный, обмен фосфора и кальция
9,8 регуляция гепато-билиарной системы
10,0 высвобождение калия, противоязвенный, противоотечный
14-30 бета-ритм головного мозга- мыслительная активность, концентрация, логические выводы, интелектуальная активность, инстинкт самосохранения ("бегство-борьба"), страх, психосенсорные реакции
20-30 стимуляция нейро-мышечной передачи при парезах
25-100 стимуляция парасимпатической нервной системы, вазодилятация
72 обмен кальция
100 торможение симпатической нервной системы
80, 240 анальгезия

 

Оригинальный метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние размышления о "цвете тональностей" А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера, автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным цветам (красному, желтому, зеленому, синему), а минор - дополнительным (фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору, который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания. По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то, во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план произведений - переходы из одной тональности в другую, часто имеющую "другой цвет". Кроме прочего, автор постулирует соответствие тональностей и цветов знакам Зодиака, "стихиям" (вода, воздух, огонь, земля), к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее произведение - ассоциированное с "его" цветом, "правильной" тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи квалифицированным музыкантом), то благотворный результат очень высоко вероятен.

Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее иммуно-стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть "правильной" для конкретного пациента, индивидуально подобранной. Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий (тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача, музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже)) на такой показатель активности иммунной системы, как уровень иммуноглобулина "А"; значимое повышение его уровня достигалось только при звучании музыкальной программы Музак.

Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно подтверждается снижением содержания кортизола в слюне. Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и большей общительности пациентов.

В западных странах музыка также широко применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных - при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т.п. В учреждениях для престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным "фоном" показало, что меньше беспорядков происходило при звучании "кантри" и легкой электронной музыки, чем когда включался "тяжелый рок" и "рэп".

Музыкальная терапия показала определенную эффективность при лечении больных с инфарктом миокарда, т.к. "релаксирующая" музыка помогает снизить у них частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам, причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном биологическом уровне - снижения побочных эффектов химиотерапии - не обнаруживается.

Музыка на работе

Функциональная музыка на рабочих местах с позиций инженерной психологии может считаться регулирующим звеном контура управления человеко-машинной системы, а если работающий ее сам выбирает и регулирует звучание, то можно говорить о подсистеме "человек-музыка". Музыка в системе трудового поста имеет для психики значение, подобное тому, что смазочные масла - для машин. Характерно, что именно такой термин употреблен историографами функциональной музыки: она, дескать, была призвана "подмазать" ("lubricate") капиталистическую экономику.

Чаще всего она существует как "фоновая", воспринимаемая на периферии сознания работающего ("background"), но в зависимости от характера работы (в основном при ее высокой монотонности и небольшой сложности) может выступать на "передний план", обладая полноценным художественным содержанием. В ряде случаев приемлема также "метроритмическая концепция", восходящая к традиции старинных трудовых песен, когда рабочие движения выстраиваются в такт музыке (Бюхер К., 1923, Эсебуа Р.Ш., 1981).

В исследовании, недавно проведенном в Великобритании, установлено, что музыка является ведущим фактором, влияющим на выбор радиопередач, прослушиваемых на рабочих местах. При этом в качестве мотива выбора чаще всего называется то, что "просто нравится музыка" (25%); почти столь же часто упоминается, что "так быстрее проходит время", "легче переносить монотонность и скуку", или что мотив выбора как таковой отсутствует ("просто включено радио"); гораздо меньшее число опрошенных указывают, что музыка "повышает работоспособность" или "расслабляет" (по 5%), либо что они включают ее "для клиентов" (4%). Порой оказывается, что музыка, включаемая против воли работающего, только создает проблемы - мешает работать, раздражает. Как видно, при стремительно расширяющихся технических возможностях и в основном совершенно стихийном характере прослушивания музыки на рабочих местах у "господ империалистов" по сей день имеются большие проблемы с научно обоснованным внедрением функциональной музыки: зачастую встает вопрос уже не о том, чтобы она приносила существенную пользу - помогла повысить производительность труда, снизить травматизм и т.п., а о том, чтобы не нанесла вреда, несмотря на то, что серьезный опыт в этой области накапливается уже в течение многих десятилетий.

Еще до 1-й мировой войны французский предприниматель Ж. Вернье приступил к организации "Национального движения за воскрешение музыки в цехах". В послевоенные годы в США была широко известна "танцевальная прачечная", владельцы которой целыми днями проигрывали работницам на граммофонах пластинки с записями синкопированных танцевальных ритмов. Это, по словам представителя компании, "решило проблемы добровольного повышения производительности труда лучше любого мастера и начальника цеха". В дальнейшем масштабы применения музыки на предприятиях непрерывно возрастали. Предприниматели нанимали ансамбли, которые выступали перед рабочими непосредственно в цехе; широко использовалась и "консервированная" музыка, т.е. музыка в грамзаписи. К концу 1920-х годов в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку.

На массовый поток, на широкую коммерческую ногу функциональная музыка была впервые поставлена англо-американской корпорацией "Музак" - ныне наиболее известным ее поставщиком. Ее основателем в 1934 году явился американский генерал, командир Сигнального корпуса армии США, сквайр Джордж Оуэн. Тогда, в эпоху повсеместного распространения электричества и телефонов, у него возник замысел передавать по телефонным проводам для всех желающих новые музыкальные шлягеры, равно как новости и объявления. Идея оказалась не особенно выигрышной: тогда, на заре беспроводного вещания, он исходил из ложного представления, будто люди станут платить за то, что можно услышать по радио бесплатно. Свое лицо компания обрела, когда переориентировалась на музыку для рабочих мест, а не для дома. В годы Второй мировой войны их программы звучали на английских военных заводах, на отдельных предприятиях в США. Продолжая передавать свою музыку по телефонным проводам, Музак стала в 1950-е годы крупнейшим заказчиком Американских телефонных линий. К 1970-м годам их собственными заказчиками стали большинство крупнейших банков, индустриальных и страховых компаний мира: достаточно назвать известных российскому потребителю General Motors, Ford, IBM, Proctor and Gamble, Kodak и др. Слушают их программы и в Пентагоне; они включены в список дополнительного оснащения американской армии, внедрены на радарных станциях войск противоракетной обороны. В 1994 году продукцию Музак слушали до 80 миллионов человек. Музак постоянно расширяет области применения своих разработок. Так, на государственном животноводческом хозяйстве в Иллинойсе их функциональная музыка успокаивает скот, отправляемый на бойню, чтобы от излишнего выброса адреналина не повышалась свертываемость крови и тем не ухудшалось качество мяса.

Компания Музак немало усердствует в оберегании своих авторских прав. В их музыкальных записях, коль скоро они воспроизведены на любом оборудовании, кроме "родного", т.е. для них именно предназначенного, во всеуслышание раздается морзянка: "M-U-Z-A-K".

Как правило, музыка для функциональных программ Музак специально не сочиняется, однако в корпорации работают музыканты, делающие обработки уже существующих произведений (но не самых прославленных шлягеров). Вокальные партии заменяются инструментальными; диссонантные гармонии смягчаются, прихотливые ритмы сглаживаются; убираются резкие мелодические скачки путем переноса ноты в другую октаву; жестко звучащие тембры (в основном электрогитар и медных духовых) заменяются на другие. Таким путем достигается нужный эффект "заднеплановой", или "фоновой" музыки - не захватывать внимание, а поддерживать сосредоточение, предупреждать отвлечение на посторонние размышления, неизбежно происходящее при однообразии действий и звукового фона. "Музак буквально убирает лишние мысли из головы работающих". Специалисты корпорации говорят, что нудная (или "надоедливая, докучающая" - "boring") работа, если ее делать под нудную музыку, становится... менее нудной. Мнение это, однако, не всегда справедливо. Как показано в исследовании В.К. Липинского, музыкальное сопровождение, составленное на основе "фоновой" концепции, абсолютно не улучшало качество операторской деятельности в условиях сенсорной депривации и монотонности "в силу однообразия самого музыкального материала". По данным этого исследователя, для деятельности в таких условиях "оптимальной" по функциональному действию оказалась наиболее разнообразная по жанрам и высокохудожественная музыкальная программа. Музак, однако, вовсе никогда не придерживалась исключительно "фоновой" концепции; сейчас это лишь одна из разновидностей их программ - "фоновый", или "средовой" ("environmental") канал вещания. Вообще же в их тщательно систематизированной фонотеке, насчитывающей десятки тысяч записей, содержатся программы самого различного характера.

В Советском Союзе на производстве было рекомендовано использовать 4 вида программ функциональной музыки в зависимости от степени монотонности и сложности труда, причем чем проще и монотоннее был труд, тем больше использовалось вокальных произведений, т.е. тем больше музыка была "переднеплановой", а не "фоновой". Музыкальных передач за смену было, как правило, от 7 до 9, и занимали они чаще всего от 90 до 120 минут; их количество и общая продолжительность различались также в зависимости от времени суток и года: в ночную смену и зимой музыка передавалась на 1-2 раза чаще или на 15-20 минут дольше. Сменные программы функциональной музыки соответствовали следующим видам работ:

  • Простые сборочные работы на конвейере с продолжительностью операции менее 1 мин. при свободной позе; в программах функциональной музыки рекомендовано применять до 50% песен на родном языке.

  • Сложные сборочные работы на конвейере с продолжительностью операции 1-5 мин. при несвободной позе сидя; допускается 30-35% песен на родном языке при повышенных требованиях к ровности, ритмичности, мелодичности;

  • Простые операционные машинные работы при несвободной позе сидя, в условиях свободного темпа, несколько повышенного шума и существовании некоторой опасности травм; допускается 20-30% песен на родном языке при требовании ровности ритма, мелодического рисунка, инструментовки и громкости;

  • Сложные операционные ручные работы при несвободной позе сидя, требующие повышенной концентрации внимания и напряжения зрения; можно включать в программу не более 10-15% песен на родном языке при максимальных требованиях ровности звучания музыки.

Эти рекомендации во многом явились развитием идей, почерпнутых из разработок французского консультативно-коммерческого бюро (ДМС): виды работ там были классифицированы по степени загрузки внимания (работа вручную напильником - 25%, управление машиной на улице крупного города - 59%, чтение - 100% и т.д.), и считалось, что нужда в функциональной музыке тем выше, чем эта загрузка меньше. К слову сказать, описание этого французского опыта перекочевало из обзоров А.А. Перроте (1961-62 годы) в несколько вышедших впоследствии книг, вплоть до "Музыкальной психологии" А.Л. Готсдинера (1993 год) - специалиста именитого, но весьма далекого по основным профессиональным интересам от проблем функциональной музыки.

Возвращаясь к зарубежному опыту, нужно отметить, что еще в середине 1950-х годов Дон О’Нейл разработал "Систему нарастающей стимуляции" для поддержки работоспособности, которая стала стержневой основой составления музыкальных программ компании Музак. В течение рабочего дня музыка включается 15-минутными блоками, вмещающими по 5-6 произведений, перерывы между которыми также составляют до 15 минут. Каждое произведение в блоке - более стимулирующее (возбуждающее), чем предыдущее. Каждая композиция получает определенный "балл стимулирующего действия", выставляемый с учетом таких параметров, как темп, ритм, звуковая масса (последнее определяется исходя из количества и свойств звучащих инструментов). В норме друг за другом в программе выстраивают композиции, получившие баллы: 3, 4, 5, 5, 6. Однако в периоды наиболее сниженной работоспособности - утром и после обеда - нужна последовательность произведений, набравших 4, 5, 6, 6, 6 баллов. В нашей стране такой детализированной системы оценки функционального действия музыки разработано не было, хотя, вероятно, и могло быть. Например, В.Б. Поляковой установлено, что изменения частоты сердцебиения у слушающего зависят от того, какой состав инструментов исполняет одну и ту же мелодию: когда тема "Болеро" М. Равеля проводится чистыми тембрами, пульс возрастает в среднем на 6%, когда играют смешанные тембры - на 10%, а когда вступает тутти оркестра - на 11,5%. Никаких определенных "баллов стимулирующего действия" произведениям не присваивалось; в созданных на советских предприятиях фонотеках функциональной музыки на каждую композицию составлялась карточка, где записывался ее темп и ритм, продолжительность, основной состав звучащих инструментов и небольшие комментарии (наподобие такого: "Мелодия приятная, задумчивого характера" и т.п.).

Критически настроенные мыслители говорят, что с развитием функциональности музыки происходит не просто подмена способов ее создания и слушания, а сознательная подмена человеческой общности, каковую и призвана порождать музыка, во всяком случае - "живая", механистической псевдо-общностью. "Так что функциональная музыка не так уж безвредна... постоянно звуча на заднем плане, она символизирует незыблемую власть технократии". Впрочем, руководители корпорации Музак откровенно признают, что их продукция не претендует представить собой культурно-художественную ценность, заявляя, что "музыка - это искусство, а Музак - это наука".

Музыка и торговля

Читатели, должно быть уже догадались, что в советские времена по идеологическим соображениям никто не мог поставить задачу "больше продать" с помощью музыки. В нынешней же России до этого еще руки не дошли (во всяком случае до научного исследования этого вопроса). А вот в Европе, по сравнению даже с Америкой, функциональная музыка нашла большее приложение не на производстве, а как раз в сфере торговли и всевозможного сервиса, причем с ориентировкой более на потребителя, нежели работника. Для корпорации Музак это стало ведущим направлением деятельности наряду с музыкальным сопровождением труда. Музыка, звучащая в магазинах, стала в не меньшей степени определять их облик (нынешней модой поименованный "имиджем"), чем ассортимент товаров, оформление и расположение деталей интерьера и т.д. Это справедливо в первую очередь для небольших, узко специализированных торговых точек: они часто предназначают как свои товары, так и музыку для клиентов определенной возрастной и социальной категории, или специфических вкусов. Для крупных универсальных магазинов - супермаркетов - больше характерен "фоновый" подход к созданию музыкальной среды: там звучит больше инструментальных произведений, а уровень громкости относительно шума в помещении заметно ниже.

На "плотность движения" в магазинах и объем покупок, как было установлено, влияет темп музыки: когда звучала медленная музыка, средняя величина покупки была на 38% выше, чем когда звучала быстрая. С другой стороны, чем выше темп музыки в питейных заведениях, тем быстрее употребляются напитки. Был также обнаружен курьезный факт влияния национальной принадлежности музыки на выбор вин: из какой страны музыка, той страны вина больше и покупают. Обнаружено влияние музыки, передаваемой в телефонную трубку для ожидающих ответа, на время ожидания: терпение клиентов всего более поддерживает джаз, далее по убыванию эффекта следуют кантри, классика, поп-музыка и "релакс" (разновидность электронной музыки). В другой работе сообщается о повышении "сговорчивости" клиентов банка, их готовности сотрудничеству и заключению сделок на фоне звучания классической музыки. Такие характеристики музыки, как "приятность" и "бодрость", способствовали дружественному расположению клиентов. Влияние "приятности" было более выражено при высоком и низком, чем при среднем уровне "бодрости" музыки, аналогичным образом "бодрость" оказалась более значимой при высоком и низком, чем при среднем уровне "приятности". Это лишь немногие из результатов проводимых на эту тему исследований.

В одном московском торговом центре автору недавно случилось встретить "живой" джаз-бэнд: посещаемость магазина он явно увеличивал, но посетители больше стояли вокруг музыкантов и слушали, чем ходили покупать... Через неделю этой команды там уже не было - видимо, экономически себя не оправдали. Но им, заметим, просто не создали правильных условий: следовало бы как минимум поставить микрофоны и транслировать их игру по всему трехэтажному помещению.

Музыка за рулем

Первые звуковые устройства в машинах - радиоприемники - начали использоваться в 1940-х годах; в 1960-х, благодаря появлению компакт-кассет - первых пригодных для условий автомобиля носителей звукозаписи - стали устанавливаться магнитофоны, а в 1980-х - проигрыватели компакт-дисков. В нашей стране "музыка" (т.е. соответствующая аппаратура) в машинах как массовое явление бытует немногим более десятилетия. Процитированная книга Ю.И. Козюренко является едва ли не единственным отечественным литературным источником на эту тему, причем касается только технико-экономических, но никак не психологических вопросов.

В западной научной печати имеются некоторые публикации на тему психологического воздействия музыки на водителей. По результатам проведенного интервью, для 50% отвечавших машина - место, где они находят уединение и могут беспрепятственно послушать музыку по своему выбору; Один респондент социологического исследования заявляет: "Только в машине я могу включать музыку так громко, как захочу"; подобная установка, скажем прямо, не способствует безопасности дорожного движения. 11,3% опрошенных говорят, что большую часть своих музыкальных впечатлений получают именно за рулем. В основном испытуемые интуитивно приходят к пониманию того, какая музыка им требуется для достижения нужного эффекта. На поведение за рулем больше всего влияет музыка, которая нравится, или, напротив, вызывает раздражение. Изучено влияние музыкального сопровождения при выполнении водительских заданий на точность и на бдительность разного уровня сложности. Влияние музыки на выполнение простых заданий на точность вождения отсутствует. Во всех условиях улучшалась реакция на сигналы, возникающие в центре поля зрения, однако при выполнении сложных заданий с музыкальным сопровождением высокой громкости реакция на сигналы, поступающие с периферии поля зрения, ухудшалась. Результаты подтверждают ранее обнаруженное возрастание избирательности внимания, связанное с возбуждающим действием музыки, а также положительное влияние музыки средней громкости на эффективность выполнения заданий на бдительность.

Сведений о внедрении специально составленных программ функциональной музыки на автотранспорте нам пока не встречалось.

Музыка в спорте

Использование музыки в спорте и физкультуре известно со времен древнегреческих олимпиад. Многое из этой традиции забыто и заброшено, но многое и возрождается, хотя большей частью довольно беспорядочно.

Современные фитнес-центры превращаются, по словам менеджера корпорации Музак М. Кларка, в "дискотеки с тренажерами". Хотя объективное улучшение спортивных результатов не всегда достигается, применение музыки оправдывается уже тем, что она делает процесс тренировки более приятным, а также задает "внешний фокус" вниманию занимающихся, отвлекая от чувства напряжения и тем самым отчасти повышая выносливость и желание тренироваться. Специалисты в вышеупомянутой "онтопсихологической" музыкотерапии замечают, что их метод "...хорошо сочетается с физическими упражнениями. Суть спортивных тренировок не в совершенствовании мышц: спортсмен может обладать совершенной мускулатурой, и тем не менее внезапно умереть... Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится...".

В ранних работах Л.Я. Дорфмана, ныне известнейшего специалиста в психологии искусства, изучалась роль индивидуальных различий во влиянии музыки на работоспособность. Оказалось, что при выполнении "степ-теста" музыкальное сопровождение (в большей степени - мажорное), лишь увеличивает мощность, не меняет но или даже снижает количество выполняемой работы - проще говоря, человек работает в более высоком темпе и потому скорее "выдыхается"; особенно это характерно для людей "слабого" типа нервной системы - у них мощность возрастает только в период работы "до утомления" и уже в этот период снижается общее количество работы, тогда как при "сильной" нервной системе оно начинает снижаться только в период работы "до отказа". Существуют зарубежные данные тех же лет о том, что музыка, в особенности синхронизированная по ритму с движениями человека, способствует повышению выносливости (вопрос о типологических различиях нервной системы обследуемых там не ставился). А вот при выполнении "анаэробного" теста (на задержку дыхания) влияния музыки на выносливость не обнаружено. Впоследствии было установлено, что при "слабом" типе нервной системы повышение работоспособности под влиянием музыки связано с переживанием эмоций "страдания", а при "сильном" - "радости". Следует отметить некоторую, можно сказать, скептическую парадоксальность результатов этого исследователя: как известно, в проводившихся ранее опытах изучения работы на эргографе было установлено, что музыкальное сопровождение, в особенности быстрое и мажорное, повышает количество выполненной работы, а не только ее темп. Возможно, здесь имеет значение характер мышечной работы: степ-тест - более "суровое" испытание, вызывающее общее утомление, а работа на эргографе требует напряжения только мышц, сгибающих один палец.

Качество выполнения ряда упражнений каратэ, оцененное экспертами по нескольким показателям, оказалось значимо выше в условиях музыкального сопровождения, чем "белого" шума. В нашей стране также сделаны разработки функциональных музыкальных программ для занятий рукопашным боем.

По анализу итогов различных исследований было заключено, что музыка, ритмически синхронизированная с упражнениями, улучшает результаты их выполнения при субмаксимальной нагрузке, к тому же снижая субъективное чувство напряжения; в случае, когда синхронизация невозможна, таких однозначных выводов сделать нельзя, однако можно утверждать, что тренировки проходят с большим удовольствием. Как правило, музыка улучшает эмоциональное состояние занимающихся спортом как при средней, так и при высокой интенсивности нагрузки.

Наиболее детально разработанная и системно выстроенная методика использования музыки для спортсменов предложена Ю.Г. Коджаспировым. Она интересна тем, что возрождает традиции музыкального сопровождения для тех видов спорта, в которых они были давно забыты: в первую очередь это ациклические виды (бокс, борьба), где, в отличие от циклических (бег, плавание и т.п.), часто бывает затруднительно или невозможно "выстроить" движения под музыку (синхронизировать с ее ритмом). Музыка используется во время трех из восьми типичных структурных частей тренировки: в подготовительной части, на этапе отработки отдельных технических действий и в заключительной части. Эти периоды характеризуются выполнением простых или достаточно заученных упражнений. Музыкальные программы соответственно делятся на музыку врабатывания, лидирующую и успокаивающую музыку. Продолжительность музыкальных программ рекомендована от 10 до 25 минут. В циклических видах спорта рекомендованы относительно более длительные программы, а также большее количество вокальных произведений.

Музыка в образовании и воспитании

Многим из читателей, несомненно, знакома такая ситуация: ваше чадо, садясь за уроки, включает на едва переносимой громкости записи групп "Rammstein", "Slip knot", "Крематорий", "Король и шут" и разный прочий "хард", "панк" и "металл", вы же восклицаете: "Как можно учиться под такое?!". Исследования убеждают, что иногда - можно, но лучше - не под "такое". Не впервой приходится слышать сетования и по поводу "пагубного" морального влияния некоторых жанров: некогда и джаз (теперь ставший почти элитарным искусством, прошедшим путь от дансингов и пивных до консерваторских залов) обвинялся в том, что он рука об руку с психоанализом низвел нравы людские в пучину "сексуальной революции".

В.В. Александрин говорит следующее: "коснемся опасности, которая подстерегает любителей современной музыки в ритме "дельта" (ритм "дельта-волн" головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии сна, глубокого транса, комы - М.Л.) - молодых людей, активно... слушающих поп-музыку, рок и рэп. Ритм этой музыки (около 150 ударов в минуту)... попадает в полосу "шаманских" частот (т.е. частоты ударов "магического" бубна, используемого шаманами разных народностей - М.Л.), причем, в отличие от джаза или классической музыки, ритм этот акцентирован, очень громок и почти лишен вариаций... (он) как раз соответствует частоте эпилептиформных разрядов... эпилептиформные разряды - это синхронная активность большой массы нервных клеток, модулированных по частоте 2-3 гц, то есть по частоте дельта-ритма. На дискотеках к музыке добавляется ритмичный танец и ритмичное же мигание ярких прожекторов в темноте... - словом, налицо полный набор психотехнических приемов, вызывающих доминирование дельта-ритма в мозге... танцующий на несколько часов погружает свой мозг в условия, способные вызвать искусственный малый эпилептический припадок... он может оставить после себя нехороший след в виде застревающего типа мышления с любой навязчивой мыслью, в том числе и о самоубийстве. В одном из подмосковных городов... три подружки, ... выбросились с восьмого этажа. ...девушки были абсолютно здоровы психически и не употребляли ни водки, ни анаши... ни даже пива. Все они воспитывались в полных семьях... (их) родители не были ни алкоголиками, ни садистами... Они были большими поклонницами молодежной музыки, ходили в дискотеки и одну из любимых своих певиц слушали на полную громкость все три часа, предшествовавшие суициду"...

Несколько исследований было специально посвящено вопросу о возможной связи прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее "проблемными" считаются жанры "рэп" и "хеви-метал". Так, у поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, сексу и антисоциальным поступкам. Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению оружия и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в места лишения свободы. Другими авторами изучалось влияние рэп-музыки на молодых мужчин - афроамериканцев. Три группы обследуемых просматривали различные видеозаписи, включавшие: рэп-музыку с темой насилия; рэп-музыку без темы насилия; видеозапись без музыки. Далее им предлагалось прочесть и обсудить два сюжета: о насильственных действиях в отношении мужчины и женщины; о молодом человеке, который собирается добиться успеха, упорно занимаясь учебой, тогда как его безработный приятель "чудесным" образом становится обладателем дорогих и красивых вещей - машины, одежды и т.п. результаты показали: 1). Просматривавшие видео с темой насилия выразили большее одобрение насильственных действий и готовность участвовать в них, причем особенно отличались одобрением насилия в отношении женщины; 2). Обе группы, просматривавшие запись с рэп-музыкой, выразили большее желание быть такими, как "материалистичный" молодой человек и были менее уверены в том, что учеба поможет другому юноше достичь его целей.

Исследователями оценивалось и влияние жанра "heavy metal" с сексуально-агрессивным содержанием на отношение молодых мужчин к женщинам, уровень сексуального возбуждения, а также одобрение насилия в отношении женщин. Испытуемые слушали три вида музыки: heavy metal сексуально-агрессивного и "христианского" подвида и легкую классическую музыку. Независимо от содержания текстов прослушивание "тяжело-металлической" музыки усиливает мужскую поло-ролевую стереотипизацию (культ "мужественности") и негативное отношение к женщине. Неожиданно обнаружилось, что уровень сексуального возбуждения больше повышает классическая музыка. Как оказалось, методологически выверенное исследование, не позволяетустановить однозначной связи между прослушиванием "heavy metal" и агрессивностью. Так, обнаружено влияние субъективных предпочтений слушающих: повышение уровня эмоции гнева при звучании этой музыки наблюдается только у тех, кто не является ее поклонником.

У несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают ее связь прослушивания с противоправным поведением. В исследовании, посвященном изучению связи между делинквентностью (склонностью к правонарушениям) и предпочтением стиля хэви-метал, получены неоднозначные результаты. Влияние этой музыки на делинквентное поведение наблюдается только в условиях низкой степени родительского контроля. Не обнаружилось связи предпочтения хэви-метал с наличием друзей-правонарушителей. Неожиданно оказалось, что ученики с более высокой успеваемостью чаще увлекались этой музыкой и оценивали сами себя как более делинквентных.

Для объяснения этих не всегда вполне согласующихся результатов применяют несколько теоретических моделей: во-первых, музыка, как мощное выразительное средство, дает выход переживаниям, позволяет, говоря технической метафорой, "выпустить пар", предотвратить эмоциональный "взрыв" (не стоит, однако, в этой связи забывать высказывания В. Франкла и других психологов, придерживавшихся гуманистической парадигмы, о том, что эмоции, как и прочие человеческие способности, "упражняются", и не через что иное, как способ выражения таковых); во вторых, она скорее служит "зеркалом души" тех, кто стремится ее слушать, чем сама по себе оказывает влияние; в-третьих, сколько-нибудь существенное вредоносное воздействие музыки возможно только при определенных дополнительных условиях - таких, как уже имеющееся негативное эмоциональное возбуждение.

Исследовалась также связь между пристрастием молодых людей к стилю хэви-метал и суицидальными склонностями. Поклонники этого стиля характеризовались меньшим жизнелюбием (особенно юноши) и большей частотой мыслей о самоубийстве (особенно девушки). При этом, учитывая, что у всех опрошенных музыка улучшает настроение, авторы заключают, что слушание "хэви-метал" вряд ли само по себе повышает суцидальный риск, однако может служить его индикатором. Социологическое исследование, проведенное в 50 американских штатах, показало положительную связь числа юношей-самоубийц с объемом подписки на журналы, посвященные субкультуре "хэви-метал". Вероятно, эта музыка, попадая на "благоприятную почву" имеющихся у тех или иных индивидов аутоагрессивных (саморазрушительных) наклонностей, именно у них с большей вероятностью становится пристрастием и, в свою очередь, способствует дальнейшему взращиванию склонности к суициду. Начав данную тему "за упокой", продолжим "за здравие".

В исследовании В.Б. Поляковой было показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепьянных сонат В.-А. Моцарта способствует лучшему развитию пространственно-временных суждений у студентов колледжа, так что в обиход вошел даже термин "Моцарт-эффект". Правда, детальный анализ большого количества данных, собранных разными учеными, показал, что коэффициент интеллектуальности (IQ), в среднем, как известно, равный 100, с моцартовской помощью в среднем возрастает всего на 1,4, или 0,9 стандартного отклонения. Другой исследователь приходит к выводу, что "Моцарт-эффект" заключается большей частью только в совершенствовании одной специфической способности - мысленного вращения объектов.

В одном эксперименте детям 11-12 лет давались задания - запоминание текста и проективный тест на альтруизм в повседневных ситуациях - в тишине или под музыку, предварительно оцененную ими как "приятная-умиротворяющая" либо "неприятная-агрессивная". Обнаружилось значимое положительное влияние "приятной" музыки как на запоминание, так и на вероятность альтруистической реакции. Помимо этого выяснилось, что на скорость и качество чтения или выполнения логических умозаключений студентами музыкальное сопровождение не влияет, однако при "возбуждающей" музыке многие отмечают трудности сосредоточения. В письменных работах школьников 11-12 лет влияние музыки существенно проявляется не на базовых литературных навыках, а на творческих достоинствах сочинений, причем "волнующие" истории лучше пишутся под "успокаивающую" музыку.

Убедительные результаты получены при использовании оркестровых сочинений Моцарта в качестве музыкального фона при обучении детей "трудного" поведения. Заметно снизились агрессивность и непослушание, улучшилась координация движений при ручных работах; физиологические замеры показали также снижение температуры тела, пульса и т.д., что привело автора к выводу, что "моцартовский эффект" находится в тесной связи с выработкой эндорфинов, благодаря которым, говоря образно, таким детям гормоны не так сильно бьют в голову. Похожий результат - уменьшение агрессивности детей, сокращение избыточной активности (непоседливости), повышение доброжелательности и увеличение успехов в математике - получен и другим автором.

В Военно-инженерной Академии им. Ф.Э. Дзержинского в порядке эксперимента музыка включалась во время лекций по техническим дисциплинам. В результате повысилась удовлетворенность слушателей процессом занятий, им легче стало длительно поддерживать сосредоточенность, хотя значимого влияния на результаты учебы выявлено не было. Было показано, что в первые 1-2 занятия требуется некоторая адаптация к музыкальному фону.

В недавние годы был разработан цикл "Музыкальных тренингов личностной и творческой самореализации" для педагогов, психологов и музыкантов с целью решения некоторых проблем профессионального становления - самочувствия и саморегуляции, уверенности, преодоления сложностей в общении, личностного и профессионального самовыражения, мотивации к деятельности; применяемые методики включают слушание музыки, исполнение известных сочинений, импровизацию, "телесно-ориентированные" техники слушания "внутри себя".

Проведенный обзор позволяет заключить, что сегодняшняя ситуация в области функциональной музыки в нашей стране и за рубежом имеет более общего, нежели различного. Знакомая с детства нашему поколению формула "вперед, догоним США" и ныне относима к развитию функциональной музыки как культурного явления; но по некоторым направлениям, говоря строчкой Визбора, "мы впереди планеты всей". Конечно, как уже во всём повелось, быстрее прочего развивается то, что сулит скорейшие барыши: потому музыкальная терапия всех мастей и расцветает пышным цветом, не всегда принося добрый плод; в использовании же музыки на производстве наша страна, сделав стремительный скачок около 30 лет назад, теперь снова порядком отстает, а поставить на научную основу применение музыки в сфере потребления сильно мешает "тяжкое наследие прошлого". Посему для завершения нашего обзора мы не находим ничего лучшего, как призвать читателя к функционально-музыкальному и культурному оптимизму, не воинствующему, но настойчивому...

 

 

 

 

 

 
Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 -
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100