дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице

НОВАЯ "Memento, Книга Перехода" (электронная книга)
Университет Уверенности: Проблемарий

Levi Street / Музыкальная аптека / Музыка для жизни - 2


 

Максим Леви

ТРЕТЬЕ УХО
три беседы о прикладной музыке

 

беседа вторая

Как переджазанутый - перепопсанутому
магистрали прикладной музыки
музыка для работы и музыка для здоровья

 

Любая музыка становится прикладной или (синоним) функциональной (Ф-музыкой), если используется не просто для развлечения и удовольствия. Две магистрали Ф-музыки: музыка для здоровья и музыка для работы. Обе имеют многовековую историю и огромное разнообразие. Обе развиваются и сегодня. Однако что касается музыки для работы, то тут имеется изрядное отставание как по части теории, так и практических ориентиров.

Теперь кругом такая уйма жанров, стилей и технических возможностей звукопрослушивания, что куда как не просто решить: кому что, когда и зачем слушать или играть. Нет согласия даже в том, насколько Ф-музыка должна быть знакомой и предпочитаемой, любимой для слушающего.

Общая ситуация вполне напоминает игру незадачливого музансамбля: "кто в лес, кто по дрова"...

Попробуем совершить небольшую прогулку по путям-дорожкам современной Ф-музыки и посмотрим, как в нее вписываются или, скорей, пытаются затесаться различные музыкальные жанры.

Классика - она и в Африке классика?

Классическая музыка в популярном понимании (а говоря строже, академическая) - это европейская музыка от XVII до начала XX века. Именно эту музыку всего охотнее использовали во времена, когда она создавалась, да и в наши дни, как Ф-музыку для здоровья. Использовали, понятное дело, сами же европейцы, а вслед за ними американцы.

Близкие синонимы: музыкальная терапия, музыкотерапия, музыкальная психотерапия и ятромузыка, она же врачебная ("ятрос" = врач).

Первенствует здесь, конечно, музыка романтизма - самая эмоциональная, самая общедоступно-пафосная и возвышающе-человечная. Не надо и объяснять, просто послушать Шуберта, Шопена, Рахманинова... Классик Бетховен, который есть уже почти романтик, и более чем романтик - "типичный гений", как о нем сказал Игорь Стравинский - прошибает не только европейскую душу: его слушают с упоением и индейцы с берегов Амазонки, и африканские пигмеи...

Не маршируйте за компьютером

Хуже, однако, дело обстоит с применением классики в качестве Ф-музыки для работы. От такой музыки нынче требуется, как правило, не прямое воздействие типа "ать-два-левой-правой", как это делает военный марш и когда-то делали трудовые песни и пляски, - а косвенное, фоновое: нужно, чтоб музыка, с одной стороны, не мешала, не отвлекала от дела, а с другой - помогала поддержкой тонуса и настроения, массажем внимания - давала и освобождающий отдых, и рабочую мобилизованность.

Так вот, классика в классическом же исполнении (таком, как прописал сам композитор, аутентичном) - современной работе обычно мешает. Особо плохую услугу оказывают значительные перепады громкости (для симфонического оркестра - до 80-90 дБ в зале, до 20-25 дБ в записи).

Гораздо лучше трудиться под более давнюю старину - музыку эпохи Ренессанса, барокко... Эта музыка сдержанна, не ярка, не стремится захватить все ваше внимание и чувства, под нее можно сосредотачиваться на чем угодно - и она этому помогает, а не тянет одеяло на себя.

Не зря великий психофизиолог Ухтомский, создатель понятия о доминанте, ругал церковную музыку XIX века за "оперные красоты". Музыке, предназначенной для общения с Богом, говорил Ухтомский, нужна ровность - чтобы внимание к молитве не нарушать, а только поддерживать.

Вам вино или Гуно?..

Более или менее издеваться над классикой - обрабатывать и осовременивать в развлекательных и прикладных целях - начали не сегодня. Самый, пожалуй, классический пример такого вольного обращения - дописка Гуно мелодии "Аве Марии" к до-мажорной прелюдии Баха. Как обычно бывает, именно эпигонская переработка, рассчитанная на немедленный публичный успех, и стала хитом, а не строгий к себе и слушателю источник. Тот же Стравинский сказал об этой пьесе: "в натуральное вино насыпали сахара". Но - удачно, худого не скажешь, слушать приятно.

А что делалось дальше, какое панибратство и фамильярность, до хамства включительно!.. В 30-е годы ХХ века публика каталась от хохота под фокстротик, комично выделанный Ломбардо с его оркестром из знаменитого романтически-упоительного вальса "Сказки Венского леса" Иоганна Штрауса-сына. Из прелюдий и мазурок Шопена сотворяли джазовые хиты. А как поизвращали Моцарта - и Сороковую симфонию, и Турецкое рондо, и еще многое...

Но что интересно: как раз эта переделанная, адаптированная классика и оказывается чаще всего наилучшей Ф-музыкой. В музыкотерапии давно и хорошо зарекомендовала себя обработка канона Пахельбеля, выполненная Эвансом с использованием шума морской волны. Успешно на том же поприще подвизаются нарочито упрощенные аранжировки произведений Чайковского, Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Рахманинова, сопровождаемые природными звуками и шумами: ветер, дождичек, птички... Такие пьески-адаптески предназначены обычно для самых маленьких: "Малыш в лесу", "Малыш у реки"... Считается, и не без оснований, что они положительно влияют на нервную систему ребенка.

Эстрада, которую надо...

Легкая музыка, эстрадная музыка... Звучит собирательно, под одну гребенку. На самом же деле тут столько всякого-разного, такие полярности по духу и форме, каких нет и в классике.

А сейчас внимание! - Тем, кто интересуется Ф-музыкой для работы! - Пять великих имен! - Мастера истинно легкой музыки: Оффенбах, Штраус, Легар, Кальман и Дунаевский. Этих композиторов называет Р. Повилейко - один из асов нашей Ф-музыки, в советские годы именовавшейся производственной.

Можно дополнить его список еще многими: Берлин, Керн, Лоу, Портер, Мак-Хью... Если хотите вкусно работать и сладостно отдыхать - обзаведитесь их дисками. Жаль только, что громадному большинству слушателей сейчас суют в уши совсем другую эстрад-музычку, передаваемую в эфир коммерческими радиостанциями...

Эстрада, которой не надо

Вроде бы понятно без разъяснений: всюду, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать, - вокала не нужно. Песня не мешает работать только в том случае, если слушающий знает текст задолбленно-наизусть, т. е. для него в нем не содержится никакой информации. Допустимы и песни на непонятном или хотя бы неродном языке (и то надо поостеречься там, где требуется особая сосредоточенность и безошибочность, ибо человеческий голос более всех прочих звуков привлекает к себе внимание). Странно видеть, с каким постоянством работающие пренебрегают этим азбучным эргономическим требованием: работая на компьютере с документами, день-деньской слушают "Русское радио"!..

Рекомендации насчет медитации

Музыка направления "Нью-эйдж" - преимущественно электронная и электронно-акустическая, по посылу медитативная, заключает в себе богатейшие Ф-возможности. Этот жанр на сегодня, пожалуй, наиболее востребован профессиональными психологами и психотерапевтами. Его корифеями считаются Жарр, Шульц, Китаро, Анугама, Олдфилд. Особняком возвышается высокохудожественное творчество Вангелиса, впитавшее и традиции европейского симфонизма: например, одна из частей его чудесного альбома "Огненные колесницы" - роскошный концерт для фортепиано с электронными инструментами. Дивная звукоткань!..

Нью-эйджевские композиторы основательно освоили природные звуки. Больше других в этом, наверное, преуспела К. де Мальо, автор проекта "G.E.N.E" ("электронно-натуральные зарисовки").

К этому же жанру относится альбом ятромузыки "Млечный сад", созданный в 1993 году сотворческими усилиями композитора Кима Брейтбурга (известного лидера рок-группы "Диалог") и психотерапевта Владимира Леви; в работе над этим альбомом и мне довелось участвовать в качестве исполнителя на гитаре.

"Овсянка, сэр!.."

Одна англоязычная особа нечаянно пустила в ход термин "переджазанутый" ("over-jazzed"), тут же подхваченный музыкальным миром как бирочка, наклеиваемая с разными вариациями ("перепопсанутые", "пересимфонутые" и т. д.) на целые поколения слушателей. "Моя начальница на работе целыми днями немилосердно крутит на всю катушку одну и ту же джазовую программу. I am over-jazzed! - я переджазанутая! У меня едет крыша", - сообщила особа сетевому Доктору и получила ответ примерно такой: "Что скажет ваша уважаемая крыша, если узнает, что, по результатам исследований, джаз - лучший музыкальный фон для рабочих мест?..

Может, не в том проблема, что джаз вас достал и передостал, а в том, что музыку нужно разнообразить?.."

Случай этот на удивление похож на ЧП, произошедшее на одном советском предприятии в 60-е годы. Волевым решением начальник заставил работников шумного цеха непрерывно, изо дня в день слушать "Апассионату" - только на том основании, что это произведение в свое время безмерно нравилось великому вождю мирового пролетариата. "Изумительная, нечеловеческая музыка..." - Горький о Ленине, может, помните?..

Переапассионаченные работнички чуть не забастовали.

Мораль: даже нечеловеческая музыка на рабочих местах должна применяться по-человечески - а именно как алкогольные напитки в прописи Расула Гамзатова:

 

Пить можно всем,
Необходимо только
Знать: где и с кем,
За что, когда и сколько.

 

Никакую Ф-музыку нельзя запускать больше чем на два-два с половиной часа за рабочую смену.

Включать лучше всего на периоды начального врабатывания и ко времени наступления утомления, чтобы выравнивать кривую работоспособности - в начале и ближе к концу каждой полусмены.

При очень монотонной работе Ф-музыка может звучать непрерывно 30-45 минут подряд, а при труде относительно разнообразном достаточно 10-15 минут.

Во время работы нужна музыка более быстрая, в перерывах - более медленная. Обновлять программы - каждую неделю, хотя бы за счет перемены порядка следования произведений, и чтобы ни одно в течение дня (а лучше - и недели) не повторялось.

А еще вот какая серьезная тонкость. Ф-музыка для работы должна нравиться работающим, давать кайф, понятно. Однако и музыкальный кайф требует дозировки. Замечено: подъем настроения и расслабуху вызывает музыка нравящаяся, от которой балдеют и услаждаются зело; а вот улучшение качества работы достигается с помощью иной музыки - слегка дистанцированной, скажем так - нейтральной.

...Следуя вышеозначенной заповеди прервемся пока. Продолжим нашу прогулку в следующей беседе, где расскажем о музыке за рулем, о музыке для терактов и о музыкальных пилюлях, при употреблении коих необходимо пользоваться большой и удобной вилкой.

Зачем?.. Для снятия лапши с ушей. Крайне важная операция.

 

беседа первая
Ты только спой
музыка и психика
песнетерапия и музыкотерапия - вчера и сегодня

 

беседа третья
Вилка к музыкальной пилюле
как покупать под музыку, как открыть третье ухо

 

 

 

 

 

 
Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100