дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Детский дворик / Школяриум / Статьи Нины Иващенко / Спасение засыпающего: как один мальчик снова учиться захотел


 

 

Ремотивация или спасение засыпающего

как один мальчик учиться опять захотел

 

Вот один из рядовых примеров, не побоюсь слова, злодейства, в массовом масштабе творимого над детьми нашей нынешней постсовковой школой (можно и без "пост", просто совковой, с мутантными генами капиталистического озверизма). Злодейство это по-научному именуется учебной ДЕмотивацией, а по-человечески - отбитием охоты учиться. Плюс привитие комплексов неполноценности, недоверия к жизни, отсутствия идеалов, жестокости, лживости и прочих добродетелей.

Тут же и пример того, как результаты этого преступления, еще не-до-совершенного в полном объеме, можно выправить психологичным подходом содружественной педагогики. Как РЕмотивировать к учебе задолбанного ученика, как реанимировать его душу, разбудить разум, впадающий в летаргический сон.

Привожу фрагменты из переписки с мамой 14-летнего школьника - сначала со мной, а потом с Ниной Иващенко, руководителем школы-ремотиватора, она же школьно-семейный клуб "Родительское собрание".

 

Уважаемый Владимир Львович!
Обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что вчера мой ребенок (зовут его Вася Волков, ему только что исполнилось 14 лет) ушел из дома, оставив записку следующего содержания: "Мама, извини, я ушел из дома. Скорее всего, приду завтра утром, вот и скажете, как вам жилось без меня. Я тебя очень люблю, извини за этот поступок. Если вам будет хорошо без меня, могу уйти насовсем".
Произошло это после того, как в школе была очередная разборка в присутствии директора, завуча, классной и меня, на которой ему в очередной раз сказали, что он не делает домашние уроки, хамит учителям и просто плохо себя ведет. Сказано это, конечно, было соответствующим тоном, мне сделано предупреждение - не справляюсь с воспитанием сына, плохая мама. Директор сказала, что за 30 лет практики первый раз встречает такой случай. На ребенке поставили "крест" и учителя, и все в моей семье. Я не могу и не хочу этого делать, поэтому и пишу это письмо, т.к. считаю, что мы обязаны спасти ребенка, а не говорить, что он плохой, больной и неудобный, как хорошо жилось без его проблем (т.е. без него).
Но немного по порядку. Наша семья: мой муж (заслуженный человек, умный, правильный, воспитанный, солидный и успешный); я (зовут меня Марина, работаю и рекламном агентстве); моя дочь Оля (ей 18, учится на первом курсе института, отличница, вообще беспроблемный ребенок); дедушка (ему 80, но он в прекрасной как физической, так и умственной форме). У Васи с детства проблемы со школьными учителями. Он не хочет подчиняться, не хочет учиться тому, что, как ему кажется, ему не нужно. Дневник просто испещрен замечаниями за поведение, директор постоянно грозит выгнать его из школы и даже не столько из-за плохой успеваемости, сколько из-за того, что ведет себя "как король". "Да кто он такой? Он должен знать свое место!" - говорят ему все. А ему действительно не нравится, когда кто бы то ни было унижает его (и то, что это в некотором роде заслуженно, он не хочет понять). Другой бы промолчал, а этот не может.
Когда я ему говорю, что надо уметь себя вести со старшими и где-то промолчать, в ответ говорит, что НИКТО не имеет права его унижать, а своим призывом промолчать я учу его малодушию. Кстати, мы уже года два назад обращались в центр психологической помощи, говорили, что нас беспокоит его гиперактивность, то, что учится с двойки на тройку, но при этом не производит впечатление недоразвитого.
Васю много тестировали и говорили, что его способности выше средних, а школьный психолог, когда я прошу ее подсказать, что делать с Васей, говорит, что у нее к нему нет никаких "претензий". Более того, она ставит его другим в пример как нестандартно мыслящего. Спросит его мнение по какому-либо вопросу, он подумает и выдаст что-нибудь необычное. Говорит, что слушать его рассуждения интересно. Но при этот он растет асоциальным. Я единственная, кто надеется на то, что что-то можно измрограммирован против учебы).
Уроки делает хорошо и быстро только вместе со мной, пытается "оттянуть" их выполнения до моего прихода с работы (а происхенить, за что и "получаю" и от мужа, и от учителей, т.к. они считают, что он человек "конченый", испорченный, эгоист, а я своим воспитанием (т.е. сочувствием и попыткой понять его) порчу ребенка. Я же просто пытаюсь "достучаться" до его сознания. Вася по натуре лидер, ему хочется выделяться из толпы, нравиться, но в жизни получается наоборот, потому что блеснуть знаниями не может, у всех он вызывает глухое раздражение и может привлечь к себе только отрицательное внимание.
Когда разговариваешь с ним с глазу на глаз, спокойно, он совсем другой. Стоит в общении появиться менторским ноткам, нравоучениями, его как подменяют. Я изо всех сил пытаюсь научить его выстраивать ровные отношения со всякими людьми. Но никак не могу заставить учиться (такое ощущение, что он вспоминает это только в 9 вечера). Соответственно, не все успеваем, ложимся поздно, не высыпаемся. Спрашиваю, почему не делает уроки сам, отвечает, что со мной быстрее и понятнее, если будет делать их один, то процесс этот растянется на весь день и он не успеет ни погулять, ни в компьютер поиграть. Словом, удобная позиция, но мне надо ее переломить.
Когда я вчера спросила Васю, почему он ушел, он сказал, что хочет обратить на себя внимание семьи (сможем ли мы хорошо и счастливо жить без него). И еще ему обидно, что Олю (сестру) мы любим и хвалим, а его нет. А то, что не за что, понять не может. Словом, детский сад!
Если сможете, ответьте, пожалуйста, я чувствую, что ребенку должна помочь, хотя сам Вася (это просто удивительно!) считает, что все у него будет просто замечательно, и вообще нет смысла переживать из-за такой ерунды! Более того, я чувствую в нем необыкновенный потенциал, который не находит выхода. На вопрос, кем бы он хотел стать, отвечает, что когда придет время, скажет, ему надо окончательно определиться. Словом, беда!
Посоветуйте, к кому мне обратиться, чтобы научить моего сына быть более адекватным. Может, нужна помощь гипнотизера?
Заранее благодарна, Марина Волкова (мама).

 

Здравствуйте, Марина. У вас нормальный ребенок, одаренный и нестандартный, с активной формой учебной ДЕмотивированности, с психозащитой, переходящей уже в невроз. (Плюс подростковый возрастной кризис...) Загнали его в это состояние общими усилиями школа и семья. Уход мальчика из дома - серьезный сигнал острого кризиса. Отчаянный крик, призыв на помощь. Могущий стать и последним...

 

> Мне сделано предупреждение - не справляюсь с воспитанием сына, плохая> мама. Директор сказала, что за 30 лет практики первый раз встречает такой случай.

 

А вы не верьте этому. Таких случаев очень много. И кто такая директор, чтобы иметь право обзывать вас плохой мамой? Вы что, обязаны экзамен перед ними держать на звание хорошей? Школа разве властная структура или орган с судебными полномочиями? Ребенок им неудобен, потому что они педагогически беспомощны и психологически безграмотны, вот и все. То, что они творят с Васей, может войти в учебники как образчик слепой жестокости и психологического искалечения ребенка. Такие вот "педагоги" и доводят детей до самоубийств.

 

> На ребенке поставили "крест" и учителя, и все в моей семье.

 

Ставить крест на ребенке - не ошибка, но преступление. Злодеяние. Так всем им и скажите.

 

> ... считаю, что мы обязаны спасти ребенка, а не говорить, что он плохой, больной и неудобный, как хорошо жилось без его проблем (т.е. без него).

 

У вас правильные намерения. К ним остается лишь приложить правильное понимание своего ребенка и соответственное поведение.

 

> директор постоянно грозит выгнать его из школы и даже не столько из-за плохой успеваемости, сколько из-за того, что ведет себя "как король". "Да кто он такой? Он должен знать свое место!" - говорят ему все. А ему действительно не нравится, когда кто бы то ни было унижает его (и то, что это в некотором роде заслуженно, он не хочетпонять). Другой бы промолчал, а этот не может.

 

Самолюбие, гордость и твердый характер. Личность. Не гнется. Но может однажды и сломаться в неожиданную сторону.

 

> Когда я ему говорю, что надо уметь себя вести со старшими и где-то промолчать, в ответ говорит, что НИКТО не имеет права его унижать, а своим призывом промолчать я учу его малодушию.

 

Он ведь прав. Малодушие помягче можно назвать конформизмом или приспособленчеством

 

> школьный психолог, когда я прошу ее подсказать, что делать с Васей,говорит, что у нее к нему нет никаких "претензий". Более того, онаставит его другим в пример как нестандартно мыслящего. Спросит его мнение по какому-либо вопросу, он подумает и выдаст что-нибудь> необычное. Говорит, что слушать его рассуждения интересно. Но приэтом он растет асоциальным.

 

Точнее, его таким очень активно и старательно ДЕЛАЮТ. А все остальное школьный психолог определяет вполне правильно.

 

> Я единственная, кто надеется на то, что что-то можно изменить...

 

Вопрос: а почему "что-то изменять" нужно только в ребенке, почему взрослые не допускают и мысли, что это в них, в их отношении и поведении с мальчиком нужно что-то изменить? Почему игра только в одни ворота?

 

> Я изо всех сил пытаюсь научить его выстраивать ровные отношения со всякими людьми. Но> никак не могу заставить учиться (такое ощущение, что он> запрограммирован против учебы)... Спрашиваю, почему не делает уроки сам, отвечает, что со мной быстрее и понятнее, еслибудет делать их один, то процесс этот растянется на весь день и он не успеет ни погулять, ни в компьютер поиграть. Словом, удобная> позиция, но мне надо ее переломить.

 

Не переломить, а выправить. Переучить постепенно. Сразу это теперь не получится. Вы сами его к этому приучили, и не за один год, верно ведь?..

Дело, думаю, в немалой степени в том, что вы сейчас - его единственная минимальная психологическая поддержка в отчуждающем, враждебном, ледяном окружении, хотя и вы непоследовательны.

 

> Папа же (уважаемый человек, дипломат, очень солидный и серьезный) не может его воспринимать, считает, что Вася - это ошибка природы, что нам его подменили в роддоме и прочее...

 

Позиция отца откровенно отвергающая, жестокая. Это уже просто приговор к уничтожению и уничтожение как таковое. Печально. И где тут дипломатическое искусство, ума не приложу.

 

> И еще ему обидно, что Олю (сестру) мы любим и хвалим, а его нет. А то, что не за что, понять не может.

 

Ну как же не за что! А за то, что живет?!За выдержку. За то, что не сжег никого, не взорвал, себя не убил, наркотики не принимает - а мог бы, многие другие в его положении так поступают.

 

> Вася (это простоудивительно!) считает, что все у него будет просто замечательно, и вообще нет смысла переживать из-за такой ерунды! На вопрос, кем бы он хотел стать, отвечает, что когда придет время, скажет, ему надо окончательно определиться. Словом, беда!

 

Какая же беда? Парень мыслит вполне здраво. Все у него МОЖЕТ быть замечательно. И что не торопится решать, чем заниматься (кем СТАТЬ - ответ единственный: человеком) - тоже правильно. Четырнадцать лет - спешить некуда, надо еще многажды себя испытать и пятьдесят один раз подумать.

 

> Посоветуйте, к кому мне обратиться, чтобы научить моего сына быть более адекватным. Может, нужна помощь гипнотизера?

 

Полагаю, что мальчика следует срочно перевести в другую школу - а именно, школу дружественной, сотрудничающей, психологичной педагогики. Посмотрите на сей предмет сайт "Родительское собрание"... А вот несколько слов о школе у меня на сайте.

Всего светлого, д-р Леви

 

**

Вот письмо Марины к Н.И. Иващенко и их последующая переписка.

 

Уважаемая Нина Наумовна!

Обратиться к Вам за помощью посоветовал мне Владимир Леви, человек, которому я отправила письмо о помощи (прилагаю), и он любезно ответил на него и дал практические рекомендации. Самая главная его рекомендация - поменять школу ребенку. Возможно ли обучаться в семейном клубе "Родительское собрание?".

Мы живем в Москве, Вася учится в лицее, в 9 классе. До этого он учился в школе по месту жительства, откуда мы были вынуждены его перевести, т.к. там его просто травили. Формально есть к чему придраться и в поведении, и тем более в учебе, потому что учиться мальчику неинтересно, он не понимает, зачем это надо. Все наши утверждения о том, что ему выдадут "волчий билет", и он нигде и никому не будет нужен, не убеждают его: ему неинтересно учиться и никакие наши доводы его не трогают. Мальчик очень живой, общительный, в школу ходит скорее общаться, чем учиться. Нам кажется, что он ленивый, но если ему что-то интересно в жизни (например, занятия на компьютере), то он ничего не забывает и все делает. Можно ли нам прийти на собеседование? И главное, есть ли возможность заниматься в семейном клубе?

Очень надеюсь на Ваш ответ.

С большим уважением, мама Васи - Марина Волкова

 

Здравствуйте, Марина.

Кажется Вы уже звонили мне на мобильный телефон и собираетесь подъехать в клуб. Конечно, мне нужно познакомиться с Вашим сыном, чтобы приблизительно оценить степень его проблем.

Принять его к себе мы можем. Сначала на испытательный срок для обеих сторон. Может быть, мы увидим, что не можем помочь, а может быть Вам у нас не понравится. У нас довольно сложные девятиклассники, некоторые такие, как Ваш сын - способные, но совершенно немотивированные к учебе, а есть такие, которым с трудом дается учеба, и помимо нежелания приходится преодолевать еще и реальные трудности восприятия.

Приходите. Обсудим, как можно помочь Вам и Вашему сыну.

Еще раз мои телефоны - 999.41.68, и 219.43.53. По второму телефону можно звонить вечером, до 23 часов. Из Ваших краев к нам ездит мальчик уже третий год. И он, и его родители довольны.

С уважением. Нина Наумовна.

 

Уважаемая Нина Наумовна!

Пишет Вам мама Васи Волкова, мальчика, которому Вы так любезно согласились помочь, и пригласили нас на собеседование. Очень Вам благодарна. Хотела это тут же сделать, но, поговорив с Васей, пришли вместе к выводу, что попробуем "дотянуть" до конца 9-го класса. Это Васино решение, переубедить его не смогла. Его доводы: далеко ездить, опять налаживать контакт с ребятами и взрослыми (т.е., в общем-то, стресс). Обещал "взяться за ум", поскольку альтернативы тому, что есть, на данный момент не существует. Если можно, мы к Вам обратимся, если возникнет необходимость. А пока будем вместе пытаться что-то наладить.

С большим уважением, Марина (мама Васи).

 

Уважаемая Марина!

Хорошо, что Вася принял решение сам. Единственный мой совет - попытайтесь проследить, не вызвано ли его решение нежеланием напрягаться. Часто подобный выбор вызван боязнью отказа от привычного или желанием сохранить "балдежную" тусовку. Если в случае с Васей выбор сделан осознанно, это очень правильно.

Я всегда готова помочь Вам советом или проконсультировать.

Удачи Вам и Вашему сыну.

С уважением.

Нина Наумовна.

 

Уважаемая Нина Наумовна!

Вася закончил четверть с одними двойками (кроме труда, физкультуры и английского, по этим предметам у него четверки). Мне совершенно ясно, что в этой школе его в лучшем случае ждут тройки, да и то не факт. Вася обещает на каникулах ходить "закрывать" двойки (якобы по некоторым предметам они проставлены карандашом), а вторую четверть закончить "как надо". Я договорилась с учительницей по математике, она будет с ним заниматься (на коммерческой основе). Но я считаю, что надо с этим заканчивать. Не будет он тут учиться! Не могли бы Вы назначить время, чтобы мы подошли на собеседование. Мне бы хотелось понять, что я делаю не так и, главное, возможно ли это исправить. Ну и, конечно, способен ли Вася в принципе хорошо учиться, может, он болен и его просто надо лечить? В общем, самой мне с ситуацией не справиться. Я бы хотела подъехать с ним сама, но, поскольку работаю очень плотно и напряженно, могу это сделать только либо в субботу (что просто идеально), либо часов в 19-30. Заранее Вам благодарна, Марина Волкова.

P.s. Нина Наумовна, подскажите, пожалуйста, как было бы правильно действовать в создавшейся ситуации: все запретить и никуда не пускать, чтобы наказать (папа считает, что по-другому быть не может) или все-таки не ограничивать в этом (как считаю я). Спасибо.

 

Здравствуйте, Марина.

Ваше беспокойство очень обосновано. С одной стороны, я постоянно слышу о школах, в которых совершенно перестали интересоваться учениками, и дети разбегаются по экстернатам и репетиторам. С другой стороны, мне пришлось нередко сталкиваться с мальчиками, которые к моменту прихода на консультацию прочно застряли на компьютерной, пивной или, того хуже, химической зависимости. Практически всегда родители стараются закрывать глаза на истинную причину беды (если она в самом ребенке). Но ведь если мальчик не учится, он чем-то занимается в свободное от всяческих занятий время. Что-то занимает его мысли, куда-то направляются его эмоции. Если нет конструктивной деятельности, чем она замещается?

Васе до окончания школы остается очень немного времени. Пусть он даже вытянет на тройки девятый класс. А дальше что? Любой, даже платный институт, требует умения заниматься. ПТУ или, как теперь принято называть колледж (в хорошие колледжи тоже конкурс, и туда с тройками не берут) - это определенный уровень окружения, опасный для подростка, привычного к безделью. Одни двойки в четверти - это симптом какой-то серьезной проблемы и, я думаю, что Вам нужно как можно скорее показать Васю не только мне, но и квалифицированному психологу.

Впереди три свободных дня. Я могла бы с Вами встретиться в каком-нибудь кафе, например, в ближайшей от Вас Икее или Рамсторе. Думаю, что и для Васи будет лучше разговаривать за столиком кафе, чем в офисе клуба или в учебном кабинете.

В выходные дни лучше назначать встречу во второй половине дня, после 15 часов.

Если в выходные Вы встретиться не сможете, позвоните в тот день, когда соберетесь приехать, я дождусь Вас в клубе. Лучше, в этом случае приехать в понедельник, когда у нас работает психолог. Любая встреча, конечно, имеет смысл только если Вы приедете вместе с мальчиком.

С уважением.

Н. Н.

 

Уважаемая Нина Наумовна!

Спасибо Вам и Вашим коллегам за вчерашний теплый прием. У Васи даже глаза горели, когда мы возвращались домой - так давно с ним не разговаривали по-человечески, на равных. Хотела бы узнать Ваше мнение, совсем ли Вася "плох", или с ним можно работать.

Сама же я лишний раз убедилась, что Васе совсем не место в той школе, где он сейчас. Да и Вася сам понял это - когда вернулись домой, он показал мне "задание", которое учительница по литературе дала ему, чтобы исправить двойку. Срок - 10 ноября в 12-00. Должен сдать: "Слово о полку Игореве" (пересказ); "Плач Ярославны" (наизусть); "Ода Ломоносова" (наизусть); стихотворение Жуковского на 2 стр. (совершенно, извиняюсь, "неудобоваримое") - наизусть; что такое классицизм и романтизм и в чем их отличие (наизусть). Вася сначала с таким энтузиазмом сказал, что за два дня все подготовит и сдаст, но когда мы посмотрели объем всего этого, сник. Сказал "это что специально, чтобы я не пересдал?" Хочется подойти к учительнице и попросить ее все это рассказать наизусть. В общем, у нас просто нет другого выхода, кроме как воспользоваться Вашим любезным предложением походить Васе в клуб 2 испытательные недельки. Мне бы так хотелось надеяться, что Вы после испытательного срока не скажете, что он необучаем. Я так надеюсь на лучшее!

И еще: не могли бы порекомендовать Васе что-нибудь для чтения. Вы говорили про какое-то произведение Роджера Желязны, я, к сожалению, не запомнила. Может, еще есть интересные авторы для его возраста. Причем, мне бы хотелось "подсунуть" ему не столько фантастику или фэнтази, сколько что-нибудь о детях его возраста, учащихся жить и набирающихся жизненного опыта (наподобие Джейн Эйр, но посовременее). Или что-нибудь заставляющее думать и делать выводы. Нина Наумовна, еще раз хочу поблагодарить Вас.

С уважением, Марина.

 

Здравствуйте, Марина.

Вася произвел на меня и на всех присутствующих приятное впечатление. Он неплохо развит, нормально воспитан, и даже умеет говорить, что сейчас редко встречается. Конечно, учеба у него запущена, и напрягаться он не привык, да и не видит необходимости. Но это мне кажется поправимым. По крайней мере, попробовать имеет смысл, тем более что терять нечего.

Я сразу хочу предупредить, что мы не волшебники, далеко не всегда у нас получается желаемый результат. Но мы стараемся и дети для нас не объекты учебного процесса, а все-таки - субъекты.

Мне Вася показался интересным мальчиком, надеюсь, что я не ошиблась. Ваша заслуга в том, что у него не утеряно базовое доверие к миру в целом. Это очень важно в любой работе с подростком.

Звоните. Н. Н.

 

Уважаемая Нина Наумовна!

Когда я спросила Васю, учит ли он то, что задала учительница для пересдачи по литературе, сказал, что нет, поскольку это нереально, да и учиться в этой школе он больше не намерен (принял уже решение!). На мое возражение, что не известно, что будет получаться из всей нашей затеи, сказал, что все будет хорошо. Он первый раз видит, чтобы педагоги были похожи на нормальных людей (а то он тут школьному психологу заявил, что учителям нужна власть над детьми, поэтому они идут в школу, т.к. по-другому добиться этого не могут). Нина Наумовна, жду от Вас письма.

Спасибо Вам за все. Я уверена, что мы со всем справимся. Хотя бы потому, что есть возможность прямого общения с Вами, чего я напрочь была лишена в той школе (на мои обращения за советом или помочь отследить, что задано, т.к. Вася в принципе не записывал домашнего задания, всегда слышала: "Вам что, больше делать нечего? Пусть все делает сам". Вот он сам и наделал...

С уважением, Марина.

 

Здравствуйте, Марина.

Насчет замечания Васи о том, что в учителя идут тираны-неудачники, я с ним во многом согласна. Другое дело, что и с такими людьми нужно учиться находить общий язык.

До свидания. В воскресенье созвонимся. Сообщите, пожалуйста, или мобильный телефон Васи или Ваш домашний телефон, а лучше все телефоны для связи. Иногда это очень экономит время. Н. Н.

 

Здравствуйте, Нина Наумовна!

Вася, пожалуй, впервые в жизни ездит на занятия с нескрываемым удовольствием. Правда, я вижу, что устает, хотя мне говорит, что нисколечко. Вчера, например, пришла с работы в 9 вечера, а Вася лежит и читает журнал "Что нового". Так с ним и уснул, пока все собирались к ужину. Пообщаться толком не успели. Единственное, что сказал: "Мама, завтра же иди и срочно забирай из лицея документы в экстернат, а то вдруг они меня не отпустят или еще какие препятствия будут". Не стала ему говорить, что все его уходу только обрадуются, а в школе будет праздник. Мне нравится, что он высоко оценил всех ребят из группы, сказал, что они разные, но все очень умные и что, как ему кажется, он сможет общаться со всеми. Еще ему импонирует, что можно во время занятий сидеть как хочешь, и учитель не будет одергивать "Волков, ты что развалился, ты что себе позволяешь, ты что, бедненький, устал" и прочие варианты на тему. Нравится общая атмосфера в клубе (как дома). Как мне кажется, решение он принял, и хотя я говорю, чтобы подумал хорошенько, сказал, что и думать даже нечего. А то, что ездить далеко, так это даже интересно. Вот если бы ему пришлось ездить в школу, в которой он учится сейчас, ни за что бы этого делать не стал (и не заставили бы...), а тут ему совершенно не трудно. Тенденция хорошая. Да и сам факт, что о занятиях и вообще о клубе много говорит - это уже сдвиг. А то ведь было: "Все нормально, отстань, ну что нового может быть в школе." Так что, Нина Наумовна, волнительно все это очень, но мне кажется, что Ваш клуб - это спасение для нас. Буду ждать от Вас информации, что делать дальше.

С уважением, Марина.

 

Здравствуйте, Марина.

Вася пока общается, в основном с группой ребят относительно спокойных. Вообще вошел в коллектив без проблем. Эти два дня не опаздывал. Ведет себя адекватно. Запущенность по математике есть, но больше страха, что сделает что-то не так. Когда подходит и уточняет то, что недопонял, все получается. Способности неплохие, если не будет пропускать, нагонит. Консультант по литературе его хвалила, сказала, что он соображает и работать может. Других педагогов я пока не спрашивала.

Мне очень интересно, что говорит он сам. Если ему нравится, легче будет добиться результата. Так что буду благодарна за информацию. Пока. Н. Н.

 

***

 

Эта переписка относилась к 2005 году. Миновало четыре года. Вася Волков успешно закончил школу Нины Иващенко и с первого захода поступил в институт. Трудности с ним по части поведения оставались все эти четыре года, но не помешали главному: восстановлению его интереса к учебе и успешному вписыванию в коллектив соучеников и в жизнь. Напомню, что положение в семье мальчика все эти годы оставалось и остается прежним.
ВЛ

 

 

 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100