дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Детский дворик / Школяриум / Статья Александра Камина


 

КАК СПРАВИТЬСЯ С ТАЛАНТОМ

Александр Камин



С Александром Каминым я знаком уже несколько лет. Ярко выраженный образец педагога от Бога. Творец. Боец.
Мы давно не пересекались... И вот, после выпуска моей рассылки О ШКОЛЕ КАК ПРОБЛЕМЕ, Александр Леонидович прислал письмо, а в нем чудная статья, ироничная, блестящая.
Я попросил Александра Леонидовича рассказать о себе. И вот что из этого получилось.


Поголовное дело


Александр Леонидович Камин. Выдает себя за тренера-дрессировщика команды юных физиков. Замечен в переносе экзотической заразы под названием "задачный зуд". Распространяет эту болезнь всеми путями. Не ограничиваясь естественным физическим контактом, отрастил себе печатные органы (описание в конце ориентировки, в разделе "Вещественные доказательства"). Сумел заразить задачным зудом группу ни в чем не повинных ребят обоего пола. Силой и хитростью заставил этих ребят выиграть Всеукраинский турнир юных физиков (последний раз в 2007, тогда же участвовал вместе с ними в налете на Корею). После нескольких лет дрессировки продает воспитанников в рабство в университеты Москвы, Киева, Харькова, Нью-Йорка и т.д. Окончив университеты, несчастные жертвы подвергаются безбожной эксплуатации в научных центрах Франции, Германии, Испании, Израиля, Японии, Кореи.

За эти художества уволен из трех школ, сейчас окопался в четвертой. До сих пор не пойман из-за охоты к перемене мест. Наследил в большинстве крупных городов бывшего Союза, распространяя задачный зуд среди детей и взрослых (учителей, университетских преподавателей, психологов). По слухам, подозреваемый готовится к завоеванию дикого Запада; уже осуществил интервенцию в Германию и Эстонию. В последнее время нацелился на психологов, для охмурения которых издал книгу "Интеллектуальное Айкидо" (учебный курс творческого мышления).

Вынашивает планы виртуального воздействия на неокрепшие умы. Запудрив мозги владельцам, проник на несколько образовательных сайтов с целью инициировать пандемию задачного зуда во всех слоях цивилизованного и нецивилизованного общества.

Имеет наглость именовать свои самопальные методы "развивающим обучением".

Живет на Украине, книги и статьи выходят на Украине и в России, говорит и пишет по-русски без переводчика. Заговорит любого.
На групповых фотографиях узнать легко: лысый, маленький, в очках.

Вещественные доказательства (книги):
1. Физика собственными силами 1995
2. Физика собственной персоной (1998)
3. Интеллектуальное Айкидо (2009)


КАК СПРАВИТЬСЯ С ТАЛАНТОМ

диверсионный анализ действий, блокирующих творческие способности



Тема многих пед.конференций – "система подготовки исследователя". Автор, много лет работающий с одаренными детьми, с удивлением обнаружил и испытал на себе исправно действующую в школах "систему анти-подготовки исследователя" или, если хотите, "систему подготовки анти-исследователя". Статья содержит несколько фрагментов из большой подборки невыдуманных "приемов", приводящих к блокированию одаренности, задержке развития творческих способностей. Действие этих приемов укладывается в простую теоретическую схему: "Создание максимальных помех при передаче информации от источника к приемнику".

Я не искал загадку для ума,
Она смогла найти меня сама -
Мы учим всех, но видим год за годом:
Ученье – свет, а неученых – тьма...

Грустное подражание Хайяму



Люди образования любят повторять, что будущее страны или даже всей цивилизации напрямую зависит от количества одаренных творчески людей. Многие учебные заведения объявляют своей целью развить творческие способности, однако на выходе реализовавшихся творческих людей получается мало. По разным оценкам, в возрасте 5-7 лет одаренность проявляет около 5 процентов детей, к 16-17 годам таких людей становится в несколько раз меньше. Какие причины могут вызывать этот нежелательный эффект?

В технике, чтобы выяснить причину катастрофы, пользуются т.н. "диверсионным анализом". Суть метода в том, что вместо вопроса "почему произошла катастрофа?" задают вопрос: "как сделать, чтобы катастрофа неминуемо произошла?" и отыскивают ответы на всех системных уровнях. Этим же методом можно предвосхитить причины катастрофы, которая еще не произошла, и заранее "подстелить соломки". Я попытался применить аналогичный метод для того, чтобы выяснить причины массового оболванивания одаренных детей - катастрофы социальной.

Цель статьи – проследить "механизмы торможения одаренности" на уровне приемов: что конкретно должен делать учитель или воспитатель, чтобы затормозить или даже заблокировать развитие способностей. По ходу дела я попытался сконструировать простую теоретическую схему, которая помогла систематизировать эти приемы. Интересно было также выяснить, по каким причинам люди, окружающие одаренных детей, применяют эти приемы.


Вот и первое заданье...


Вообразите, что в благословенную державу Оболванию проник диверсант с заданием полностью блокировать подготовку творческих людей и тем самым превратить цветущую державу в Страну Дураков. Представим себе, что диверсант ухитрился добраться до вершин власти и может влиять на систему образования в благословенной Оболвании на всех уровнях. Каким способом он мог бы добиться своей цели? Какие действия ученых, учителей и воспитателей этой цели способствуют?

Диверсант прошел научную подготовку, где без труда усвоил информационную модель обучения.

Выдержка из диверсантского конспекта:


ОБУЧЕНИЕ – это, в конечном счете, передача информации на разных уровнях от учителя или воспитателя к ученику.
УЧИТЕЛЬ (преподаватель, священник, родитель, автор, воровской авторитет) – источник информации,
УЧЕНИК (школьник, ваш собственный ребенок, ваш читатель...) – приемник информации, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (Десять заповедей; Закон Ньютона; Правила хорошего тона; как сбить со следа собаку-ищейку...) - поток информации. Кстати, умение все это применять к месту – тоже информация.

Передать информацию можно через КАНАЛЫ ИНФОРМАЦИИ, в частности через зрение, слух, обоняние, осязание. Часть информации, необходимой для жизни, человеку передается при рождении (например, умение дышать, глотать, строить глазки). Другая часть передается "бытовым способом" - к примеру, родной язык, блатной жаргон, навыки уличной драки. Мы будем говорить о целенаправленном обучении, когда УЧИТЕЛЬ сознательно передает УЧЕНИКУ подготовленные дозы информации. Примеры таких доз: навыки чтения; мат королем и ферзем одинокому королю; основные танцевальные позиции; свойства квадратного трехчлена; техника удара "апперкот"). В ходе обучения информация может попадать в приемник не только от "штатного" источника, но и от среды - "посторонних" источников, одушевленных (котенок на уроке) и неодушевленных (плеер, замаскированный прической). В этом смысле к среде нужно отнести и сигналы, поступающие от Высших Сил (понятно, по Неисповедимым Каналам), и сигналы, воспринимаемые изнутри (собственные мысли и чувства). Причем сигналы от среды могут оказывать влияние на "штатную" информацию, даже если поступили раньше или позже нее.

Перед заданием диверсант получил инструкцию – заповедь "Прежде всего - навреди!".

Инструкция вытекала из нехитрой мысли: для того, чтобы информационная система работала хорошо – она должна работать в благоприятном для нее режиме. Поэтому диверсант должен был обеспечить для ученика самый неблагоприятный режим, порождая сбои на всех уровнях.


Выдержка из инструкции:
Часть 1: Блокировка источников информации
(комплекс замполита)


Образец:
"У нашего замполита были свои непреложные правила. Он считал, например, что рядовые моряки и старшины могут читать только балтийскую многотиражку "Страж Балтики", где все изложено специально для них. А вот центральные газеты – "Правду" и "Известия" – они читать не должны, потому что могут кое-чего там и не понять. Поэтому центральные газеты должен им комментировать и объяснять он сам. Что касается офицеров, то они могут читать и центральные газеты самостоятельно. А вот вольнодумные издания вроде "Литературной газеты" не имеет права читать уже никто, поскольку от них можно ждать разнообразных идеологических диверсий"

(А. Городницкий, из автобиографической книги "И вблизи, и вдали" ).

Рекомендации:

1.СОЗДАЙТЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, по простому – вымысел: к примеру, можно создать учебники по истории независимой Изобилии, в которой повествуется о событиях, никогда не происходивших, на основе источников, которых не было и в помине. Все реальные достижения разных народов (от изобретения колеса до открытия рентгеновских лучей) приписываются родной Изобилии. Создавая такую информацию, полезно руководствоваться принципом Йозефа Геббельса: “Ложь должна быть грандиозной!" Непревзойденные отечественные шедевры - ”Основы научного коммунизма” и “Политэкономия социализма”.

2.СКРЫВАЙТЕ ИСТИННУЮ ИНФОРМАЦИЮ (ФАКТЫ): Типичный пример: – подача в советских учебниках информации о подготовке Союза ко Второй Мировой Войне и о ее начальном периоде. Другой пример – изъятие из советских учебников биологии упоминаний о достижениях генетиков.

3.ФИЛЬТРУЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ: сортируйте ее на “хорошую” и “плохую” (“высокую” и “низкую”, “полезную” и “вредную”) и пропускайте только разрешенную (введите цензуру, грифы, предвзятое редактирование). К примеру, пусть ученики зубрят наизусть "Я помню чудное мгновенье" великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но никогда не узнают о его дон-жуанских похождениях. В нескольких штатах Америки запрещено излагать дарвиновскую теорию эволюции. В некоторых других штатах учитель, переходя к изложению этой теории, обязан заявить, что не собирается опровергать Библию. Пример из области фантазии: если, скажем, благословенная Оболвания вступит в не очень победоносную войну с маленькой, но гордой Джамахерией, информация об этой войне, скорее всего, будет фильтроваться.
Усиление: передавая фильтрованную информацию, на все корки ругайте "авторов" неправильной информации, не гнушаясь вымыслом (см. прием 1).

4.ЗАТРУДНЯЙТЕ ДОСТУП К ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ (примеры: издание в Ватикане "Индекса запрещенных книг", в фашисткой Германии – сжигание “неарийских” книг, в Союзе – существование спецхранов, издание "сомнительных" книг с пометкой "для научных библиотек", регулярное изъятие из сети библиотек “неправильной” литературы).

5. ПОДАВАЙТЕ ИСТИННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ВПЕРЕМЕШКУ С ВЫМЫСЛОМ (ФАЛЬСИФИКАЦИЯ): намеренно искажайте первоисточники, давайте предвзятые толкования, комментарии, наводите "хрестоматийный глянец". Самый мягкий пример – не так давно великих ученых- естествоиспытателей всех поголовно объявляли атеистами, еще пример – публикации в советские времена о западном образе жизни (“их нравы”).

6. СОЗДАВАЙТЕ ПОМЕХИ!
а) ИЗ ПУСТОГО – В ПОРОЖНЕЕ! (ПАССИВНЫЕ ПОМЕХИ): Передавая полезную информацию, включайте в нее фрагменты, имеющие лишь видимость информации. Популярные жанры: рассуждения по поводу; призывы к духовности и возврату к народным ценностям; "доказательства" с наперед известным результатом ("преимуществ социализма", "неизбежности коммунизма", "особого пути России"). В этом же ряду: "задачи", для решения которых не требуется никакого напряжения мысли, а также обещания типа: "вы это поймете на следующем уроке, в старших классах, в следующей жизни". В учебном тексте такие помехи можно назвать "жировой тканью".
б) С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ (АКТИВНЫЕ ПОМЕХИ): белое объявляйте черным, заведомых преступников называйте героями, подвижников – подонками (Андрей Дмитриевич Сахаров) халтуру – шедеврами("Малая земля").

7. ПЕРЕДАВАЙТЕ УСТАРЕВШУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Для проведения занятий, как правило, пользуйтесь материалами (книгами, конспектами, разработками), увидевшими свет при царе Горохе. Если появилась нашумевшая разработка или новый подход, подождите 5-10 лет, пока о ней сложится определенное мнение. Дайте информации как следует отстояться! Ориентируйтесь на принцип "Новое – это хорошо забытое старое". Пример(2003 года): завуч крутой государственной гимназии проводит воспитательный час для старшеклассников по книге "Что значит быть современным", изданной в 1977 году
В идеальном случае цикл ваших занятий должен представлять собой бесконечную политинформацию: только проверенные источники, никаких сомнительных утверждений, а тем более "отсебятины", суконный язык, восхваление "отцов – основателей" и поругание идеологических противников. Идеальное состояние учеников на таком занятии – легкая дрема, которую допустимо прерывать только "воспитательными моментами", цель которых – наказание нерадивых...
Комментарий автора: В тяжелых случаях все перечисленные приемы применяются совместно, перерастая в информационную войну. На уровне государств такая война называлась идеологической борьбой, если попроще – промыванием мозгов. Однако ведут информационную войну не только государства, но и религиозные направления, конкурирующие фирмы, научные школы... И, конечно, руководители с подчиненными, старшее поколение с подрастающим...
Попытаемся ответить на вопрос: зачем все это делают не диверсанты в стране Оболвании, а реальные деятели культуры и образования? Естественно, по самым благородным мотивам: они заботятся об устойчивости своих учреждений: своего Государства, своей Академии, своего Института, своей Церкви, своего Научного направления... Кто бросит в них камень?
Но медаль имеет оборотную сторону: люди с хорошо промытыми мозгами не приспособлены решать новые задачи, постоянно встающие перед Государством, Академией и т.д. Зато они идеально приспособлены к уходу в наркоманию, в криминал, в секты... Однако, продолжим.

Повреждение ИСТОЧНИКОВ информации еще не гарантирует нашему диверсанту выполнение своей задачи: полного оболванивания одаренных детей. Обратимся к противоположному концу информационной цепочки: ПРИЕМНИКУ, т.е. ученику (воспитаннику, подчиненному и т.д.). Вначале ситуация представлялась диверсанту безнадежной: мозг ученика (особенно ребенка) самой природой настроен на поглощение и переваривание “духовной пищи” - огромных объемов информации, необходимых для жизни – в точности, как желудок настроен поглощать и переваривать необходимые для жизни объемы пищи материальной. Можно ли помешать этому? Нужно рассогласовать взаимодействие Источника и Приемника информации. Проще говоря, нужно либо отбить аппетит (надежнее всего этого добиваются с помощью страха или скуки), либо вызвать рвотный рефлекс перегрузкой "пищеварительного тракта", либо просто не дать времени на переваривание. Понятно, что все перечисленные механизмы могут действовать и последовательно, и параллельно, и в сложных переплетениях, тогда их действие взаимно усиливается.


Выдержка из инструкции:
Часть 2 "Блокировка механизмов восприятия информации".


І. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ СТРАХА
Образец:
Есть древняя китайская история. Жестокий князь ввел новую казнь. Медный шест клали на высоте трех метров над пылающими углями. Шест смазывали салом, чтоб был скользким. Если жертва пройдет по шесту и не упадет в огонь – останется жива. А если кто упадет – сам виноват, не хватило ловкости...

Рекомендации:
Пусть ваши занятия (уроки, лекции, тренинги, консультации) напоминают скользкий медный шест. Постоянно поддерживайте в учениках чувство страха, вины и неуверенности в себе. Недостатки можно найти всегда – вспомните автоинспектора при исполнении или армейского сержанта. Если, скажем, ваш ученик решил задачу простым способом – упрекните его, что не рассмотрел все возможные случаи. А если решение сложное – объявите его головоломным (особенно если сами его не понимаете). Лучше всего с самого начала ввести железное правило: существует только один верный подход – ваш собственный. Тогда все остальные – ошибочные, в них можно не разбираться. Лучше всего "неканонические" решения и подходы высмеивать: для детей насмешка – может быть, самое страшное наказание. Обвиняйте в незнании азов. Вспоминайте вслух прошлые ошибки и неудачи, насмешливо величайте "непризнанным гением" - и вы надолго отобьете очередному умнику охоту морочить вам голову незрелыми суждениями. К тому же, чем чаще вы будете тыкать его носом в прошлые ошибки, тем чаще он будет их делать в дальнейшем.

Допустим, ученик блестяще решает задачи устно, а записать решение ему нелегко. Ему же хуже – заставляйте делать подробные записи. Глубокомысленного тугодума заставляйте отвечать быстро, а на выскочку, раньше всех получившего правильный ответ, не обращайте внимания – пусть не выпендривается!

В распоряжении учителя всегда есть "метод кнута и пряника". Не стесняйтесь, выбирайте кнут! Некий Всезнайка задал вам вопрос по существу, на который вы затрудняетесь ответить. Действуйте по принципу "поднявший вопрос – от него и погибнет!" - обвиняйте задавшего вопрос в тупости, ибо "всем все понятно!". А еще лучше – запретите задавать вопросы под предлогом сбережения времени. Неплохо смотрится прием "варенье назавтра" – установите правило, что вопросы можно задавать по окончании занятия, опять же, в следующей жизни.

ІІ. ОБАЛДЕВАЙТЕ ЗНАНИЯМИ!
Не секрет, что большинство научных истин относительно просты. Ваша цель – сделать так, чтобы ученики об этом никогда не догадались. Поскольку "информацией является лишь то, что можно понять" (Ф. Вайцзеккер, немецкий физик), ни в коем случае не допускайте понимания.

Образец:
ЛЕКЦИЯ О ПЕЧКЕ

"Проектирование угольных реакторов сталкивается с большими теоретическими, инженерными и организационными трудностями. Главная трудность заключается в создании самоподдерживающейся и контролируемой реакции окисления топливных элементов. Кинетика этой реакции изучена еще слабо. Дифференциальное уравнение, описывающее этот процесс, уже получено, но его решение возможно лишь в простейших случаях.

Корпус угольного реактора предлагается изготовить в виде цилиндра с перфорированными стенками. Через эти отверстия будут удаляться продукты горения. Внутренний цилиндр, коаксиальный с первым и так же перфорированный, служит для подачи кислорода, а тепловыделяющие элементы помещаются в зазоре между цилиндрами. В качестве окислителя подходит чистый кислород, но он дорог, поэтому самым дешевым заменителем является воздух. Однако воздух состоит на 78 процентов из азота. Даже если часть азота прореагирует с углеродом, образуя ядовитый газ циан, то и тогда угольный реактор будет серьезным источником опасности для здоровья обслуживающего персонала".

Рекомендации:

1. НАУКА – НЕ ЖИЗНЬ!
Ни в коем случае не допускайте стыковки учебного материала с реальным миром, теории с практикой. Ориентируйтесь на принцип: "Хорошая теория настолько всеобъемлюща, что не допускает никакого конкретного применения". Законы механики должны быть сами по себе, а движение футбольного мяча – само по себе. Курс информатики изучайте без компьютеров. Пусть ваши ученики, изучая иностранный язык, никогда не услышат живой речи и не увидят неадаптированного текста. Очень хорошо сбивает с толку и обратное действие: вы излагаете огромное количество бессвязных фактов, не давая им никакого объяснения. Поскольку ни один смертный запомнить это не может, вы их излагаете с помощью конспекта, но от учеников, понятно, требуете наизусть.

2 НАРУШАЙТЕ ЛОГИКУ. Лучше всего нарушить "закон достаточного основания". Суть этого закона: исходные положения должны быть разумно обоснованы. Беда в том, что разумные обоснования вызывают ненужные вопросы. Может сразу выясниться, что ваши положения высосаны из пальца или никак не стыкуются с представлениями учеников. Вы можете с ужасом убедиться, что сами не понимаете материала, который должны донести. Гораздо проще вести дело к тому, что ученики должны поверить вам на слово. Например, в
3 классе начальной школы сообщите: "наукой доказано, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси". Пример из учебника "Естествознание" для 5 класса: "В природе "элементарных кирпичиков... больше ста. Их называют атомами химических элементов. В 1869 г. великий русский ученый Д.И. Менделеев расположил все известные к тому времени химические элементы, а их было 63, в таблицу. Получилась таблица, которую называют периодической системой Д.И. Менделеева. (Приводятся номера и названия нескольких элементов). В таблице сейчас многое непонятно, но, начав изучать химию, все прояснится".

Удачный прием нарушения логики - порочный круг. Вы сообщаете, что "Земля имеет форму геоида", и тут же отвечаете на вопрос "что такое геоид?": это фигура, имеющая форму Земли.
Урок физики: Учитель: - Законы Ньютона выполняются не везде, а только в инерциальных системах отсчета.
Ученик: - А что такое "инерциальная система отсчета"?
Учитель: - Это система отсчета, в которой имеют место законы Ньютона!

Пропускайте логические шаги. Например, в доказательстве теоремы пропустите полстраницы выкладок, вместо них скажите "следовательно" – и продолжайте, как ни в чем не бывало. Еще лучше вместо "следовательно" сказать "очевидно", потому что нет человека, который отважился бы спросить объяснение очевидной вещи. Естественно, ученик во время ответа должен изложить доказательство полностью.

Давайте бессмысленные определения: "Куст – совокупность веток и листьев, растущих из одного места" (отрывок из армейской инструкции). При этом требуйте повторять их слово в слово! Пресекайте попытки самых смышленых детей давать научные определения своими словами или вводить определяемые понятия с помощью наглядных примеров.

Обратный прием: пользуйтесь терминами, о которых ученики в буквальном смысле не имеют понятия, т.е. не понимают, какой смысл имеет слово. Из учебника естествознания для 5 класса: "Внутри звезд происходят ядерные превращения водорода в гелий". В выделенном фрагменте ученики 5 класса понимают одно слово: предлог "в". Значение остальных слов в предыдущем тексте учебника не объясняется. Впрочем, автор учебника мог предполагать, что термины "водород", "гелий" и "ядерное превращение" введены еще в начальной школе, а может быть, и в детском саду.

3. ПУТАЙТЕСЬ В ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ, В ПРАВОПИСАНИИ, ВЫВОДАХ ФОРМУЛ, В ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТАХ, В ФОРМАХ ИНОСТРАННЫХ ГЛАГОЛОВ. Ученики, черт побери, должны понимать, что вы на самом деле имели в виду! За повторение ваших ошибок – наказывайте, за попытку исправить вашу ошибку на уроке – наказывайте вдвойне.

4. ВЫРАЖАЙТЕСЬ НАУКООБРАЗНО! Ни в коем случае не излагайте материал ясным живым языком. Исходите из того, что подлинный язык науки - канцелярит. Он идеально подходит и для того, чтобы скрыть информацию, содержащуюся в тексте, и для того, чтобы скрыть тот факт, что в тексте информации кот наплакал. Канцелярит требует освоения, но есть и общедоступные приемы:
а) Не "зараза", а "инфекция!": по возможности заменяйте русские слова иностранными:
не сокращенный, а редуцированный,
не измененный, а модифицированный.
Ориентируйтесь на "вредный совет":
"Ваш доклад набейте плотно иностранными словами
С окончаниями "...арный", "...ция", "...ический" и "...аж"!


Так что не "ядерный", а "нуклеарный", не "постоянный", а "стационарный",
не "переключение", а "коммутация", не "объединение", а "интеграция".
не "случайный", а "стохастический", не "беспорядочный", а "хаотический",
не "осушение", а "дренаж".

Впрочем, для равновесия вместо обрусевшего и привычного иностранного слова можно употреблять исконно русское слово, если оно безнадежно устарело:

не "скульптор", а "ваятель",
не "оригинальный", а "первозданный".

б) Используйте рекордно длинные цепочки родительных падежей: "Тема исследования: "Методика подготовки процесса измерения периода колебаний кончика хвоста собаки учительницы русского языка".

Используя все перечисленные приемы "обалдевания", вы бьете без промаха: гипнотизируете детей скукой, а скука – самый надежный метод уничтожения творческих способностей и, видимо, главный фактор, способствующий детской наркомании. Кроме того, вы добиваетесь полезного сверхэффекта: можете создать видимость, что владеете предметом, даже если сами в нем "ни в зуб ногой". Чем меньше понимают, тем больше уважают!

При этом "давайте установку", очень помогает заклинание одного математика, который на уроках любил приговаривать: "Это ничего, что вы сейчас ничего не понимаете, вы и дальше не будете ничего понимать!"

ІІІ. ОТНИМИТЕ ВРЕМЯ!

Образец:
ЗАКОН КОРАБЕЛЬНОГО БОЦМАНА


"Много хлопот доставляло нам привыкание к жизни военно-морской, с ее жестким и часто тупым укладом... В первые месяцы на судне я обратил внимание, как старательно матросы "драют медяшку". "Не проще ли было заменить все эти медные поручни хромированными или никелированными?" - спросил я у (морского офицера) Шишина. " Нет! – ответил он, - матрос в море должен быть всегда занят. Все пиратские бунты оттого и происходили, что у людей появлялось свободное время". Если я вдруг спрашивал (офицеров), для чего нужно то или иное бессмысленное, на мой взгляд, дело, они с грустной улыбкой отвечали: "Чтоб служба медом не казалась!". Они же объяснили мне, что если командир, отдав приказ, понимает, что приказал не то, что надо, он все равно свой приказ отменять не должен, иначе подорвет свой командирский авторитет".
(из автобиографической книги А.Городницкого "И вблизи и вдали")


Мягкотелые интеллигенты спросят: совместимо ли развитие таланта с "жестким и часто тупым укладом"? Нужно ли распоряжаться временем одаренных детей по тем же принципам, что и временем подневольных матросов? Если вы превыше всего ставите "командирский авторитет", это неизбежно. "Умники и умницы" могут учинить "бунт на корабле" почище пиратского. На каждом уроке вас будут "обламывать": задавать головоломные вопросы, ставить под сомнение ваши способы решений, ваше произношение, вашу грамотность – короче говоря, вашу компетенцию. Стоит вам пару раз оказаться не на высоте – и плакал ваш авторитет...

Перейдем к конкретным рекомендациям:

Околачивайте груши! (закон20\80): Из всего времени, отпущенного на изучение какой-либо дисциплины, 80 процентов времени следует потратить на занятия, не имеющие для ученика смысла. Скажем, в физике, это – зубрежка формулировок и определений, в математике – строгие доказательства, к необходимости в которых ученик не подготовлен ("докажите, что отрезок имеет середину, и притом только одну"), в литературе – мнения критиков "времен Очакова и покоренья Крыма".
Как можно чаще "повторяйте зады"!

"Круглое – тащить, квадратное – катать!" Доказательство теоремы, решение задачи начинайте с самого общего или самого сложного случая. Если есть возможность выбрать из нескольких учебников, нескольких решений, нескольких систем обозначений – выбирайте самый сложный или громоздкий вариант.

"От забора до обеда" - давайте домашние задания так, как будто ученик должен заниматься только вашим предметом (особенно, если ученика больше интересуют другие предметы). Самые продвинутые преподаватели задают "сантиметрами" – "вы должны решить за неделю 3 сантиметра (по толщине) из этого задачника!" Неувядающая классика – задать на неделю прочесть несколько литературных произведений, или одно – зато "Войну и мир".

Комментарий автора.Подведем предварительные итоги. Известный физик (кстати, Нобелевский лауреат) Виталий Гинзбург когда–то писал: "Выводить из душевного равновесия исследователя – все равно, что бить пианиста по пальцам". Если вы работаете с одаренными людьми и хотите добиться ощутимых результатов, имеет смысл представлять, какие факторы могут постоянно выбивать вашего воспитанника из колеи. Сами собой эти факторы, к сожалению, не устраняются, скорее, наоборот. Может быть, это и есть основная причина того, что находит себя лишь небольшая часть одаренных детей.

Заканчивая эту статью, автор осознал, что незаметно для себя пытался использовать в тексте некоторые из описанных приемов. Читатель может без труда разобраться, какими именно способами автор повредил информацию, которую пытался передать: что автор просто выдумал, что коварно скрыл, а что - беззастенчиво отфильтровал.

Послесловие: Уважаемый Коллега! Вы познакомились с небольшой подборкой из большой коллекции "антипедагогики". Остальные ее части (в том числе принципы "антипедагогики" и приемы ее преодоления) готовятся к публикации. Вы можете присоединиться к этой работе, присылая автору подходящие "экспонаты", которые удалось заметить вам самим, вашим друзьям, ученикам, детям или коллегам.




Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100