Вернуться на Levi Street Психологическая культура
Форумы левиртуального общения
 
 Закон форумаЗакон форума   УчастникиУчастники     РегистрацияРегистрация 
 Ваш профильВаш профиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
ЗАПИСИ ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА САМОПОЛИТИКА: РУКОВОДСТВО СОБОЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ - пять аудиолекций и видеовстреч: приобрести
Университет Уверенности: Проблемарий
 
поиск по сайту
Отклоняющееся поведение подростков в школе.

 
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
111Алексей


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 01.04.2006 14:56    Заголовок сообщения: Отклоняющееся поведение подростков в школе. Ответить с цитатой

Отклоняющееся от чего?

Однажды, я обратил внимание на некую закономерность. Появление подростков, затрудняющих работу учителя, в каждом классе происходит также неожиданно, как и появление зимы на наших улицах. В обоих случаях - мы оказываемся не готовы к этому. Отсюда – аврал, «пожарная тревога», «гололед» в отношениях с родителями и масса «забинтованных конечностей» учащихся. А ведь, чего, казалось бы, проще, готовиться к «зиме - весной», когда юные доверчивые создания приходят ещё только в свой первый класс.
Мы не замечаем, но вся наша жизнь наполнена ритуалами. Проснулись – пошли выпить чашечку кофе, значит, новый день – начался. Уже сколько лет в 21 час неизменно начинаются «Новости» на первом канале. Мы выходим из дома, встречаем знакомого и говорим ему: «Привет!». Далее может быть – всё, что угодно, но этот «Привет» - ритуал, без которого, просто, невозможно какое бы то ни было продолжение. Мы записываем какую-то свою мысль, решаем вставить в неё некий комментарий (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!), открываем скобки и вставляем. Без скобок будет совершенно непонятно – что и к чему.
Жизнь даже маленького ребенка в течение дня подвержена постоянным изменениям. Утро – общение с родителями, завтрак, который ещё не хочется есть. Далее – встреча с товарищами, школа – разные предметы, много людей, столовая, спортзал, уроки и перемены, игры после школы, выполнение домашнего задания и ещё многое многое другое… Из всего этого насыщенного разнообразия мы хотим выделить УРОК, на котором такие разные дети (в том числе, с опережающим физическим или умственным развитием) должны сконцентрироваться на одном – на получении знаний. Думаю, всем становится понятно – для этого нужны «скобки», т.е. выделительный ритуал, причем, необычный и достаточно выразительный, чтобы быть в состоянии сыграть свою РОЛЬ.
Ритуалы, конечно же, есть и сейчас, причем, в каждой школе: в класс входит учитель, дети встают и хором отвечают на его приветствие: «Здравствуйте», в конце – учитель произносит: «Урок окончен». Однако, невыразительность всех этих действий и слов – делает ритуал совершенно неэффективным. Бегая по школе, дети десятки раз за день направо и налево говорят: здравствуйте, здравствуйте… А слова: «урок окончен» - зачастую вообще теряются учителем по недомыслию или пренебрежению, в силу отсутствия в этом действии какой бы то ни было театральности.
Каждая школа легко может придумать какой-то свой ритуал, свои «скобки» для урока. Важно только, чтобы он сохранялся на протяжении всех лет обучения ребенка в этой школе. Поэтому приведу только один пример.
В первый же день прихода малышей в школу, учитель объясняет им, как будет начинаться и заканчиваться каждый их урок.
Все встали, развели руки в стороны, а затем, вместе с учителем, сводят их ладонями вместе перед собой пальцами вверх. Учитель, при этом, произносит: МЫ СОБИРАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: УЧИТЬСЯ! Садитесь.
В конце урока процедура повторяется в обратном порядке: встали, руки – ладонями вместе перед собой пальцами вверх, вместе с учителем руки разводятся в стороны, он, при этом, произносит: МЫ ОТКРЫВАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ , ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: ОТДОХНУТЬ! Перемена.
Подобный ритуал отнимает у урока не более минуты, дети с удовольствием его воспринимают и выполняют. Наибольшую трудность в этом деле представляют учителя, со своими сложившимися стереотипами и непониманием важности для любого человека театрализованных ритуалов. А ведь, благодаря именно им УРОК возвышается над ежедневной суетой своей значимостью. Мы же этого хотим?!
_________________
Я здесь, чтобы лучше понять себя и людей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
111Алексей


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 01.04.2006 15:02    Заголовок сообщения: ПРОДОЛЖЕНИЕ Ответить с цитатой

Но одного ритуала мало. Очень важно для детей также понимание тех отношений, которые в классе должны складываться между ними, ну, и конечно, с учителем. Для этой цели наиболее подходящим инструментов является МЕТАФОРА. Только с её помощью можно донести до сознания ребенка, какого результата от него ждут, оставив ему на этом пути свободу выбора конкретных поступков.
Метафор может быть создано огромное множество. Пусть в их создании максимально проявится творчество учителей. Поэтому опять-таки только один пример.
Раз в году с детьми проводится урок – спектакль. Вначале учащимся предлагают вспомнить – приходилось ли им когда-то видеть цветущий луг, какое разнообразие цветов там было, какие им более всего запомнились… Далее – дети вместе с учителем фантазируют: какими цветками на этом прекрасном цветущем лугу они могли бы быть сами. Когда они уже создадут в своем воображении яркие образы, почувствуют, как их класс «становится» именно таким прекрасным цветущим лугом (или полянкой), учитель говорит: а теперь представим, что злой ветер хочет забросить на нашу территорию семена безобразного чертополоха. Что мы все будем делать?
Вот тут начинается самое главное. Каждый ребенок должен высказаться. Он – ромашка. Что в его силах сделать? Отбрасывать семена в сторону? Хорошо! Далее – кустик сирени – попросит паучков сплести сети на своих веточках, чтобы вовремя поймать эти злостные семена? Тоже хорошо! Колокольчик пригласит мышонка Кузю съесть эти семена? Замечательно! Красный мак вызовет мага и волшебника, чтобы тот изменил направление ветра? И это достойное решение! Вариантов ответов, лридумок маленьких фантазеров может быть великое множество. Все хороши. Обязательно только, чтобы все принимали участие в этом радостном творческом процессе. Возможны какие-то сценки, пантомимы… эмоции… Цветам на лугу можно придумывать самые удивительные и экзотичные названия, например, геройчик, раннецвет, гигантикус, солнечный лучик и т.д. и т.п. Это позволяет ребенку свободно придумывать – какой он цветок, как выглядит и какие у него есть особые свойства.
Такие метафоры относятся к категории предупреждающих. Они предотвращают поведение в коллективе, которое может испортить его, как цветущий луг. Обязательное условие, учитель на этом лугу должен быть рядовым цветком, таким же, как и все остальные. Если он выберет себе роль, напоминающую, например, садовника, то никто уже не будет проявлять собственной активности, ожидая действий именно от него, возможна даже конфронтация и противостояние. Метафора – дело серьёзное.
Управление с помощью метафор хорошо ещё и тем, что при возникновении малейшего намека на отклоняющееся поведение кого-то из учеников, учитель всегда с улыбкой может сказать: какой-то странный сегодня ветер подул, он не принесет нам семян безобразного чертополоха? Иносказательность такого шутливого обращения никого не задевает, не подавляет и не провоцирует на последующее противостояние! Это ВАЖНО!
Ритуалы поддерживают сами себя ежедневным повторением. К уроку – спектаклю учитель готовится заранее. И то и другое не представляет абсолютно никакой сложности в реализации. Вместе они дают чрезвычайно благоприятный эффект. Но жизнь – полна неожиданностей, подростки порой бывают совершенно непредсказуемы. Там, где и не ждали, может неожиданно появиться «огонек» отклоняющегося поведения, особенно в старших классах. Он не должен разгореться в большой неприятный костер. Дурной пример – так заразителен.
Ни в коем случае нельзя учителю поддаваться на провокации ученика и одергивать его в течении всего урока. Это легко превращается в игру и закрепляется в поведении. Надо или не замечать мелочей, надеясь, что всё само собой придет в норму, а если этого не происходит, дать один раз, но очень достойную отповедь с использованием рефрейминга приблизительно такого содержания:
-Ты, наверно, представляешь себе, что твои одноклассники скажут: посмотрите, какой он герой. Только спросим тебя: от кого этот герой нас спасает?
От знаний, которые твои товарищи могли бы получить на этом уроке?
От хорошей и престижной работы, которую они могли бы иметь в дальнейшем?
Ты предлагаешь им занять самую низшую социальную ступень? И оттуда вместе с тобой возмущаться всеобщей несправедливостью?

Текст такой или подобной отповеди должен висеть в учительской. Учитель не должен растеряться в нужный момент, заняв оборонительную позицию, мол, не надо мне мешать вести урок. Это заканчивается всегда плохо – игрой в преследователя и жертву (*).
И в конце хочется напомнить, что у учителя в арсенале всегда должны быть маленькие хитрости, чтобы сделать свой урок интересным и запоминающимся. Очень любопытный ход – обращение одного нашего учителя к своим подопечным: «А теперь давайте ЗАБУДЕМ эту формулу. Так, кто лучше всех ее забыл? Иванов, скажи, что мы все стараемся забыть?». То, что стараешься забыть – никогда не забывается. И ещё, объясняйте своим детям, как можно более подробно, чего вы от них хотите. Порой, это вам только так кажется, что вы сказали все понятно, пропуски информации, зачастую, бывают, просто, громадны.
Учитель, который, обычно, заканчивает урок маленьким детским анекдотом, всегда сможет удержать внимание учащихся на трудной теме, сказав вначале: я для вас сегодня такой анекдот приготовил, закачаетесь, но это потом, если будете меня сегодня особенно внимательно слушать. Не помешает, при этом хитро улыбнуться. Не бойтесь таких приемов. Именно они придают вам индивидуальность УЧИТЕЛЯ.
Хочется верить, что наступит время, когда «зима» не будет приходить на наши улицы неожиданно. В нашем распоряжении, оказывается, есть очень простые и эффективные инструменты: ритуал (*), метафора (**) и рефрейминг (**). Все они – структурообразующие элементы общества, а школа – её маленькая модель. Но такая ВАЖНАЯ! Речь о трудных подростках, обычно, возникает там, где все пущено на самотек, где все не организованно и не продуманно заранее. Говоря: трудный подросток, девиантное или отклоняющееся поведение, мы предполагаем, что есть от чего отклоняться, а действительно ли есть? Построено ли то, от чего возможно какое-либо отклонение?


Алексей Чалый, психолог.

* Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С-Пб – М, 1996г.
** Джозеф О-Коннор и Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997г.
_________________
Я здесь, чтобы лучше понять себя и людей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Кучер


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 17
Откуда: Ярославль

СообщениеДобавлено: 04.04.2006 09:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удивлен превращению своего 15-летнего сына в "трудного" подростка - посыпались жалобы от учителей на нежелание заниматься уроками на уроках и дома, мешает вести уроки,ставит себе целью заткнуть учителя,остаться "на коне" даже в ситуации полного незнания материала, никак не могу понять - это от полного незнания материала такая вот форма защиты или от желания выделится в классе?
_________________
Лишь редкие облака...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
111Алексей


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 05.04.2006 10:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гадать, почему так произошло очень непродуктивно, даже глупо. Напишите поподробнее о ваших отношениях с сыном. Какие качества вы пытаетесь в нем иннициировать, как родитель?
_________________
Я здесь, чтобы лучше понять себя и людей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Кучер


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 17
Откуда: Ярославль

СообщениеДобавлено: 07.04.2006 08:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алексей , отношения с сыном у нас проходят периоды от холодка до потепления , к сожалению, с отсутствием полного взаимного понимания , пики вниз-вверх обычно совпадают с его увлечениями , которые я поддерживаю. Занимался хоккеем - я был единомышленником, приобретал форму ,атрибутику и прочее, потом почувствовал, что хоккей с определенного периода больше интересен мне , чем сыну , тот стал "косить" , я нажимать, понял-не дело - отстал. Сын залег на диван , сел за компьютер - отношения поползли вниз.
Если о качества , которые я стараюсь сформировать в нем - долго думаю , но не могу сказать , что формирую какие-то качества целенаправленно,осознанно , скорее узнаю многие свои беды и страхи подростковые в нем , мягко стараюсь делиться ими, ссылаясь на свой пример - не уверен, что помогает. Тем паче ,что жена выбрала роль обличителя "бездельника" и "нехотяя" сына. Крик , увы, вошел у нее в норму в общении с сыном, и каждый раз наш семейный разговор похож на несыгравшееся трио - начинаем с душеспасительных бесед с сыном , потом скрипку запевает жена , резко переходя на крики и обличения , моя барабанная дробь в сторону жены по этому поводу размывает сам разговор с сыном и дальше спорим уже мы с женой до первой хлопнутой двери или выпитой валерьянки. Приходит занавес. Утром семья сползается на кухню, виновато обнивая друг друга. С добрым утром... Такие дела, Алексей.
_________________
Лишь редкие облака...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
111Алексей


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 39

СообщениеДобавлено: 07.04.2006 15:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Семья – такая же модель общества, как и школа.
Ваша жена очень напоминает учителя постоянно одергивающая ученика: не так сидишь, не так свистишь..
А вы – незадачливый психолог, пытающийся всех успокоить.
Станьте – хорошим психологом.
Объясните жене, что постоянные обличения, как волны, подмывающие берег. В конце концов, берег обрушится, и она будет очень сожалеть об этом. Никаких прямых указаний жене, только метафорами. Разными. Какая-то обязательно найдет у нее отклик.
Ваше участие в увлечениях сына – не идет на пользу. Увлечение – это некая самостоятельная ниша. Представьте, ваш сын собрался на свидание с девушкой, а вы ему говорите: и я с тобой пойду, может помогу чем…
Оставьте его в покое. Это не значит, что ваши отношения поползут вниз. Это значит, что у него появится больше свободы.
Вы сами придумайте себе увлечение. Хотел привести пример, но не буду. Свое увлечение вы должны придумать сами. Возможно, вы сейчас мне не поверите, но все проблемы у вас только из-за его отсутствия.
Каждый человек должен иметь свою индивидуальную нишу, а не лезть постоянно в чужие.
Школа, это такой сложный и консервативный механизм. Даже не знаю, что вам посоветовать. Попробуйте отнести в школу мою статью. Поговорите с местным психологом, с классным руководителем. Возможно, они согласятся в качестве эксперимента что-то изменить, хотя бы в одном классе, где учится ваш сын.
Теперь, ваш сын. Он старается своими действиями обратить на себя внимание, но не самым лучшим образом.
Поговорите с ним. Обратить на себя внимание можно разными способами. Например, сделав и повесив в классе стенд: УЛЫБКИ ОДНОКЛАССНИКОВ, или открыв в Интернете сайт: Творчество моих одноклассников…
Несколько дней пообсуждайте эту тему вместе с ним, как бы вскользь…
Расскажите ему, как важно в жизни уметь расположить к себе людей… с чем они будут его ассоциировать…
Если с конфликтами, то это ничего хорошего не даст. Зачем ему это? Зачем – это самый главный вопрос, который он должен научиться задавать себе. И не только он: и вы и ваша жена. Ваш сын учится жить. Если он будет видеть в семье скандалы, то научится именно им.
Вот, в двух словах то, что я могу вам сказать.
Заходите на мой сайт, его цель спровоцировать людей думать. Возможно, там вас тоже что-то заинтересует.
Его адрес: http://psysoznanie.narod.ru
И еще: хотите, чтобы ребенок чем-то увлекался, покажите ему пример, свой собственный.
_________________
Я здесь, чтобы лучше понять себя и людей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Игорь Ф


Зарегистрирован: 20.02.2006
Сообщения: 3325
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: 10.04.2006 10:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здорово формулируете, Алексей Улыбка

Я бы очень хотел, чтобы моя дочка (в этом году идёт в первый класс)училась у ТАКИХ учителей...

Если случайно знаете, где в Киеве можно найти подобные школы или хотя бы одного-единственного такого учителя, который набирает первый класс - буду бесконечно благодарен... Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BELA


Зарегистрирован: 25.11.2005
Сообщения: 1860

СообщениеДобавлено: 10.04.2006 10:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алексей, мне нравится ваш подход. Моему ребенку только 4, но я уже задумываюсь о школе. Скажите, а как вы относитесь к домашнему обучению? И хотелось бы услышать ваше мнение о раннем развитии. Меня интересует вопрос о том, видны ли результаты в подростковом возрасте? Отличаются ли дети с которым с рождения занимались, уделялось внимание родителями, предоставлялась возможность развивать разные увлечения или это все равно "смазывается" с возрастом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Кучер


Зарегистрирован: 26.02.2006
Сообщения: 17
Откуда: Ярославль

СообщениеДобавлено: 10.04.2006 17:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алексей, спасибо за неформальное участие в моей сегодняшней ситуации, буду думать. Радостная улыбка
_________________
Лишь редкие облака...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ларуня


Зарегистрирован: 13.04.2006
Сообщения: 1
Откуда: г.Новочеркасск

СообщениеДобавлено: 13.04.2006 11:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте, BELA.
Хочу вставить свой комментарий на ваши вопросы, основанный на собственном опыте. Нас у родителей трое детей с разницей в возрасте между старшим братом и мной 3года, между мной и младшим братом 5 лет. Мама всегда очень много работала и не очень много времени могла посвятить нашему обучению. Но мы всегда развлекались тем, что играли между собой (благо три человека это уже кампания Радостная улыбка ) в такие игры, как «Бизнес 2000», «Шанс», «Монополия», «Эрудит», «лото», различные развивающие настольные игры (компьютера у нас тогда еще не было). Также отец приучил к игре шахматы, домино, шашки, а бабушка к играм в карты. Результатом того, что мама при всей ее занятости во время учебы старшего брата в шкоде уделяла время на проверку дом.заданий (она полностью проверяла все письменные работы, а так же заставляла рассказывать устный материал) брат без проблем поступил на бюджетной основе в ЮРГТУ(НПИ) (он шел первым после медалистов в списке) на факультет информационных технологий на специальность с самым высоким проходным балом. Мне не уделялось такого же внимания во время учебы в школе. Кстати, я была очень трудным ребенком в подростковом возрасте. В 10-11 классах моя классная руководительница каждый день звонила ко мне домой и жаловалась на мое поведение моей маме. Мама в ответ реагировала спокойно, говоря, чтобы меня просто не трогали, а дали жить, как я хочу. Результатом стало то, что мне даже не хватило балов для поступления в ЮРГТУ(НПИ) на энергетический факультет на специальность с самым низким проходным балом на этом факультете (пришлось доплачивать так называемый единоразовый полупроходной бал, чтобы зачислили). Не уделялась из-за сильной занятости внимание к учебе и младшему брату в первых классах. Но к тому времени когда я поступила в университет младший брат уже пошел в 7 класс и у мамы выделилась немного свободного времени (она пошла в отпуск, что не так часто ей удается Грусть ) и занялась тем, что каждый день проверяла уроки младшего брата. Когда он садился за уроки она садилась рядом с ним, брала его дневник и они вместе (тут самое главное не делать уроки вместо того, кто обучается) делали дом.задания. Вы бы видели, сколько было пролито слез моим братом: от того, что его заставляли учиться, от того, что у него не получается, он не понимает, а самое большое возмущение его было по поводу оценок учителей, которые по сложившемуся к нему стереотипу, как не об очень «умном» ученике продолжали ставить оценки при ответах заниженные, при этом сыну учительницы даже при худших ответах всегда ставили «5». Моя мама всегда говорила одну очень умную фразу, что для нее оценки не важны, а важны, те знания, которые остаются в голове. В последствии был только контроль за учебой брата, т.к. он впоследствии САМ начал учиться. Итогом такой политики стало окончание моим младшим братом школы на серебряную медаль и поступление в ЮРГТУ(НПИ) на факультет информационных технологий, где он сейчас отлично учиться. Еще возможно игры, в которые мы с ним играли в детстве, дали свой эффект, сейчас младший брат читает книги по созданию своего бизнеса Улыбка , обожает то, что связано с экономической стратегией.
…Хотя тут еще может зависеть и от характера моих братьев. Ведь они могли и просто забить на все и послать всех…
Лишь бы на каждого ребенка не было по семь нянек. Когда каждая нянька воспитывает по своему усмотрению. Наблюдение за семьей знакомых показывает, что человек начинает сопротивляться такому навязываемому воспитанию.
ВЫВОД: с ребенком надо заниматься и развивать не только в первые года жизни, но и во время обучения в школе.
_________________
Имей мужество пользоваться собственным умом.
Иммануил Кант
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
BELA


Зарегистрирован: 25.11.2005
Сообщения: 1860

СообщениеДобавлено: 14.04.2006 04:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ларуня спасибо за то что поделились опытом. Действительно, то что вас было трое и разновозрастных с лихвой компенсировало недостаток времени вашей мамы на занятия с вами.
К сожалению ребенок у меня пока один (трое было бы конечно здорово Радостная улыбка ) и играть приходится мне с ней.
Вот школы я как то опасаюсь, сейчас такие школы, что могут все испортить, излишним давлением, оценочной системой могут убить интерес к знаниям и вообще интерес к обучению.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Нестандартный ребенок Ваш часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
У вас нет возможности начинать темы
У вас нет возможности отвечать на сообщения
У вас нет возможности редактировать свои сообщения
У вас нет возможности удалять свои сообщения
У вас нет возможности голосовать в опросах
Rambler's
Top100


ЛЕВИРТУАЛЬНАЯ УЛИЦА • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • ПИСАТЕЛЯ, ВРАЧА, ПСИХОЛОГА

Rambler's Top100