Вернуться на Levi Street Психологическая культура
Форумы левиртуального общения
 
 Закон форумаЗакон форума   УчастникиУчастники     РегистрацияРегистрация 
 Ваш профильВаш профиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
ЗАПИСИ ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА САМОПОЛИТИКА: РУКОВОДСТВО СОБОЙ В ТРУДНОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ - пять аудиолекций и видеовстреч: приобрести
Университет Уверенности: Проблемарий
 
поиск по сайту
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Беседка
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Верналенья Циграникофф


Зарегистрирован: 01.10.2007
Сообщения: 1828
Откуда: Тольятти

СообщениеДобавлено: 23.09.2008 22:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ksniko - у меня тоже был Юный химик. Радостная улыбка
А еще раньше я наткнулась на потрясный немецкий учебник, двухтомник - по нему можно изучать химию, полный школьный курс, по способу программированного обучения. Объяснять не буду, как это, но - очень интересно. Читается, как художественная литература. Я тогда была в классе в 5 - химии еще не было в программе, но все поняла, хотя там, вообще-то, и 5-летний бы все понял и с интересом прочел бы. Сумели немцы написать учебник.
А наши школьные учебники оставляли желать лучшего, ну, не все, но многие. Это еще одна проблема.
_________________
- Снимите с неё показания.
- Только попробуйте что-нибудь снять с меня!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дария


Зарегистрирован: 06.07.2008
Сообщения: 4067
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: 23.09.2008 22:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А я когда-то в первом классе захотела стать писателем, и срочно научилась писать раньше всех - просто взяла прописи и "прошла" их сама за неделю, пока болела. Причем до того "палочки" (те, что должны быть строго перпендикулярны) мне не давались никак. А как стимул появился... Самое смешное, что печатные буквы я освоила еще до школы, и до сих пор не понимаю, почему вдруг решила, что писатель должен писать именно прописными (т.е. письменными)? Наверное, так красивее...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лягушонок


Зарегистрирован: 29.01.2008
Сообщения: 2963
Откуда: Ростов-на Дону

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 11:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Марин- можно на ты, да? )),- всё равно я считаю, что вопрос очень глубок, и что он- как, впрочем, и другие вопросы в государстве,- связан с общим состоянием-здоровьем государства, страны.. Дело не в том, что если платить педагогам десять зарплат- они станут лучше учить, нет конечно, не совсем так.. Но дальнейший разговор для меня достаточно труден, потому что я конечно не знаю- и даже совершенно не догадываюсь, какими пользами для народа и государства руководствуются те лица в министерствах образования, когда разрабатывают, назначают и принимают методики, по которым обучаемые будут обучаться на благо государства - а благо государства вообще- то по конституции означает благо для живущих в нём.. То, что это мягко говоря, не совсем так, разговор долгий и на нашем уровне почти бесполезный, мне кажется.. Что толку с того, что мы здесь вдруг придём к очевидному выводу, что в образовании все дисциплины в принципе, связаны друг с другом..
Единственное, что хочу - само прямо просится на ум, что тема, возможно, может раскрыться в другом контексте, если мы просто вспомним, что существуют различные системы образования, и- я могу ошибиться, их две. Наша, Российская, сист.образования, ведёт начало от иезуитской. А на Западе в основном- вальфдорская сист.образования, а они ну оччень разные.. Вот и всё. что я могу сказать.. А чего я буду возмущаться, что мне не нравятся методики, потому что они мне не дают возможности получить знания?.. Вон, кто хочет- всегда узнает, научится.. А профессиональная непригодность- тоже, мне кажется, вещь неистребимая и какой-то процент её всегда был и будет..
_________________
Улыбаемся и машем, господа, улыбаемся и машем!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ksniko


Зарегистрирован: 16.06.2008
Сообщения: 5081
Откуда: Железногорск

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 12:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Anastasia пишет:
Неа. Один и тот же ребенок может запросто в отдельный период хотеть учиться и тянуться к знаниям, в другой- учиться из-под палки, в третий вообще не учиться,
.... месяц курсов-сразу и понимание, и умение....

"Палка" может быть не только внешней.
Я думаю, даже на этих прекрасных курсах вы учились из под палки.
Не согласны?
Тогда поставим мысленный эксперимент.
Вы как-то утром пришли на эти замечательные курсы, а вам объявляют, что занятий сегодня не будет - преподаватель заболел. Так что приходите завтра.
Когда вы это услышите - какое чувство у вас будет? "Горе" или "радость"?
Только честно!
Именно ваше чувство в первую секунду, а не вторичные ваши чувства ПОСЛЕ размышлений типа - вернут ли деньги, сократят/удлинят курс, получу ли я необходимые мне знания и прочее...
Так вот, только те, кто почувствует "горе", учатся не из под-палки.
И много таких найдется? Хоть один на тысячу наберется?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 16:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Люди, я тему потому и завела в Беседке, что мне хочется просто побеседовать о том, как мы учимся. Понятно, что государственную систему образования мы не переделаем, но какие-то выводы для себя сможем сделать, ну в крайнем случае, интересно поговорим Улыбка Пусть тема развивается как хочет, не будем ограничивать обсуждение!
Спасибо вам за ссылки и ответы!
Лягушонок, давай на ты, только я Катя, а не Марина (если это ты мне). Про вальдорфскую систему образования я очень мало знаю, ну разве что только, что она направлена не столько на получение знаний, сколько на развитие личности, да еще что у нас эта система не прижилась и скорее извратилась.

Сергей (можно я буду по имени, раз уж ты в своем интервью почти представился?), Настя, Верналенья, Дария - вот о чем я и говорю, что не с того конца учат/пытаемся учиться. У меня самой куча примеров, как я изучила что-то потому, что возникла в этом необходимость, в процессе решения этой необходимой задачи. Скажем, выучила английский, переводя тексты песен. Другой пример - на уроке по стереометрии в 10 классе учительница ничего объяснять не стала, дала задачку и велела дома подумать. На следующий урок никто ее не решил. Она показала, как решать, и дала на дом еще одну задачку... Ну где-то с пятой или десятой у меня вдруг открылось объемное зрение, и этот непростой раздел геометрии раз и навсегда стал для меня легок и понятен. При этом ни одной теоремы, ни одного правила я в школе так и не выучила, а любые самые сложные задачи решала на пальцах (это меня несколько напрягло на вступительных экзаменах в универ, но благодаря развившейся способности видеть объемные тела в воображении я теоремы из учебника могла сформулировать и доказать своими словами). Уверена, что если бы мы изучали этот раздел традиционно - сначала теория, формулировки, объяснения, примеры, потом решение задач - я бы массу энергии потратила на разбирательство с непонятными теоремами и задачи бы научилась решать в лучшем случае по шаблону.
Таблица Менделеева, которую выучил Сергей, палочки, которые научилась писать Дария, бухучет, выученный Настей за месяц, химия, выученная Верналеньей в 5 классе - яркие примеры.

Мне вот не кажется, что в школе учат лишнему. Плохо учат, неэргономично очень - ДА, а сказать, что лишнее, не могу. Скорее, мало. Ну как можно определить, что нужно в жизни? Скажем, для офисной работы в большинстве случаев надо уметь читать, знать цифры (уметь считать не обязательно) и печатать на компе (писать тоже не обязательно). И ВСЕ. Про свою работу могу сказать - что ее в принципе можно выполнять, умея эти три вещи... Но чтобы выполнять ее хорошо - надо знать массу вещей из математики, физики, химии, геологии и техники, а кроме того, уметь это все в голове связать в одну картину.
Да ладно работа, а по жизни вам разве не приходило в голову, например, что законы физики очень даже хорошо приложимы к психологии? Ну или, например, я, читая романы Пелевина, все время страдала от того, что не знаю историю и философию древнего мира и из-за этого большую часть смысла просто не в состоянии уловить.

И вообще, мысль, что все связано со всем, мне кажется очень плодотворной и важной. Когда думаешь, что физика отдельно, лирика отдельно, это одно мировоззрение, а когда осознаешь, что это все суть описания одной реальности с разных сторон - совсем другое!

Уф, сочинение на свободную тему...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 16:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ksniko пишет:
"Палка" может быть не только внешней.
Я думаю, даже на этих прекрасных курсах вы учились из под палки.
Не согласны?
К слову о палке. Сперва постулаты к моему ответу, не как аксиомы, но чтоб понять, зачем палка бывает очень нужна.
1) в начале человек не располагает информацией, в том, числе зачем ему что-то уметь-знать 2) знать, что что-то точно не понадобиться (ну кроме откровенной ерунды) в жизни на 100% нельзя 3) даже узнав, что и зачем может понадобиться ему в жизни сейчас,завтра или через годы ребенок или даже несколько более взрослый человек, всилу раазных причин, может не поверить, не захотеть и тп учиться Закатить глаза, задуматься .
А вот когда придет час Х - берегись. Тут он может и пожалеть, что не учил, не делал чего-то - но будет поздно - от минимальной до максимальной степени трагичности. И как решить эту задачу? Позволить "дитю несмышленному"\себе набивать шишки, ждать "палки с неба"? И да... и нет. Лучше активная позиция. Отсюда вывод - лучше (иной раз, не всегда, но достаточно часто) и самому взять "палку" и "погнать" себя или подопечного учиться и тренироваться. А потом, когда "палка с неба" таки свалиться и он или я-сам достойно с ней справиться - вот тебе радость, честь и хвала... и свободный порыв далее совершенствоваться на этом поприще
Китайцы говорят "Если меч может понадобиться тебе хоть один раз в жизни - носи его с собой всегда", к слову.
И еще, про себя. Я вот благодарен образованию, в том числе и не очень порой жалуемых мною гуманитарных дисциплин, за то, что оно позволяет "снимать лапшу с ушей", особенно по-части всяких пограничных мистико-этических вопросов, да и всяко другой.
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лягушонок


Зарегистрирован: 29.01.2008
Сообщения: 2963
Откуда: Ростов-на Дону

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 17:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ух.. )) почему-то была уверена, что ты, Катя,- Марина.. Извини, пожалуйста.. Я согласна с твоими идеями, Катюша, и действительно- может, кому-то из гостей и в голову не приходило то, о чем ты подняла разговор.. А о вальфдорской системе- конечно, есть интернет.. Вот как раз эта система и отвечает именно твоим запросам- т.е., по этой системе обучаемый изучается, получается информация- к каким наукам , он более имеет склонность, ну- и вперед.. И еще обучение происходит в процессе для маленьких- игры, для "повзрослее"- в интересной для конкретного возраста форме, я так понимаю- практически незаметно.. Вопросом я этим серьезно не занималась, жаль- тема интересная, но опять-таки.. Хотелось бы послушать мнения людей- непосредственно связанных с этим.. Подготовкой-разработкой методик.. О! У меня же завуч знакомая есть.. Нужно напроситься в гости и завести разговор..вот.. А так- вас послушаю всех с удовольствием.))) есть у революции начало.. ))
_________________
Улыбаемся и машем, господа, улыбаемся и машем!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 17:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Yari, дак вот дело в том, что из-под палки плохо получается...
Палка нужна, но как не перегнуть палку? Улыбка
Не знаю...

Мне кажется, образование должно
1) сформировать картину мира
2) научить учиться, работать над проблемой, добывать знания и использовать.

А конкретные знания - это вторично, хотя сами по себе они тоже важны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 17:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Палка нужна, но как не перегнуть палку? Улыбка
Не знаю...
Kalashnikov! Я тоже не знаю, но методологических подход "научного тыка" он же последовательного уточнения позволяет определять вид и количество палок, оптимальных для решения конкретной ситуации.
Цитата:
2) научить учиться, работать над проблемой, добывать знания и использовать.
Вот это в первую очередь, соглашаюсь на 100%, но методология в чистом виде - теория, а жизнь - практика. И инструментами достижения знания и умений также являются ... знания и умения, предшествующие, подготовительные.

Цитата:
Мне кажется, образование должно
1) сформировать картину мира... А конкретные знания - это вторично, хотя сами по себе они тоже важны.
Тут есть вопросы, ибо принципы построения картины мира на основе конкретных знаний о нем (а иначе - никак, так тчо первично именно конкретное знание) могут быть разные. А что ставить во главу угла, думаю, лучше решать каждому под свою ответственность, а не дяде в кабинете КГБ. Картин мира может быть и не одна, картина - схема, модель, как всегда упрощенная, в которой остались лишь ее существенные характеристики, существенные либо для решения каких-то конкретных задач, либо еще для чего. То, как автор смог изобразить мир в своей модели. Также есть еще проблема, что картина мира - это наш инструмент для жизни, но еще и шоры на глазах, которые искусственно от- или затеняют какие-то конкретные черты данного удивительного и волшебного мира. Эта инфа - из курсов по философии, а также из книги Кастанеды "Учение Дона Хуана". Не помню, но у ВЛ тоже что-то такое проскакивало.
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 17:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Yari, а у Вас получалось чего-нибудь из-под палки выучить?
Я вот училась в музыкалке. Первые года 3-4 не то чтоб из-под палки, но и без особого интереса. Надо - значит надо. А потом меня вдруг поперло от музыки, я и заниматься по 2 часа каждый день стала с удовольствием, и сочинять... Вот и не знаю - была тут палка или нет... И если была, то что было бы, если б ее не было?..
У меня было несколько мощных прорывов в учебе. И все они - не потому, что я понимала, что мне это надо, а потому что меня вдруг охватывал интерес, причем интерес не просто абстрактно узнать что-то, а интерес достичь какой-то своей цели: от вылечить зрение до убить время на каникулах. Остальное я тоже учила, но без блеска.

Yari, а у Вас есть какая-нибудь картина мира? Как она образовалась? Мою можно выразить в двух словах: "все едино", в смысле, все взаимосвязано, а на разных уровнях это разные конкретные образы, но все подчиненные этой идее. Поэтому я и тут ратую за связь истории с литературой Улыбка

Инструмент добывания знаний и умений - умение решать задачи, а также ставить их себе. Тренируется решением задач. Поэтому я считаю, что надо в обучении идти от конкретной задачи к общему, от необходимости - к знаниям.


Последний раз редактировалось: kalashnikov (24.09.2008 18:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Anastasia


Зарегистрирован: 13.11.2006
Сообщения: 4277
Откуда: Лондон

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 18:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ksiniko, я училась не из-под палки. Мне это скорее как хобби было. Хотела научиться разбираться - и пошла. При этом, когда занятия отменяли могла почувствовать в один день и огорчение, в другой- и облегчение. Как и сейчас, когда бы с удовольствием посидела на лекции или семинаре, но когда дома больной ребенок - невольно испытаешь облегчение от того, что занятие перенесли.
_________________
World is crazier and more of it than we think,
Incorrigibly plural (c)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hedviga


Зарегистрирован: 14.09.2008
Сообщения: 1364

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 18:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
И еще, про себя. Я вот благодарен образованию, в том числе и не очень порой жалуемых мною гуманитарных дисциплин, за то, что оно позволяет "снимать лапшу с ушей", особенно по-части всяких пограничных мистико-этических вопросов, да и всяко другой.
Есть такое, безусловно, и до вас уже это не раз отмечали.
Но тут все-таки, если человек - дурак, то ему ничто уже не поможет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 20:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поспешил))
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)


Последний раз редактировалось: Yari (24.09.2008 20:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 20:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Yari, а у Вас получалось чего-нибудь из-под палки выучить?
Да, мама заставляла в начальных классах выполнять все домашки без единой ошибки, помарка - лист вон, еще - еще, новая тетрадь - не жалко. Со слезами, злобой иной раз - но все таки выучивал. Не уверен, стоила ли игра свеч, может, можно было бы со мной как-то попсихологичнее - но дело было сделано. А когда пошли оценки "отлично" - я был рад и все такое.
Цитата:
Я вот училась в музыкалке. Первые года 3-4 не то чтоб из-под палки, но и без особого интереса. Надо - значит надо. А потом меня вдруг поперло от музыки
Да наверное почти в любом обучении можно выделить две такие стадии: когда нас нужно как-то подталкивать и когда мы сами спешим и рвемся. Разные соотношения, разные ситуации. Конечно, хотелось бы, чтоб свегда как с горки, но и в горку для этого нужно залесть. Всегда при обучении возникают такие ситуации, когда задача хоть на йоту превышает твои способности здесь и сейчас, и есть риск здаться, отступить, полениться и тп. А вот подстегивая себя или при помощи разного рода внешних "волшебных пендалей" мы таки преодолеваем себя, растем, познаем.,
Цитата:
Вот и не знаю - была тут палка или нет... И если была, то что было бы, если б ее не было?..
палка - образ внешнего или внутренного стимула, толчка в определенном направлении. В вашем случае с музыкой, думаю, был момент, что вы восхитились, увлеклись кем-то или чем-то, захотели быть такой и такой... Но были и случаи, когда шли, чтоб, например, маму не расстраивать... Прав я или ошибаюсь?

Цитата:
Yari, а у Вас есть какая-нибудь картина мира? Как она образовалась? Мою можно выразить в двух словах: "все едино", в смысле, все взаимосвязано, а на разных уровнях это разные конкретные образы, но все подчиненные этой идее. Поэтому я и тут ратую за связь истории с литературой Улыбка
Моя картина мира сложна, ее не выразишь в двух словах, к сожалению, хотя я думаю, что ваша тоже)). Она основывается на моих знаниях, которые я получил в университете, и тех, что я получил при изучении книг по боевым искусствам, философии,психологии. Идеи ВЛ некоторые также там. И конечно же - свой клочек из личного опыта. А из простых формул типа той, что вы привели, мне импонирует "инь-ян" - "единство и борьба противоположностей", две стороны одной медали и тп, как обобщенное знание и как подход.
Цитата:
Поэтому я считаю, что надо в обучении идти от конкретной задачи к общему, от необходимости - к знаниям.
Этот способ - "исторически" первый. Но зачем принебрегать 2м методом, от знаний - к практике. У него есть свои плюсы. Лучше вместе, чем вместо.
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 21:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Yari, так вот способ "от знаний к практике", как мне кажется, неэффективен. А какие у него плюсы?

Насчет музыки - "палкой" было сначала желание не огорчать маму. А как я сама захотела, я не помню. Наверное, чем-то увлеклась... Помню, что у меня стало получаться, и мне это нравилось, и подстегивало еще больше заниматься, успех окрылял.

А вот и совсем не праздный вопрос: можно ли этот интерес, вдохновение вызывать в себе произвольно, а не ждать, пока снизойдет? Говорят, что да, напрмер, в школе артсинтезтерапии, которую тут обсуждали, они там на занятиях как раз тренируют вдохновение...

Моя картина мира, если ее расписывать подробно, конечно, тоже не один килобайт займет Улыбка Единство и борьба противоположностей - мне тоже импонирует. Постоянно нахожу две стороны во всем, во всем...
Еще я бы могла сказать про свою картину - "цель это наше все".

Лягушонок, копнула я быстренько инет на тему вальдорфской педагогики... Вот у них тоже - изучают, например, только географию Северной Америки 3 месяца... По мне, так правильнее, чем в 9.00 изучать историю Древнего Египта, в 10.00 - "Капитанскую дочку", а в 11.00 - топливно-энергетический комплекс Западной Сибири. А что было во времена Древнего Египта на территории Западной Сибири?..

Или вот принцип, что старшие обучают младших. Это да, эффективнейший способ, тоже на своем опыте подтверждаю Улыбка

Насчет безоценочности. Про плюсы такого подхода уже много говорили. А вот плюсы оценок - это обратная связь и стимул.
Что думаете (это я ко всем уже обращаюсь) об этом?

А на практике - вот Маша в соседней теме пишет, что дочку забрала из вальдорфской школы, потому что дети там малость неадекватные... В общем, идея хорошая, воплощение вышло плохое.

А какие есть альтернативы обычной школе и вальдорфской? Еще - домашнее обучение.
Про плюсы домашнего обучения понятно. А минусы? Во-первых (это сейчас мне в голову пришло), когда ребенок учится в коллективе, он может как раз применить способ "научи другого, и научишься сам". Не в нашей школе, конечно, но в принципе-то. А во-вторых, это ж какая нагрузка на родителей. И, мне кажется, это не само по себе плохо, что нагрузка и ответственность, а плохо то, что как бы получается, что родители СЛИШКОМ МНОГО сил и времени тратят на ребенка. Мне кажется, это не очень хорошо, получается, что они (мама и ребенок) замыкаются друг на друге.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Единорожка


Зарегистрирован: 03.09.2007
Сообщения: 102
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 24.09.2008 22:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Моя коллега восторженно отзывается о системе Шаталина. Их класс обучался по ней в порядке эксперимента. Пару-тройку месяцев пришлось помучится, пока поняли в чем фишка, зато потом...
Говорит, что это с ней на всю жизнь. В институте самостоятельно ее применяла, и на разных прочих многочисленных курсах (она - аудитор высокой квалификации, учиться приходится постоянно). Усвоение материала - 100%. И сам процесс обучения становится осмысленным и интересным.
Если в двух словах (исходя из того, что я от нее услышала, и что удалось найти в и-нете), система базируется на движении от общего к частному. Грубо говоря, в нашей официальной системе обучения последовательно дают отдельные "паззлы", а цельная картинка либо сложится только после курса обучения, либо вообще останется не увиденной. А в системе Шаталина - наоборот. Сначала акцент ставится на целостности и системности предмета изучения, а потом уже переходят к "подсистемам" и прочим составляющим деталям. Т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь между отдельными частями. И очень важный момент обучения - навыки самостоятельного составления конспектов. Причем конспект строится не на механической "стенографии", а на отражении изучаемого материала в виде сжатых схем.
Говорит, ни одного троечника в классе не осталось - резкий скачок успеваемости, все в ВУЗы легко поступили.
А Шаталин при создании системы именно на троечников и ориентировался. Считал, что если уж им она будет понятна и доступна, значит - работает.
Правда, его потом, кажется, коллеги-педагоги гнилыми помидорами забросали. Выяснилось, что программу, которую проходят в обычной школе в течение трех лет, по системе Шаталина можно пройти всего за год... Как-то отечественная педагогика не была готова к такому шокирующему результату. Поэтому сначала все дрогнули, а потом дружно сплотились против "ереси"... Такая вот грустная история.
_________________
жизнь тяжела, но к счастью коротка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 25.09.2008 10:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

kalashnikov пишет:
Yari, так вот способ "от знаний к практике", как мне кажется, неэффективен. А какие у него плюсы?

Знания - это выражение чего-то опыта. Такой подход позволяет не набивать лишний раз шишки, видеть взаимосвязь своего опытца с другим доступным, общим. Простой пример, не стоит пальцы в розетку совать или прыгать с крыши небоскреба, чтобы понять, какой будет результат. Еще со школы наверняка много кто помнит правило рычага или принцип короткого замыкания и другие простые вещи. А как они потом в жизни прегождаются, когда надо или поднять что или розетку дома поменять. К слову, правило рычага, как один из дазовых принципов пронизывает систему рукопашного боя Кадочникова, похожую во многом по крайней мере внешне и на дзю-до и на тайдзи! Был удивлен!
Цитата:
А вот и совсем не праздный вопрос: можно ли этот интерес, вдохновение вызывать в себе произвольно, а не ждать, пока снизойдет?
Можно и оч желательно пытаться, тогда любая работа и учеба в радость будет, + легче даваться + более продуктивно. Искать интерестное, связи с тем, что для тебя важно. И тогда, при совпадении нужных психических, физических и прочих фарторов - снизойдет. Кто ищет - тот всегда найдет.
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 10:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, народ, за обсуждение.
Единорожка, я почитала и про Шаталова (сорри, он Шаталов, а не Шаталин). Он так же, как я понимаю, говорит о необходимости не кусками давать знания, а единую картину. И мысль про конспекты понравилась (конспекты в виде схем).

Мое резюме такое.

1) Обучение идет от цели, к которой сам обучаемый всей душой стремится (именно желанием, а не умом, и не всученная ему под видом необходимости).

2) Лучше всего обучаться через практику достижения этой цели, попутно добывая теоретические знания.

3) Надо пытаться охватить как можно более широкую область знаний (не изучить попутно, а именно встроить в нее изучаемый предмет, набросать связи). Энциклопедические знания во всем иметь, конечно, невозможно, да и не нужно, но если в голове есть система связей, то всякие факты легко в нее встроятся. Главное - не запоминать, а понимать.

4) Из технических способов - хороши всякие образы, общение, обучение друг друга.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Yari


Зарегистрирован: 18.07.2008
Сообщения: 633
Откуда: Беларусь, Минск

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 11:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот это хорошо и правильно - резюме. Так сказать, квинтэссенция мыслей по обсужденному вопросу, промежуточный результат. И себе на вооружение нужно вять. Смущение
_________________
Когда рыба поймана - про снасти забывают. Когда мысль поймана - про слова забывают. Где бы найти человека, который забыл слова - и поговорить с ним?) (И-дзин, вроде)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 12:42    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На здоровье, Yari Улыбка Если кто-то что-то сможет взять отсюда на вооружение, я буду рада.
Вот еще пример. Для меня это насущная проблема и одновременно хороший практический прием.
На работе (техническая поддержка) мне иногда звонят/пишут пользователи с вопросами по программе. Если вопрос нетривиальный, то мне сначала самой приходится разобраться, почитать руководство, а то и литературу. Иногда я сама работаю на этой программе (делаю расчеты), и у меня возникают аналогичные вопросы к самой себе. И вот что я выяснила.
Для меня абсолютно невозможно изучить что-то новое "для себя", на будущее, для повышения квалификации, просто так, от нечего делать или потому что начальник сказал. То есть я просто вообще не могу сосредоточиться. Если мне надо изучить вопрос для того, чтобы что-то самой сработать в своих расчетах, то я могу по верхам разобраться, но сильно упираться не буду. А вот если мне задал вопрос пользователь, то тут я с большим энтузиазмом зарываюсь в материал и с неподдельным интересом и азартом изучаю тему, а потом еще думаю, как доходчиво и подробно объяснить. Не хочется, во-первых, ударить в грязь лицом, а во-вторых, главное, очень-очень приятно ощущать себя кому-то другому полезной.
Общение - это наше все Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ksniko


Зарегистрирован: 16.06.2008
Сообщения: 5081
Откуда: Железногорск

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 12:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

kalashnikov пишет:
Для меня абсолютно невозможно изучить что-то новое "для себя", на будущее, для повышения квалификации, просто так, от нечего делать или потому что начальник сказал.

Угу.
У меня та же проблема.
Мой руководитель по диплому был в недовольстве от того, что я читаю литературу только для получения ответа на вопрос. И не больше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 17:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я тут размышляла про оценки. BELA, помню, когда-то даже тему поднимала про безоценочность... Надо ли и можно ли учиться без оценок? Наверно, нет, ведь оценки - это обратная связь, они указывают нам, куда двигаться и надо ли. И если наш труд вообще не оценили, это обидно, не так ли? Зачем мы тогда вообще работали?

В конце концов, нас всегда и везде оценивают: когда принимают на работу, когда решают повысить зарплату, когда выбирают в мужья-жены, а выбрав, тоже продолжают оценивать, ну и мы сами тоже постоянно кого-то оцениваем... Я, кстати, не вижу противоречия между постоянной оценкой и безусловным вниманием, любовью. Внимание - это когда муж пришел с работы и спросил "как дела", а оценка - когда он сообщает "а суп ты пересолила". Разные вообще вещи.

Просто надо правильно относиться к оценке: как к информации о том, насколько наш результат соответствует тому, чего от нас ожидали. И дальше либо корректировать свои действия, либо просто принять к сведению и понять, чем нас грозит это несоответствие, да и все.
Или как к информации о том, как наши действия выглядят со стороны. И дальше опять - либо что-то менять, либо нет.

О школьных оценках. Да, пятибалльная система никуда не годится, так же как и десяти-, и стобалльная. Потому что - вот два решения задачи. Одно - стандартное, четко расписанное и красиво оформленное, другое - небрежное, но гениальное. Какое лучше? Да никакое. Каждое по-своему хорошо, по-своему плохо. Они одинаковы? Нет, конечно же. И как их можно по одномерной шкале оценить? По-нормальному - нельзя. Значит... оценки должны располагаться не на линии "2 - 5", а в более многомерном пространстве. Например, несколько шкал: "творчество", "аккуратность", "широта охвата", "глубина", "логичность", "доходчивость", "образность", ну и так далее. Причем не по всем шкалам обязательно должна быть оценка - может, по какому-то параметру о какой-то работе просто нечего сказать (в принципе, легко представить себе такое). И естественно, по всем параметрам высоких оценок быть не может. И естественно, никакой одной средней оценки работы при таком подходе тоже быть не может.
Или даже обойтись без шкал, а просто брать оценки из какого-то множества: красиво, небрежно, стандартно, четко, смело, глубоко, медленно... и так далее.

Понятно, что это сильно затруднит формализацию всяких экзаменов. Одно дело - сказать на вступительных экзаменах в вуз "проходной балл - 14", а другое - просмотреть полтыщи работ, а потом из них выбрать полсотни - то ли "творческих", то ли "энциклопедических", то ли "глубоких".
Ну да ладно, мы же тут фантазируем Улыбка
И конечно, тут появляется сильный дух субъективности. Одни предпочитают нестандартное, другие - логичное.
Мое мнение, что касается формализации - то чем она сильнее, тем лучше для роботов, а насчет субъективности - так опять же в жизни она нас всегда преследует. На работу нас принимает начальник по своему субъективному мнению, подошли мы ему или нет, ну и так далее.

Вот такие мои фантазии об идеальном образовании Улыбка
Эх, пойду-ка я в министры, что ли Улыбка Улыбка Улыбка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hedviga


Зарегистрирован: 14.09.2008
Сообщения: 1364

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 17:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Щас, говорят, в первых классах оценок нет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ksniko


Зарегистрирован: 16.06.2008
Сообщения: 5081
Откуда: Железногорск

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 18:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

kalashnikov пишет:
Я тут размышляла про оценки. BELA, помню, когда-то даже тему поднимала про безоценочность... Надо ли и можно ли учиться без оценок? Наверно, нет, ведь оценки - это обратная связь, они указывают нам, куда двигаться и надо ли. И если наш труд вообще не оценили, это обидно, не так ли? Зачем мы тогда вообще работали?
Хм.
Я вообще не понимаю смысл школьных оценок. Например, ученик или знает всю таблицу умножения или нет. Что в этом случае означает "тройка"? Когда он должен знать ее всю целиком? И что означает тройка у будущего врача? Которому даже в этом случае выдадут полноценный диплом? Хотели бы вы попасть к такому врачу?
Я считаю, что принцип обучения должен быть один - только после того, как ученик полностью (на 100%!) освоил предыдущее, он может переходить к следующему.
И с какого боку тут оценки?
Обратная связь? Ну, получил кто-то на экзамене 4 или 3. Это означает, что курс освоен не до конца. Допустим. И что, хоть один студент после "успешной сдачи" (за редкими исключениями тех, кто стремится пересдать из за стипендии) будет ликвидировать свои пробелы? После экзамена??!!
Да он тут же выкинет из головы весь курс и начнет готовится к следующему.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
kalashnikov


Зарегистрирован: 18.10.2005
Сообщения: 2995

СообщениеДобавлено: 26.09.2008 20:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про систему оценок "зачет-незачет" я тоже думала. Но дело в том, что две зачетные работы могут быть совершенно разными, и это было бы неплохо отразить в оценке. Хотя бы для того, чтобы ученик учился смотреть на свою работу со стороны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Создать новую тему   Ответить    Список форумов Психологическая культура -> Беседка Ваш часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
У вас нет возможности начинать темы
У вас нет возможности отвечать на сообщения
У вас нет возможности редактировать свои сообщения
У вас нет возможности удалять свои сообщения
У вас нет возможности голосовать в опросах
Rambler's
Top100


ЛЕВИРТУАЛЬНАЯ УЛИЦА • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • ПИСАТЕЛЯ, ВРАЧА, ПСИХОЛОГА

Rambler's Top100