дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Музыкальная аптека / Настроение


 

Настроение



слушать передачу



Поделиться

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

музыкальные лекарства от стресса

ключи к душевному равновесию



Звучит мелодия «Спи моя радость, усни»

Евгения Полянская:
Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире «Музыкальная аптека». В студии с вами сегодня авторы программы – врач психотерапевт, писатель и музыкант Владимир Леви.

Владимир Леви:
Здравствуйте, друзья.

Евгения Полянская:
Психолог и музыкант Максим Леви.

Максим Леви:
Приветствую вас, дорогие слушатели.

Евгения Полянская:
А также ведущая и редактор программы Евгения Полянская. Доброе утро.

Продолжает звучать музыка «Спи, моя радость, усни»

Евгения Полянская:
Владимир Львович, кажется, сегодня наша вступительная музыка звучит совсем иначе, чем в предыдущих тонусных передачах.

Владимир Леви:
Да... Спокойнее, умиротвореннее...

Евгения Полянская:
Максим, это снова Моцарт?

Максим Леви:
Да, это Моцарт, только другой. Звучит его знаменитая колыбельная мелодия «Спи моя радость, усни» в современной обработке.

Владимир Леви:
Тема нашей сегодняшней передачи «Музыка для душевного равновесия».

Евгения Полянская:
Для снятия стресса, для успокоения.

Максим Леви:
Да, и для этого, но не только. Душевное равновесие – это ведь далеко не только покой. Это и живость, и радостность, и энергичность.

Владимир Леви:
Равновесие – это не равнодушие. Подвижный баланс, гармония, равнодействующая самых разных состояний и возможностей человека. И музыка этому равновесию чрезвычайно помогает. Тема наша большая – обширный раздел «Музыкальной аптеки».

Максим Леви:
Вряд ли он уместится в одну передачу.

Владимир Леви:
В мировой музыкальной фонотеке, как и в звучащей природе, необозримо много уравновешивающей, умиротворяющей музыки.

Максим Леви:
А если необходимо, то, конечно, и успокаивающей, и помогающей отдохнуть, расслабиться.

Владимир Леви:
На врачебно-психологическом языке расслабление именуется релаксацией.

Максим Леви:
А музыка, помогающая релаксации, относится к большому разряду релАкс музыки. Музыканты зовут ее укорочено – релакс.
Релакс-музыка – одно из главнейших направлений функциональной, прикладной музыки. В него входит музыка самых разных эпох, жанров и стилей. От старинной народной до суперсовременной и электронной. Музыка эта постоянно пополняется новыми сочинениями и разработками.

Звучит фрагмент альбома «Огненные колесницы», композитор Вангелис

Максим Леви:
Звучит один из классических образцов современной электронной музыки. Вангелис, фрагмент альбома «Огненные колесницы».

Продолжает звучать музыка Вангелиса

Евгения Полянская:
В музыкальных и книжных магазинах все чаще продают такие диски, как релакс-классика, релакс- нью-эйдж, звуки природы для снятия стресса, музыка для успокоения сердца, музыка для сна и т.д.

Владимир Леви:
Да, постоянно растущий спрос. Потому что жизнь – неуравновешенная, раздерганная, сумасшедшая жизнь. Не только Россия, но вся планета, все человечество болеет хроническим стрессом. Почти каждый с той или с другой стороны перенапряжен и психотравмирован, с того или другого боку невротик.

Максим Леви:
А музыка с древнейших времен доказала, что может приводить в порядок нервы лучше любого другого средства.

Евгения Полянская:
Вы хотите сказать, лучше любых химических препаратов?

Владимир Леви:
Не всегда, но часто. По крайней мере, не хуже нейролептиков и транквилизаторов и не слабее самых действенных успокоительных трав.

Максим Леви:
Но, как и все лечебные средства, только при правильном назначении, правильной дозировке и правильном способе употребления.

Владимир Леви:
Давайте, друзья, послушаем вместе одну пьесу из тех, которая самим своим жанром изначально предназначена служить душевному равновесию людей самых хрупких, самых ранимых и беззащитных, самых маленьких человечков.

Звучит колыбельная без слов. Композитор Мануэль де Фалья

Евгения Полянская:
Какая чудесная, нежная музыка. Что же это такое?

Владимир Леви:
Это колыбельная. Колыбельная без слов. Автор – испанский композитор конца XIX – начала ХХ века Мануэль де Фалья.
Исполнитель – знаменитый скрипач Ицхак Перлман.

Продолжает звучать колыбельная

Евгения Полянская:
Совсем не хочется, чтобы эта прелестная мелодия заканчивалась. Я бы слушала еще и еще.
Продолжает звучать колыбельная в исполнении Перлмана.

Максим Леви:
Колыбельные со словами или без слов звучат испокон века во всем мире, у всех народов. Их слушали и слушают если не все, то большинство младенцев планеты. Эта музыка предназначена напрямую для человека, только-только появившегося на свет. Возможно, именно колыбельные и были одним из первых прикладных жанров, и самым нужным. Цель их проста и понятна – успокоить малыша, если он плачет и кричит. Успокоить так, чтобы он мог блаженно заснуть. Взрослый тоже, разумеется, под колыбельную успокоится, посветлеет. Это первейшая музыка для душевного равновесия и релаксации.

Евгения Полянская:
Для тех, кто не доспал этим субботним утром и может позволить себе расслабится, колыбельная де Фальи не будет препятствием. А что касается меня, то мне совсем не хотелось под эту чарующую музыку засыпать, а только слушать и слушать.

Владимир Леви:
Ну, вы все-таки не младенец. А пьеса де Фальи, хотя и написана в жанре колыбельной, вовсе не предназначалась специально для успокоения младенцев. Но вполне успешно может этой цели служить, в чем и я убеждался, укачивая своего малыша. Это произведение искусства в одном из жанров, выросшем из первоначально сугубо прикладной музыки. Настоящее искусство всегда улетает за пределы узких целей, его родивших.

Максим Леви:
Но потом прилетает обратно. Сначала мы ищем пользы, потом – красоты, а потом красота сама служит пользе, и у нее это прекрасно получается.

Звучат позывные Музыкальной Аптеки

Евгения Полянская:
В эфире «Музыкальная аптека». С вами в студии авторы передачи Владимир и Максим Леви, а также ведущая Евгения Полянская. Мы продолжаем беседу о музыке для душевного равновесия.

Владимир Леви:
Давайте немножко углубимся в историю. Вам, конечно, знакомо слово «хореография».

Евгения Полянская:
Конечно. Это относится к танцам. «Хорео» – это танец, пляска. «Хореография» – постановка, режиссура танцев. А в конце XIX, начале XX века хореографией стали вообще называть танцевальное искусство.

Владимир Леви:
Медики хорошо знают слово «хорея». Это такая болезнь, при которой человек все время непроизвольно дергается в разные стороны, как будто пляшет, все у него ходит ходуном, да и еще какие-то нечленораздельные выкрики издает. Встречается такая болезнь, слава Богу, не часто, преимущественно у детей. Но были времена, когда ею повально болели и взрослые.

Евгения Полянская:
Действительно повально?

Звучит музыка Владимира Леви, иллюстрирующая хореоманическое исступление

Владимир Леви:
Да, толпами, огромными массами, эпидемически. А было это в конце средних веков в нескольких странах Европы, больше всего в Германии, Нидерландах и северной Италии. Настоящая международная психическая эпидемия. И так ее и называли – «хореоманией». Неудержимое стремление, мания – плясать, танцевать и всячески дергаться. Называлось это и пляской Святого Витта или просто беснованием. Представьте себе такую картину: сотни и тысячи людей в городах и деревнях внезапно сходят с ума, бросают все свои дела, бросают детей, жен и мужей, обо всем забывают, куда-то несутся, собираются громадными толпами и начинают исступленно плясать, нелепо дергаться, что-то выкрикивать. Самые бесноватые изрыгают богохульства, непристойности. Толпы беснующихся двигаются по улицам, собираются на площадях, заполняют храмы, врываются в дома, в лавки, сметают все на своем пути…

Продолжает звучать музыка Владимира Леви, иллюстрирующая хореоманическое исступление

Евгения Полянская:
Кошмар, стихийное бедствие... Получилась какая-то реальная картинка сумасшествия… благодаря Вашей музыке, Владимир Львович. А это что, какой-то был особый вирус психозный?

Владимир Леви:
Нет, никакого вируса. Чисто психическое заражение людей друг от друга путем непроизвольного взаимного внушения и подражания. И росла, и двигалась эта зараза по городам и весям лавинообразно. Вы ведь, наверное, замечали, что когда человек рядом с вами очень сильно и резко дергается, вы тоже с трудом от этого удерживаетесь, правда?

Евгения Полянская:
Да, начинаются какие-то невольные дерганья, и становится немножко не по себе.

Максим Леви:
А когда человек неподвижен, как истукан, от этого тоже дискомфортно, сам замораживаешься. По-ученому это называется психомоторной индукцией. Это и есть механизм психической заразы, вернее, один из них.

Владимир Леви:
А представьте себе, что вокруг вас дергаются, пляшут, дико орут и беснуются все. Что вы почувствуете?

Евгения Полянская:
Ну... Я бы попыталась, наверное, изо всех сил взять себя как-то в руки. А еще, наверное, было бы хорошо постараться активно успокоить окружающих, как-то воздействовать, уговорить их… Или начать обливать их холодной водой...

Владимир Леви:
Хорошие люди тогда так тоже думали, пытались воздействовать на беснующихся, отчитывали их молитвами, обрызгивали святой водой и так далее, а заканчивали тем, что сами с истошными воплями бросались в безумную пляску и умножали беснующуюся толпу.

Максим Леви:
Средневековое сознание, конечно, приписывало эту неудержимую заразу мощи нечистой силы, бесоодержимости.

Владимир Леви:
Но нашлись и в те времена трезвые головы, применившие единственный действенный способ массовой психотерапии. Вы уже догадались. Правильно, это была музыка.

Звучит средневековая музыка

Владимир Леви:
По повелению властей специальные отряды музыкантов, лютнистов, флейтистов, скрипачей собирались по тем европейским городам, до которых психоэпидемия еще не докатилась, и отправлялись в места, где зараза бушевала.

Евгения Полянская:
Служба музыкального спасения? А сами они не боялись заразиться?

Владимир Леви:
Игравшие музыканты были защищены от психозаражения своей музыкой. Играя на ходу, смело входили в гущи беснующихся. Вначале играли музыку быструю, резкую, с рваным ритмом. Этим они как бы приобщались к состоянию людей, охваченных психозом, и залавливали это состояние на крючок своей игры.

Максим Леви:
Универсальный прием психического управления. Называется присоединением и ведением.

Владимир Леви:
Именно это музыка и делает.

Звучит средневековая музыка

Владимир Леви:
Вести людей нужно было от беснования к уравновешиванию, к умиротворению и спокойствию, к владению собой. Музыка постепенно становилась все более медленной и спокойной, и люди успокаивались и начинали успокаивать остальных. Так была побеждена одна из сильнейших психоэпидемий в истории человечества.

Максим Леви: [b]
И побеждена приемом, прямо противоположным нарастающей психостимуляции, которой пользуются для пробуждения и поднятия тонуса. Наш рассказ мы сопроводили танцевальной музыкой неизвестных итальянских авторов эпохи позднего средневековья, а завершила его лютневая пьеса Марио Фабрицио Каррозо «Сладчайшая Лаура».

Звучит лютневая пьеса Марио Фабрицио Каррозо «Сладчайшая Лаура»

[b]Максим Леви:

А теперь я предлагаю совершить не слишком затяжной прыжок из этой давней истории в современность. Сейчас мы услышим современную обработку появившейся очень давно мелодии, выполненную специально для маленьких детей. «Приход весны» – вот как называется эта песенка.
Звучащая композиция включена в альбом серии «Happy Baby», что значит «счастливый малыш». Эти аранжировки всемирно известных мелодий выполняет инструментальный ансамбль под руководством Феликса Пандо и Тато Гомеса. Подобные музыкальные композиции, как показали исследования психологов, помогают успокоить сверхактивных, чрезмерно возбудимых детей. Под эту музыку такие дети лучше сосредотачиваются и успешнее занимаются.

Звучит композиция из альбома серии «Happy Baby»

Максим Леви:
Под конец передачи представим нашим слушателям фрагмент из музыкально-психотерапевтического альбома «Млечный сад», который записан нами в соавторстве с композитором Кимом Брейтбургом. Называется композиция «Готовлюсь к спокойствию». Музыку композитор написал по психологическому сценарию доктора Владимира Леви.

Звучит композиция «Готовлюсь к спокойствию» из альбома «Млечный сад»

Евгения Полянская:
Дорогие друзья, надеюсь, эта приятная музыка со специальным словесным сопровождением доктора Леви прибавила вам, как и мне, легкости и спокойствия, выровняла настроение и добавила решимости хорошо отдохнуть в начинающиеся выходные дни.

Владимир Леви:
Тему музыки для душевного равновесия мы обязательно продолжим в следующей передаче.

Максим Леви:
Мы продолжим рассказ о том, какую музыку надо подбирать, чтобы снять стресс и хорошо расслабиться, как лучше это делать. Здесь есть свои тонкости.
Продолжает звучать композиция «Готовлюсь к спокойствию» из альбома «Млечный сад»

Евгения Полянская:
Мы с удовольствием продолжим с вами общение на сайте доктора Леви www.levi.ru.
Прощаются с вами авторы программы Владимир и Максим Леви, звукорежиссер Михаил Максимов, музыкальный консультант Вера Бисенек, продюсер программы Ольга Копылова и редактор Евгения Полянская.
Всего вам доброго и хорошего отдыха.

Продолжает звучать композиция «Готовлюсь к спокойствию» из альбома «Млечный сад»


Оставить отзыв (1)



Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2024
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100