Владимир
ЛЕВИ Конкретная психология: рецепты на каждый миг |
N 117 |
Почему Чехов любил собак? |
от 19.07.07 |
Сила, мало-помалу сливающаяся с небом, Здравствуйте, друзья. Макушку лета перевалили. Сладкие летние деньки пока еще незаметно пошли на убыль, отпускной сезон только разгорается. Я еще тоже себя не отпускал никуда, но скоро собираюсь, хоть ненадолго. Считаю, что имею право: есть два крупных трудовых приплода. Один – помянутая уже не раз книга "НЕ ТОЛЬКО ДЕПРЕССИЯ: охота за настроением" – она уже печатается в типографии и через пару тройку недель должна выйти в свет. А только что завершил еще одну книгу, первую в своей новой серии "?ВОТ!", составленную из ста одиннадцати избранных ВОТов – вопросов-ответов. Название книги – "ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ". Почему именно такое и в чем состоят требуемые от любви догадки – развернуто объясняется. Сегодня шлю некоторые из ВОТов, еще не помещенных в ВОТовский раздел сайта. В книгу они тоже входят: - Как вернуть свою уникальность? КАК ВЕРНУТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ? Вы ошибаетесь, вы не стандартный ребенок. И никогда им не были. Потому что "стандартных" детей не бывает. Вы просто были удобным ребенком и больше не хотите им оставаться. Уникальность ваша никуда не делась, она с вами и в вас. Если человек хочет, он может в возрасте за девяносто лет эту спящую уникальность разбудить и привести в действие. Я знаю вживую такие случаи. Был хорошо знаком с женщиной, которая в возрасте 96 лет издала свою первую книгу стихов, и прекрасную. Зовут эту женщину Евгения Кунина, а книга ее стихов называется "Самое дорогое". Замечу еще, что желание уникальности само по себе довольно стандартно. Не кажется ли вам, что в действительности вы хотите только одного: стать внутренне свободной? Самое главное, что для этого нужно – вера в то, что это возможно, открытое сознание и доля решимости. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ И КАК ИХ УСТРАНИТЬ? Внимательность зависит от очень многого, и причин невнимательности может быть очень много – на разных уровнях. Два главных уровня: физиологический и психологический. Вот составности физиологического уровня в неполном перечислении: • общий тонус организма, зависящий, в свою очередь, от очень многого: питания, в том числе витаминного, кислородно-ионного снабжения крови, а с ней – и мозга, что обеспечивается и достаточным притоком свежего воздуха и физическими нагрузками и разнообразием их; • гормональное состояние: при нехватке, например, в крови гормона щитовидной железы внимание очень быстро истощается и гаснет, а при переизбытке неутомимо скачет с одного предмета на другой; • правильное освещение рабочего места; • оптимальность позы во время работы и возможность свободно менять положение тела, чтобы отдыхали разные группы мышц и связок; • правильный рабочий ритм: верное чередование усилий и перерывов, работы и отдыха; • правильное согласование рабочей нагрузки с общей суточной ритмикой организма и мозга: часто бывает, что человек работает просто в недостаточно проснувшемся состоянии; • правильность согласования рабочей нагрузки с различными функциями организма, как то: степень голода – насыщения ("сытое брюхо к учению глухо", к работе тоже не расположено, а с другой стороны и на шибко голодный желудок тоже не очень-то поработаешь, особенно головой); освобождение кишечника и мочевого пузыря – как ни прозаично это звучит, но это много значит: я знаю многих людей, умственная работоспособность которых критическим образом зависит от того, сходили ли они в туалет и успешно ли; • хорошее кровоснабжение мозга во время работы, обеспечиваемое и правильностью рабочего положения, и заблаговременным снятием мышечно-связочных зажимов, особенно в области шеи и шейно-головного сочленения, а также и остальных мышц и суставов (об этом подробно рассказано в моем курсе тонопластики, книга "Ближе к телу"). Это еще не все по физиологии, но уже достаточно, чтобы вы смогли сами задаться вопросами, что для вас из этого значимо и насколько. Понаблюдать, поэкспериментировать и найти для себя оптимальный вариант или даже целый набор их. Я думаю, что в любом случае поиск в этом направлении вам поможет. А на психологическом уровне важнее всего ваша мотивированность к работе. Она не должна быть ни низкой, это понятно, ни чересчур высокой, чтобы не вводить вас в ступор сверхзначимости парадоксальным состоянием. Важно, чтобы мотивация к работе была положительной, чтобы вы работали не просто потому, что это надо, а потому, что это вам нравится или обеспечивает нечто такое, что для вас важно и не просто важно, а приятно и радостно. Ради любимого человека вычистишь и авгиевы конюшни. Опять же спросите себя: как обстоит дело с мотивацией? Осознайте это по возможности объективно. Еще важный момент: устранение монотонности и привнесение в работу игрового и творческого начала. Здесь многое зависит от вашего воображения, от навыков перевоплощения, смены внутренних ролей. Я об этом много писал в "Искусстве быть другим". Невнимательность в работе часто бывает вызвана внутренним ролевым сопротивлением. Если вы подчиненный и исполняете работу по заданию начальника или просто делаете какую-то заказную работу, либо, скажем, работаете бухгалтером с каждодневной рутиной этой нелегкой профессии, то ваш Внутренний Ребенок, который еще со школьных, а может и детсадовских лет затаил в себе уйму сопротивления обязаловке, может исподволь мешать вашей работе, то и дело отводя от нее внимание на что-нибудь другое, более ему приятное. Если это так, то с Ребенком нужно поговорить начистоту, а потом предложить ему какую-то игру, в которой эту работу нужно выполнять. Можно и чередовать эти игры. Это целое искусство, которым интуитивно овладевают люди, хорошо справляющиеся с работой, казалось бы, отчаянно скучной, но для них почему-то интересной. Наконец, даже при высокой мотивированности к работе и полном ее ролевом приятии ошибки невнимательности могут возникать, если общее ваше психологическое состояние работе не способствует, если, что называется, душа не на месте... Внимание может страдать, если мучает какой-то неразрешенный конфликт, внутренний или связанный с какими-то важными отношениями; если что-то исподволь сильно тревожит, если гложет тоска, тяжелые воспоминания... Полезно будет составить табличку разноуровневых факторов, влияющих на ваше внимание, и каждому попробовать выставить какой-то сравнительный балл – положительный или отрицательный. Образца приводить не буду, лучше это сделать так, как удобнее будет именно вам. Главное – увидеть перед собой картину взаимодействия всех возможных влияний на ваше внимание, и выделить в ней самое существенное – направление "основного удара". Прочтя все это, вы или кто-то другой подумает: а ведь у обычного человека гораздо больше причин быть невнимательным в работе, чем внимательным. Как еще мир держится? Как не падает каждый второй самолет? Как получается, что не в каждом слове люди делают афрофрагические обишки? Хотя я, бывает, получаю письма и с вот такими ошибками, которые только что сделал, причем в каждом слове. И если вы сравните себя с другими, то может быть, вдохновитесь тем, что до них вам еще далеко. КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ ДУХ? Ваш вопрос – не на одну книгу и, конечно, целиком я на него даже не попытаюсь ответить, довольно будет уже и попытки оглядеть объем... Хороший повод для освежения понятий "духовность", "дух", "духовное развитие". Как и все ходовые понятия, и эти тоже обесцветились, поизносились, зашаблонились, обездумились. А следовательно – потеряли дух, если не испустили совсем... Вы называете себя (?) человеком светским, как я понял, не в значении причастности к светским развлечениям или тому, что именуется светскостью в отличие от затворничества, а в значении нецерковности или даже нерелигиозности, атеизма. Надо, значит, определиться, что же такое дух для человека нерелигиозного, неверующего. Есть ли у такого человека причастность к духовной жизни, или, как полагают ревнители многих религий, духовность – прерогатива только тех, кто верует, молится, совершает религиозные обряды, живет по канонам религиозной конфессии? Есть, впрочем, и верующие люди, среди христиан, в частности, которые убеждены, что и у неверующих есть своя духовная жизнь, возможно, не менее насыщенная и высокая, чем у верующих, только в других формах. Как "должно", вы спрашиваете, и мне хочется сразу же отвергнуть такую постановку вопроса, сразу ощущаю сопротивление слову «должно» и навязыванию роли ментора, ведающего, как должно... Всю жизнь ищу ответ на ваш вопрос, но не в термине "должно", а – "можно". И в поисках ответа перебираю в памяти имена тех, кто уже показал это собственной жизнью – показал, как МОЖНО. Всех таких людей не перечислить. Их, хочется сказать – слава Богу – много, безмерно разных. Искатели истины, подвижники, гуманисты. Врачи, учителя, художники, писатели и поэты, изобретатели... С кого начать список? С кого-то из древних? Пойдемте, пожалуй, поближе к нам. Вот Федор Гааз – "святой доктор", немец по происхождению, служивший в России тюремным врачом. Вот Лев Толстой, преданный церковной анафеме, до сих пор не снятой. Можно ли сказать, что Толстой был "светским человеком"? Да, я сказал бы так, хотя он был верующим, христианином – но христианином по своему собственному понятию. Как Толстой развивал свой дух? Размышлением и писаниями, физическим трудом, деланием добрых дел, чтением, музыкой и другими искусствами, общением с людьми, общением с природой, молитвой... Это еще не все. Главное: общением с самим собой, с сокровенным в себе. К этому и призывал путников, взыскующих духа. Вот Андрей Дмитриевич Сахаров. "Светским" ли он был человеком? Вот что он сам говорит о своем религиозном чувстве: "В памяти моей живы воспоминания о посещениях церкви в детстве – церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие огоньки свечей, темные лики святых. Я помню какое-то особенно радостное и светлое настроение моих родных – бабушки, мамы – при возвращении из церкви после причастия. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются главным образом обрядовостью и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным". Вспомнилась на этих последних словах работа Виктора Франкла "Бессознательный Бог внутри нас"... Сахаров почуял этого Бога сознанием и ввел в диалог со своей критической мыслью. У кого повернется язык назвать Сахарова человеком недуховным или с неразвитым духом? По-моему, это один из чистейших образчиков и апостолов духа в наше духовно-шизофреническое время. Заботился ли Сахаров о развитии своего духа специально? Полагаю, что нет. Скорее, дух заботился о его развитии. А Андрей Дмитриевич просто работал, был честным и не щадил себя. Открытое сознание и открытая душа. Вот, может быть, и ответ. Специально заботиться о развитии духа не надо, а стоит только позволять Духу заботиться о нашем развитии, Духу в лице любой из своих ипостасей. Для кого-то это художник Боттичелли, для кого-то писатель Толстой, для кого-то поэт Пушкин, для кого-то иконописец Андрей Рублев, для кого-то церковное пение, для кого-то – походы в горы, для кого-то изучение древних языков, для кого-то – добровольческая работа в хосписе, а кому-то я мог бы сказать: слушайте Баха – и этого довольно... КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МИЗАНТРОПА И ЦИНИКА? (ВОПРОС БУДУЩЕГО ВРАЧА) Как же я вас понимаю, коллега. Почему я вас особенно понимаю, можно, наверное, не объяснять? Прослужи столько лет психиатром... Без шуток же говоря, с вами все в порядке. Уже сама постановка задачи и ряд самоопределений говорят о том, что там, внутри, у вас по нравственной части все нормально. Хорошая критическая рефлексия. Совесть работает как часы. А то, что с позитивом сосуществует внутренний негатив, с белым – черное, и более того – поляризуется, сгущается в чернуху – это закономерно. Есть немало занятий, при которых трудно не быть циничным и быть добрым. Медицина – одно из них. И можно на ряде примеров увидеть, какими путями представители нашей братии пытаются более или менее успешно спасаться от "мизантропии и токсического циничного сарказма". А вот другой путь: доктор Войно-Ясенецкий, великий хирург, принял церковный сан. Так поступил и мой друг Л. – прекрасный психиатр и психотерапевт, порядком уставший от социальной шизни. А еще один мой друг никакого сана не принял – нормально работает, лечит, но в свободное от человеколюбия время иногда развлекается сочинением матерных лекарств. Иногда это даже в рифму получается. Я, кстати, его попросил и вам, коллега, слегка помочь, и вот что он выписал: Злой язык и добрая душа? *** Друзья, напомню, что мою Музыкальную Аптеку вы можете слушать по Радио России через вторник, ближайший эфир 24 июля, в 13:30 по московскому времени. А диски с передачами, подобранными по основным темам, продаются через интернет-магазин "Болеро". Скоро появится в продаже тринадцатый диск: "СИЛА: музыка, спорт и военное дело". Подробное описание дисков смотрите здесь. |
|
Всего светлого!
|
|
автор
рассылки: Владимир Леви, каталог
выпусков на City Cat
|
|
Владимир
ЛЕВИ |