N 12

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Гений Внимания

~~~~~~~~

...И вижу я: упругий мох,
И обнимаются как братья
Два муравья на смятом платье,
А там -- дымок у самых ног,
Как пес он тычется в ботинки,
И разноцветные картинки
Ресницами рисует Бог...

Из бесконечности бездонной
Вернулись -- вот он, старый мир,
Истертый временем до дыр --
И посвист ласточки бездомной,
Смешавшись с запахом волос,
За облака тебя унес,
И наши души нам приснились
И как стихи соединились
В органный огненный собор
И неразлучны с этих пор..

 

Здравствуйте, друзья. Не поздравляю вас с началом нового учебгода -- никогда меня, признаюсь, не радовали   лицемерно-торжественные официальные похороны летней гулянки. И не странновато ли, что день знаний у нас всего лишь один в году, а остальные что -- дни блаженного неведенья, что ли?  :)

Хоть август этот был особенно бедоносный, жаль его, как всегда, жаль, как гаснущего костра, и одно только маленькое оттяжное утешение: по старому стилю он длится еще -  молодые грибки, такие конкретные, еще вылезают из раздышавшейся почвы,   златобагряная лиственная седина только чуть намечается...

Еще раз спасибо тем, кто помог мне сориентироваться  своими ответами на   анкеты.  Ваш, друзья, преобладающий запрос относительно частоты и объема рассылок   итожится  так: "почаще, побольше". А по моим возможностям выходит пока  трижды в месяц ad libitum (сколько влезет).   :) 

Продолжается альманашный аврал, гоню, зашиваюсь и прошу всех, кто подписался и ждет первого номера, о терпении и снисхождении -- неизбежна, видимо, некоторая задержка, не раньше октября выйдет. (Ну правда ведь альманах-то полугодичный, а до конца полугодия еще времени много.) Попрежнему гарантируется основательность содержания; и сегодня  в номер опять кусочек оттуда --  по грустному случаю  возвращения за школьные парты и вытекающих отсюда проблем -- кое-что о внимании.
                                                                                      ~~~~~~~~~~~~~~~
В выпуске:

1. Искусство Быть Собой

Гений Внимания

2. Вопросы ОТветы.

3. Форум-клуб лайфмейстеров "ПЯТАЧОК" уже работает.
  http://www.levi.ru/levi_forum/index.php.

~~~~~~~~~~

Гений Внимания
фрагмент главы из книги Искусство Быть Собой -2000

Очень привычное, очень школьное слово !!! -- В Н И М А Н И Е -- !!! такое задолбанное, что на него уже с детского сада не обращают внимания -- слово главное для психологии, главное для любой науки, главное для искусства, главное для войны, главное для любви, главное для человека.

Магнат империю имеет,
приумножает свой гарем,
но кто вниманием владеет -
владеет всем! -
и я, подобно чудодею,
назло своим карманным дырам,
пока вниманием владею -
владею миром!

Иван Халявин. Хваляйя 4

 

ВСЕГО лишь избирательное восприятие

Да, избирательное восприятие, избирательное осознавание -- вот, собственно, и все, вот что такое внимание.
Но сколько за этим...

Во всех языках слово ВНИМАНИЕ играет важнейшую роль, но наполняется разным подтекстом, разной подсветкой... Отличие между русским в-ним-ать=в-бирать (в себя), в-тягивать(при-нимать) и латинским, западным attention -- от attento= про-тягивать, на-правлять, на-прягать(ся) -- ровно такое же, как между женской сущностью и мужской: "Инь" и "Янь". А немецкое Achtung -- не только "внимание", но еще и почитание и уважение, а также осторожность и бережность. В китайских диалектах сближаются значения "внимание" и "работа", "искусство". В японском -- почти одно и то же "внимание", любование прекрасным (цветком) и любовь.

И еще напомню, что йога -- всем, вроде бы, знакомое индийское слово, имеет не одно смыслозначение, а сразу несколько, влитых друг в друга, и главное среди них -- сосредоточение, или Созерцающее Внимание, а другое главное -- Путь, или Направление Жизни.

Есть о чем призадуматься...

 

ОБРАТИМ внимание на свое внимание

Из основных свойств (измерений, параметров, качеств) внимания самое  общепонятное -- живость, или включаемость, возбудимость: насколько легко или трудно внимание привлекается, вспыхивает, врубается (принимая силу возбудителя, привлекающего предмета или агента, за величину постоянную).

Оценить живость своего внимания изнутри, самому -- сложновато, но можно: всегда есть некий ряд самосравнений -- тогда-то я был "весь внимание", тогда-то хотел что-то понять, но не просек, не врубился, тогда-то носом клевал,   смотрел в книгу, а видел...

В том сложность, что если живости мало, то ее может не хватить и на то, чтобы это заметить; если же чересчур много -- проскакиваешь мимо себя...

А извне уловить легко -- по взгляду, по мимике, по реакциям. Вопрос можно задать и так: насколько человек в жизни сонный? -- -или каков темперамент его внимания?

У сангвиников внимание очень живое, но не очень сосредотачиваемое и малоустойчивое -- врубаются запросто, но неглубоко; у холериков иногда сверхживое, но с вы-рубаемостью большие проблемы; флегматик заслуживает фамилии Неврубайло, зато по всем остальным показателям может быть асом; у меланхоликов бывает по-разному: то чрезмерно живое, но истощаемое, то вялое, вязкое...

От живости внимания зависят скорость реакций, быстрота ориентировки и сообразительности (очень важное качество для водителей, для руководителей и для бойцов), элементарная наблюдательность и элементарная же способность к общению -- точнее сказать, способность включаться в общение ( одной живости для успешного общения далеко не достаточно!..)

В свой черед, живость внимания зависит от состояния организма и мозга -- от степени утомления, от уровня бодрствования, от кровоснабжения и питания, от нагруженности питьем и едой ("сытое брюхо к учению глухо"), от настроения, от интересов вообще и конкретного интереса, потребности в данный момент -от востребованности, она же и установка внимания.

-- Твой мужик охотник?
-- Нет, мой рыбак.
-- Ну тогда перед тем как посылать его в магазин, корми досыта. Ходить будет долго, но все достанет. А я своего не кормлю, пока продуктов не принесет, он охотник. Накормишь -- пойти пойдет, а чего надо не принесет... (
Из разговора двух женщин.)

Живость внимания падает: при сонливости (ее первый признак), при истощении и переутомлении, при глубоких депрессиях, при внутреннем загрязнении, зашлаковке организма, при интоксикациях (болезнь, опьянение, наркотизация...), при лекарственных нагрузках (транквилизаторы, нейролептики и снотворные), при ослаблении мозгового кровообращения (последствия травм или болезней мозга, старческий склероз и маразм ); при однообразных занятиях и однообразной обстановке; при недостаточной освещенности и в прямом смысле, и в переносном -- при скуке...

В парижском театре идет премьера. Автор пьесы, драматург Ш. и его друг Дюма-сын из-за кулис наблюдают за зрителями. В первом ряду партера респектабельный господин блаженно похрапывает.
-- Взгляни, твоя пьеса действует как снотворное, -- замечает Дюма.
На следующий день в том же театре идет пьеса Дюма. В партере на том же месте тот же господин так же блаженно храпит.
-- Твоя пьеса усыпляет не хуже моей, -- замечает Ш.
-- Ошибаешься, это твой пациент еще не проснулся, -- отвечает Дюма.

Живость внимания возрастает: на свежем воздухе, на природе; при хорошей погоде -- не слишком холодной, не слишком жаркой, с нормальнам или высоким атмосферным давлением; при всех здоровых телесных нагрузках, повышающих общий тонус; при незашкаливающих эмоционально-психических напряжениях самого разного свойства (валя их по неграмотности в одну кучу, профаны все скопом внапраслину обзывают стрессом ); при очистке организма (правильные голодания, добрые бани, сауны, контрастные души -- очень способствуют); при достаточной гормональной наполненности... Человек с живым, и не просто живым, но свежим вниманием (что такое свежесть внимания -- дальше...) -- сколько бы ему ни было лет и чем бы он ни был отягощен или болен -- человек молодой и душевно здоровый.

Химические стимуляторы, начиная с кофеина и хуже -- могут временно оживлять внимание(с неизбежной последующей качельной отмашкой!) -- но отнюдь не всегда делают его более работоспособным. Если внимание очень живое, но недостаточно сосредотачиваемое и неустойчивое -- возникает сумбур, суетливость и беспорядочность, энтропия, хаос, перед нами скорей макака, чем человек. Такими, помимо возбужденных пьяных и наркоманов, бывают маниакальные психотики и малые дети с так называемой психомоторной расторможенностью (обычно это само проходит годам к шести-семи -- если нет, нужна мягкая лекарственная коррекция)

NB! -нотабене! -- внимание оживляется при освобождении от вынужденной напряженной однонаправленности! -Знаете, когда лучше всего усваивается учебный материал?.. Когда ученик думает, что урок закончен! -- Хороший учитель этим секретом искусно пользуется; он знает, что даже для взрослых учеников пятнадцати-двадцати минут непрерывного серьезного напряжения на сорок пять минут урочного времени -- достаточно, выше крыши. Дальше -- разрядка: игра, общение, шутки... А вот сюда -- в свободу -- играючи, в виде преобразованном -- вставляется опять содержание, подлежащее усвоению -- при хорошей настроенности это выходит само собой...

 

ВНИМАНИЕ как качество жизни

"Гений -- это внимание", сказал гений изобретения Эдисон. Человек этот был, воистину, фанатом внимания, и слегка даже помешался на нем.

"В мире есть два вида людей: внимательные и невнимательные-- говорил Эдисон. -- Невнимательных -- огромное большинство; эти люди не замечают ничего, кроме того, что их интересует -- а не интересует их почти ничего кроме них самих в узкой полоске сиюминутности. Мозг средних людей не воспринимает и тысячной доли того, что видит их глаз, и просто невероятно, насколько низка их наблюдательность. Они никогда не придумывают и не создают ничего нового, не могут ни организовывать, ни руководить; все их замыслы -- бредни, все предприятия -- пустые затеи, обреченные на провал. Единственное, что они могут -- это плохо исполнять чужие инструкции и указания и неправильно толковать идеи; чтобы у них выходило что-нибудь путное, требуется постоянный контроль... Внимательных людей очень мало -- единицы на многие тысячи; но именно они и только они видят мир таким, каков он в действительности; только они совершают открытия, интересно придумывают, точно рассчитывают и правильно исполняют..."

Эти горькие слова создатель электрической лампочки и телефонного аппарата Томас Алва Эдисон произнес вскоре после того, как обнаружил, что из 27 его лаборантов ни один, проходя по заводскому дворику в цех, не замечает маленького вишневого деревца на своем пути и следовательно, не ведает о его существовании...

 

ЗАПЧАСТИ для невидимки

Когда ученик готов -- входит Учитель
                                             Махабхарата

Запомнился случай, из разряда малоприличных, еще в грешной ранней юности заставивший меня заподозрить, что люди смотрят на одно, а видят другое или вообще не видят.

Как-то в восьмом классе (или девятом, могу ошибаться) мы вчетвером -- Вадька В., Колька К., Вовка В. и ваш покорный слуга -- решили содружественно прогулять один длинный-предлинный, скучный-прескучный школьноурочный день. Не нашли ничего лучшего как засесть дома у Вадьки, благо предков в наличии не имелось, -- и побалдеть-поприкалываться доступными средствами. Выпили на что наскреблось и затеяли играть в негра, игру собственного изобретения. Заключалась игра в том, что из шапки тянулись бумажки-жребии с заданиями одно другого идиотичнее: залезть на шкаф и оттуда плевком попасть в настольную лампу; набрав полный рот хлеба, проорать шесть раз ис-под стола петухом, хлебнуть водицы из унитаза...

Вадька жил на первом этаже, на перекрестке двух переулков возле Чистых Прудов, окно его выходило на угол. А одним из негритянских заданий предписано было злосчастному исполнителю: снять штаны, залезть на подоконник открытого окна, встать, как избушка на курьих ножках, к комнате передом, к улице голым задом -- и так простоять, на витринном обозрении, ровно десять минут.

Достался роковой жребий рыжему веснушчатому Вовке В., по кличке Вовендус, он же Вован-Болван. Попытался Вовендус, сославшись на простуду (дело было в конце сентября, бабьим летом), от судьбы увильнуть -- но непреклонная общественность не позволила: штаны сдернули коллективно, встащили на подоконник, попридержали... Потрепыхавшись секунд восемь, Вовендус пробормотал "ща пожалеете...будет вам негр..." и с каменным выражением стих и застыл в манекенном трансе. -"Время па-ашло!"-торжественно вякнул Вадька, и все мы, в шесть глаз -- воззрились на улицу.

Интересней всего было для нас, конечно же, пронаблюдать за реакциями прохожих ... Затаив дыхание и глотая гогот, следим, ждем, готовимся к представлению... Вот тащится какой-то потрепанный подвыпивший мужичок -- взгляд смурной, блуждающий... Без реакции -- мимо... Вот лощеная кокетливо-самодовольная дама... Плывет вдоль окна, скользит взглядом по Экспонату -- вовендусовой тыловой части -- и... Нуль реакции... будто так надо... Не оглянувшись -- мимо... Идет девушка миловидная, сама себе улыбается, что-то шепчет... смотрит на Экспонат прямо в упор -- но взгляд идет словно в стенку -- явно не видит, проходит не шелохнувшись... Две бабульки плетутся, беседуя о житье-бытье -- ну уж эти-то вездегляды должны среагировать, возмутиться, заохать-заахать!? -- Как бы не так! -- мимо, и эти мимо -- в упор не видя!.. Еще пять...семь...восемь прохожих... Все то же... "Вовендус, -- спрашиваю, -- ты их че, заколдовал, что ли всех, своей ....й?" -- "Она у него невидимая" -- мрачно заключил Колька.

-- Атас, мент! -вдруг истошно заорал Вадька -- слезай!..

В самом деле -- откуда ни возьмись, шагах в тридцати от окна показалась фигура милиционера. Целеустремленным деловым шагом блюститель порядка двигался прямиком к нашей витрине.

-- Слазь! Слазь!! -- отчаянно шипел Вадька, пытаясь стащить Вовку на пол. Не тут-то было: мертвою хваткой вцепившись в раму, Вован продолжал стоять в той же позиции, как истукан, и гнусно улыбаясь, твердил: "Время не вышло... Не вышло..."

И вот милиционер, вперив ощеренные глаза непосредственно в Экспонат, поравнялся с окном... Но что это? -- идет дальше... не останавливаясь, не оглядываясь -- со все такими же рачьими ощеренными глазами... Думая о своем, о девичьем...

Остолбеневшие, протрезвевшие, глядели мы друг на дружку, на несгибаемого Вовендуса, продолжавшего свое упражнение...

Дар речи первым обрел Колька:

-- Ну ладно, слышь, Вован... Убирай запчасти...

Больше мы в негра никогда не играли. А спустя столько-то лет я постиг один страшно умно звучащий научный термин. С содроганием и сейчас выписываю его: АППЕРЦЕПЦИЯ -- и сразу же перевожу: предвосприятие.

Суть: воспринять можно лишь то, что уже пред-воспринимается как некая вероятность. ("Опережающее отражение" или "Акцептор действия", в терминах физиолога П.К.Анохина.) Внимание может привлечь только то, что так или иначе входит в круг ожиданий, а именно: либо соответствует ожидаемому, подтверждает -- либо опровергает, то есть, соответствует с минусом. Того же, чего человек не ожидает совсем, никак, в нулевую, чего и вообразить не может -- того не воспримет вовсе; чего не помышляет увидеть ни в коей мере, того не увидит -- как кошка и собака не видят своих отражений в зеркале.

Посему и вышеупомянутый Экспонат, хотя и входил в поле зрения -- не входил в восприятие, виделся только глазами, но не мозгами. Все окна этого перекрестка со всем их видимым содержимым были для прохожих предвосприятельным фоном -- однообразным холстом, полотном для их собственных мыслей, мечтаний...

С бывшим Вовендусом, ставшим солидным отцом семейства профессором Владимиром Отчевичем Нескажуфамилии мы повстречались лет через тридцать, вспомнили юные лихие забавы и дали им несколько запоздалое научно-ностальгическое   объяснение.

-- Козлы были, -- задумчиво-нежно промолвил профессор, отхлебывая глоток "Балтики". -- Мудаки. Кретины. И пить не умели. А  пиво жигулевское было хорошее...

-- Да, жаль, Вован, зря старались. Не учли апперцепцию.

-- Апперцепцию, м-да... А если бы меньшевик прошел?.. (Имелся в виду представитель сексуального меньшинства. Прим. автора)

-- ......

 

ЧЕЛОВЕК невнимательный непригоден для жизни,

внушал знаменитый лорд Честерфилд своему сыну. Если он прав, и если прав Эдисон, то придется признать, что для жизни и впрямь пригодны лишь единицы...

Среди, казалось бы, здоровых студентов около 90% имеют настолько низкий уровень учебной внимательности, что практически все равно, слушают они лекции или нет, посещают занятия или пропускают (это заметил еще в семидесятые годы мой папа, профессор Московского Института стали и сплавов). Настоящее обучение начинается -- если начинается -- только по окончании института, непосредственно на рабочем месте, где не учиться уже просто нельзя по прямым жизненным показаниям.

Способности маловнимательного человека остаются в зачаточном состоянии -- могут искрить, но не возгораются. Если у ребенка внимание постоянно слабое, он остает в развитии. Если слабнет у взрослого -- в лучшем случае перестает восприниматься новая информация и не образуются новые навыки, теряется обучаемость; в худшем -- теряется все...

По счастью, однако, среди более или менее здоровых людей, коих на свете пока большинство, -- жесткого, черно-белого деления на внимательных и невнимательных не существует. В длинном ряду переходов между одним полюсом и другим каждый может обнаружить себя -- и может сделать усилие переместиться...

 

МЕДИТАЦИЯ ЛЕОНАРДО

...а душа живет шурша
кончиком карандаша...

Долгие годы наблюдений, стараний помочь другим и себе самому -- привели меня, в далеко неполном перечислении, к таким выводам:

  • -- у огромного большинства людей внимание   пребывает в закрытом, заблокированном состоянии -- в установке, с одной стороны, защитной (от привычных манипулятивных атак окружения -- от папы и мамы, от телерекламы...), с другой -- избирательно суженной, сосредоточенной  на привычных областях и объектах ( NB! --далеко не всегда совпадающих с тем, на чем сам человек хотел бы сосредотачиваться!!);
  • -- другими словами говоря, подавляющее большинство человеков живет в неосознаваемом самогипнозе (в который входит, конечно, изрядная доля средового гипноза, пробившегося извне);
  • -- специально тренировать внимание, ради внимания как такового -- занятие наибессмысленнейшее, тупей этого только разгадывание кроссвордов;
  • -- осмысленное самовоспитание внимания ради некоей сверхзадачи -- дело вполне возможное и плодотворное.

Вот какое напоминание занес в одну из своих бесчисленных записей, обращеннных то ли к себе самому, то ли к неведомому ученику, величайший гений внимания Леонардо да Винчи: "Развивай внимание каждый день, размышляй о внимании и молись о внимании. Как жадный ростовщик, каждодневно, неутомимо взыскуй, требуй от себя его возрастания. Со внимания человек начинается, вниманием образуется, вниманием совершенствуется. Вниманием движется мысль, питается память, волнуется воображение. Вниманием рождается изобретение и созидается красота. Внимание тебя приведет к вершинам божественного, к бессмертию."

Каждый отдельный навык внимания, взятый сам по себе, прост как кирпич. Но сколько ни нагромождай кирпичей в кучу, дом не построишь. Надо иметь проект и осуществлять его, строить.

Дело -- созидатель внимания. Любое занятие, профессиональное или просто жизненное -- например, материнство -- если только принимается ДУШОЙ -- если захватывает человека всецело -- становится творческим, и не просто выстраивает внимание и муштрует, как командир свой дивизион, но и пробуждает его неизведанные возможности. Всякое дело, делаемое со стремлением к совершенству, внимание рас-крывает и раз-вивает, ибо напрямик от него зависит. Именно в этом смысле можно истолковать высказывание Гурджиева:

если вы умеете правильно отточить карандаш, вы уже умеете все.

 

Вопросы ОТветы.

Из письма

Владимир Львович, Вы все писали про почтовую подписку на свой альманах, ...только за два месяца можно было подписаться на первый номер... ...в любом почтовом отделении... А если я только сейчас дозрел? Есть ли какой-то другой способ получать Ваши книги и альманах?
Борис М.

~~~~~~

Из ответа

Да, издательство Торобоан решило открыть круглогодичную ИЗДАТЕЛЬСКУЮ ПОДПИСКУ на все новые мои произведения. Если  требуемая книга или номер альманаха имеются на складе издательства, то Вы сможете получить их после того как оплатите  издательскую стоимость и доставку (как правило, в полтора-два раза дешевле, чем в магазинах).
Вот прямой адрес подписной формы: 

"Искусство Быть Собой"   выпуск 1 -- http://www.levi.ru/doma/ibsPodpiska.htm
"Зачеркнутый профиль" стихи, проза, рисунки -- http://www.levi.ru/doma/ZPpodpiska.htm

Если же у Вас нет выхода в Интернет, а только e-mail, то пожалуйста вышлите мне запрос mailto:letters@levi.ru
на высылку  подписной квитанции и разъяснительной информации -- и они будут доставлены в Ваш электронный почтовый ящик. 

~~~~~~~~

Вести с Пятачка: форум уже работает!

Адрес форум-клуба лайфмейстеров "ПЯТАЧОК"http://www.levi.ru/levi_forum/index.php.

~~~~~~~~ ~~~~~~~~~

Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач

mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php

Rambler's Top100 Rambler's Top100