Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 121

Кважды ква
гипноз для самых неподдающихся

от 17.11.07

 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  •       Три новости, одна просьба, одно напоминание
  •       И снова о том, чем леди отличается от цветочницы
  •       Любовный цугцванг
  •       Гипноз для неподдающихся

      Здравствуйте, друзья. Сегодня у меня для вас три новости, одна просьба и одно напоминание.

      Новость номер один. В Москву пришла зима. Если снег пролежит до завтра, попробую на лыжах сходить.

      Новость номер два. Выходит в свет моя новая книга "Кважды ква" – стихи, загадки и сказки для детей и не только.

      Новость номер три. Наш сайт www.levi.ru заявлен на конкурс Enthusiastic Internet Award. Не просился, пригласили сами. Приглашение получил от Gameland и Rambler TOP100, где в разделе "Наука" наш сайт регулярно занимает места в первой полусотне из пятисот наименований. Отношусь к подобным мероприятиям с некоторым недоверием. Но в данном случае подумалось: а почему бы нет? Если выиграем денежную премию, эти деньги пойдут на развертывание наших книжных и других проектов, направленных на широкую помощь людям, в том числе и прежде всего – малоимущим и инвалидам, больным детям. Если денег не выиграем, то все равно выиграем: участие в конкурсе – один из способов "разогреть" сайт. Не догоним, так согреемся! :)
      Первая дистанция на пути к финишу – общее посетительское голосование. Зайдя сюда и дав нашему сайту ту оценку, какую, как вы полагаете, он заслуживает, вы внесете свой вклад в нашу возможную общую победу. Вот и просьба моя: пожалуйста, проголосуйте за нас, поставьте пятерку и можно без хлеба :) Победим вместе!

      А теперь к делу.

И снова о том, чем леди отличается от цветочницы...

      В переписке по-прежнему первое место среди самых частых тем – тема любовная. Очень много писем от молодых людей обоего пола, находящихся, можно сказать, еще на подступах к любви. И уже там, вернее, еще там, за порогом этого заповедника, а точней, пожалуй – зверинца – спотыкающихся о свой первый опыт. Или – еще чаще – об отсутствие опыта, принимаемое за опыт. Вот одно из характерных писем:

      ВЛ, мне 22, мне не нужны золотые прииски, богатство, блестящая карьера, мне нужна любовь и теплота. Почему так сложно найти её в этом мире? Любовь и теплоту мужчины... Встречаешь человека... хочешь, чтобы было все как в сказке... Может быть, советское ещё детство во мне требует этого?.. Но везде – грязь, связи без обязательств, и ничего кроме этого! Ведь это реальность, что в Викторианскую эпоху искали любви без секса, а сейчас – секса без любви! Сердце съеживается, замыкается... Ведь теряешь при таких переживаниях очень много! Теряешь то, что так хотела бы сохранить! Себя! Любовь и веру в человека... Я знаю, что многое очень зависит от нас. Можно ли изменить отношение к себе человека, которого любишь? Чтобы он видел в тебе не только игрушку, но и женщину, с которой бы ему хотелось быть каждый день? И какова она, любовь мужчины? Алена.

Леди отличается от цветочницы не тем, как она
себя ведет, а тем, как с нею себя ведут.

Бернард Шоу

      Алена, замечено, что есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Статистика - самый тонкий обман и самообман: за правду принимается то, что встречается всего лишь в большинстве случаев. В большинстве — но не во всех! Вот это:

      везде только грязь, связи без обязательств, и ничего кроме этого! Ведь это реальность, что в Викторианскую эпоху искали любви без секса, а сейчас секса без любви!

      встречается как раз всего лишь в большинстве случаев, да и то сомнительно, потому, что грязь больше всего лезет в глаза, больше замечается. А другая часть действительности — тихая, ненавязчивая. Чистоту приходится потрудиться — увидеть... К тому же, за "большинство" случаев многие (и, кажется, ты тоже) принимают какую-нибудь пару-тройку повторяющихся сюжетов собственной жизни, простодушно не ведая, что эти повторения суть одни и те же грабли, на которые они с упорством, достойным лучшего применения, наступают.

      Мужчины — разные, очень разные, и любовь у них разная. Только статистический самообман делает их якобы одинаковыми. Те из мужчин, кто хочет и умеет любить — и без секса, и с сексом, это при любви вопрос не главный, хотя и важный — люди, как правило, не приставучие, не наглые, не развязные. Напротив, им часто не хватает решительности и умения себя подать, они неприметны, что далеко не всегда равнозначно слабости...

      Можно ли изменить отношение к себе человека, которого любишь? Чтобы он видел в тебе не только игрушку, но и женщину, с которой бы ему хотелось быть каждый день?

      Не зная конкретного человека, который имеется в виду, трудно что-либо ответить. Но говоря вообще, отношение к нам человека в большой мере зависит от того, как мы сами к себе относимся, как себя "ставим". В ироническом высказывании Шоу по поводу леди и цветочницы есть серьезный психологический подтекст, и заключается он именно в самоотношении той и другой. Формально поведение обеих в сходных ситуациях может казаться действительно одинаковым. Одна говорит "пожалуйста", другая говорит "пожалуйста"; одна говорит "спасибо", другая говорит "спасибо", одна говорит "да" или "нет", другая говорит то же самое, одна делает реверанс, и другая тоже его может сделать...

      И все-таки, если уж всерьез, поведение леди и цветочницы никогда одинаковым не будет. Будут разными мимика, интонации, жесты, взгляды, весь контекст, транслирующий те ожидания и требования, которые, исходя из самоотношения, требуют и соответственного отношения от других. Настоящая леди-аристократка может и ласковые, и крепкие слова сказать так, что в них будет ощущаться достоинство, независимость, а если надо — и строгость, и неприступность, и повелительность.
      Можно ли этому научиться? Можно и нужно. Для этого хорошо бы почаще смотреть старые хорошие фильмы и ходить на хорошие классические спектакли в театр. Как раз, например, на постановку "Пигмалиона" того же Бернарда Шоу...

      Твое поспешное обобщение, что везде только грязь, по счастью, неверно. И тебе я желаю неспешной внимательности — зоркости душевной, чтобы в этом убедиться самой. Тогда появится шанс, что какая-нибудь сказка возьмет, да и станет былью. Конечно, еще и чуточки везения для этого нужно, самой малости — может быть, как раз той, какую я тебе шлю своим пожеланием...

Любовный цугцванг, или для чего человеку ум?

      А это письмо от человека того же возраста, но уже перешагнувшего за порог, судите сами чего: Заповедника или Джунглей... И там ощутившего себя заплутавшимся.

      ВЛ, мне 22 года, ей — 28. Я в неё влюбился, она в меня. Но дело в том, что ей уже хочется семьи, детей, уюта... Я этого не могу ей дать, сейчас мне этого еще и не нужно. Хочу найти себя в жизни, собираюсь дальше учиться. И — что мне перед вами кривить душой? — не уверен, что когда мне будет 30 лет, буду ее так же любить, как сейчас...
      Она, в свою очередь, не хочет меня дурить и вслух думает: если дальше нам ничего не светит — зачем это всё продолжать, не лучше ли, пока еще не слишком поздно, расстаться?..
      Не знаю, что мне (нам) делать. Вот любовь — пожалуйста, а что дальше?.. Кто-то может сказать — ну, если ты так думаешь, это не любовь! Ничего подобного, вот именно что любовь. Не представляю, как можно взять и расстаться...
      Что делать? Запутался.
Виктор.

      Виктор, подсказки "что делать" я в подобных случаях не даю, хотя и могу иметь на сей счет свое мнение. В таких положениях человек должен совершать свой личный, собственный, никем не внушенный выбор, идти на свой (а не чей-то) риск, делать свои (а не чужие) ошибки. И другая сторона, полагаю я, не должна пострадать из-за моей подсказки в пользу обратившегося ко мне...

      Риск будет при любом выборе. И ошибка — либо такая, либо иная, смотря по какому критерию, как понимать, что такое ошибка.
      Шахматным языком выражаясь, это типичный цугцванг судьбы, выбор между львом и крокодилом. Если расстанетесь сейчас, посреди любви, это с очевидностью будет ошибкой против любви: резать по живому... Если продолжите вместе быть, это будет весьма вероятной ошибкой против житейского здравомыслия и, возможно, против душевного здоровья: отношения окажутся под нарастающим риском разрыва, все более болезненного: кто-то кого-то опередит, кто-то уйдет первым, нанеся жестокую рану другому, не хочу подсказывать и внушать, кто именно, хотя и догадываюсь...

      Но кто же знает: а вдруг я ошибаюсь, а вы оба не подозреваете, что избраны небесами в счастливцы, которым суждено неослабно любить друг друга до конца дней, "жить долго и счастливо и умереть в один день"?

      Представляя себя на твоем месте — в том же возрасте, в том же положении — не могу вообразить, что смог бы прервать отношения с любимой простым волевым решением, исходя из трезвой заботы о будущем, ее и своем. Наверное, давал бы себе ( ей — не знаю...) рискованные обещания любить вечно, но уверенности не имел бы... Наверное, не нашел бы ничего лучшего, как предоставить события их естественному течению — а там, дальше, из непроглядной пучины будущего, из причинно-следственной воронки — выплывал бы как мог... Ум, я давно заметил, дан человеку в основном для того, чтобы усугублять последствия собственных глупостей.
      Так что дерзай рисковать, дерзай жить — и пускай, как люблю я повторять, все будет так, как должно быть, даже если будет иначе.

      ***

      Отправил ответ и думаю: а поможет ли он адресату хоть на микрон? Или повергнет в еще большую растерянность и совсем запутает? Бросает ли мое письмо хоть какой-то свет на жизненную ситуацию человека или наводит еще больший туман? Вопрос открыт до тех пор, пока не придет ответ на ответ, если придет...

      Не поленился, заглянул в почту: ответ пришел.

      Спасибо, ВЛ! Пусть ваш ответ будет моим талисманом наряду с другими перед началом большого пути...
      Благодаря вам убедился, что иду по верной дороге...

Гипноз для самых неподдающихся

Из разговора родителя и психолога:
— Какой палкой воздействовать на ребенка?
— Волшебной!

      Примерно каждое пятое-шестое письмо в моей переписке — от родителей детей, с которыми непонятно, что делать и как быть, — детей, не поддающихся воспитанию, не поддающихся лечению, не поддающихся уговорам, наказаниям, поощрениям, ничему не поддающихся... И это — с пеленок до седин.

      "Как воздействовать на ребенка?" — спрашивают родители. Как заставить... Как избавить.. Как прекратить... Как остановить... Как воспрепятствовать... Как ликвидировать (зависимость компьютерную, например)... Как довести до сознания, объяснить... Как повлиять... Как внушить... Как вдолбить...

      И почему-то никто не спрашивает, как не помешать. И как подружиться с ребенком, почти никогда не спрашивают...

      Какой палкой воздействовать на родителя?..

      Пытаюсь объяснить, что в случаях "неподдаючести" лучший метод воздействия — прекратить воздействие, ибо диагноз тут вот какой: психоаллергия на воздействие.
      Чье бы то ни было, а родительское прежде и более всего.
      Не доходит. Вызывает недоверие и протест.
      Хорошо, говорю я, тогда прекратите или посильно уменьшите воздействие хотя бы только в бодрственном состоянии. Ведь треть суток человек спит, треть жизни, а ребенок и того больше. Вот и воздействуйте на него в спящем состоянии. Оставьте в покое его сознание, воздействуйте на подсознание. Если вы будете делать это бережно и грамотно, делать с умом, все получится и пойдет во благо.

Родительский гипноз через естественный сон ребенка
В. Л. Леви ©

      Эта психотехнология предназначена для самых трудных случаев воспитания, коррекции и лечения ребенка в домашних условиях. Осуществляется усилиями самих родителей. ВНИМАНИЕ! Все действия в рамках этой методики должны быть хорошо продуманы и при возможности согласованы с курирующим врачом-психоневрологом и/или детским психологом или дефектологом.

      Описываю самые общие и главные шаги этого тонкого дела. (По тексту из моего письма маме одного трудно развивающегося четырехлетнего малыша).

      1. Заготовка формулы.
      Заранее — хорошо продумайте и запишите либо на бумаге, либо просто в памяти то, что вы хотите внушить ребенку, что привнести в его настроение, чувства, поведение, отношение к себе и другим, характер...
      В словесном виде это должно свестись не более чем к двум-трем коротким фразам или даже отдельным точным словам. К примеру, "Кушаешь хорошо", "Говоришь легко", "Тебе хорошо", "Спокоен"...
      Слова должны быть только положительного содержания, без употребления частицы "не".
      Нельзя: "Ты больше НЕ будешь бояться" (или, скажем, драться) или "Ты НЕ будешь отказываться от еды".
      Можно: "Ты дружелюбен", "Тебе нравятся ребята", "Ты хорошо кушаешь", "Тебе нравится еда". А если ребенок слишком много ест: "Ты легко наедаешься, тебе достаточно есть помалу".

      ВНИМАНИЕ! — Важно не только свести формулу внушения к точным словам в минимальном количестве, но и хорошо, образно представить себе то, что вы хотите внушить — увидеть внутренним взором, услышать внутренним слухом, прочувствовать это внутри себя как уже свершающееся действие и ПОВЕРИТЬ в то, что это МОЖЕТ совершиться. А в момент самого внушения — свято верить в то, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО осуществляется. Опережающая безусловная вера — в этом и состоит волшебство внушения: "По вере вашей да будет".

      2. Самонастрой.
      Перед тем, как приступить к внушению (дитя в это время может уже лежать в кровати, еще не спать или уже спать), настройте себя на спокойное, ласковое и уверенное общение с ребенком. Освободите свое дыхание, освободите все тело... Никакой спешки, никакого напряжения, никакой суеты — все размеренно, спокойно, свободно...
      Настраивание может занять от минуты до получаса. При навыке можно и за пару секунд прийти в нужное состояние — обычно оно дает о себе знать легким чувством тепла, разливающимся по телу, какой-то особой свободой в груди...

      3. Вхождение в гипнотический контакт (рапорт).
      Два основных способа.
      Первый — "засыпательный": непосредственно через погружение в сон, убаюкивание. Дети легко засыпают на руках у родителей, либо рядом — под какие-то слова, музыку, пение, легкую ласку, либо, самые маленькие — при укачивании... Мгновения засыпания могут быть более или менее растянутыми, и если вы что-то говорите ребенку в это время, слова могут просочиться вглубь, проникнуть в подсознание, не затрагивая или почти не затрагивая сознания. В лечебных сеансах гипноза со взрослыми этот момент тоже важен.
      Я много раз убеждался, что даже мои бессловесные, мыслеобразные сосредоточения на каких-то важных для пациента пожеланиях именно в эти священные мгновения могут в него внедряться и производить последующие воздействия. Только важно соблюдать здесь бережность и осторожность. Никакого нажима и напряжения, никакого даже намека на приказной тон не должно быть ни в произносимых словах и интонациях, ни внутри — в сознании и подсознании внушающего. В "засыпательном" варианте темы трудные, тем паче болезненные для того, кому внушаешь, и особенно для ребенка, не должны затрагиваться прямым образом. Все, что должно войти и внедриться, пускай входит только через косвенные положительные обозначения, через "наводку", подтексты, намеки... Лучше всего в это время рассказывать ребенку какую-нибудь хорошую сказку, в которой сказочный персонаж легко осуществляет то, что вашему ребенку дается трудно или вовсе не получается или не хочется.
      Это область самого сокровенного родительского творчества, и я призываю вас быть в нем смелой, верить, что у вас все получится, стоит только приступить к делу — образы и слова придут сами!..

      Второй способ — "сквозьсонный". Внушение адресуется уже заснувшему человечку. И адресоваться должно точно вовремя. А именно: где-то в промежутке между пятнадцатой — восемнадцатой минутами после засыпания. Это обычное время перехода поверхностного и средне-углубленного сна в глубокий сон, который еще называют иногда "медленным" — по характеру электрических волн, появляющихся на энцефалограмме, так называемых дельта-волн. Во временных промежутках, правда, случаются индивидуальные вариации. Один из высоковероятных внешних признаков наступления "медленного сна" — движение глазных яблок под веками вправо-влево, не очень быстрые. Иногда эти движения хорошо заметны, иногда — почти нет. Но в общем, если вы начнете вступать в гипнотический контакт с ребенком где-то с пятнадцатой минуты после засыпания, то почти с гарантией не ошибетесь.

      Как это сделать? Потихоньку подойти и встать или сесть рядом. Несколько секунд просто посидеть и слегка расслабиться, дышать ровно... Понаблюдать, как дышит ребенок и постепенно подстроить свое дыхание под ритм его дыхания, дышать с ним в унисон... Почувствовать себя как бы спящей вместе с ребенком — глубинной, детской частью своего существа... Когда вы войдете в это состояние хоть чуть-чуть, все дальнейшее облегчится и пойдет само собой. Вы можете почувствовать импульс тихонько дотронуться до плеча ребенка или даже положить руку ему на лоб, тихонько шепнуть: "Спи, маленький, это я... я с тобой..."
      Почти со стопроцентной вероятностью ребенок не проснется, будет продолжать спать, и быть может, даже еще спокойней, чем спал до того... И в то же время он будет уже с вами в контакте, уже в общении, уже будет воспринимать ваше состояние и настроение, ваши мысли и внутренние образы, ваши слова... Будет слышать вас глубинным, сущностным слухом, ушами души. Вы войдете в непосредственное общение с его подсознанием. Спящий ребенок может дать вам об этом знать легким шевелением или мычанием, или даже какими-то словами, но будет продолжать спать. В том маловероятном случае, если начнет просыпаться, не пугайтесь и не огорчайтесь, просто поцелуйте, погладьте, скажите, что все хорошо — и продолжайте быть рядом — или отойдите, а через минуту-другую подойдите опять. И потихоньку снова вступите в гипнотическое общение...

      4. Собственно внушение, оно же гипноз.
      Все, что вы теперь скажете или даже только ярко представите себе, начнет впечатываться в глубинное подсознание ребенка и — раньше или позже — произведет воздействие на его состояние, на самочувствие, настроение, образ мыслей и поведение. Самый настоящий гипноз, в полном смысле этого слова. Результаты ваших гипновнушений могут появиться и на следующее утро, а могут и более чем через месяц.
      Работая с пациентами, и взрослыми и маленькими, я убеждался, сколь могущественны бывают такие отсроченные внушения, произведенные через сонно-гипнотическое состояние. Так вылечивается у детей и подростков, например, упорное недержание мочи, а у взрослых — нарушения в сексуальной сфере или тяжелые навязчивые состояния...
      Срок появления эффекта прогнозировать невозможно, но вероятность его достаточно высока и с продолжением внушения все более нарастает. Самые длительные, упорные внушения нужны, конечно, для работы со стойкими искривлениями характера и с нарушениями психического развития. Внушения не производят чудес, не творят нечто из ничего — но проторяют дорогу скрытым возможностям, готовят почву для того, что может произойти, поливают семена, которые могут взойти... А выражаясь программистским языком — снимают блоки и активируют внутренние программы, а в какой-то мере и создают новые.

      Пожалуйста, будьте умеренны и осторожны в своих притязаниях на эффективность вашего гипнотического воздействия. Не ждите от них невозможного и опасайтесь пойти против природы ребенка. Если, например, вы хотите, чтобы у ребенка появился аппетит к тому, к чему у него стойкое отвращение, то прежде чем внушать ему этот аппетит, десять раз подумайте — а нужно ли это. С большой вероятностью ребенок избегает есть что-то потому, что организм его пытается избежать потенциальной вредности этого продукта, даже если этот продукт и нужен для энергетического питания и развития. Например, мясо: животный белок, конечно, желателен для роста и развития ребенка, но его организм может не располагать нужными ферментными системами для нейтрализации шлаков, образующихся при мясном питании, и дает об этом сигнал в виде стойкого нежелания мяса. Под влиянием ваших внушений ребенок может начать есть мясо, а как результат — начать болеть ангинами или еще чем-нибудь похуже... Есть ли такая угроза в вашем конкретном случае? Мы этого не знаем. Поэтому: если ребенок упорно отказывается от мяса, то внушения, касающиеся мяса, стоит формулировать очень общо и осторожно. Вроде: "Котлеты вкусные. Они тебе могут понравиться".

      Сколько времени продолжать внушение? От двух до семи минут, с паузами секунд по 10- 15-20... Сколько раз повторять одно внушение за один сеанс? Раз пять-семь, для пущей верности девять, но ни в коем случае не больше двенадцати. Если повторяете какую-то фразу типа "Котлеты вкусные", то ее лучше произносить в разных интонациях и вариациях: "Котлеты хорошие", "Котлеты ароматные", "Котлеты чудесные", "Котлеты веселые"... Аккуратнее — что до котлет, то вы рискуете внушить сказанное и себе с такой силой, что тут же после сеанса уничтожите все котлеты, которые есть в доме на данный момент, в том числе и сырые :)

      5. Завершение сеанса.
      Это совсем просто: тихонько погладьте малыша, можно поцеловать, можно подержать руку на его лбу, плечике или ручке, благословить безмолвной молитвой...

      Проводить внушения можно ежевечерне; однако, если вы проводите их в течение более чем двух недель, то лучше это делать с перерывами — через день. После 15 сеансов рекомендую делать не менее чем недельный перерыв. А после сорока — перерыв не меньше, чем в один месяц.
      Уверен, у вас все получится.

      С Богом!

      ***

      Если вы уже проголосовали за нас вот здесь, то большое спасибо.
      И вы можете сделать это при желании еще и еще раз, ибо по условиям конкурса голосовать можно через каждые пять минут :)

      А напоминание вот какое: можно увидеться и поговорить! 1, 2 декабря 2007 г., в субботу и в воскресенье, с 16:00 до 20:00 в Москве, в Российской Государственной Библиотеке (им. Ленина) пройдут мои

      ВОТ-вечера:
ЖИЗНЕВЕДЕНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

      Содержание встреч: разговор о жизни в форме вопросов и ответов, а также стихов, песен, музыки, юмора; представление новых книг, совместная починка настроения и исправление будущего.
      Дополнительная информация: на сайте организатора фестиваля "БезТаблеток.Ру".

      Кстати, уже на подходе и другая моя новая книга — как раз серии "?ВОТ! — Жизневедение в ВОопросах и ОТветах".
      Назвать я эту книгу хотел сперва "Любить значит догадываться", а потом просто включил вопрос и ответ об этом в книгу, а озаглавил так:
      "НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА УМА". Все по делу, однако. Еще в этом году, надеюсь, выйдет в свет.

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 121 от 17.11.07