Владимир
ЛЕВИ Конкретная психология: рецепты на каждый миг |
N 123 |
Газ или Тормоз?
тренинг оценочной независимости |
от 14.12.07 |
Здравствуйте, друзья. Как-то незаметно придвинулось предновогодье. От кукольного спектакля наших безвыборных выборов скулы воротит, но ничего, прорвемся. Главное – свое дело делать... Человечество неуверенных
Жизнь человеческая есть выполнение двух задач, теснейшим образом взаимосвязанных: ВЫЖИТЬ и СОСТОЯТЬСЯ. Обеспечение жизни как таковой, ее продолжения, и – наполнение жизни смыслом. Что такое смысл, обсуждать здесь пока не будем, примем просто, что это возможно – смысл в жизни и жизнь в смысле. У большинства жизнь остается подчиненной задачам выживания и только. Или почти только. С первых шагов своей врачебно-психологической практики я убедился, что самая общая, самая главная, стержневая проблема огромного числа людей – НЕУВЕРЕННОСТЬ. Корень зла, общий корень. С чем бы ни обращался ко мне человек – будь это невроз, депрессия или конфликтная ситуация, трудности в учебе и работе, включая обыкновенную лень, семейные неурядицы, трудности в воспитании детей и т.д. – неуверенность в себе, явная или скрытая, страх, очевидный или подспудный – вот то ядро, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, вращаются всевозможные проблемы и трудности. Уймы, толпы, миллионы, сотни и сотни миллионов неуверенных детей, неуверенных подростков, неуверенных молодых людей, неуверенных девушек, неуверенных мужчин, неуверенных женщин, неуверенных стариков, старух... Кто в открытую, кто под маской самонадеянности, под личиной хама, наглеца, злыдня... Имя им легион. Неуверенных – целый народ. Человечество неуверенных. Будь не так – не было бы столь постоянно-высокого спроса на помощь психологов и психотерапевтов. Будь не так – не было бы гадалок, астрологов, всяких магов и колдунов. Будь не так – не было бы диктатур. Будь не так – завистников, подлецов, мошенников и преступников было бы меньше, и алкоголиков, и наркоманов. Может быть, и вообще не было бы... Настоящих Победителей в жизни – мало, ничтожно мало. Только трудно это свое – свой жизненный смысл – найти. Победителей в жизни так мало потому, что лишь очень немногие дозревают до настоящей душевной и умственной взрослости. Подавляющее большинство подсознательно застревает в психологическом детстве. Внутренне продолжают жить в неосмысленной толще внушений, воспринятых в нежном возрасте. В гипнозе оценочной зависимости. В незрячем доверии манипуляторским мифам. В слепом недоверии себе. В глубоко засевших испугах маленького человечка, которым каждый когда-то был и где-то остается. В духовных потемках. Мы овцы, бараны, бараны мы, овцы – Кому-то это выгодно – чтобы на свете было так много неуверенных в себе недовзрослых, с психологией покорных овец и послушных баранов. Кто-то этим пользуется, и не надо быть догадливым, чтобы понять – кто. Человек Уверенный – Человек Свободный. А значит – сильный. Для правителей люди сильные всегда подозрительны. Уверенные, свободные люди для власти – всегда проблема. Но только такие люди могут строить достойную жизнь и разумное гуманное общество. Только такие оправдывают звание Человека. По капле выдавливать из себя раба, словами Чехова, а словами своими - запуганного ягненка - я начал с 14 лет в секции бокса. Через 5 лет дошел до кандидата в мастера и понял, что кулаками некую частицу овечьей психологии из себя выбил. Но только частицу. Отнюдь не главную. Не ядро. Занялся самопомощью на психологическом и духовном уровне. Прошел путь немалый... Обучение УВЕРЕННОСТИ – преподавание психологического мастерства жизненной борьбы – начал со времен первых изданий "Искусства быть Собой" и "Искусства быть Другим". Аутотренинг и тонопластика, психологические игры, ролевой тренинг, социотренинг – составные части этого преподавания, необходимые, но не единственные. В "ИБД" целая глава "Бой с тенью" посвящена психологии поединка: рефлексия противника, построение опережающего сценария ситуации, ролевое ведение, воздействие на подсознание... В одном стишке у меня есть такие вот провокационные строчки: Уверенность должна быть беспричинной! Хоть и в полушутку (насчет беспричинности), разводятся здесь по разные стороны два вида уверенности: зрячая уверенность, опережающая события и создающая их – уверенность, например, сильного гипнотизера, или уверенность, присущая женской интуиции, не нуждающаяся в видимых опорах, но глубоко обоснованная – и слепая уверенность заблуждения, уверенность мухи, летящей на паутину... Стараюсь учиться зрячей уверенности – ей же учить. Зрячая уверенность – это знания и навыки плюс умение их применить. Среди знаний главное – знание себя и других. Среди умений – умение управлять собой и внимать другим. Почти в каждом проблемном письме, почти в каждой записке-вопросе на встречах с читателями (1 и 2 декабря унес с собой из Ленинской библиотеки здоровенную груду, до сих пор разбираюсь...) – о том же все, об УВЕРЕННОСТИ – как ее обрести, как ею пользоваться, как ее не бояться... Ну вот, почти наугад: Газ или Тормоз?
Владимир Львович, подскажите - как можно научить детей разумной осторожности, при этом не задев их доверия окружающему миру (особенно - людям)? Перечитываю вопрос и не знаю, смеяться или пустить слезу. "Не задев их доверия..." Прямо вот не задев, не дотронувшись до доверия ни волоском? Да не выйдет же не задеть. Придется задеть, и очень даже основательно, придется сильно поработать с этим самым доверием, подвергнуть его критике и основательно ограничить. Более того, придется сделать ему, доверию, хирургическую операцию. А именно – в то место, где у доверия входные ворота – где находится слепая дыра, ведущая в душу – вот в это самое место придется вставить, вживить – ГЛАЗА. Ну-ну, не все так страшно, это я так, попугал слегка. Обозревая немалый опыт родителей, уже воспитавших своих детей более или менее адекватными человеками, плюс свой собственный скромный опыт с пятерыми мальцами – трое из которых уже выросли, а двое еще растут, могу обнадежить: если ребенку не мешать самому работать со своим доверием и постепенно озрячивать его, то в большинстве случаев она сама собой образуется, эта, условно говоря, разумная осторожность. Более того, многим детям она присуща в зачатке уже врожденно и сама служит первоначальным фильтром для отсеивания того и тех, кому доверять можно, от того и тех, кому не очень или совсем нельзя. Уже полугодовалый младенец, находясь в компании незнакомых или малознакомых людей, сам инстинктивно потянется к тому, кто из них всех добрее и спокойней, а того, кто внутри черен, отметит либо подозрительным взглядом, либо явным игнорированием, а то и ревом во всю глотку. И тут иногда подумаешь: кому же у кого надо учиться этой самой разумной осторожности... Чем больше мать страшится мысли о возможной смерти ребенка, тем меньше у него условий стать хоть сколько-нибудь физически развитым и духовно самостоятельным человеком... Смотрите, как бы оберегая от бактерий, не поместить ребенка в атмосферу, перенасыщенную затхлостью скуки и безволия. Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить... Януш Корчак Разумное, но еще неопытное существо по имени Ребенок врожденно знает, что окружающему миру, включая и людей, априорно, от балды, не следует ни доверять, ни не доверять. А надлежит этот мир исследовать. Познавать. С долей риска – как правило, затаенной, трудно определимой. А иначе – никак. На самом-то деле, вы очень правильно, очень хорошо поставили свой вопрос. В нем уже есть ответ. В диалектичности ответ, в двух чашах весов, меж которыми ищется подвижное равновесие... И ответ вот какой: разумной осторожности научить нельзя, но стремиться к этому надо. Еще один ответ: у нас у самих нет разумной осторожности. Ни у кого нет ее в той точно отмеренной дозе, которая только и делает лекарство максимально действенным и безопасным. Всегда осторожности либо недостаток, либо какой-то избыток, и всегда колебания и шараханья из стороны в сторону. Обжегшись на молоке, дуем на воду, кустов пугаемся, зато денежки доверяем не тем, кому следует, голоса выборные и подавно. Под видом воды глотнуть можем и яду, тем паче, если вода с градусами... Вы говорите "дети", вообще дети. Какие дети? Какой ребенок конкретно?.. Дети – это ведь и младенцы, и юноши в цвете лет, и девочки, и мальчики, и боязливые как зайчики, и отчаянные, оголтелые, как не знаю кто. Какая там разумная осторожность! Конкретно все. Вот возьмем нечто совсем "простенькое": переход через улицу, полную несущихся машин, или даже просто нахождение на такой улице. Целую книгу надо написать о том, как переходить улицу взрослому, чтобы уменьшить риск быть сбитым. Уменьшить, только уменьшить. Не устранить риск совсем, этого не получится! – даже если спокойно стоишь на остановке, есть вероятность того, что какой-нибудь Неподберуслова в тебя въедет. Недаром москвичи говорят: переходя улицу на зеленый свет, смотри на машины, а не на светофор – он еще никогда ни на кого не наезжал. И на меня в текущем тысячелетии зеленый светофор ни разу не наезжал посреди перехода, а обкуренный Ненайдуругательства зверски наехал и переломал тазовые кости. А вы говорите – "не задевая доверия к людям"... Обидно, правда? Именно в этот раз не нарушил правила, а пострадал жестоко. Сам-то я по своим характерологическим особенностям обычно перехожу улицы с риском, близким к максимальному, иногда и зеленого не жду, если вижу, что обстановка позволяет. Манеру сию категорически и справедливо не одобряет моя жена, придерживающаяся противоположной тактики: она даже на зеленый не переходит по причине того, что он скоро кончится. Но у нас так и распределены семейные обязанности: я – Газ, она – Тормоз. Хорошая, кстати, психологическая метафора – придумали школьники: 11-летняя дочка недавно меня спросила: "Пап, а ты кто, Газ или Тормоз?" Я, чуть подумав, ответил: "Вообще-то Газ. Но для тебя, наверное, Тормоз". Пока учат водить машину, инструктор подсказывает: жми на газ, жми на тормоз... А для жизни можно разве составить такую инструкцию на все случаи? Попробуем же для начала хотя бы определить, кто наш ребенок больше: Газ или Тормоз?.. Определив, легче решим: что нужно чаще: подталкивать или удерживать... Да, сам-то я в отношении своих детей скорей тормоз – может быть, невольно проецирую на них когда-то куда-то загнанную собственную боязливость... Газотормозное соотношение может сильно меняться на протяжении жизни. И так бывает, что ребенок, в раннем возрасте недоверчивый, осторожный до боязливости, в такой степени, что даже отстает в набирании опыта, – подойдя к рубежу пубертата, вдруг делает поворот на 180 градусов и оказывается доверчивым до безрассудства, внушаемым до беспредельности, а то и безбашенным... Один из моих сыновей проделал похожую траекторию и постепенно, хотя и с изрядным запозданием, более-менее уравновесился. Это именно для него, еще маленького, я написал свою стихотворную психосказочку про барсука, который никому не верил. (Она вошла в ныне выходящую книжку "Кважды ква", а раньше еще была опубликована в "Зачеркнутом профиле", с моими собственными картинками.) Пожелание: если вы приводите ребенку (любого возраста) какой-то негативный пример, ставящий мир и людей под знак недоверия, то потрудитесь обязательно подыскать тут же альтернативный пример – положительный. Лучше даже парочку, но хотя бы фифти-фифти. Причем важно, чтобы и эмоциональный вес, интонационный удар того и другого случая был либо одинаков, либо с перевесом в сторону положительного. Еще пожелание. Далеко не во всех случаях следует объяснять ребенку причину предостережения или запрета на что-то и обрисовывать возможные страшные последствия нарушения запрета. "Не стой (на дороге с большим движением) близко к краю тротуара". "Не подходи близко к краю платформы в метро". "А почему?" – может спросить любопытное дитя. "Ну не стоит, и все. Не надо". И еще одно. Больших Правил Безопасности не так много, не более, вероятно, десятка-полутора. Их можно в нужных словах и интонациях сперва малышу, а потом и подрастающему человеку доходчиво для каждого возраста и характера преподавать. Не стоит раздергивать ребенка по каждой мелочи, из каждого неловкого движения устраивать драму... Панические, крикливые, одергивающие, гиперопекающие мамаши порождают одного из двоих: либо сверхтревожного невротика (если не психотика), либо оглохшую к сигналам настоящей опасности, с бронированными психологическими защитами, туповатую личность. Часто оба эти персонажа живут в одном человеке – живут, но не уживаются: один беспрерывно газует, другой безостановочно тормозит... Каким может быть результат постоянного одновременного нажатия и на газ уверенности, сиречь доверия жизни и себе, и на тормоз – недоверие, неуверенность?.. А вот таким, например: кровяное давление повышается. Обратная связь:
Рассылку нашу читает без малого сорок тысяч человек - небольшой город уже, раскинутый по миру. И всегда радует, когда в ответ на написанное приходит обратная связь - то с развитием темы и новыми вопросами и сомнениями, то с пожеланиями и советами, даже с рецептами... ВЛ, в вашей последней рассылке – письмо от мальчика 22 лет, Андрея, – это и про меня... Это, похоже, и есть тот самый случай, когда одновременно и газ включался, и тормоз... ВЛ, в последней рассылке было письмо Андрея про гипертонию. У меня тоже было что-то подобное в 23 года: 150/90 в спокойном состоянии, без какого-либо дискомфорта. Но я тоже посчитал, что это неправильно, нездорово, стал искать причину. К тому времени в медиках уже разочаровался... Спасибо, Марина, спасибо, Игорь, спасибо от меня и от многих. Вы дали нам два разных опыта ранней и побежденной склонности к гипертонии. Указали на двух возможных, среди многих прочих, ее провокаторов: стресс и соль. Это не открытия: как соучастники гипертонии и соль, и стресс уже давно "засветились". Но живой личный опыт, даже если это опыт изобретения велосипеда, всегда побуждает к размышлению и вдохновляет. Тренинг оценочной независимости Друзья, а теперь немножко о текущих суетах. В начале ноября получил от медиакомпании Gameland и Rambler TOP100 (где в разделе "Наука" наш сайт регулярно занимает места в первой полусотне из пятисот наименований) приглашение на участие в конкурсе Enthusiast Internet Award Привычно отношусь к подобным мероприятиям с тормозным недоверием. Но в данном случае подумалось: а почему бы нет?.. Дела моей фирмы тормозятся из-за нехватки средств. Если мы выиграем денежную премию, эти деньги пойдут на развертывание наших книжных и других проектов, направленных на широкую помощь людям, в том числе и прежде всего – малоимущим и инвалидам, больным детям. Если денег не выиграем, то все равно выиграем: участие в конкурсе – один из способов "разогреть" сайт. Первая дистанция на пути к финишу – общее посетительское голосование. А дальше вышла странноватенькая история. Наверное, многие обратили внимание, что с главной страницы сайта куда-то внезапно делась кнопка голосования и сопутствующие комментарии, безо всяких объяснений. Уважаемый участник, после повторной модерации Оргкомитетом Конкурса было принято решение снять ваш ресурс с конкурса т.к. он не соответствует разделу 4.6. Требования к выставляемым на участие в Конкурсе интернет-ресурсам.... Смотрю на страницу голосования: действительно, сайт наш уже "замочили", отсутствует. Срочно снимаю кнопки голосования с сайта. Отвечаю на письмо: Уважаемый Александр! 5 декабря получаю ответ: Здравствуйте. Итак, мыло-мочало, начнем с начала. Организаторы конкурса не сохранили данных о числе голосований за наш сайт к моменту его ошибочного снятия с конкурса, да к тому же при восстановлении каким-то образом у нас моментально исчезла 21 сотая балла среднего показателя. Показатель этот до "ошибки" шел неуклонно вверх, а сейчас, после восстановления – видимо, усилиями чьих-то заботливых рук, мочащих конкурентов – пополз вниз, хотя на сегодня мы еще удерживаемся в топ-десятке. Хороший тренинг оценочной независимости! При всем том – прошу вас, друзья, покуда уж мы бежим на дистанции, поддерживать нас: голосовать снова и снова (голосовать можно с одного компьютера один раз в день), ставить вожделенную пятерку еще раз, а потом еще и еще... Жмите, жмите эту кнопку, вам зачтется:) Прорвемся! – А не прорвемся, так посмеемся! |
|
До встречи еще в этом году!
|
|
автор
рассылки: Владимир Леви, каталог
выпусков на City Cat
|
|
Владимир
ЛЕВИ |