N 16

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Память Зеркал

******

...Здравствуйте, друзья. Прошу в очередной раз простить за задержку - рассылка не увяла, вы в этом сейчас убедитесь, надеюсь - но все силы и время забрал первый выпуск книги-альманаха "Искусство Быть Собой -Конкретная психология", который уже печатается. Если не будет какого-нибудь типографского форсмажора, подписчики получат его как раз в новогодье-новотысячелетье, в канун или чуть позднее...

Сегодня:

1. Книга между книг. Тонопластика лица.
из книги "Искусство Быть Собой-2000"

  • Орган души
  • Незнакомец по имени Я
  • Из заповедей Нарцисса Продвинутого / пять правил творческой дружбы с зеркалом.
  • Наоборотики, или Жизнь без морщин / фрагмент частной беседы с актрисой С.
  • Что написано на лбу
  • Зеркало, которое живет / тонопластика глаз
  • Мускулы мысли

2. Человек Просыпающийся

Из письма: ...Будучи ближе к концу жизни, чем к её началу, страшно устал от неё. Такое ощущение, что ничего интересного не ждёт впереди. У других как-то иначе, по крайней мере внешне: строят дачи, воспитывают детей, ремонтируют машины, выгуливают собак: живут, одним словом. А я, если дал бы себе волю, то думаю, мог бы просто лежать весь день и смотреть на стену...

******

Книга между книг
тонопластика лица

Разговор о лице относится и к владению Собой, и к теме общения и понимания Другого.

О знак вселенский — Книга между книг,
лик человечий — Бога черновик! —
прекрасен ты, но сколько же помарок…
И то сказать: натура не подарок —
найдешь среди булыжников алмаз
скорее, чем лицо среди гримас…
Блажен, кому Природа подарила
всего лишь морду, рожу, харю, рыло,
хлебало, фейс, блевальник, наконец —
сколь милостив небесный наш Отец! —
Живи легко, не надо волноваться:
с таким добром не жалко расставаться…

Иван Халявин. Ругайя № 1-б

Ну вот, добрался, наконец, до любимейшего предмета - физиономики… Во оправдание и в защиту моего великого собеседника от упреков в мизантропии должен отметить, что Иван Афанасьич столь экстремально требователен к совершенству человеческого лица лишь как поэт, на бумаге, то бишь, а в житейской практике широко снисходителен — и себя самого, в том числе, к совершенству не причисляет. Я разделяю его позицию.

Лицо и наружность человека почти тождественны: лицо, личность, при-личие, лице-дей, лице-мер… ударить лицом в грязь, показать товар, опять же, лицом… Физиономия — наш природный паспорт (юридический лишь подтверждает это) и самый главный предмет внимания при общении. О знаковой нагрузке лица — о лицечтении и лицедействе, о физиономике — большой разговор впереди; энциклопедия лица — Книга Облика, давно мною задуманная, пишется и рисуется уже много лет… А сейчас речь, по преимуществу, о лице-изнутри.

 

Орган души

Нет ничего сложней (и важней) в тонопластике, чем освобождение мышц лица. С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой — живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей — и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание — все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица — произвольный и непроизвольный — вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо — средоточие психической мускулатуры — орган общения психики с другой психикой — и с самою собой. Орган души.

 

Истина в оттенке

Все движения лицевых мышц в совокупности называются мимикой. Мимика разделяется на произвольную и непроизвольную. А еще можно различить мимику большую, заметную — макромимику, легко определяемую словами (нахмурился, улыбнулся, оскалился, вытаращился…) — и микромимику, движения малые, тонкие — смены тонуса мышц, придающие лицу разные выражения, неуловимые и словами не выразимые…

В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг — и меняется именно его микромимика — соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.

В искусстве портрета это как раз то, что способен запечатлеть лишь настоящий художник. Лица Рембрандта, с их бездонно-глубокой светотеневой тканью — живые судьбы, сошедшие с кисти. Нежные детские лики Мурильо — не просто моментальные снимки очаровательных малышей, но сама их жизнь, длящаяся на холсте…

Волшебство Моны Лизы Джоконды неразложимо на составные части; ее знаменитая магическая улыбка не поддается никакому уразумению; но несомненно, что главная действующая сила этого гениальнейшего шедевра — тончайшая игра микромимики, запечатленная на неуловимой грани двух измерений: пространства и времени…

С Джокондой в подлиннике мне посчастливилось пообщаться дважды. Живое существо, женщина во плоти и духе смотрит на тебя, что-то думает и вспоминает, что-то дает тебе знать, что-то имеет в виду… Не красавица, не кокетка, но женственна до невероятия и наделена беспредельным женским умом. Выражение лица в каждый миг отличается от предыдущего — именно так, как и должно быть в жизни…

 

Незнакомец по имени Я

Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость — все возможно и сверх того; но — если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства — никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление… Очень трудно управлять тонусом лица — микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим — и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо — всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами — разными, всевозможными…

К зеркалу я подхожу, чтобы оставить свое лицо,
а там видно будет.
Осторожнее с зеркалами, пожалуйста, не обижайте их.
Зеркала, вы наверное знаете, густо населены,
и чего только нет в их пространстве,
лишенном времени: рукопашные, бесконечные слезы
и споры, и вечные поцелуи, ну, а если всмотреться,
то и она сама, девочка эта, дивная девочка - смерть,
совсем чистенькая, живехонькая…
Осторожней: у зеркала, да, у каждого зеркала,
даже самого мутного,
есть черта полного совершенства:
безмерная и бессмертная память…

Вот незадача: когда смотришь в зеркало, видишь не Себя-в-Жизни, а Себя-в-Зеркале, Человека-Для-Зеркала. Считаешь эту персону собой, но это лишь твоя отдельная, выдернутая из жизни, изъятая ипостась — бесплотное изображение-перевертыш, которому ты позируешь. Что ни изображай — общаешься только с этой навязчивой личностью…

Тот, другой — там, напротив — изменник,
изменяющий верностью — да,
тот пожизненный твой современник,
твой двойник, двоянин, двоенет.
Как он точен. Как здраво и зрело
устраняет останки стыда.
Ну, а часики справа налево,
и другой коленкор у монет.

Как он прав. Но где право, там лево,
а где лево, там право всегда.
Он смеется: “Да в этом ли дело?
Разве это не твой кабинет?
Ну и что ж, что где лево, там право?
Разбираться не стоит труда:
справа яма, а слева канава,
посредине играет кларнет”.

Замечает твою слабонервность.
Терапия нежна и тверда:
“Не печалься: где верность, там ревность,
а где ревность, там верности нет.
Все эмоции связаны как-то
с несомненною пользой вреда:
роковой перевертыш инфаркта —
милый доктор, веселый брюнет.”

Но ведь полк же не клоп, —
ты лопочешь, —
и ведь клоп же не полк… “Ерунда,
мне без разницы. Если захочешь,
для клопов мы напишем сонет”.
Он смеется — ты тоже смеешься,
он напьется — и ты хоть куда,
отвернется — и ты отвернешься,
тень без тени и след без следа…

В жизни тебя отражает не зеркало, а душа Другого, и к отражению этому прямого доступа у тебя нет — могут быть только знаки связи, их надо еще научиться читать… То же — когда позируешь для фото- или видеосъемки. Только скрытая камера (или уже не принимаемая во внимание в ходе съемки, забытая-игнорируемая) может дать картину действительности без подачи, без позы (или с той позой, которая подается в жизнь, а не в камеру). Получив такое свидетельство и отставив, насколько удастся, личное отношение, можно посмотреть на себя как на другого человека — и догадаться (с некоей степенью приближения) — как тебя могут воспринимать окружающие.

Но в жизни такой возможности нет. Жестокость и льстивость, коварство зеркала, его гипноз, его магия — требуют к себе грамотного подхода.

 

Из заповедей Нарцисса Продвинутого
пять правил творческой дружбы с зеркалом.

  • не впадай в зазеркалье: ни у какого зеркала не задерживайся ради самооценки: смотри на себя быстро, легко и прицельно-четко, по деловому, чем мимолетней, тем лучше; это относится и к живым зеркалам, и к людям, чьи впечатления о тебе для тебя значимы: принимай их оценки и мнения о тебе во внимание, спокойно обдумывай, делай выводы, но не вязни, не западай, не впадай в оценочную зависимость
  • не впадай в беспредел: ни самолюбования, ни самобичевания, ни саможестокости, ни саможалости! — только смех над собой допускается без ограничений
  • входи в самотворчество: общение с зеркалом ради самосозидания и саморазвития — дело святое; правишь ли прическу, прилаживаешь ли одежду, лепишь ли мышцы, фигуру, оттачиваешь ли движения и актерское мастерство или занимаешься тонопластикой самочувствий — все это поисково-творческая работа: зеркало для тебя — прибор для обратной связи, и может использоваться сколько потребуется… сказанное относится и к живым зеркалам
  • меняй точки зрения на себя: почаще посматривай на свой профиль с обеих сторон, на тыл — затылок и спину; обрати внимание на глубоко символический факт, что для этого всегда требуется не одно зеркало, а два или больше…
  • самообслуживайся: какие бы пакости и разочарования ни преподнесло тебе зеркало — всегда завершай общение с ним — с собой то есть — на уверенно-оптимистической ноте, самоодобрись, самовзбодрись — подмигни себе или дай подзатыльник… все сказанное относится и к живым зеркалам

 

Наоборотики, или Жизнь без морщин
фрагмент частной беседы с актрисой С.

В.Л. — …Вопрос: чтобы красивой быть, страдать необходимо?
С. — Необходимо. В свое же удовольствие. Только чуточку отсроченное…
— Значит, натуральное питание, периодическое подголадывание, исключение алкоголя и табака, самомассаж, мимическая гимнастика…
— Умывание ключевой водой с кусочками льда, массаж льдом, а потом… психомассаж. Это я взяла у вас, между прочим.
— Перевожу термин: психомассаж — двигательная игра с вживанием в разные образы и состояния души, правильно?
— Правильно. Развиваешь чувствительность и память лица.
— Чувствительность в каком смысле?
— Внимание к лицевым ощущениям при разных переживаниях. И запоминание их… Лицо должно накапливать опыт самочувствий, а голова — этим опытом распоряжаться. Товстоногов сказал: актер начинается с умения остановиться и повторить. Повторить так же или иначе…
— Можете ли вы по ощущениям, исходящим от лица, от мимических мускулов, связок и кожи, точно себе представлять, какое у вас в данный миг выражение лица, как вас видит зритель?..
— Только отчасти. При работе над ролью делаешь ощущенческие заготовки, как бы завязываешь узелки на память, а в роли все происходит уже само. Если задумаешься, станешь как та сороконожка…
— Сходу заплакать для вас, судя по фильму(…), труда не составляет?
— Составляет. Секунд пять нужно взводиться. Для актера это очень много, за пять секунд можно с ума сойти… (Через 4 секунды плачет и сразу смеется.)
— А за одну вылечиться?.. С зеркалом работаете?
— Да, заготовки делаю. Остановки и повторения —называю их удержалками. Перед зеркалом входишь в образ, в переживание — и вдруг делаешь “стоп-кадр” отходишь, чтобы не видеть себя, только чувствовать и удерживать в память… Опять “стоп”, опять держишь, сверяешься с зеркалом… И так много раз, как пианист гаммы. А потом все забыть, жить на сцене… потом все идет самокатом…
— Доверяться свободе, правильно?.. А какой у Вас любимый личный прием или принцип работы с лицом?
— Наоборотики. Сделала так — сделала наоборот. Сощурилась — вытаращилась, вытаращилась — сощурилась. Улыбнулась — надулась, надулась — улыбнулась… (Показывает) Наоборотики — мои наркотики, и по жизни стараюсь так поступать… Здорово размываются зажимы лица и души, а с ними сами знаете что…
— Морщины?..
— А как же… Но, слава Богу, пока заметные только мне…

 

Тонопластика лица: синица в руках

Достижимо для каждого: сделать свое лицо управляемым: развить мышечное чувство (обратную связь от) мимической мускулатуры и способность воздействовать на ее тонус — научиться замечать и быстро снимать зажимы лица, а в дальнейшем предупреждать их и развить гармоническую выразительность лица.

Зачем это нужно. Прежде всего для уверенности, всевозможной уверенности — и для управления своим настроением. Для привлекательности, для общения, для успеха. Но больше всего для хорошего самочувствия и для ясности мысли: мимическая игра оживляет душу и возбуждает ум.

Три этажа лица

  • верхний: лоб-брови-глаза,
  • средний: нос-скулы-уши,
  • нижний: рот-язык-щеки-челюсти —

соответствуют основным уровням деятельности организма.

Верхний — мозговой, мимика его выражает, главным образом, мыслительную и волевую работу, а также внутренние события, относящиеся к общению.

Средний и нижний в общении и мышлении тоже всегда задействованы, но больше относятся к телу, к различным органам, к чувственности. Средний этаж входит в одну компанию с органами дыхания и кровообращения (недаром опытные врачи по одному лишь внешнему виду носа, скул и ушей могут ставить столько диагнозов, касающихся легких, сосудов и сердца…).

А нижний всего более связан с пищеварением и сексуальностью — с основными инстинктами, а также с телесной мускулатурой. Как правило, эта часть лица весьма сильно развита у добродушных (или не очень…) чувственных жизнелюбов, у артистичных женщин с откровенной сексуальностью (по губам и ноздрям можно догадаться о многом, если не забывать о глазах), у мощных атлетов (могучие челюсти — очень часто), у гангстеров-паханов и у бандитов, склонных к грубым насильственным действиям (у искусных воров и мошенников типажность совсем иная).

Тонопластические упражнения проходятся по всем этажам — задачи на каждом и общие, и отдельно-свои, специальные.

 

Что написано на лбу

Если в столб упираешься лбоммм,
значит, счастье — за этим столбоммм,
значит, таммм, на другой стороне,
триста граммм улыбаются мне…

Иван Халявин. Дневник алконавта, т.ХУI

“Самое трудное дело на свете — думать” — заметил однажды великий мой собеседник, и хотя был он с большого бодуна, не могу с ним не согласиться. Преходящие или постоянные зажимы в области лба, бровей, переносья — штука настолько частая, что задаешься подчас вопросом: а стоит ли вообще думать?.. Так напрягаться, и в общем-то зря…

У многих лоб зажат постоянно — тонически складчат, морщинист уже с юности, а у некоторых с рождения. Один из характерологических знаков, замеченный еще древними докторами — так называемая “Омега меланхоликов” — застывшая судорога подъятия внутренних концов бровей вертикально вверх, словно в усилии проникнуть в собственный мозг…

Люди с этой отметиной (среди них и великий композитор Чайковский) склонны более к тоскливости, нежели к юмору, скрытны, мечтательно-сентиментальны, нерешительны, но упрямы, и странным образом сочетают незаурядную сострадательность с выдающимся эгоизмом.

“Наоборотик” этого признака — “Мефистофельский изгиб”: постоянно натянутые вверх наружные, боковые концы бровей — застывший сарказм, а в сочетании с улыбкой врастяжку — известная” “Маска циника”, лик Сатира. Носители этого знака не склонны к прекраснодушию, у них развита воля, решительность и проницательность, часто окрашенная подозрительностью и жестокостью. Лица Петра Первого, Суворова, Ленина и Сталина имели эту особенность, лицо Ельцина тоже — но у каждого в разных сочетаниях с другими чертами.

У Наполеона была ярко выраженная вертикальная “складка воли” над переносьем — как и у Александра Македонского. У Гитлера таких складок было целых две, но направление бровей с некоторым возвышением кнутри придавало выражению лица слегка карикатурный истерико-меланхолический привкус, а у Сталина волевой нахмур маскировался знаменитым прищуром, на первый взгляд добреньким…

Лоб, постоянно наморщенный, пытающийся оттащить брови от глаз (“замерзашщее изумление”), так же как и упорно насупленный, с диагональными и вертикальными складками, от одной до четырех (видел однажды и восемь) с неразглаживаемыми морщинами между бровями, на переносье — признаки, говорящие о каком-то душевном заторе…

Лоб Александра Македонского был покрыт резкими горизонтальными складками. Всю жизнь этот гений завоевания убегал от себя самого — и закончил жизнь в белой горячке…

 

ОТДЫХ АУРОБИНДО
Освобождение лба, бровей, переносья

Почему “Отдых Ауробиндо”?.. В честь любимого моего человека, создателя Интегральной Йоги. Основа духовной практики Ауробиндо — “освобождение ума”, гармоничный покой — состояние, при котором все мышцы лица и тела содружественно освобождаются, и безмятежный лоб увенчивает этот ансамбль, словно купол храма…

Встанем или сядем у зеркала; можно и лечь, держа зеркальце в руке прямо перед лицом. Сперва закроем глаза и устремим лучевнимание на свой лоб, брови и переносье, чтобы почувствовать и осознать зажимные напряжения… Пусть пройдет минуты полторы… Если зажимы не ощущаются, это еще не значит, что их нет… Открываем глаза. Смотрим на свой лоб, брови и переносье. Зажимы обычно там, где есть складки кожи или морщины; но могут и укрываться под гладкой кожей!..

Закрывая и открывая глаза, наводя луч внимания, можно уточнить, где притаились зажимы; но не стоит слишком на этом задерживаться — одну-две минуты, не дольше — все остальное выявится дальнейшими упражнениями. Проделаем несколько мимических “наоборотиков”. Сморщим лоб, подняв брови (“удивляюсь, изумляюсь”) — отпустим, расслабим… Теперь постараемся, наоборот, как бы надвинуть брови на глаза — опустим их и энергично нахмурим (“сержусь” или “очень сосредоточен”) — отпустим, расслабим… Поднимем только одну бровь боковым-верхне-наружным концом, мефистофельски-напряженно подержим-отпустим… Другую так же, если получится… Теперь поднимем вверх только внутренние концы бровей (“Омега меланхоликов”) — так подержим- отпустим…

Почередуем эти движения в разных сочетаниях, поиграем ими, с паузами полного отпускания, освобождения… Дышим свободно… А теперь совсем, полностью отпустим, освободим, расслабим брови, надбровье и переносье. Постараемся сохранить лоб гладким, насколько сможем, в течение минуты — сперва перед зеркалом, со зрительным контролем, а потом еще минуту-другую с закрытыми глазами, не отходя от зеркала… Опять откроем глаза и посмотрим, что получилось. Если зажимы вернутся на круги своя, что вполне вероятно — огорчаться не будем, а повторим упражнения в разных вариациях, с присоединением воображения и с оставлением результата. Добавим легкий освобождающий самомассаж — теплыми, расслабленными, мягкими пальцами, медленно, потихоньку — круговые и полукруговые разминательные поглаживания.

Даже бесплодный, по видимости, поиск самоосвобождения, если только идет с игрой, с любопытством — с открытой верой — в свой срок принесет замечательные плоды.

 

Зеркало, которое живет
тонопластика глаз

Обычно, когда говорят расхожее “глаза — зеркало души”, не подозревают, как много за этим скрывается. Да, глаза — зеркало, и не просто зеркало, но и действующий прибор, инструмент — исполнитель всевозможнейших переживаний, мыслей, воспоминаний…

На их долю приходится не менее половины мимической сигнализации (остальное на рот и чуток на нос). Мимика и микромимика глаз, первостепенно важная для общения, имеет две стороны: внешнюю, видимую — по которой мы и читаем с переменным успехом настроения и намерения окружающих (а они, с тем же успехом — наши…) — и внутреннюю, невидимую, рабочую — составную часть мозговой механики.

Попробуем ради опыта произвести несложное вычисление в уме, ну хотя бы сходу помножить 16 на 17, сильно скосив глаза или заведя взор под лоб и не отпуская… Тяжело, правда? Трудновато при таком положении глаз и вспоминать что-то.

Когда человек (и не только человек) видит сон (“видит” — неполно сказано: ведь не только видит, но и слышать может, и действовать, и вспоминать… переживает сон — так вернее) — глаза его под закрытыми веками оживленно двигаются. Понятно: глаза чему-то внимают, за чем-то следят, участвуют в переживании! ..

Там, внутри, в глубине мозга есть, значит, какой-то экран или сцена, где каждый сам себе и актер, и зритель… И в бодрствовании этот внутренний экран действует исподволь. При мыслях и представлениях, при воспоминаниях и принятии решений глаза совершают быстрые движения вверх и вниз, вправо-влево и сикось-накось — в различных последовательностях и сочетаниях…

 

ВЕКОВОД
Овладение тонусом век

У глаз есть шторы, заслонки — веки, а на них что-то вроде полупроницаемых жалюзей — ресницы. У век есть мышцы — тонкие, нежно-волокнистые, легкие, располагаются прямо под кожей.

В общении веки весьма значимы — это они, вместе с бровями, делают наши глаза веселыми или грустными, добрыми или злыми, наивными или ироничными, страстными или холодными… Ощущениями от мышц век мозг сообщает себе самому об уровне своего бодрствования, о состоянии внимания и о разных чувствах. Здесь — и в прилегающих окологлазных мышцах — часто гнездятся зажимы, “исполняющие” застенчивость, неуверенность, страхи, навязчивости, тоскливые состояния… Чрезмерно напряжены веки при заикании, а довольно часто и дергаются. У многих детей и взрослых бывает мигательный тик: веки сильно моргают и пляшут в судороге, иногда вместе с щекой, головой, шеей, плечами, даже животом и спиной… Вполне можно со всем этим управиться.

Начинать лучше без зеркала: веки очень уж чутко реагируют на подачу, на установку взора — сразу меняют тонус, и зеркало может ввести нас в очередное самозаблуждение… Потом, когда утвердится чувство свободы век, зеркало можно будет присоединить для отработки нюансов.

<< Снятие мигательной дрожи >> Сядем или приляжем удобно. Дышим свободно. Самым обычным образом смотрим в окно, в небо или на не слишком ярко освещенную стену… Слегка приспустим верхние веки так, чтобы они были нам видны — и сразу заметим, наряду с большими морганиями, мелкое дрожание, как бы зыбь… Это обычное, нормальное трепетание век, их мозговой пульс — и его усиление при обращении внимания так же обычно… Внимание, тонкий момент! — сейчас мы это трепыхание постараемся прекратить — успокоить веки, но сначала нам это почти с гарантией не удастся, дрожание может даже усилиться… С большой вероятностью произойдет и некоторое затаивание дыхания; может непроизвольно открыться или, напротив, зажаться рот…

Все это примем спокойно — пойдем в обход прямикового “надо”. Дыхание выравниваем… Выжидаем… Можно посмотреть сквозь приспущенные веки немножко вдаль… Подумать о вечном…

…Почему, в самом деле, такое совпадение в русском языке — веки, век, вечность?.. После нескольких попыток дрожание, весьма вероятно, само собою уменьшится или даже совсем прекратится. (На энцефалограмме в этот момент обычно появляется устойчивый альфа-ритм). Если же нет — не будем расстраиваться — все, что происходит при занятиях тонопластикой, обогащает наш самоопыт. Мы уже лучше знаем, как себя ведут ваши веки, чего от них ожидать, что означают те ощущения, о которых мы раньше не отдавали себе отчета…

<< Самоосвобождение через веки >> Закроем глаза, чуть прижмурим… подержим так… отпустим веки в то положение, какое они захотят принять сами… Если мы в бодрственном состоянии, свободные от напряжения веки сами собой приоткроются (тонус-плюс). Если усталы, сонливы — останутся прикрытыми (тонус-минус).

(Так я иногда ловил притворщиков-симулянтов на своих массовых гипносеансах: слишком уж стараются покрепче зажмуриться!.. А глаза сами собой открыться хотят, а веки дрожат!..)

Повторим несколько раз, чтобы внять чувству освобождения век… Занимаясь снова и снова, чувство это собираем по каплям в новое самочувствие…

<< Тонизация через веки >> Народ заметлив: “Че зенки вылупил, чего выпучился?” Глаза человека сосредоточенного и мобилизованного, на что-то нацеленного, как и глаза разозленного, бывают либо прищурены, либо вытаращены.

Прищур = сужение информационного входа = выборочный прицел, концентрация восприятия. Вытаращивание = расширение информационного входа, усиление восприятия. И то, и другое помогает поддерживать бодрость при недосыпе, освежают внимание…

Попробуем поделать это нарочно, целенаправленно — то одно, то другое… Расширяем глаза (ужас… гнев…) — расслабляем веки (лень, хочется подремать…). Зажмуриваемся (ужас, конец света…) — расслабим веки (ложная тревога, отбой). Сузим глаза (китаец задумался… японец решает, улыбаться или нет) — расслабляем… Покороче… Подольше каждое состояние… Чередуя быстро… Теперь медленно, с паузами полного отпускания, освобождения… Расширим глаза восторженно!.. Прищуримся как великий кормчий! Зажмуримся как котик на солнышке!..

<< Успокоение через веки >> А вот как легко можно успокоиться, а если угодно, то задремать или совсем уснуть.

Открывать и закрывать веки медленно… и как можно медленней… замечаем?.. Все неохотнее… все тяжелее движутся веки… вот… это почти уже самогипноз… да… так просто… Ну, пока хватит, встряхнемся!.. Запомним ощущение нарастающего утяжеления век, это нам пригодится при погружении в глубокий самогипноз.

<< Со своими веками поладить можно, если их слегка погладить… >>Еще один, очень простой и хороший прием самоуспокоения, применяемый иногда бессознательно: слегка поглаживать себя пальцами по бровям, по векам, по лбу, вокруг глаз… Такими поглаживаниями можно легко успокоить, расслабить и усыпить любого доверившегося вам человека, ребенка особенно. А получается это потому, что вокруг глаз рассеяны “снотворные” (гипногенные) нервные окончания. На верхних веках и под бровями их больше всего; обращаться с ними следует проникновенно, с тончайшей нежностью; иногда лучше даже и не дотрагиваться, а только водить по воздуху близ бровей и глаз теплыми пальцами…

Это пассы — главнейшие движения всех колдунов, шаманов и гипнотизеров. Не вижу оснований не пользоваться ими для самовоздействия…

Мускулы мысли

Веки управляют пространством вокруг взора, а самим взором — мышцы глазных яблок, мускулы глазодвигательные. Находятся они за глазами, в глазной впадине, и нам не видны, а важны до чрезвычайности. Это мышцы, пространственно самые близкие к мозгу — мускулы восприятия и внимания, мускулы памяти, мускулы мысли — конечно же, не единственные, но очень-очень существенные!.. Их тончайшая координация — между собой и с другими группами мышц — дает нам возможность развивать сложные двигательные навыки, производить филигранные операции, рисовать, читать и писать… Сколько сокровенных движений ума и души способно передать еле заметное движение глаз… Сколько лжи, сколько истин… Глазодвигательные мышцы, как и мускулы век, превосходно управляются волей и в то же время “живут своей жизнью” — имеют непроизвольный, безотчетный уровень деятельности. Именно по нему испокон веков люди вчерне догадываются о намерениях и мыслях друг друга, а нынешние психологи направления НЛП пытаются читать подсознание и воздействовать на него. Я сказал “пытаются”, потому что и прочтение, и воздействие — когда удаются, когда нет, и чаще не удаются, ибо глаза при работе ума и в общении у всех двигаются и одинаково, и по-разному — у правшей в одну сторону, у левшей в другую, у испанцев так, у басков иначе — тут, как в старину выражались, темна вода во облацех…

Строго-достоверных научных данных в области взороведения пока так же мало, как в области счастья. И посему есть резон каждому стать самому себе взороведом и взороводом.

 

САМ СЕБЕ ГИПНОТИЗЕР
…свой налаживает взор

В общении со своим взором, как и во всем прочем, требуется всего прежде прибавка осознанности.

Взором начинаешь владеть, когда умеешь отслеживать его непроизвольные движения; когда понимаешь и рассудком, и чувством, почему и зачем случается (или хочется):

  • уставиться (на кого-то, на что-то), впиться глазами
  • воздеть, возвести глаза (вверх, к потолку, к небу)
  • рассеянно блуждать взглядом
  • повести глазами в ту сторону или иную
  • рыскать, метаться взглядом туда-сюда
  • потупить взор, опустить глаза
  • отвести глаза (отвернуться) или закрыть…

Самоотслеживание, однако, дело далеко не простое, гораздо легче следить за другими людьми. На телеэкране, особенно крупным планом, всегда как под лупой видно, вспоминает ли человек подлинные события или придумывает; уверен ли, или только “давит понты”, актерствует или живет, лжет или не очень…

С такой же безжалостной объективностью можно увидеть на видеопленке себя. Если обнаруживается множество лишних движений взора, а нужных недостает, если не можешь отождествить себя с собственным лицом и переживать заново то, что видишь — значит, ты жил (по крайней мере на протяжении записи) не своей настоящей жизнью, а где-то возле себя или еще подальше… И значит, ради самовоссоединения, стоит позаниматься своим взором отдельно.

 

КРЫЛЬЯ МОТЫЛЬКА
Взоротонизация, возбуждение мозга

Очень хорошо для оживления ума, для обострения внимания и ориентировки, для прибавки решительности и инициативы, для возбуждения предприимчивости, фантазии.

Между движениями взора и состоянием мозга отношения взаимообратные: если взор движется быстро и разнообразно, мозг возбуждается; если медленно, однообразно — успокаивается, тормозится.

Быстро-быстро подвигаем взором туда-сюда, лучше по верховой дуге, чем по низовой (верховая дуга — поисковый запуск в коре мозга и зонах “рая”, а низовая — в подкорке и зонах “ада”, и может присоединить ненужные телесные ощущения, беспокойство и страх…)

Нотабене!! — Движения глаз должны быть легкими, непринужденными, не таращиться и не пыжиться! — Амплитуда неполная! — не стараться заглянуть себе за ухо!

 

КАА ДУМАЕТ
Взоросамогипноз, торможение мозга

Наметим на стене две точки, одну под другой, на расстоянии 50 сантиметров. Сядем или приляжем напротив этой стены поудобнее, на расстоянии примерно 2,5 метра. (Побольше, поменьше…) Начнем медленно переводить взор с точки на точку… Медленно, как только можем… Еще медленней… взор подымается все труднее… веки расслабляются… тяжелеют…

Глазодвигательные мускулы, привыкшие в бодрствовании к быстрой работе, от медленного движения расслабляются, а для мозга это сигнал отбоя. Глубоко успокоиться, задремать (что-то себе при этом внушив или просто так), уснуть можно этим способом — а можно иным…

Сведем взор кнутри и кверху — веки автоматически начнут опускаться. Теперь пусть взор сам вернется в первоначальное положение. Сделаем так несколько раз, свободно дыша… Очень вероятно, что уже после первого или второго раза почувствуется легкое головокружение и прилив сонливости…

Это тоже один из способов глубокого расслабления глазных мышц и входа в предсонный транс, он же самогипнотическое состояние. Хорошо сочетается со свободным дыханием. Отлично “насаживает” на себя и внедряет внутрь любое самовнушение (“Спокоен… Уверен… Здоров…”). Если нужна потом быстро бодрость, на выходе — взоротонизация, плюс все остальное, на выбор!

 

ВЗОРОКРЕСТ
Медитация взором

Хочу теперь подарить вам свое маленькое сокровище: медитацию взором. С успехом применяю ее в работе со многими пациентами и сам часто делаю — для души…

Крестное знамение — жест, всем известный. Церковный ритуал предписывает креститься строго по правилу, у католиков и православных не совсем одинаковому… Не это сейчас для нас важно, а внутренний результат. Если крест внести внутрь, провести его через себя — то на пересечении крестовин — там, внутри, в центре — произойдет встреча вертикальной и горизонтальной осей нашего существа. Встреча эта символически обозначит то, что я называю Точкой Присутствия Духа. Чтобы ощутить в себе эту Точку, нет нужды водить руками. Можно перекреститься взором, освободив заодно дыхание.

В любой позе (желательнее в освобождающей) — закрываем глаза. Внутренний взор — прямо перед собой. Небольшая пауза… Вдохнули свободно… Легко выдохнули… Начинаем.

<< Взор вверх >> Со следующим вздохом направляем внутренний взор на середину своего лба, в точку предполагаемого “третьего глаза”… удерживаем его здесь, пока не завершится и вдох, и выдох… На паузе, до следующего вдоха, возвращаем в прежнее положение.

<<Взор вниз >>Со следующим вдоховыдохом взор идет к середине груди, к сердцу — и снова на паузе возвращается обратно.

<<Взор в сторону >>Следующий вдоховыдох — взор вправо, как бы в попытке увидеть ухо (или сначала влево, что предпочтительнее для левшей) — и обратно.

<<Взор в другую сторону >> Точно так же — и снова обратно.

Повторим — не меньше трех раз и не больше семи.

О результатах не говорю намеренно — лучше их испытать прямо сейчас — присоединив любой желаемый самонастрой.

(Продолжение темы "Тонопластика лица"- в следующих выпусках.)

 

Человек Просыпающийся

Из письма

Здравствуйте, уважаемый Владимир Львович! Понимая Вашу занятость, всё же хочу обратиться к Вам с вопросом, весьма для меня важным. Если Вы нашли бы возможность ответить мне лично или через Вашу рассылку, которую я получаю, был бы Вам чрезвычайно признателен.

Дело, Владимир Львович, вкратце вот в чём. Мне 50 лет, и все эти годы я являюсь неудачником. Сознавать, что причина этого - во мне самом, я стал лишь относительно недавно, причём окончательного понимания конкретных фактов буквально до последних дней не было. А вот теперь, кажется, я понял, в чём дело.

По характеру я крайне неуверенный в себе человек, а если назвать как есть - просто трусливый. Всю мою жизнь я всего боюсь: физического насилия, гнева начальства, трудностей в учёбе, участия в драках, трамвайного хамства, неодобрительного отношения женщин (потому и живу один, а заводить новые знакомства всегда было для меня невероятно сложной задачей): ну, трус он и есть трус.

Будучи ближе к концу жизни, чем к её началу, страшно устал от неё. Такое ощущение, что ничего интересного не ждёт впереди. У других как-то иначе, по крайней мере внешне: строят дачи, воспитывают детей, ремонтируют машины, выгуливают собак: живут, одним словом. А я, если дал бы себе волю, то думаю, мог бы просто лежать весь день и смотреть на стену.

Но нет - заставляю себя куда-то ходить, что-то покупать, убирать в квартире. Но при этом действую, как заведённая машина, словно сам управляю кем-то другим, глядя со стороны. Всё так ненужно и пусто! Жизнь просвистела мимо - а я её всё время боялся...

И вот я хочу спросить Вас, Владимир Львович: есть ли какие-то методы, с помощью которых можно если не изменить (на это, наверно, уже нет времени), то хотя бы несколько скорректировать отношение человека к жизни и к себе в моём возрасте? Нельзя ли как-то прибавить оптимизма и уверенности в себе такому, как я? С глубоким уважением, Алексей, Москва.

 

Из ответа

Уважаемый Алексей! Изменить отношение к жизни, пока жив, можно всегда, в любой миг. Вчитываясь в Ваше письмо, вижу, что Вы находитесь уже, можно сказать, в двух шагах от этого.

Два Ваших достижения. Во-первых, Вы поняли, что жизнебоязнь бессмысленна и ведет по ложному пути небытия в бытии - смерти заживо; что уход от рисков есть риск наибольший. (Экзюпери: "Кто не тратит себя, становится пустым местом").

Во-вторых, Вы желаете себя изменить, а это далеко не каждому 50-летнему в голову приходит, как и далеко не каждому двадцатилетнему - и в желании этом главная Ваша сила. Оно означает, что у Вас есть резерв роста, невостребованный потенциал...

Две ошибки. Определяя себя детским словом "трус" и утверждая, что "жизнь просвистела мимо", Вы только задалбливаете свой негатив, не прибавляя себе ни самопонимания, ни уверенности, ни оптимизма. Ваше отрицательное самоопределение и есть главная Ваша ошибка.

Еще одна: думать, будто "скорректировать отношение человека к жизни и к себе" - вопрос "метода", техники, вмешательства извне некоего специалиста - что-то вроде починки зубов. Нет, отношение к жизни и к себе - не тот зуб, который можно запломбировать или вырвать. Это сам человек и есть.

И "метод" тут только один: выходить в жизнь и жить. Жить по-другому. Вот мое первое на сей счет конкретное Вам предложение.

Изменение отношения к жизни и к себе начните сегодня же - с изменения самооценки. Есть стихотворение у Давида Самойлова с такими строками (по памяти могу слегка переврать, не взыщите): "О, как я поздно понял, зачем я существую, зачем гоняет сердце по жилам кровь живую... И что порой напрасно давал страстям улечься... И что нельзя беречься, и что нельзя беречься!" Эти строки поэт написал приблизительно в Вашем возрасте...

Вот какой противовес себе-прежнему - производный от Вашего нынешнего самосознания - я бы предложил Вам сделать отныне своей Самопрограммой - своим Действующим Самообразом:

Человек Просыпающийся

Я выхожу из спячки. Я меняю самосознание. Я меняю свой выбор. Я ВЫБИРАЮ ГОРЕНИЕ.

Доныне я выбирал уход от рисков и отказ от борьбы ради самосохранения. Я избегал самоотдачи, избегал связанных с этим страданий, избегал боли. Это была ошибка - или, быть может, спячка моего духа, зачем-то нужная. (Илья Муромец тридцать лет пролежал на печи...)

Я понимаю теперь, что был слишком занят самосохранением ради самосохранения. Я был слишком зависим от своих отрицательных эмоций, слишком САМОЗАВИСИМ. Теперь мой дух просыпается и выбирает иное. На оставшийся отрезок моего жизненного пути, каким бы он ни был по продолжительности, я выбираю риск - но не просто риск ради риска (драка ради драки, хамство ради хамства...) - а риск ради того главного, того самого ценного, ради чего я хочу жить и чувствовать дальше...

(Вот это "ради чего" = "ЗАЧЕМ Я СУЩЕСТВУЮ" - определить можете только Вы сами, и это решает все- все выстраивает, всему дает смысл и реальность. В тексте Вашего письма ничего нет об этом, но в подтексте угадывается... )

...Я меняю сверхценность "Самосохранение" на сверхценность "Самоотдача ради..." И это будет тем более легко, что я сознаю вполне трезво: терять мне - как марксову пролетарию - кроме своих цепей и пары драных штанов практически нечего.

Я вступаю в завершающий период моей жизни. Сколько бы ни продлился, он будет иным, чем время, уже прожитое. Я тлел и страдал - теперь хочу страдать и гореть. Я хочу, а значит смогу перестать быть чрезмерно зависимым от себя.

Я умею терпеть одиночество, терпеть скуку, терпеть рутину повседневных обязанностей, терпеть унижение - значит, сумею пройти и сквозь боль, и сквозь страх, и сквозь стыд, и сквозь слабость свою, которая уже не моя... Я ВЫБИРАЮ ОГОНЬ.

"Ты ищешь смысла в жизни, но единственный ее смысл в том, чтобы ты наконец сбылся - а совсем не в ничтожном покое, позволяющем забыть о противоречиях. Если что-то сопротивляется в тебе и причиняет боль - не заглушай ее, пусть растет - значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона. БЛАГОСЛОВЕННЫ МУКИ, РОЖДАЮЩИЕ ТЕБЯ". (Экзюпери)

Желаю Вам, Алексей, вдохновения жить и чувствовать дальше... А уверенность и оптимизм к сему прилагаются.

Ваш Владимир Леви

******

Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php

Rambler's Top100 Rambler's Top100