Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 165

Батарейки вечности
первоапрельский сундучок

от 01.04.11

 

      Здравствуйте, друзья. Строчу эти строки еще не первого апреля, так что, пока не до плановых шуток, успеем поговорить о серьезном. На планете нашей по-прежнему бушуют стихии подземные, наземные, межчеловеческие, внутричеловеческие. Домодедово... Иерусалим... Япония... Ливия... Кто следующий?..
      Там и сям уймы людей в расцвете сил и надежд теряют сразу и все. А благополучная жизнь состоит в том, что теряется все, по причине известной всем неизбежности, – да, теряется все, но не сразу. Милосердная постепенность дарована живым существам, постепенность обратной дороги туда, откуда мы все явились – в изначальную бестелесность, в невидимость и неведомость. Большинство имеет достаточно прочные шансы дожить до более или менее преклонных лет, до своего естественного рубежа, всегда кажущегося обнадеживающе далеким, – а там уж и попрощаться со всем и сразу – и вроде это нормально, хоть и печально, и вроде бы своевременно, хотя признавать это вслух не принято.
      Да, в смерти обиднее и страшнее всего ее преждевременность, хотя что такое своевременность, не знает никто, кроме Того, Кто все знает. Пока стихии преждевременности обходят нас стороной, думаем – вернее, НЕ думаем, но разумеем, что нас, вот именно нас-то и пощадят, нас не тронут, мы-то уж как-нибудь. И пока не грохнуло, это правда – обходят, не трогают, и можно забыть...
      Старенькие детские защиты невооруженной души – детского ядрышка нашей психики. Что толку осознавать реальную жуть во всех ее бешеных вероятиях, если не можешь ничего изменить и не умеешь осознавать просветленно и высоко-по-другому, как учат и уверяют нас продвинутые вероучения?.. Покуда не снабжена душа батарейками вечности, на вторжение вихрей безжалостной дикой правды набор ответов стандартен и невелик: депрессия, паника, пассивный цинизм или активный, хищный, звериный ("умри ты сегодня, а я завтра"), та или иная наркотизация, тупой пофигизм или просто отказ от жизни.

      Тут вот еще какая особенность массы невооруженных, недоснабженных душ: ценностная суженность, она же зависимость. Уймы людей в бытийных ненастьях теряют лишь некие части своей бытийственности (иной раз, правда, ОЧЕНЬ важные части, сверхважные...) – но переживается, что потеряно все, совсем, целиком, что ничего не осталось, что больше жить нечем и незачем. У многих при этом сознание бессильно понимает, что жить нужно и можно, а жизнечувствие падает в тартарары – подсознание, зависимое от потерянного, гнет свое...
      Любовные потери в этом ряду прочно держат первое место.

Необозначенное счастье

      Ну вот и снова – из самых частых историй: уход мужа от женщины уже не юного возраста, после эн лет более или менее благополучной семейной жизни.

      ... Ушел муж, пытаюсь собрать себя и жить счастливо, и надеюсь, что вернется. У нас трое детей. Мне 42 года, старшей дочери 20, сыну 12 и маленькому сыну полгода. Три года назад у мужа появилась женщина, родила от него ребенка. Муж ушел к ней год назад, через месяц вернулся. Говорил, что не может жить без меня, любит безумно. Предложил родить ребенка. Я была счастлива, ничего вокруг не видела, забеременела. Понимая, что ребенка той женщины нужно принять, просила мужа об одном: начать встречи с ним попозже, когда на этих встречах можно будет обойтись без мамы. Видела, что она всеми силами старается вырвать его из семьи. Разговоры обычно заканчивались тем, что мы ругались. Через два месяца после рождения нашего сына он сказал, что пытался быть хорошим мужем и отцом, больше делать этого не хочет, устал; что я хорошая женщина, мы за двадцать лет прекрасно научились понимать друг друга, ему было хорошо со мной, но счастлив он не был, поэтому уходит. Я просто рассыпалась на части. Его не поняли ни наши общие друзья, ни его. Они все теперь мне помогают. Он родной человек мне не по паспорту, а по жизни, только поступок его ужасен. Не считаю себя слабой, но сейчас просто раздавлена. В доме жизнь смогла организовать, живем дружно, а сама не живу, существую. Читала Ваши книги, помогало, но ненадолго. Как вырваться из этого круга? Хочу быть счастливой. Понимаю, что к прежней мне он не вернется, но сейчас я не прежняя, а вообще никакая... Светлана

      Светлана, вы действительно сильный человек. Уверен: соберетесь и выдюжите.
      Вот что держит в замкнутом кругу – две привязки: "хочу быть счастливой" и "надеюсь, что вернется". В первой выжечь каленым железом "хочу" – и оно само собой сменится на "могу". Во второй – вставить НЕ между "что" и "вернется". Надеяться, что НЕ вернется. Ведь уже возвращался, и все, что могло быть сделано возвращением – сделалось, и все вскрылось, все обозначилось. "Не был счастлив", говорит?.. Это так он обозначает свою нынешнюю душевную мутацию. Нет ничего более неопределенного и непостоянного в человеке, чем обозначение счастья.
      Потеря ваша – не только потеря: с вами и дети, раньше родившиеся, и совсем новое существо. Вы уже в новой реальности, да с каким прибытком. Принять совершившееся и жить дальше, а там как Бог даст.
      Открыться для новой жизни трудно, как родиться: узки, мучительны родовые пути, очень больно. Зато потом...

Пережить измену и разрыв
можно, Книгу Бытия раскрыв
на необозначенной странице,
той, что наяву младенцу снится.
Там твоя беспечная душа
созерцает небо не спеша.
Там необозначенное счастье
радостно приветствует ненастье.
Шаг свободы легок, невесом.
Истина стремительна как сон.
Сквозь необозначенное время
прорастает жизненное семя.

***

      ...Вот еще один симпатичный человек, не потерявший практически ничего, но, как почти все мы, переживающий свои трудности так, будто может потерять едва ли не все.

Как вгрызаться в гранит науки, взяв извилины в руки
оценочная зависимость и Метод Трех Чтений
из консультативной переписки с молодым асприрантом

      ВЛ, мне немного неловко писать очередное письмо: ваши предложения, полученные мной на последней консультации, ещё не до конца реализованы... Хочу спросить кое-что об оценочной зависимости и перфекционизме (или как вы его назвали – рокоборчестве моем).
      Я ненавижу враньё, стараюсь никогда не врать, но сегодня наврал научному руководителю. Наврал не со злым умыслом, а от оценочной зависимости. Причём абсолютно уверен, что он моё враньё понял по голосу... Я никогда не умел врать убедительно, и после вранья у меня было состояние, когда хотелось от стыда порвать книгу, запустить мобильником в стену, бить себя чем-нибудь по башке... ну вы понимаете.
      С этим научруком повторяется то же, что было с прошлым – у меня появляется состояние, которое можно назвать одним словом "двоечник". Без каких-либо поводов извне. В институте отношение ко мне исключительно доброжелательное и благосклонное, на вступительном экзамене у меня был один из лучших результатов. Но я-то понимаю, верней, чувствую, что это всё неоправданно, они просто плохо меня знают, на самом деле я "двоечник", и через некоторое время они это тоже поймут...
      Причина таких моих мыслей-ощущений проста: я хорошо решаю задачи (отсюда и результат на вступительном экзамене), но очень плохо читаю книги. Всё из-за перфекционизма: читаю их подряд, с вязкими застреваниями. Благодаря вашему заданию (хотя бы 15 минут в день читать что-нибудь поверхностно, выделяя главное), которое я выполняю далеко не каждый день из-за внутреннего сопротивления, но всё же выполняю, перфекционизм немного пошатнулся. Мне стало как-то проще пропускать некоторые отдельные задачи в учебниках, если они долго не поддаются решению. Но всё равно отсутствует гибкость в планировании занятия, очень всё прямолинейно, и...
      На сегодняшний день у меня огромное отставание в знаниях, я очень мало литературы прочитал по своей специальности, и чем дальше, тем это отставание больше. Из-за страха, что мой научрук это дилетантство обнаружит, боюсь с ним лишний раз пообщаться, говорю себе "вот сейчас дочитаю эту и эту книгу, тогда не так стыдно..." Но книга не дочитывается, время проходит, его мнение обо мне начинает ухудшаться, я ещё более стараюсь ему понравиться, начинаю ещё интенсивнее читать, пренебрегаю сном, прогулками, эффективность занятий ухудшается... Круг замкнулся!
      Надо что-то с собой делать, но что? Что главное?
Виктор

      ...Виктор, главное – приблизиться к реалистическому пониманию действительности: стать более взрослым, всего-навсего.
      Ты реально, ОБЪЕКТИВНО зависим от оценки тебя научным руководителем как своего ученика и будущего профессионала. И ты ЭМОЦИОНАЛЬНО – т.е. только ВНУТРЕННЕ, субъективно зависим от его оценки тебя как личности, как человека. Некая степень такой зависимости вполне естественна и нужна, особенно в положении объективно зависимого ученика. Но у тебя эта степень превышена, зашкаливает, отрывается от реальности. Боишься, что поймут, будто ты "двоечник". Да ерунда это. Ты же сам видишь, что относятся к тебе хорошо, считают способным и перспективным – заслуженно!.. Ну не дочитаешь, недовыучишь что-то. Не это ведь главное, а умение решать задачи, которое у тебя как раз на высоте.
      Припомним Эйнштейна – как свободно он признавался в ограниченности своих знаний и памяти, как спокойно и с юмором признавал себя тупым в том-то и том-то. Вот Человек без комплексов и без самоутверждения. Легко взять пример:)
      Когда у тебя достанет здравого смысла и решимости воспринимать себя положительно-победительно, с уверенностью ПРИ ВСЕМ ПРИ ТОМ (одна из моих личных присказок для самоободрения:) – вот тогда и чтение, и всяческая иная обязаловка пойдет неизмеримо быстрее – увидишь! Оценочная зависимость войдет в умеренные берега, и перфекционизм испарится.

      Теперь конкретные пожелания к образовательному чтению.

      1) Установка на преподавание. Читай книгу или статью с такой установкой, что ты не сдавать ее будешь как экзамен кому-то, а ПРЕПОДАВАТЬ – какому-то ученику. (Лучше представить образно, живо, какому именно). Такая установка снимет твой ученический зажим, выведет из внутренней роли младшего и зависимого в роль Старшего и Свободного.
      Читай материал с целью возможной передачи его содержания – хотя бы самой основной сути – кому-то, кто не знает вообще ни фига и гораздо мене способен, чем ты. Живых образцов среди собственных учеников найдешь вдосталь.
.

      2) Правило трех чтений, я о нем уже и в книгах писал, и кажется, говорил тебе тоже, но повторю.
      Первое чтение – быстро-ознакомительное, поверхностное, потоково-обзорно-облетное – сориентироваться, о чем речь, в какой последовательности и к чему идет. Лучше даже с конца начинать и идти к началу. Можно и урывками, и кругами, и с перескоками, главное – составить себе "карту" читаемого и создать ощущение первоначальной знакомости материала. Очень хорошо, если во время этого чтения уловятся узловые звенья – те куски или темы, или подтемы, на которые следовало бы обратить особое внимание – ГЛАВНОЕ, conditio sine qua non – "то, без чего никак", во что надо вгрызться, чтобы встало на места все остальное.
.

      Второе чтение – медленное, вгрызное: выборочно-подробное, углубленное, аналитичное – как раз по узловым точкам. Если в первом чтении эти точки уже обозначились, задача упростится, ты будешь знать, на чем конценрироваться, а что опускать или проскакивать побыстрее, отжимая как "воду" (которая есть практически всегда, в любом тексте, больше или меньше).
      Ничего, если оценка "узловых элементов" будет производиться не со стопроцентной или даже не с 50% точностью, а поменьше – достаточно и 37%, если что-то упустишь – не беда. Вспоминай почаще, что твой "ученик" все равно не прознает, в чем твои упущения, ему и того малого, что ты ему преподашь, будет слишком много.
      На этом чтении – и на следующем, третьем, хорошо бы по ходу дела записывать вопросы, остающиеся неясными или какие-то недоумения.

      Ошибка твоя до сих пор была в том, что ты начинал сразу с чтения второго типа, притом не различая главного и второстепенного, не выделяя "сухой остаток" из воды... и застревал и быстро утомлялся в результате.
      Легкость – прежде всего! Верь своему мозгу – не насилуй его, он сам возьмет нужное, он будет благодарен тебе за доверие.

      И наконец, третье чтение – синтезирующее, итогово-обобщающее, закрепляющее. Темп – произвольный, переменный, но лучше быстрее, чем медленнее.
      Остановиться на чем-то, проверить что-то в своем понимании – но не застревать, оставлять и какие-то пробелы. Записать главные оставшиеся вопросы. Представить, как популярно расскажешь самое основное тупому ленивому ученику...

      Еще важно – научиться распределять изучаемое во времени.
      Уже после первого ознакомительного чтения (если не ДО него) стоит четко наметить срок, за который материал должен быть отработан. К такому-то числу. Столько-то дней (недель?) на все. За каждую единицу времени (день, неделя...) – прочесть столько-то и усвоить столько-то (глав, разделов, страниц...) Ставить себе пометки. Закладки. Если не добрал в предыдущий раз – в следующий постараться догнать, даже за счет бОльшей поверхностности, за счет недоусвоения – ничего, будь уверен, качество подтянется постепенно. Привычка держаться графика и дисциплинирует, и освобождает. Если материал хорошо дробится тематически и состоит из б/м самодостаточных разделов, то планируй время на каждый из разделов сразу совокупно для всех трех прочтений.

      Все время чтения воспроизводи в себе ощущение потока, легко бегущего ручейка, сквознячка – без задержек, вперед и вперед... Может соответственная музыка помогать, негромкая, почти подпороговая... Эта внутренняя потоковость вообще благодатна для жизни – а для тебя просто жизненно необходима.

      ВЛ, спасибо за "метод трёх чтений". Я теперь читаю так быстро, как никогда раньше не читал. (Тьфу-тьфу...)

***

      Ну вот, пока выкладывал предыдущее, оно и наступило (по московскому времени) – Первое Апреля, День Смеха, он же День Дурака, хотя это неправильно, наоборот – единственный День Умных в году! Однако ж, новость, которую хочу вам сообщить – не первоапрельский розыгрыш, нет, не шутка – хотя новость очень веселая, добрая и обнадеживающая.

Свет мой, зеркальце! Скажи...

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

А.С. Пушкин

      Нашего полку прибыло. Теперь каждый посетитель нашего сайта может увидеть свою натуру – точней, свою личность в двенадцати важнейших психологических характеристиках. Возможность такую дает книга-тест Нелли Ден "Секретное Уникальное Зеркало". Оно же, это говорящее зеркало, подскажет, что можно с этой натурой сделать, если необходимо. Очень солидная работа. Труд многих лет. Защищен в виде диссертации, а написан как захватывающий роман. Подробней – в моем предисловии, а главное, конечно, в самой книге. Чтение увлекательное, удивляющее, полезное – и, повторяю, не розыгрыш!

Котята в бутылке

      И еще нашего полку прибыло. И это не розыгрыш! В нашем Гостином Творе прибавление: книга очень юного автора.
      Марину Ильичеву я знаю, можно сказать, с пеленок. Она пока самая младшая из наших гостей. Одаренность в ней проявилась очень рано. Девочка чуть ли не с колыбели начала замечательно рисовать, а едва заговорив, уже придумывала творческие сказочные игры.
      Сейчас Марине 13 лет, она живет в Москве, учится в лицее, занимается в художественной студии. С 7 лет пишет истории и сказки (сначала – в соавторстве с бабушкой и папой).
      Ставит спектакли по пьесам собственного сочинения в домашнем летнем театре.
      "Котята в бутылке" – первая законченная книга Марины.
      Тебе слово, Мариночка.

КниГид пополняется

      Напомню, это наш рекомендательный книжный ресурс по широкому спектру жанров, стилей, направлений и авторов, включая книги для родителей, для детей, для подростков, художественную прозу, фантастику, афористику, юмор, книги по психологии и для профессиональных психологов и др., и др.
Полная рубрификация – на этой странице.
Повторю призыв: если у вас есть свои рекомендации или хочется что-то сказать о хорошей книге, милости просим. Пишите нам: knigid-levi@yandex.ru.

Спасибо

      Это тоже не розыгрыш и не шутка.
      Вы заметили, наверное, друзья, что последние пару лет каждую рассылку я заканчиваю благодарностью тем, кто поддерживает ее, наш сайт и наши проекты посильными денежными вложениями. И прошу сделать это тех, кто еще не сделал.
      Вот некоторый итог. После каждого такого моего призыва на него откликаются делом два-три, максимум пять-шесть читателей рассылки из (на сегодняшний день) 42 тысяч.
      Число бесплатных подписчиков прибывает неуклонно, а число добровольных вложений...
      Простая арифметика: если каждый из 42 тыс. подписчиков пришлет сумму, равную всего лишь стоимости одной банки пива – рублей сорок-пятьдесят или 10-12 долларов, то общей суммы хватит, чтобы поднять проект "Университета Уверенности". Но... народ в основном безмолвствует. Кто-то дает советы: выложить, например, платно электронные версии книг. В ответ в памяти всплывает совет от Эллочки-людоедки: "Не учите меня жить, лучше помогите материально".
      Неужели придется все-таки "поступиться принципами" и открыть сайт для рекламы, "как у людей"? Или сделать ресурс или часть его платным, включая и эту рассылку? Кажется, я уже близок к этому, потому что проектов наших громадье из-за финансовой немощности топчется на месте, а жизнь не ждет...
      Правда, как я уже с благодарностью писал, за все время работы нашей "Шапки по кругу" с 2008 г. по сегодняшний день (1 апреля 2011) все-таки набралось средств на сумму почти 240 тыс. р., что существенно поддержало наше издательство во время кризиса, позволило оплатить долги по типографии, способствовало изданию "Комической атаки" и "Коротко о главном". Выручило, главным образом, то, что среди приславших пожертвования, оказалось четверо, сделавших довольно крупные переводы. Но и все маленькие вложения пошли в дело. Полный список тех, кому за это спасибо – вот здесь.
      Поддержать нас можно:
      Яндекс-деньги: 41001178143586
      Webmoney: R225985036753, Z482480458107, E477887977289
      PayPal (переводы с кредитной карты): наш адрес в системе levi.projects@gmail.com
      Сбербанк: реквизиты можно увидеть на этой странице

Первоапрельский сундучок

      Ну, вот и добрались до главного дела сегодняшнего уже наступившего великого дня. Вот здесь собрана всякая всячина, его достойная. Можно забраться. Бесплатно. И это тоже пока не розыгрыш.

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 165 от 01.04.11