Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 179

"МУДРОМУ ДАЙ ГОЛОВУ..."

от 04.04.13

 

Пока Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову...

Булат Окуджава

      Интересно! – Когда слушаешь или сам поешь эту великую песню-молитву, совершенно не замечаешь непостижимый парадокс в ее тексте: у мудрого-то, оказывается, головы нет! Без головы живет мудрый, вот это да. Шутка поэта? Если шутка, то классная, мощная. Но ведь песня не шуточная, а молитвенная и впрямь...
      Здравствуйте, друзья. Первого апреля пишу – по нашей с вами традиции уж День Дурака-то, праздник этот великий всечеловеческий никак нельзя пропустить, отмечать надо. Но не уверен, что рассылка придет к вам сегодня, скорее всего, запоздает по техническим причинам. Не страшно, общаемся ведь не только на потребу сиюминутности. Тем более, что в державе нашей, как мы уже не раз замечали, День Дурака празднуется практически круглый год без перерыва на обед. И всем от этого хорошо, особенно тем, кто круглый год вДУМчиво обедает в нашей самой сытной столовой.
      Начнем, стало быть, с отмечания, а потом, если настроения хватит, перейдем к чему-нибудь посерьезнее.

Тень ума
маленькая сюита из мешка "Занимательная дурология"

По мотивам новой книги "Доктор Мозг: записки Бредпринимателя"

- Что, кум, угрюм?
- От ума, кума.
Помутился ум
от великих дум.
- Ты не думай, кум, думку,
а прими вина рюмку.
- Не могу, кума,
вино пей сама,
а я по глоточку
осушу водки бочку.

(Народное, сочинилось спросонья.)

      Ум человеку нужен в основном для того, чтобы разгребать и усугублять последствия собственных глупостей.

      *

      С огромным запасом глупости рождается человек. И далеко не все успевают его растратить.

РЕЧЬ К НЕБОЖИТЕЛЯМ

(в одной рассылке уже публиковалась, но небожители не услышали, рискну повторить)

Боги! Глупость непобедима.
Не затевайте войны с глупостью, боги –
глупость сметет вас,
проглотит,
в непереваренном виде
выблюет:
сами себя едва ли узнаете.
Боги,
я заклинаю вас:
в союз с глупостью не вступайте,
на железобетонные ее плечи не опирайтесь,
на необъятный зад
не рассчитывайте,
да не обольстит вас его чудовищная могутность.
Едва завидите глупость, давай Бог ноги,
боги,
страшней проказы эта инфекция – глупость.
Дыра в кармане у вечности,
или, как говорил мой техред,
трубопроводный контейнерный пневмотранспорт,
вот что она такое.
В тесном своем кругу вы это можете
экспериментально проверить.

      *

      Каждый по природе проходит круг от ЕЩЕ глупого до УЖЕ глупого, и никто никогда не знает, на какой части этого круга пребывает в данный момент. Некоторым удается проходить от ЕЩЕ до УЖЕ с такой колоссальной скоростью, что кажется, будто они с рождения никуда не двинулись. А некоторым удается с круга сойти и вместо мрачных радостей старческого слабоумия заполучить под занавес веселую печаль мудрости. Каждому такому человеку я бы давал Нобелевскую за уникальное открытие возможностей жизни. Собственной. Но ведь и не только!..

      *

      Однако, умных людей и впрямь больше, чем они того заслуживают.

      *

      Хуже одной глупой головы может быть только полторы умных.

      *

      Чем дольше живу, тем настойчивее ум кажется мне разнообразием глупостей, неограниченно растущим ассортиментом. Мой собственный ум уж точно.

      *

      Ум есть прибор, определяющий, чему верить и как, исходя из этого, поступать.
      Более никакой надобности в уме нет, потому-то с него так легко сойти.
      А что же такое разум? Ум, научившийся определять, верить ли себе самому. Сойти с разума, в отличие от ума, трудно. Зато неизмеримо труднее в разум войти.

      *

      Вы думаете, дурак – это что-то неинтересное, дурак – это просто? – ну вот дурак, и все? О, как вы ошибаетесь. Каждый дурак – это детективная история. Это сложнейшая задача, уравнение с неизвестным числом неизвестных.
      Нелепости, несуразности, грубые противоречия самому себе, которые дурак с такой явностью демонстрирует и которые незаметны ему самому, не поддаются рациональной логике и взывают к расшифровке и связыванию на каком-то другом уровне. Психика дурака – интрига, точно такая, как в детективных рассказах или фильмах, где читателю или зрителю в начале предъявляются, казалось бы, не связанные или противоречащие друг другу события, то ли относящиеся, то ли не относящиеся к событию главному – убийству или ограблению. Связь этих событий, остающаяся за кадром, манит к разгадке и держит в напряжении. Дурак тоже держит в напряжении, но вот к разгадке почему-то не манит. А зря. Разгадав тайну Дурака, человечество, наконец-то, познает себя во всей неисчерпаемой глубине.

      *

      Я понял: глупость – злейшее коварство,
      а зависть тяжелее всех утрат.
      От друга яд – сильнейшее лекарство,
      от недруга нектар – страшнейший яд.

      *

      Иронически говорят: сила есть – ума не надо. На самом деле ровно наоборот. Ум есть – сила найдётся. Не своя, так чужая, для присвоения и использования. Вся цивилизация, вся мощь науки и техники есть присвоение человеческим умом сил, ему не принадлежащих. Теперь человечество перешло в тот период развития, когда решающим жизненным превосходством обладает тот, у кого оказывается больше ума для присвоения и использования других умов. И если этот тот возымеет глупость злоупотребить присвоенным, мало не покажется никому, в том числе ему самому

      *

      "У всякого свой ум", – заметил Пушкин. Соответственно, у всякого своя глупость: тень, отбрасываемая умом – у каждого она тоже своя особенная, повторяющая с тем или иным искажением контур ума. Тень ума исчезает, только когда в зените находится солнце духа, и голова ничем не покрыта.

      ...Ну вот, теперь немножко и о серьезном. Пожалуй, даже о самом серьезном.

Инания - болезнь бессмысленного здоровья

      Крупная тема, затронутая в моем блоге. В беседу включились комментаторы, развернулась дискуссия, можно посмотреть и принять участие. Здесь кое-что воспроизведу в новой развертке.
      Как к любому психотерапевту и психологу, ко мне часто обращаются люди, не знающие, зачем им жить и чего хотеть. Одни не знают, что они этого не знают, или думают, что знают (большинство), другие знают, что не знают, и им от этого не легче, а наоборот.
      Рабочим термином для обозначения такого состояния человека я выбрал латинское слово "инаниэ", буквально – бессмысленность (или, если покопаться в латинской этимологии, близко к значению "неодухотворенность"). Слегка русифицируя окончание: инания – жизнь без смысла и цели, без направления, без проекта, без устремляющего духа, без КУДА ЖИТЬ.
      Помочь человеку, живущему в состоянии инании, можно. Не всякому, но можно, и вернее всего тому, кто уже знает, что так живет, и хочет жить по-другому: со смыслом и целью. Помочь – не указывая, не навязывая, не подсказывая смысл и цель – нет, ни в коем случае, хотя сделать это при доверии даже слишком легко, и вот именно поэтому.
      Помочь можно общением, в котором человек получает возможность раскрыться себе, услышать зовы своей души и поверить им. Совершить осознанные выборы и направить свою жизнь на осуществление этих выборов – выполнение своего жизненного проекта.
      Но до и для этого приходится пройти некий путь.

      Из недавнего письма

      ВЛ, не уверен, что получу ответ, поскольку отлично понимаю, сколько людей Вам ежедневно пишут о своих проблемах. Не уверен, но, воодушевлённый письмами, которые Вы цитируете в книге "Лекарство от лени" — которую я имею честь сейчас читать — а также Вашими ответами на эти письма, рискну попробовать.       Моя ситуация не окажется для Вас новой. Мне 19 лет, и у меня целый букет различных леней. Началось всё чуть больше, чем 3 года назад. Я жил-не тужил, учился на одни пятёрки, закончил школу с серебряной медалью, встречался с девушкой в своём родном городе, с которой было всё серъёзно. Потом, в 2009–м, моим родителям захотелось отправить меня за рубеж получать высшее образование. Спросили "Хочешь?", я сказал "Ну... можно". На самом деле мне было на это наплевать.       И вот я выучил язык, поступил в институт в Лондоне, устроился на работу, регулярно летаю к девушке и родителям на Родину, и в целом не могу сказать, что я — бестолковый. Наоборот, мне легко даётся всё, за что ни берусь. Только вот браться ни за что не хочется. Как-то нет у менястремления ни к чему особенному.       Родители твердят, что мне НАДО общаться с людьми, НАДО проталкиваться в жизни, НАДО иметь перед собой цели. Девушка, со своей стороны, тоже недовольна — я ДОЛЖЕН определиться, где я хочу быть и сказать ей об этом, чтобы она тоже знала, как ей свою жизнь строить, и я ДОЛЖЕН придумать, как мы можем быть вместе. Родители назойливо сравнивают меня с одногодками — "Вот, он уже права получил. А твои где?", "Вот, она зарабатывает столько-то тысяч. А ты почему так мало?", "Вон у того столько-то друзей, а твои где?" Рассказывают друзьям, какой я бестолковый у них. Говорят, что я не сделал ничего такого, чем они или я могли бы гордиться. Даже бабушка с дедом, которые всегда были моей поддержкой, теперь твердят, что я ДОЛЖЕН остаться за рубежом и ДОЛЖЕН чего-нибудь там достичь.       Пока не начал читать Вашу книгу, был в полном отчаянии. Спасибо Вам за то, что убеждаете меня и тысячи других людей в том, что мы ничего никому не должны и не обязаны ничего хотеть, да и лень — абсолютно нормальное явление. Сейчас начал делать свой интернет-проект, благодаря вашему Эхо-магниту дела продвигаются неплохо. Признаюсь, пока не нашёл Вашу книгу, время от времени даже мыслишки о суициде проскакивали. Мол, раз уж мной никто не доволен, то зачем вообще я здесь нужен?       Ладно, это лирика. А теперь о лени. Несмотря на начатую Вашу книгу, я всё равно не могу до конца себя побороть. Я прожил в Лондоне два года, изучая специальность, которая на Родине нафиг никому не нужна. В вузе мне не интересно — темп подачи информации очень медленный, многое из изучаемого я и так знаю. Мне лень туда ходить. Я начал прогуливать пары, которые можно и которые нельзя. Несмотря на это, учусь в основном на пятёрки. Но МОТИВАЦИИ никакой. Также никакой мотивации зарабатывать сумасшедшие деньги или "заводить знакомства", как от меня требуют родители. Также я решительно не понимаю, почему мне НАДО жить в Европе и чем так плохо дома. Говоря о девушке, мне даже ей заниматься лень. Лень перевозить её сюда, страшно (и лень) бросать всё здесь и уезжать домой. За 2 года, кроме поступления, я ничего для своей жизни не сделал — так и топчусь на месте. Напряжение нарастает и со стороны родителей, и со стороны девушки — одни, возможно, скоро не смогут финансировать учёбу (даже при том, что я работаю), другая вот-вот бросит (и так уже бросала несколько раз).       А я сам БЕЗ ПО-НЯ-ТИ-Я, что я хочу и что мне нужно. Была у меня мечта в детстве сделать что-нибудь полезное для человечества. Стать эдаким Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом. Но чем дальше в лес, тем больше я убеждаюсь, что всё это утопия. Обидно мне за себя, что загниваю в болоте собственной лени и непонятных для самого себя страхов. Парень-то я вроде неглупый. На людей хорошее впечатление произвожу, девушкам нравлюсь. Если трезво взглянуть на себя, я мог бы быть публичным оратором или плейбоем. А вместо этого я — комок комплексов и очкастый компьютерный червь (даже не книжный).       Чувствую, что мотивируюсь, читая Вашу книгу, но боюсь, что быстро погасну и снова погружусь в болото с головой, как это уже не раз бывало и раньше. Прошу Вас, помогите разобраться в себе. Вы — моя единственная надежда. Вадим

      Классическая инания молодого человека. Состояние, в котором пребывают в той или иной форме и выраженности девять из десяти людей в этом возрасте (плюс-минус столько-то лет...), если не сорок девять из пятидесяти, а то и девяносто девять из ста. Задолбанность "НАДО", непонятки – ЗАЧЕМ, вместо мотивации – демотивация и кишмиш побуждений, скука, переходящая в депресняк. Изучил этот синдром во всех мучительных подробностях и на пациентах, и на себе. (В "Лекарстве от лени" он называется синдромом Нитпрунину.)

      Из ответа

      Вадим, первое, о чем я бы тебя попросил: пожалуйста, дочитай мотивирующее тебя "Лекарство от лени". Потихоньку, полегоньку все-таки дочитай :) Нереально ведь – только начать читать и сразу "до конца себя побороть". Книга как раз о том, что бороть и убарывать себя вовсе НЕ НАДО, что МОЖНО себя просто найти – как принц спящую красавицу: найти и освободить. О встрече с собой книга, о радостной встрече, а не о борьбе какой-то, никому не нужной и безнадежной. О внутренней свободе, открывающей путь к осмысленной полной жизни, ТВОЕЙ жизни. А сейчас ты пока еще живешь жизнью не своей. Играешь навязанную роль в не своих сценариях. В родительском, в девушкином. Еще в чьем-то...
      А это и не их сценарии даже, а то, что я именую ОБЩами – некритически, эстафетно воспринятыми ценностными установками тех групп, больших и малых, к которым люди, от которых ты оценочно и эмоционально зависишь, принадлежат.
      Вот и сидишь и вянешь, весь обвитый внутри цепями зависимости от качества исполнения чужой роли в чужом сценарии. Немудрено, что мотивации гаснут, тонус и настроение падают. Вслед за твоими незадачливыми сценаристами обзываешь это ленью. Никакая это не лень. Это как раз борьба. Так борется против демотивационного изнасилования девушка по имени Душа. Она у тебя честная, тонко чувствующая, свободолюбивая и упрямая. Бережет себя и тебя от пожизненного увязания в оценочном рабстве, в болоте бессмысленности. Скажи своей Душе спасибо за упорство сопротивления!
      Не подумай только, что я предлагаю тебе немедленно бросить учебу и удирать, куда глаза глядят. Нет и нет. Ни с того ни с сего бросать начатое только потому, что не понимаешь, зачем оно, или просто разонравилось – глупо, истерично, бессмысленно. Если удирать, то лишь уже представляя – ЗАЧЕМ и куда, зачем и как жить дальше. С проектом себя и своей жизни на обозримое время – хотя бы вчерне, без полной ясности и с риском ошибиться.
      Пока же ты об этом "БЕЗ ПОНЯТИЯ" – потому, что понималка загружена непонятно для чего нужным учебным грузиловом.
      Могу подсказать, для чего это самое грузилово можно использовать, оставаясь там, где ты есть, никуда не дергаясь.
      Для развития. Для тренировки мозга. Для ПСИХОПРАКТИКИ – выработки навыков внимания, запоминания и усвоения, комбинаторики, психической выносливости, терпения, самоорганизации, творческого мышления, каких-то жанров общения... Это ТЕБЕ нужно, а не кому-то. Зачем? Для всего! Психопрактика понадобится тебе в ЛЮБОМ деле, за которое ты возьмешься, понадобится во всей жизни, как сила, ловкость, выносливость, внимание и воля, развитые спортом, годятся для всякого труда, и не только физического. ЛЮБАЯ умственная и физическая работа, любая рутина для психопрактики хороша – все зависит от того, какой смысл ты придаешь тому, чем занимаешься, придаешь САМ – ты, а не кто-то там, за сценой твоего подсознания.
      "Если вы умеете правильно отточить карандаш, вы уже умеете все", сказал один неглупый человек. Пока учишься чему-то непонятно зачем – считай себя музыкантом, играющим этюды и гаммы для развития виртуозности, или котенком, учащимся в озорной игре ловить мышек, хотя это вовсе не мышки, а какая-нибудь несъедобная фигня. Считай себя учащимся на курсах оттачивания карандаша.
      Жизнь твоя и сейчас официальной учебой не ограничивается. Вон сколько всякого неизведанного вокруг тебя. Сколько еще можно всего познать, чему только не научиться в девятнадцать-то лет! Зачем торопить себя немедленно и бесповоротно определять, "что я хочу и чего мне нужно"? Кому нужна эта блохоловная спешка – родителям? Девушке? Может быть. Но не тебе. Тебе нужно... Тебе МОЖНО быть в вольном поиске: свободно и радостно исследовать жизнь, людей и себя.
      Можно ставить себе временные познавательно-развивательные задачи: идя по горному Хребту Жизни, дойти вон до той вершины, забраться на нее, оттуда осмотреться, наметить следующую... Почему бы одной из таких ближайших вершин, а вернее сказать, – вершинкой, холмиком – не выбрать окончание того учебного заведения, в котором ты сейчас учишься? Простой здравый смысл подсказывает, что это резонно и реально: задел уже есть. Доучись играючи, легко, весело, дальше виднее будет. Одна из твоих ближайших возможностей. Может быть, поразмыслив свободно, ты все же выберешь какую-то другую, совсем иной путь – воля твоя, важно лишь, чтобы это была действительно ТВОЯ воля и ТВОЙ путь.
      "Что мне нужно", "чего я хочу", а главное, ЗАЧЕМ – смыслоценности жизни – на хапок не определяются, а всю жизнь вызревают вместе с Душой. Сколько времени и какие еще условия нужны для этого вызревания, ты знать не можешь, Душа это определяет. Если слушать ее повнимательнее, внятно подскажет. Может быть, вернет тебя, на новом жизненном витке, к той "мечте детства – сделать что-нибудь полезное для человечества". Почему бы и нет? В детстве голос души бывает слышнее. Полезным для человечества – и не меньше, да! – будет уже и такое благое дело, как научить кого-нибудь правильно оттачивать карандаш.

Всесмысл

      Открытие ЗАЧЕМ – смысла всеобщего и моего, Всесмысла – происходит у меня постепенно. Лет с семи началось – в разных формах, на разных образных, событийных и словесно-логических языках, соответствующих уровню развития и настроению на момент. Наплывами, ударами, пробивающими пелену сует, прорывами, похожими на внезапное краткое появление солнца из темных туч...
      Движение с бесконечным началом, подспудное и постоянное, как движение магмы под земною корой, иногда прорывающееся вулканическими извержениями.
      Один из прорывов, помнится, совершился в 26 лет, в Абхазии, в Пицунде. Я писал там свою первую книгу, строчил по ночам, днем дремотно валялся на пляже. В теплую и ясную полнолунную ночь внезапно вдруг захотелось выскочить из крошечного домика, где снимал жилье, и отправиться к морю. Вышел на берег. Волны были мощные, шумные, почти штормовые; луна зорко высвечивала и каждую по отдельности, грозную, пенноголовую, и соединенные волновые дружины, с изгибами и каскадами рушащихся друг на друга могучих хребтов и гребней, и все несметное войско в целом, почти до самого горизонта.
      – Вон та волна – ты, – тихо и внятно произнес вдруг сквозь рокот валов голос, похожий на галлюцинацию (что сразу и осозналось, я ведь успел уже поработать в психиатрии). Голос вневозрастный, внеполовой, не ничей, но какой-то всехний. И я почему-то ему поверил, хоть одновременно и понимал, что это производное воображения, помноженного на морской шум, бессонницу и восхищение неописуемой красотой.
      Углядел ту волну – она быстро двигалась к берегу в окружении буйных, яростно кидающихся друг на друга соседок.
      – И что? – спросил внутренне.
      – Ничего. А вон та – Она.
      Небольшая, с высокой сияющей макушкой, словно вобравшей в себя луну, волна-Она шла наискось к волне-Я. Слились почти у самого берега и могучим соединенным броском грохнулись на пляжную гальку, обдав меня брызгами. В скрежещущем и шипящем откате сверкнуло, мне показалось, что-то живое, возможно, рыбка.
      И вдруг придвинулось небо. Придвинулось близко-близко и обняло. Мягко-плотно, как всеприникающее невесомое одеяло, небо, со всеми его звездами (несмотря на полнолуние, они горели пронзительно) – небо охватило меня, облекло в себя, и стало само собой разуметься, что не потерялась ни волна-Она, ни волна-Я, что мы не напрасны, что мы всегдашни, хотя и быстро исчезаем, что есть великое Зачем-то, которому каждый нужен не как расходный материал, но как полноправный деятель, не только оркестрант вселенского оркестра, но и солист.
      ...Менее чем приблизительно удалось передать это переживание. Никаких слов в нем больше не было.

Всесмысл и Зачем-То:
надежда на вечность

      Из письма другу-медику

      Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно.

      В.И.Вернадский

      ...В конце-то концов, не так уж и важно, действует ли во вселенной таинственный замысел, проект ли это мироздание и мы в нем, какой-то план, осуществляемый под незримым руководством потусторонней силы, одной или многих, – или все происходит стихийно-физически: потоком причин и следствий просто катится куда-то в тартарары. Есть ли в мире общее большое ЗАЧЕМ, оно же Бог, или нет его – знать мы этого достоверно пока не можем, и остается лишь выбирать веру в Нечто или веру в Ничто.
      Важнее другое: какой проект, какой замысел, какое ЗАЧЕМ мы сами выбираем и строим для своей собственной жизни – и не только своей. Вот это НЕ ТОЛЬКО – оно первее всего, потому что отдельная жизнь отдельного существа на земле протекает быстро и неизбежно кончается. А жизнь рода, любого – будь это род людской, вирусный или муравьиный, – имеет шансы на вечность.
      Шансы эти – или, допустим, всего лишь один из бесконечного множества, но он есть, этот микроскопический шансик, у любого обладателя ДНК! – и составляют конкретный смысломотор каждой жизни – и родовой, и всей природы в целом, – а в этом целом каждой отдельной жизни каждого существа. Надежда на вечность, не осознаваемая, неосознанностью и могучая, заставляет нас жить с безумной насильственностью, жить, чтобы жить – отчаянная надежда, встроенная в мозг, в инстинкты, в каждую клетку тела. Жизнь – поход, бросок в вечность, эстафетный бег поколений, помнящих лишь ничтожный отрезок своего родового пути, запечатленного в генах. Шанс на бессмертие – не более и не менее!
      Ладно, допустим, вечность, допустим, бессмертие – сперва общеродовое, оно и так вроде бы худо-бедно наличествует, – а там, глядишь и до личного доберемся... Спрашивается – а ЗАЧЕМ? Нафига – жить и жить?
      Ответ жизни прост: поживем – увидим. ЗАЧЕМ я живу, не знаю, но наверняка уж ЗАЧЕМ-ТО, знаю и верю, мне этого довольно. Так солдат на войне исполняет приказ, не спрашивая у начальства, зачем, но в разумении, что для победы это необходимо.
      Это и есть Всесмысл: не определенное Зачем, всегда ограниченное, закрытое собой, – а всеохватное, всеоткрытое, всевозможное Зачем-то, обеспечиваемое в неограниченной полноте только бессмертием.
      Родовое бессмертие человечества осуществляется со времен зарождения жизни, когда мы были еще только биомолекулами. Его победный марш пока продолжается. Но вопрос – продолжится ли?
      До сих пор поход в вечность шел, в основном, путем жестокой борьбы и уничтожения конкурентов – человек в этом ничуть не отличался от динозавров и насекомых, разве только техническим превосходством. Но вот настало время, когда всеобщий движитель борьбы за существование пришел к своему отрицанию, к смертельному тупику. Этим путем идти дальше нельзя: человечество обрело страшную силу самоуничтожения, какая-нибудь горстка сумасшедших или даже всего один, но при соответствующем оружии, может пустить под откос всю земную жизнь. Выживание и развитие обеспечит только всечеловеческий мир взаимопонимания и взаимоприятия.
      Каких жертв потребует строительство Понимающего Мира, еще не совсем понятно – понятно только, что потребует, и совершенно ясно, что другой альтернативы у человечества нет: новое сознание или самоуничтожение. Мир рептильный, обреченный на гибель, или Мир Понимающий с шансами на бессмертие, с развивающимся Зачем-то.
      Вернадский не зря предупреждал, что с великим и вечным есть риск опоздать. Градиозные всечеловеческие проекты, намеченные мыслителями давнего и недавнего прошлого, уже пришли к положению "теперь или никогда".
      Один проект – великое переселение: жизнь вне Земли, на новых вселенских пространствах. Циолковский ласково назвал Землю колыбелью человечества, уютной, но непригодной для долгой жизни. Ныне колыбелька эта уже стала тесной, грязной, склочной и опасной коммунальной квартирой, Вороньей слободкой с ядерной начинкой. Пора из колыбельки вылезать, очень пора, чтобы и ее спасти, и себя. Если мы хотим использовать свои шансы на вечность, космическое кочевье – наше неизбежное будущее.
      Другой проект, с первым связанный органически: саморазвитие – евгеническая аутоэволюция. Генная инженерия – уже очевидно, что без ее помощи и здесь, на старушкеЗемле, не решить неподъемные всечеловеческие проблемы здоровья физического и психического, проблемы интеллекта, проблемы общения и конфликтности, проблемы наркомании, проблемы преступности.
      В уже маячащем будущем – переселение душ: создание новых материальных носителей для личности, психики и всей той огромной и таинственной под- и над-психической информации, которую мы именуем душой.
      Мозг человеческий, при всей изумительности его конструкции, –природное изделие, далекое от совершенства. Развивается слишком долго и ненадежно. Слишком уязвим, подвержен разным болезням и отклонениям. Недостаточно пригоден для сохранения и развития того самого драгоценного, что человечество долгими веками мучительно нарабатывает и накапливает – разума, совести и культуры. Каждому рождающемуся достаются лишь какие-то крохи от этого мирового богатства. Каждому приходится начинать с нуля, с огромными потерями.
      Кто не идет вперед, тот ползет назад. Если не улучшим тело и мозг – обречены деградировать. А если улучшим, это будет не только решением множества огромных проблем, но и рывком в Зачем-то – новой ступенью Всесмысла, открытием новых просторов бытия. Разве не стоит пожить ради этого?
      Каждый на своем месте может найти путь к участию в спасательной команде человечества, в скорой помощи этому муравейнику, который, того и гляди, обрушится на самого себя.

Сражайтесь с женщиной с помощью шляпы

      "Пока земля еще вертится", продолжим наш праздник игрой с поощрительными призами. Каждый из первых трех читателей, правильно ответивших на ВСЕ нижеследующие вопросы (типа ЧГК), может, если изъявит такое желание, получить в подарок (почтой) любую из моих книг, которые есть у меня самого. Можно с автографом.

      1. Итальянцы называют ее Сарацинской, немцы Языческой, а как ее называют у нас?

      2. В 2012 году Нобелевскую премию получил человек, описавший механизм создания стабильных супружеских пар. По какой научной дисциплине была выдана премия?

      3. В январе 2012 года в Москве на 98 году жизни умер первый в истории Адыгеи профессиональный режиссер, окончивший театральный институт в Москве.
      За свою творческую жизнь он поставил 12 фильмов, а в кино снялся лишь однажды. В 2000 году на экраны российского телевидения вышел фильм, в котором этот человек сыграл роль отца одной из героинь фильма. В роли дочери в этом фильме снялась его настоящая дочь. Назовите ее имя в жизни и в сюжете упомянутого фильма.

      4. За столетие до прихода к власти нацистов в Германии Генрих Гейне произнес слова, которым суждено было трагически сбыться на его родине: "Там, где сжигают книги, в конце концов будут сжигать людей".
      А как аукнулось публичное сожжение книги Евгения Кушнарева "Сто шагов по Харьковской земле" писателю Сергею Жадану, уроженцу Луганской области?

      5. Наиболее раннее бесспорное изображение гексаграммы, называемое также Звездой Давида, было обнаружено на еврейской печати VII века до н. э. в Сидоне. Однако, известно, что формой гексаграммы – правильного шестиугольника – люди могли любоваться и тысячелетиями ранее. А где?

      6. Любовь, излитая на загадки. Что таким образом определил Рильке?

      7. Что, по определению Шопенгауэра, составляет внешнюю совесть человека?

      8. В одном из женских католических монастырей Северной Америки несколько помещений обустроено для приема гостей. За небольшую плату можно пожить в настоящих монастырских кельях. Возле монастыря есть небольшая территория с дорожками для прогулок. В соседнем здании – небольшая столовая. В административном помещении, где настоятельница приветствует обычно своих гостей в день приезда, работает магазинчик. Там можно приобрести сувениры, выполненные в христианском духе, открытки с цитатами из Священного Писания и прочее. Но у этого магазинчика есть одна странная особенность. Как вы думаете, какая?

      9. В начале шестого утра по московским подземным переходам ходит человек, предлагая продавцам магазинчиков, разместившихся под землей, приобрести его товар. Он продает то, что обычно не является предметом торговли. Как вы думаете, что это?

      10. Что русский философ Иван Александрович Ильин определил как силу самоопределения к лучшему?

      11. Кто из бывших пионеров сегодня занимает высокий пост в правительстве одной из преуспевающих западных стран?

      12. Кроме бойкота странами соцлагеря летние Олимпийские Игры 1984 года ознаменовались интересным событием. Не известно, смотрел ли Майкл Джексон их открытие, но та же идея пришлась ему по душе. В музее университетского городка Буффало хранится аналог материального свидетельства этого события. Что хранится в музее?

      13. Неизвестный автор, вероятно живший в 19 столетии, предлагает "сражаться с женщиной с помощью вашей шляпы". Каким образом?

      Ответы можно присылать на адрес toroboan2008@yandex.ru
      На этот же адрес вы можете написать, если у вас появится желание оказать волонтерскую помощь нашей команде.

      Еще, друзья, несколько напоминаний.

Университет Уверенности: есть чем заняться

      Подписаться на помогающий ресурс: Проблемарий Университета Уверенности можно здесь

Мои книги в освеженных переизданиях

      есть в книжных магазинах и в Интернет-магазине "Озон".
      К списку, данному в предыдущей рассылке, можно добавить новейшие издания "Искусства быть Другим", "Куда жить", "Одинокий Друг Одиноких".

Мои электронные книги

      – сюда:

Поддержка моих проектов, сайта, рассылки

      Тем, кто понимает, спасибо за понимание. Тем, кто помогает
      - спасибо за помощь!

 

До новых встреч! Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 179 от 04.04.13