N 18 Владимир
Леви Третий Берег****** Дорогие мои друзья, эти строки я вам пишу в самый последний день уходящего года-века-тысячелетия, находясь у себя дома, в Москве, по соседству с уже давно наряженной и сияющей новогодней елкой, в кругу семейства. Кто-то из вас уже проводил Двухтысячный и встретил Дветысячипервый, кто-то спешит наполнить бокалы, у кого-то еще есть время помешкать, посуетиться... Не хочется сегодня отягощать вас психорецептурной кулинарией. Вздрызги отечественной болит-психологии, вроде принятия старонового гимна с новостарыми словами немеркнущего Михалкова уже сами собой отодвинулись в разряд анекдотов. Их, кстати, по мере укрепления вертикали власти, по всем вероятьям, должно прибыть, политанекдотов, как и политзаключенных... А вечные истины, как мы знаем, гражданочки терпеливые, и вполне могут, за накрытым праздничным столом сидючи, чуть-чуть побалдеть и обождать нас грузить. Давайте просто слегка побеседуем и о том, и о сем... И поднимем несколько тостов, как бы уже и Старолетье провожая и Новолетье встречая - одновременно - тем паче, что так ведь оно по существу непрерывно и происходит... Есть одно хорошее новолетнее предсказание, которое хотелось бы побыстрей сделать явью, и особенно для нашей непутёвой державы: заканчивается эпоха размежевания и разъединения, грядет воссоединение человеков, идей, экономик, наук и культур, пребудет синтез и мир, слияние какофонических конфликтующих разнообразий в единоцельный оркестр всемирного творчества, в планетарную симфонию разума, в Ноосферу. Не потому будет так, что поумнение человеков произойдет, а просто другим способом нам не выжить, и будем вынуждены научиться жить вместе, взаимосчитаясь, а через это, глядишь, и мозгов прибавится... Реальность сегодняшняя еще от этого смешно как далека. И все же есть многие весомые признаки - ну хотя бы вот то, что мы с вами можем в эту новогоднюю ночь увидеть по телику, как там пьется-встречается где-нибудь на ньюйоркщине; что я вам строчу это послание на своем пи-си, придуманном на бостонщине и собранном на тайваньщине, что ли... А чего стоит и тот факт, что на свой православный календарь мы наслаиваем для пикантности еще и восточный, астрологический, произведенный совсем из другой системы координат, из другого ментального теста - это ведь и есть встреча разных миров, их радостное совокупление!
Итак, ТОСТ ПЕРВЫЙЗа Встречу и за Общение. За великий путь к сближению, взаимопониманию и единению. За содержательную, успешную и наивозможно радостную и веселую совместную жизнь всех тех, кому довелось по судьбе вместе жить. За мир и согласие всех со всеми без потери самоопределенности и достоинства каждого - а наоборот, с прибавкою, что и получится, если отбросить страхи и подозрительность, если поверить в божественную целостность мироздания, в Предустановленную Гармонию. Ну просто - если поверить в лучшее в себе и в других - вот за это! Двенадцать лет назад, как раз в канун года змейского, Александр Мень, светлый подвижник, религиозный гений, которому уже оставалось жить на этой земле меньше года, сказал: "Перегородки, нас разделяющие, не достигают до неба". Имелся в виду и раскол церквей, и не только... А я вот какое поздравленьице накатал в тот же канун одному своему приятелю. АСТРОЛОГЕМА-89
Не ругайся благим матом как собака на цепи. Об актуальности на сегодня судите сами, друзья. Вот и ТОСТ ВТОРОЙЗа разумное отношение к новым гадам, которых, это уж точно, на наш с вами век не убавится, и которые обязательно в свой черед станут старыми. Человеку свойственно календарное сознание. Что это?.. Это, во-первых: представление о времени как о некоей реальности, в которой мы живем. Словно в своей квартире, на своей улице, в своем городе, в своем государстве - живем мы в своем времени, вернее сказать, СЧИТАЕМ, что живем в нем. В "своем" - значит в ограниченном некими пределами, рамками, дальше которых, как полагаем мы, время уже не свое - чужое... В этом ошибочка, о ней дальше... Это, во-вторых: представление о ДВИЖЕНИИ времени. Хотя давно сказано "Время стоит - проходите вы" - нам все-таки неизлечимо кажется, что проходит время, а мы остаемся - мы вот они, только немножко уже другие... нам представляется, будто время куда-то откуда-то движется... И поскольку природа наша и вокруг-наша устроена циклически - все вращается и возвращается на круги своя - а вместе с тем, от какой-то точки отсчета все более удаляется и необратимо меняется, до исчезновения из пределов восприятия - мы охотнее всего моделируем в своем сознании время как некую СПИРАЛЬ, начало которой везде, а конец нигде (?) - и ход времени относим к разряду возвратно-поступательного движения. Календарь как раз и есть как бы протокол сей возвратной поступи... Это, в-третьих: привязанность нашей памяти, чувств и мыслей, обрядов и верований, поступков или непоступков, деяний и недеяний, отношений или неотношений и даже здоровья или болезни - к представляемому нами строению времени, к нашей модели его разграфленной целостности. Короче и ученее говоря - хроноструктурирование сознания и самой жизни, календаризация существования. Мы зависимы от своего календаря - и я бы сказал, слишком зависимы, весьма слишком. Мы, в общем, сами изо всех сил делаем его своим панцирем и своей тюрьмой, Хорошо хотя бы, если приятной по преимуществу... Производная от общеприродной цикличности - все же зима и лето как приходили, когда нас не было, так и будут, наверное, приходить, когда нас не будет, хотя и не вечно - календаризация есть вместе с тем и отпечаток конкретной истории. Любой календарь - конспект биографии некоей части человечества. Свой календарь у каждой религиозной конфессии, у каждого народа и государства, у каждого социально-культурного объединения, у каждого рода, клана, семьи, наконец, у каждого отдельного человека, который пришивается к своему личному календарю под названием Возраст уже самой датой своего появления на свет (отчасти, впрочем, условной - ведь из утробы выбраться можно и днем, и месяцем раньше-позже - и стать, скажем, вместо Скорпиона Стрельцом или наоборот, что у меня и вышло; лишь миг зачатья, всегда таинственно-прикровенный и не могущий пока быть хронометрически-точно исчисленным, является для Живущего абсолютной датой). А Новый Год - общий большой день рожденья для всех тех, кто живет по некоему календарю. Но календарей разных на нашей планете много, и каждый имеет одинаковое с другими право на существование. Сегодняшнее новогодье, нововекование и новотысячелетие являются таковыми только примерно для одной пятой человечества - именно, для христианской его части. Пятая часть - немало, но далеко не все, не большинство даже - меньшая часть. И это как раз указание и напоминание, что по существу Новолетье является к нам каждый день, каждый час, каждый миг - вопрос только в том, принимаем ли мы его, признаем, узнаём ли?.. Живая вечность, всегдашнее обновление! Не деваются они никуда, постоянно с нами - и просятся, и стремятся в нас - а мы либо открыты этому, либо...
Итак - ТОСТ ТРЕТИЙЗа расширение праздничного сознания. За уважение к календарю и за самоопределяемую независимость от него - за свободу памяти, настроения и поведения. За красивые игры со своим личным и общим Временем. За живую Вечность, которая всегда с нами и с которой можно потанцевать и выпить на "Ты"... Разные есть поздравительно-психологические нюансы... Мне, например, не нравится агрессивное, чем-то грозящее "С наступающим!" - а чего это он наступает, с какой стати? На кого наступает, на нас наступает?.. Лучше "С приходящим, с приближающимся, с грядущим"... Кстати, не дошла ли уже до кого-нибудь из вас моя книга-альманах "Искусство Быть Собой - Конкретная Психология"? Как раз в сочельник и Рождество - 25 декабря отправилась она в свой почтовый путь к подписчикам. Доброго
вам здоровья! Многих сил, бесконечной веры и водопада любви! Светлого
Новолетия! И до новых и скорых встреч! ****** ...Есть
у каждой зимы тайная, В
каждом сне, Друг мой, есть и немного яви, ****** Всего светлого! автор
рассылки: Владимир Леви, каталог
выпусков на City Cat |