Владимир ЛЕВИ Конкретная психология: рецепты на каждый миг |
N 182 |
ДНЕВНОЙ ПАНСИОН ДЛЯ БЕЛЫХ ВОРОН и снова об исправлении будущего |
от 19.03.14 |
Здравствуйте, друзья. Только успел написать: ну вот и перезимовали, весну встретили, – как в открытую форточку посыпался тяжелый мокрый снег; в окно поглядел – валит, буранит, все поле зрения застит мглой. Нужно ли мучить ребенка, Сейчас все хорошо, но я переживаю, как мой бедный мальчик будет жить среди ОБЫЧНЫХ детей? Дело в том, что мы с мужем фотографы, в нашем городе считаемся одними из лучших, увлекаемся психологией и туризмом, я в совершенстве владею французским… Живем в рабочем районе, рядом шинный завод. В доме часто бывают гости. Но наши друзья тоже "не от мира сего" - фотографы, психологи, актеры, альпинисты... Общаемся мы друг с другом на таком языке, что "нормальные люди", присутствуя при разговоре, практически ничего не понимают, зато Лёлик уже пытается повторять. Работа у нас такая – и на земле приходится валяться и по деревьям лазать. Поэтому одеваемся в спортивном стиле, вещи качественные, дорогие, но это понимают только те, кто "в теме". Таскаем на себе объемные рюкзаки для фототехники. Свекровь говорит, что мы ходим, как бомжи. В работе нам наша "неформатность" помогает, молодожены нас очень любят. Зато мамаши во дворе стараются держать дистанцию. За два года, несмотря на мою общительность, я подружилась только с одной из них, она оказалась лыжницей и слушает бардов (рыбак рыбака видит издалека). Сейчас стою перед выбором садика и прикрепленной к нему школы. Если сдать в обычный садик, в лучшем случае, будет маяться от скуки и одиночества (не сможет с таким воспитанием найти единомышленников), а в худшем все время будет битым. Если выбрать садик типа Вальдорфского или Монтесори, он в этой теплице будет радоваться жизни, а что с ним произойдет потом, когда он попадет в "естественную среду обитания"? Мы с мужем в детстве тоже были странными, "белыми воронами". У меня, например, настоящие понимающие друзья появились только в институте. С одной стороны – загубленное детство. С другой стороны – переживания помогли мне сформироваться, как личности; я перестала бояться оценки окружающих, научилась держать удар. Скажите, пожалуйста, обязательно ли проходить через страдания, чтоб найти себя? Мила Как видим, речь идет о здоровом, гармоничном, хорошо развивающемся ребенке здоровых, гармоничных, прекрасных родителей. Все у них замечательно, все здорОво и здОрово в их маленьком мире. Но родители беспокоятся, что малыш их – кандидат в белые вороны в большом мире обычных детей, у которых... У которых не все здОрово и здорОво. Через испытание в этом нездоровом мире родители сами уже прошли, и своему ребенку такого, понятно почему, не желают. Ответ Мила, беспокойство ваше вполне оправдано, а вопросы содержат больше половины ответов. открытая эпистолярная консультация Зарплата Ботаника и Квадрат Мужчины Этот мальчик, белый вороненок с рождения, напомнил мне некоторыми чертами одного из героев моего "Нестандартного ребенка" Владика Клячко, вундеркинда, – только некоторыми, но существенными. ВЛ, моему сыну Сане скоро 9. Учится в третьем классе хорошей гимназии. Ребенок очень способный, но не такой, как все. Адаптация к школе проходит тяжело. В классе больше мальчиков, и трое из них обижают моего. Я знаю: травят тех, кто не похож, выделяется чем-то. Мой Санька отличник, феноменальная память, очень любит учиться, это такая редкость сейчас, у него уже энциклопедические знания в некоторых областях. А социальные навыки отстают. То, что другим детям в общении дается легко, нам нужно достигать. Друзей у Сани нет, никогда не испытывал потребности в них, такой одиночка... Такие дети, как он, абсолютно не агрессивны и патологически честны...Что-то из этого, наверное, и стало причиной того, что Саню выбрали на роль жертвы. Чем лучше учится, тем хуже: каждая его отличная отметка – дополнительный повод для травли. Неоднократно обращалась к учительнице. Говорит: да-да, но ничего не предпринимает. Понимаю: ей тяжело, не может справиться с классом мальчишек, слишком мягкая. (Кстати, это она открыла для меня Ваши книги, показала нам на собрании "Нестандартный ребенок".) Я несколько раз пыталась говорить с родителями обидчиков – не возымело действия. А после моих бесед с самими детьми они на следующий же день стали травить Саню еще сильнее. Я вижу, что ситуацию нужно резко купировать. Но как лучше это сделать?.. Не хочется развязывать конфликт, в который будут вовлечены и завуч, и родители, и еще неизвестно кто. Как мне правильно действовать? Сане советовала и прорабатывала всякое: и защищаться, и не обращать внимания, – не срабатывает, все равно пристают. А драться не хочет осознанно, принципиально. Так и говорит... Завтра пойду еще раз говорить с учительницей, ставить вопрос ребром... Не уверена, что это поможет. Тамара P.S. Я разведена, папа есть, но сыном практически не занимается, воспитываем я и бабушка. Тамара, а как сам Саня относится к происходящему? Рассказывает, жалуется? В каких словах рассказывает? Эмоционально, с плачем? Просит помочь, что-то сделать? Как относится к Вашему заступничеству? Хочет ли перейти в другую школу или другой класс? Травля выражается по-разному. Дерутся, толкают, пинают, обзываются, пытаются подколоть. Не только его, но и друг друга, – однако только мой сын реагирует на это так остро. Другие дети проще относятся: подрались, пообзывались, ну и забыли. Наверное, такая его реакция и спровоцировала повышенный интерес обидчиков. Большинство детей в классе относится к Сане хорошо и даже очень, уважают его, но эти... Санька очень любит порядок и дисциплину во всем: пришел, переоделся, повесил одежду именно на эту вешалку, пошел за парту, приготовился к урокам, аккуратно разложил тетради, учебники; звонок – встает и ждет учителя. В это время остальная шатья-братья, несмотря на звонок, носится как угорелая по классу, пока не придет учитель. Подметив эту его черту, один из ребят-обидчиков, например, подходит к его парте, возьмет учебник – поднимет – бросит – возьмет – поднимет – бросит... Или спрячут карандаш или ручку, а говорят, что не брали. Или говорят, что сейчас пойдут и выбросят все из его шкафчика... Такие мелкие пакости выводят его из равновесия даже больше, чем пинание-толкание. Очень сильно расстраивается, переживает. Все слова принимает за чистую монету. Подтекстов и шуток не понимает. Я воспитана на идеалистических книжных понятиях о добре и зле, и, похоже, так воспитываю и Саню. Ни разу до школы он не слышал ни плохих слов, ни ругани, ни тем более, не видел каких-то драк. Придя в школу во все это, долго был в шоке. Все спрашивал меня: а откуда плохие люди берутся, а зачем они существуют?.. В первом классе много плакал, каждый раз, как задевали, – плакал. Другие тоже, наверное, плакали, но меньше. Сейчас мне удалось добиться, что не плачет, и уже начал отпихиваться. Много раз объясняла, что никто не поможет, пока сам не дашь отпор, пока не увидят, что можешь сам защищаться... Теперешний кризис спровоцировало получение им в течение одной недели около 15 отличных оценок, включая итоговые контрольные за четверть (это мое предположение в разговоре подтвердила учительница). Как с цепи сорвались: если раньше обижали разрозненно, то теперь начали объединяться... Такой садизм – это что, моральная патология?.. Санька никогда не просил о заступничестве и почти никогда не жалуется. Не склонен рассказывать, что с ним происходит, что чувствует. Идя из школы, может прочитать целую лекцию о поездах, звездах, планетах, рыбах, животных, повторять английские слова, которые были на уроке... ЭТО ЕГО ИНТЕРЕСЫ, об этом и говорит. Почти не отвечает на конкретные вопросы - что ел на обед (час назад), вызывали ли отвечать, что было в школе и т.д. Чаще всего: "не помню" или просто молчит. Про травлю только: "не хочу об этом говорить". Узнаем про это в основном от детей, которые рассказывают все это бабушке, забирающей его из школы. Есть люди, я думаю, и Санька из их числа, да и я – органически не приемлющие насилия, с обостренным чувством справедливости... Поэтому, думаю, он так остро реагирует, но не дает сдачи. Отвергает физическую самозащиту (хотя второй год водим его на каратэ!). На мой вопрос: как думаешь почему именно тебя обижают? – неуверенно посмотрел на меня и сказал: потому что им моя фамилия не нравится? Вижу, как Санька страдает и опасаюсь, что могут затюкать его быстрее, чем научится давать отпор и самоутверждаться. Боюсь, может сломаться. Сама прошла через такое (придя в новую школу в 4-м классе), знаю как это больно, травили три года. Реакция родителей: сама должна справиться. Справилась, научилась защищаться. Но обидно до сих пор, что родители не вступились. Думаю это сильно отразилось на моем мировосприятии... ... Вот, еще раз поговорила с учительницей. "Да, много раз говорено и с детьми, и с родителями, дети невменяемые, ничего не воспринимают. Будьте готовы, что и в старшей школе это есть..." Я была в отчаянии, однако результат какой-то дало: учительница потом поговорила с отцами двух главных обидчиков, и ситуация немного переломилась. Один из отцов поговорил со своим мальчишкой, после чего тот, в присутствии всех и нашей бабушки, подошел к Сане, сказал, что был не прав, извинился. Родители второго проблему признают, но все списывают на синдром гиперактивности, подтвержденную справкой психолога: "от рождения такой, ничего сделать не можем, перерастет..." Наша школа одна из лучших в городе, попасть в нее очень сложно. Саня ходит на уроки с большим удовольствием, особенно, когда обидчики болеют(: Я уверена, что для его способностей нужна именно такая сильная школа. А в другой может оказаться еще хуже: здесь три обидчика, и родители боятся, что они вылетят из школы, а там будет 23, и никто ничего не боится... Тренер-психолог? Вопрос не в деньгах, а в том, что в нашем городе, хоть и столица, нет профессионалов должного уровня. Горе-психологам я ребенка никогда не доверю, могут навредить еще больше... Ну вот, стало немножко яснее. Тамара, ваш с бабушкой защитный импульс и тревога за Саню понятны, оправданны, но чрезмерны. Связано это и с тем, что в доме нет отца... Уже предвосхищая Ваш совет, решила начать действовать в направлении сдруживания Саньки с одноклассниками. Скоро у него день рождения, можно использовать этот повод, чтобы устроить небольшой праздник в классе для всех детей. Кроме того, постараемся пойти все-таки на детские психологические занятия... Я написала вам на пике отчаяния и безо всякой надежды на помощь, но то, что Вы ответили мне и разъяснили ситуацию, доказало мне, что чудеса все-таки случаются. Еще письмо Тамары, через месяц ВЛ, спешу поделиться с вами нашей первой победой!! :-) Хотя вчера на меня уже напало какое-то такое отчаяние, казалось, что все предпринятые мной шаги не приносят успеха. И вот. Сразу скажу, что действовать я начала в нескольких направлениях. Но сначала: Санька сегодня победил одного из своих обидчиков в честном поединке, причем не бил его в ответ (как тот), однако сумел не заплакать, не разозлиться, не убегать, а решиться и сделать какой-то там захват, ухватить и повалить мальчишку, который выше его на голову, шире в плечах раза в три, повалил и уселся на него сверху, так, что тот стал просить пощады, кричать: отстань. и т.д. То есть, он показал свою силу, не ударяя никого. Насколько я поняла по его восторженному рассказу, что-то вроде как в спаринге в карате он применил. Счастлив был, просто на седьмом небе. А я-то как!.. Я раньше была уверена, в силу своей женской натуры, что можно вырастить сына так, чтобы он не дрался, не защищался физически ни разу. Но сегодня мой брат мне сказал: ты пойми, если он мальчишка, то рано или поздно ему придется подраться, постоять за себя, чтобы доказать свою силу, превосходство, если силы ума для обидчиков недостаточно. Интересна была реакция мальчишек: они наблюдали, не вмешиваясь, а когда увидели, что Саня победил, тут же присоединились к нему, начали хвалить, восторгаться и помогать ему. То есть, насчет биологии (а не патологии) Вы были правы.Со времени нашего последнего разговора мне удалось сделать учительницу нашим союзником, а не противником, ведь сначала она думала, что мы просто будем ругаться с ней и со всеми подряд (наверное, так другие поступают). Кроме того, стараемся наладить человеческий контакт с самими детьми – и Вы знаете, они откликаются! Начинаю разговаривать с ними, проявляя интерес, и они прямо тянутся ко мне поддержать разговор, поговорить. И я понимаю, что сейчас просто никто не говорит с детьми по душам, ни школа, ни родители. Им не хватает внимания, тепла и простого общения, чтобы кто-то из взрослых с душой, искренне общался с ними... У Сани недавно был день рождения, и сразу по выходу с каникул я придумала сделать такой подарок-сюрприз для него и для всего класса: пригласить фокусников, очень талантливых (семейная пара), которые показали представление, задействовав Саню в одной из главных ролей. Предупредила о его возможной реакции. Однако Саня повел себя очень адекватно, помогал им, всё делал как надо, очень радовался и совсем не боялся в течение часа быть в центре всеобщего внимания (для нас это большая победа, так как в первом классе он первые полгода даже боялся отвечать и вообще говорить и глаза поднимать, когда его спрашивали). Вечером сказал, что сам от себя не ожидал, что так хорошо со всем справится. И ему, и детям очень понравилось, все было принято на "ура". Пару дней после этого все было хорошо, однако на третий день те же трое опять стали тыркать. Пытались заставить Саню говорить плохие слова, смеялись, что он что-то там не ответил по английскому... Почему-то им очень хочется скинуть его с пьедестала, чтобы он сделал что-то плохое или стал учиться плохо. Он расстраивался, но я объясняла психологически ему причины их поведения и как можно реагировать на такие ситуации. Насколько я поняла, эту ситуацию одним каким-то разовым действием не исправишь, это не одномоментный процесс, это надолго – да, так? Хочу еще просить у вас совета для себя. Когда Саню обижают или ему плохо (например, болеет) - я сама так сильно расстраиваюсь и переживаю, испытываю очень сильную боль, прямо непереносимую. Может быть, Вы могли бы подсказать мне, как с этим справиться, хотя бы в каком направлении действовать. Чувствую, мои чрезмерные реакции могут мешать Сане (хотя я ему и не показываю вида), да и мне самой мешают ему помогать, не сгорая изнутри... Тамара, на примере этих ребятишек, "черных тренеров" вашего Саньки, хорошо видно, какими коротенькими дорожками биология переходит в психологию. Сначала стайный инстинкт побуждал их шпынять Саню только из-за его инакости, непохожести – не выделяйся, будь как мы. Теперь присоединился другой движитель агрессии, этажом чуть повыше – зависть, оценочная зависть, пока еще, наверное, мало осознанная. Будь как мы, будь поплоше, не будь лучше нас. Человек рождается на страдание, А для усмирения физиологического компонента, когда совсем уж невыносимо, применяю, помимо индивидуальной гимнастики и моей любимой быстрой ходьбы, некоторые приемы своей тонопластики (авторский курс представлен в книге "Ступени к себе"): освобождаю мышцы и дыхание, разжимаю все, что зажато, распрямляю все, что сгибается и скрючивается (позвоночник прежде всего – "стальная выправка хребта"). Иногда полезно поорать, когда поблизости никого нет, или хорошенько побить себя, попричинять боль чисто физическую – успокаивает душевную. Продолжение в следующем выпуске сразу вслед за этим |
|
Всего светлого!
|
|
автор
рассылки: Владимир Леви, каталог выпусков
|
|
Владимир ЛЕВИ |