Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 182

ДНЕВНОЙ ПАНСИОН ДЛЯ БЕЛЫХ ВОРОН
и снова об исправлении будущего

от 19.03.14

 

      Здравствуйте, друзья. Только успел написать: ну вот и перезимовали, весну встретили, – как в открытую форточку посыпался тяжелый мокрый снег; в окно поглядел – валит, буранит, все поле зрения застит мглой.
      Тревожное время разверзлось в преддверии высоковероятных трудных времен, грозящих массово ударить кого по жизнеустройству и карманам, кого по душам, да и по телам, если война. Дай Бог, чтобы минуло, пронесло, растаяло, как этот вот мглистый, тяжелый, слепящий снегодождь, словно пьяный медведь облапливающий головы и плечи прохожих.
      При всем том жизнь продолжается, детишки рождаются и растут, проблемы и трудности не убывают и без устали образуют разноуровневую причинно-следственную сеть, паутину, тянущуюся сквозь все этажи дома по имени Жизнь, от подвала до чердака и обратно.
      Не все, но многое в этом нашем общем и для любого своем доме зависит от каждого из нас – в своем хронотопе (времени-пространстве), в своем месте этой сети – на участке ограниченном, но связанном со всеми другими. Каждый – дитя прошлого и родитель будущего.
      Снова поговорим сегодня об исправлении будущего – о детях и не только. Об агрессивности, о белых воронах...

Нужно ли мучить ребенка,
чтобы научить его жить?

Детский сад или детский ад?

      ВЛ, моему сыну, Лёлику, сейчас два годика. Он замечательный ребенок! Веселый, добрый, общительный, послушный, не жадина, не драчун. Мы с мужем с самого начала пытались максимально осознанно относиться к воспитанию, перелопатили кучу литературы, взяли отовсюду понемногу. Играем с ним каждый день подолгу и с удовольствием: читаем, рисуем, поем, играем на пианино, ходим на развивающие занятия и т.д. Телевизор не смотрим, мультфильмы показываем очень избирательно. Дешевые китайские игрушки стараемся не покупать, зато достаем всякие развивающие редкости (типа кубиков Никитина). Когда ему был годик, поставили спортивный уголок, он на нем уже как мартышка лазает.
      Сейчас все хорошо, но я переживаю, как мой бедный мальчик будет жить среди ОБЫЧНЫХ детей?
      Дело в том, что мы с мужем фотографы, в нашем городе считаемся одними из лучших, увлекаемся психологией и туризмом, я в совершенстве владею французским… Живем в рабочем районе, рядом шинный завод. В доме часто бывают гости. Но наши друзья тоже "не от мира сего" - фотографы, психологи, актеры, альпинисты... Общаемся мы друг с другом на таком языке, что "нормальные люди", присутствуя при разговоре, практически ничего не понимают, зато Лёлик уже пытается повторять.
      Работа у нас такая – и на земле приходится валяться и по деревьям лазать. Поэтому одеваемся в спортивном стиле, вещи качественные, дорогие, но это понимают только те, кто "в теме". Таскаем на себе объемные рюкзаки для фототехники. Свекровь говорит, что мы ходим, как бомжи. В работе нам наша "неформатность" помогает, молодожены нас очень любят. Зато мамаши во дворе стараются держать дистанцию. За два года, несмотря на мою общительность, я подружилась только с одной из них, она оказалась лыжницей и слушает бардов (рыбак рыбака видит издалека).
      Сейчас стою перед выбором садика и прикрепленной к нему школы. Если сдать в обычный садик, в лучшем случае, будет маяться от скуки и одиночества (не сможет с таким воспитанием найти единомышленников), а в худшем все время будет битым. Если выбрать садик типа Вальдорфского или Монтесори, он в этой теплице будет радоваться жизни, а что с ним произойдет потом, когда он попадет в "естественную среду обитания"?
      Мы с мужем в детстве тоже были странными, "белыми воронами". У меня, например, настоящие понимающие друзья появились только в институте. С одной стороны – загубленное детство. С другой стороны – переживания помогли мне сформироваться, как личности; я перестала бояться оценки окружающих, научилась держать удар. Скажите, пожалуйста, обязательно ли проходить через страдания, чтоб найти себя?
Мила

      Как видим, речь идет о здоровом, гармоничном, хорошо развивающемся ребенке здоровых, гармоничных, прекрасных родителей. Все у них замечательно, все здорОво и здОрово в их маленьком мире. Но родители беспокоятся, что малыш их – кандидат в белые вороны в большом мире обычных детей, у которых... У которых не все здОрово и здорОво. Через испытание в этом нездоровом мире родители сами уже прошли, и своему ребенку такого, понятно почему, не желают.

      Ответ

      Мила, беспокойство ваше вполне оправдано, а вопросы содержат больше половины ответов.
      Что опаснее для ребенка – охранительный стиль, пребывание под родительским колпаком – или бросание в жизнь как она есть?
      Ответ: опасно и то, и другое, а что опасней – если принять общий уровень опасности среды за средне-статистический, – зависит от того, каков конкретный ребенок: его характер, эмоциональный и интеллектуальный потенциал. Один птенец требует долгого прогревания под крылышками, а другому лучше как можно раньше из-под крылышек выпрыгнуть и начать порхать самостоятельно, даже если это белый вороненок.
      Человеческая среда, в которую ваш ребенок попадет, полна неопределенностей. Садик садику рознь и среди обычных, и школа – школе. И в садике, и в школе, и дальше – по вертикали – важнее всего не методики, а личности: каковы человечески няни, воспитательницы, учителя, потом тренеры, начальники... Так же, если не более, важно, каково по уровню и настрою горизонтальное окружение – сверстники, соученики, потом сотрудники...
      Вашему Лёлику пока всего два. Есть еще запас времени, чтобы найти решение о детском саде. Судя по вашему описанию, он мальчик с достаточным ресурсом для адаптации, а насколько "беловоронный", пока не ясно. Если вы будете уверены, что обычный садик – хорошего уровня, что воспитатели, к которым он попадет – добрые, понимающие, а среди детей нет психопатически агрессивных, можно начать его туда водить и посмотреть, как оно пойдет. Если найдется садик с нестандартной развивающей программой – можно туда.
      Обязательно ли страдать, чтобы "найти себя"?.. В масштабе целой жизни некая доля страданий неизбежна – и, если только не превышает предела физической и психической переносимости, а главное, если осмысливается, – благодатна: "что не убьет – сделает сильнее". Но все равно не решусь сказать, что страдания для становления духа и личности обязательны. Для ребенка уж точно нет, для малыша миллион раз нет. Детство хрупко, нежно, ранимо. Детство однократно и всезначимо. Не вижу необходимости непременно уродовать его испытанием человеческих глупостей и мерзостей, даже если столкновение с ними в дальнейшем неотвратимо. Чтобы понять, что огонь – бо-бо, не обязательно обжигаться, и уж тем паче не нужен обширный ожог с неустраняемыми уродующими рубцами. Если подготовка к жизни отнимает слишком много жизни, то, извините за просторечие, нафиг такую подготовку.

открытая эпистолярная консультация

Зарплата Ботаника и Квадрат Мужчины
Что делать, чтобы способного и неагрессивного ребенка перестали травить сверстники?
Как усмирять боль родительского сопереживания?

      Этот мальчик, белый вороненок с рождения, напомнил мне некоторыми чертами одного из героев моего "Нестандартного ребенка" Владика Клячко, вундеркинда, – только некоторыми, но существенными.

      ВЛ, моему сыну Сане скоро 9. Учится в третьем классе хорошей гимназии. Ребенок очень способный, но не такой, как все. Адаптация к школе проходит тяжело. В классе больше мальчиков, и трое из них обижают моего. Я знаю: травят тех, кто не похож, выделяется чем-то. Мой Санька отличник, феноменальная память, очень любит учиться, это такая редкость сейчас, у него уже энциклопедические знания в некоторых областях. А социальные навыки отстают. То, что другим детям в общении дается легко, нам нужно достигать. Друзей у Сани нет, никогда не испытывал потребности в них, такой одиночка... Такие дети, как он, абсолютно не агрессивны и патологически честны...
      Что-то из этого, наверное, и стало причиной того, что Саню выбрали на роль жертвы. Чем лучше учится, тем хуже: каждая его отличная отметка – дополнительный повод для травли. Неоднократно обращалась к учительнице. Говорит: да-да, но ничего не предпринимает. Понимаю: ей тяжело, не может справиться с классом мальчишек, слишком мягкая. (Кстати, это она открыла для меня Ваши книги, показала нам на собрании "Нестандартный ребенок".) Я несколько раз пыталась говорить с родителями обидчиков – не возымело действия. А после моих бесед с самими детьми они на следующий же день стали травить Саню еще сильнее. Я вижу, что ситуацию нужно резко купировать. Но как лучше это сделать?.. Не хочется развязывать конфликт, в который будут вовлечены и завуч, и родители, и еще неизвестно кто.
      Как мне правильно действовать? Сане советовала и прорабатывала всякое: и защищаться, и не обращать внимания, – не срабатывает, все равно пристают. А драться не хочет осознанно, принципиально. Так и говорит...
      Завтра пойду еще раз говорить с учительницей, ставить вопрос ребром... Не уверена, что это поможет.

Тамара
      P.S. Я разведена, папа есть, но сыном практически не занимается, воспитываем я и бабушка.

      Тамара, а как сам Саня относится к происходящему? Рассказывает, жалуется? В каких словах рассказывает? Эмоционально, с плачем? Просит помочь, что-то сделать? Как относится к Вашему заступничеству? Хочет ли перейти в другую школу или другой класс?
      Совсем отвергает всякое обучение самозащите? Почему принципиально не дерется? Хочет терпеть дальше? Не верит, что сможет справиться? Ждет, чтобы защитили? Расположен ли понять, почему оказался в таком положении именно он, Саня, а не Ваня, не Маня?
      Обращение к учительнице за "мерами" вряд ли даст результаты. Положение травимого этим не исправишь, скорее, как Вы и убедились уже, наоборот. Обыкновенная учительница при всей добросовестности не в состоянии повлиять на отношенческие иерархии в классе: это стихия, совладать с которой мог бы разве только специально обученный специалист-психолог на специальных занятиях, этому посвященных. В наших школах до этого далеко как до звезд. Школьники, тем более третьеклашки, народ невменяемый, и запретный плод не травить кого-то особенно сладок. Даже если мальчик будет защищен чьими-то кулаками (нанятого парня, допустим, который по-тихому разберется с каждым из обидчиков персонально), социальных и самоутвердительных навыков это ему не прибавит, наоборот. Будет жить в искусственном иждивенческом панцире. А потом?...
      Такие изгойные ребята могут долго терпеть свое положение и доходить в нем до крайней точки, когда взрывно дорастают до решимости учиться себя защищать и утверждать самостоятельно (бокс, боевые искусства). Либо, терпя, перерастают – и, компенсируясь интеллектом, выходят в относительно достаточную коммуникабельность. Либо – худший вариант – ломаются...
      Смена школы или класса иногда может помочь, но никакой гарантии.
Занятия с тренером-психологом... Если найдется таковой и деньги на него. Лучше в группе.
      Жду ответов на вопросы.

      ВЛ, спасибо за ответ.
      Травля выражается по-разному. Дерутся, толкают, пинают, обзываются, пытаются подколоть. Не только его, но и друг друга, – однако только мой сын реагирует на это так остро. Другие дети проще относятся: подрались, пообзывались, ну и забыли. Наверное, такая его реакция и спровоцировала повышенный интерес обидчиков. Большинство детей в классе относится к Сане хорошо и даже очень, уважают его, но эти...
      Санька очень любит порядок и дисциплину во всем: пришел, переоделся, повесил одежду именно на эту вешалку, пошел за парту, приготовился к урокам, аккуратно разложил тетради, учебники; звонок – встает и ждет учителя. В это время остальная шатья-братья, несмотря на звонок, носится как угорелая по классу, пока не придет учитель. Подметив эту его черту, один из ребят-обидчиков, например, подходит к его парте, возьмет учебник – поднимет – бросит – возьмет – поднимет – бросит... Или спрячут карандаш или ручку, а говорят, что не брали. Или говорят, что сейчас пойдут и выбросят все из его шкафчика... Такие мелкие пакости выводят его из равновесия даже больше, чем пинание-толкание. Очень сильно расстраивается, переживает. Все слова принимает за чистую монету. Подтекстов и шуток не понимает.
      Я воспитана на идеалистических книжных понятиях о добре и зле, и, похоже, так воспитываю и Саню. Ни разу до школы он не слышал ни плохих слов, ни ругани, ни тем более, не видел каких-то драк. Придя в школу во все это, долго был в шоке. Все спрашивал меня: а откуда плохие люди берутся, а зачем они существуют?.. В первом классе много плакал, каждый раз, как задевали, – плакал. Другие тоже, наверное, плакали, но меньше. Сейчас мне удалось добиться, что не плачет, и уже начал отпихиваться. Много раз объясняла, что никто не поможет, пока сам не дашь отпор, пока не увидят, что можешь сам защищаться...
      Теперешний кризис спровоцировало получение им в течение одной недели около 15 отличных оценок, включая итоговые контрольные за четверть (это мое предположение в разговоре подтвердила учительница). Как с цепи сорвались: если раньше обижали разрозненно, то теперь начали объединяться... Такой садизм – это что, моральная патология?..
      Санька никогда не просил о заступничестве и почти никогда не жалуется. Не склонен рассказывать, что с ним происходит, что чувствует. Идя из школы, может прочитать целую лекцию о поездах, звездах, планетах, рыбах, животных, повторять английские слова, которые были на уроке... ЭТО ЕГО ИНТЕРЕСЫ, об этом и говорит. Почти не отвечает на конкретные вопросы - что ел на обед (час назад), вызывали ли отвечать, что было в школе и т.д. Чаще всего: "не помню" или просто молчит. Про травлю только: "не хочу об этом говорить". Узнаем про это в основном от детей, которые рассказывают все это бабушке, забирающей его из школы.
      Есть люди, я думаю, и Санька из их числа, да и я – органически не приемлющие насилия, с обостренным чувством справедливости... Поэтому, думаю, он так остро реагирует, но не дает сдачи. Отвергает физическую самозащиту (хотя второй год водим его на каратэ!). На мой вопрос: как думаешь почему именно тебя обижают? – неуверенно посмотрел на меня и сказал: потому что им моя фамилия не нравится?
      Вижу, как Санька страдает и опасаюсь, что могут затюкать его быстрее, чем научится давать отпор и самоутверждаться. Боюсь, может сломаться. Сама прошла через такое (придя в новую школу в 4-м классе), знаю как это больно, травили три года. Реакция родителей: сама должна справиться. Справилась, научилась защищаться. Но обидно до сих пор, что родители не вступились. Думаю это сильно отразилось на моем мировосприятии...
      ... Вот, еще раз поговорила с учительницей. "Да, много раз говорено и с детьми, и с родителями, дети невменяемые, ничего не воспринимают. Будьте готовы, что и в старшей школе это есть..." Я была в отчаянии, однако результат какой-то дало: учительница потом поговорила с отцами двух главных обидчиков, и ситуация немного переломилась. Один из отцов поговорил со своим мальчишкой, после чего тот, в присутствии всех и нашей бабушки, подошел к Сане, сказал, что был не прав, извинился. Родители второго проблему признают, но все списывают на синдром гиперактивности, подтвержденную справкой психолога: "от рождения такой, ничего сделать не можем, перерастет..."
      Наша школа одна из лучших в городе, попасть в нее очень сложно. Саня ходит на уроки с большим удовольствием, особенно, когда обидчики болеют(: Я уверена, что для его способностей нужна именно такая сильная школа. А в другой может оказаться еще хуже: здесь три обидчика, и родители боятся, что они вылетят из школы, а там будет 23, и никто ничего не боится... Тренер-психолог? Вопрос не в деньгах, а в том, что в нашем городе, хоть и столица, нет профессионалов должного уровня. Горе-психологам я ребенка никогда не доверю, могут навредить еще больше...

      Ну вот, стало немножко яснее. Тамара, ваш с бабушкой защитный импульс и тревога за Саню понятны, оправданны, но чрезмерны. Связано это и с тем, что в доме нет отца...
      В положении Сани первую скрипку играют, как вы уже и сами почти вполне понимаете, его собственные особенности, хорошо вами описанные, а не какой-то выдающийся садизм его обидчиков. Приставалы-доводилы есть, как верно заметила учительница, почти во всяком детском (и не только детском) коллективе. Не патология, а биология, наследие предчеловеческого прошлого. Большинство маленьких доставал и задир, действительно, перерастает эту стадию – некоторые могут стать и добрыми, душевными людьми - как, например, мой лучший школьный друг многих лет, друг целой жизни, в первых классах жестоко травивший меня с целой сворой присоединявшихся одноклашек. Лишь незначительное, но по результатам слишком заметное меньшинство вырастает в агрессоров и садистов.
      Вам бы с бабушкой я пожелал вооружиться терпением (Саня-то им уже, видимо, вооружился), а с Саней незамедлительно и на ближайшие годы основные усилия направить на обучение общению и дружбе. Незамедлительно и надолго, даже можно сказать, навсегда!..
      Постарайтесь войти в неконфликтное, по возможности дружественное общение с родителями приставал и с ними самими. Развивайте это общение с участием Сани. Приглашайте почаще этих ребят и других, и вместе с их родителями, и без, к себе домой, организуйте пикники, походы, устраивайте вместе детские праздники, игры, развлечения, спектакли, маскарады, видеопросмотры и пр., и пусть Саня тоже прилагает к этому свою творческую фантазию. Поначалу это будет нелегко, с какими-то непредсказуемостями и конфузами, но при вере в успех обязательно даст хорошие плоды. Начинайте, а мне расскажите, как оно пойдет.

      Владимир Львович, очень рада получить Ваш ответ, он подтвердил мои интуитивные догадки. Я уже чуть-чуть задумывалась над тем, что, возможно, воспринимаю ситуацию слишком болезненно. Во-первых, сама, как говорят, "человек тонкой душевной организации"; во-вторых, чувствую сына настолько сильно, что испытываю почти физическую боль, когда ему плохо, когда плачет, – кажется, что меня режут по-живому... Так было с самого его рождения. Постараюсь успокоиться.
      Уже предвосхищая Ваш совет, решила начать действовать в направлении сдруживания Саньки с одноклассниками. Скоро у него день рождения, можно использовать этот повод, чтобы устроить небольшой праздник в классе для всех детей. Кроме того, постараемся пойти все-таки на детские психологические занятия...
      Я написала вам на пике отчаяния и безо всякой надежды на помощь, но то, что Вы ответили мне и разъяснили ситуацию, доказало мне, что чудеса все-таки случаются.

      Еще письмо Тамары, через месяц

      ВЛ, спешу поделиться с вами нашей первой победой!! :-) Хотя вчера на меня уже напало какое-то такое отчаяние, казалось, что все предпринятые мной шаги не приносят успеха. И вот. Сразу скажу, что действовать я начала в нескольких направлениях. Но сначала: Санька сегодня победил одного из своих обидчиков в честном поединке, причем не бил его в ответ (как тот), однако сумел не заплакать, не разозлиться, не убегать, а решиться и сделать какой-то там захват, ухватить и повалить мальчишку, который выше его на голову, шире в плечах раза в три, повалил и уселся на него сверху, так, что тот стал просить пощады, кричать: отстань. и т.д. То есть, он показал свою силу, не ударяя никого. Насколько я поняла по его восторженному рассказу, что-то вроде как в спаринге в карате он применил. Счастлив был, просто на седьмом небе. А я-то как!.. Я раньше была уверена, в силу своей женской натуры, что можно вырастить сына так, чтобы он не дрался, не защищался физически ни разу. Но сегодня мой брат мне сказал: ты пойми, если он мальчишка, то рано или поздно ему придется подраться, постоять за себя, чтобы доказать свою силу, превосходство, если силы ума для обидчиков недостаточно. Интересна была реакция мальчишек: они наблюдали, не вмешиваясь, а когда увидели, что Саня победил, тут же присоединились к нему, начали хвалить, восторгаться и помогать ему. То есть, насчет биологии (а не патологии) Вы были правы.
      Со времени нашего последнего разговора мне удалось сделать учительницу нашим союзником, а не противником, ведь сначала она думала, что мы просто будем ругаться с ней и со всеми подряд (наверное, так другие поступают). Кроме того, стараемся наладить человеческий контакт с самими детьми – и Вы знаете, они откликаются! Начинаю разговаривать с ними, проявляя интерес, и они прямо тянутся ко мне поддержать разговор, поговорить. И я понимаю, что сейчас просто никто не говорит с детьми по душам, ни школа, ни родители. Им не хватает внимания, тепла и простого общения, чтобы кто-то из взрослых с душой, искренне общался с ними... У Сани недавно был день рождения, и сразу по выходу с каникул я придумала сделать такой подарок-сюрприз для него и для всего класса: пригласить фокусников, очень талантливых (семейная пара), которые показали представление, задействовав Саню в одной из главных ролей. Предупредила о его возможной реакции. Однако Саня повел себя очень адекватно, помогал им, всё делал как надо, очень радовался и совсем не боялся в течение часа быть в центре всеобщего внимания (для нас это большая победа, так как в первом классе он первые полгода даже боялся отвечать и вообще говорить и глаза поднимать, когда его спрашивали). Вечером сказал, что сам от себя не ожидал, что так хорошо со всем справится. И ему, и детям очень понравилось, все было принято на "ура".
      Пару дней после этого все было хорошо, однако на третий день те же трое опять стали тыркать. Пытались заставить Саню говорить плохие слова, смеялись, что он что-то там не ответил по английскому... Почему-то им очень хочется скинуть его с пьедестала, чтобы он сделал что-то плохое или стал учиться плохо. Он расстраивался, но я объясняла психологически ему причины их поведения и как можно реагировать на такие ситуации.
      Насколько я поняла, эту ситуацию одним каким-то разовым действием не исправишь, это не одномоментный процесс, это надолго – да, так?
      Хочу еще просить у вас совета для себя. Когда Саню обижают или ему плохо (например, болеет) - я сама так сильно расстраиваюсь и переживаю, испытываю очень сильную боль, прямо непереносимую. Может быть, Вы могли бы подсказать мне, как с этим справиться, хотя бы в каком направлении действовать. Чувствую, мои чрезмерные реакции могут мешать Сане (хотя я ему и не показываю вида), да и мне самой мешают ему помогать, не сгорая изнутри...

      Тамара, на примере этих ребятишек, "черных тренеров" вашего Саньки, хорошо видно, какими коротенькими дорожками биология переходит в психологию. Сначала стайный инстинкт побуждал их шпынять Саню только из-за его инакости, непохожести – не выделяйся, будь как мы. Теперь присоединился другой движитель агрессии, этажом чуть повыше – зависть, оценочная зависть, пока еще, наверное, мало осознанная. Будь как мы, будь поплоше, не будь лучше нас.
      Да, нужно быть готовыми к тому, что зависть – это надолго. Будет переходить в разные формы, на разные психологические и социальные этажи. Саня уже зачислен в категорию ботаников – термин этот к нему еще, наверное, не применен, но фактически уже так. Реальность нынешняя в большинстве наших школ такова, что ботаников бьют. Чтобы учились похуже. Чтобы не были шибко умными. И многие из них внемлют внушению: ради принятия в стаю серочерных воронят белые перекрашиваются – сереют, чернеют: начинают учиться хуже и/или – попозже – вести себя хуже, хулиганить и драться. Этот второй путь обезботанивания в свое время выбрал и я, был отличником-хулиганом, потом пошел в бокс, в безжалостный и туповатый, пахнущий звериным потом мир мордобоя.
      Давненько изречено было, что добро должно быть с кулаками. Я это общее место скромно дополнил еще одним: добро должно быть с мозгами. Но вот незадача: мозги, достаточные для победы над злом без кулаков или с их минимальным участием, созревают у большинства ботаников слишком медленно, и бескулачность ставит их (мозги) под большой риск быть отшибленными. Посему, при всяческом приветствии ваших стараний развивать у Сани общительность и добрые отношения со сверстниками, приветствую и усиленные занятия боевыми искусствами и дальнейшее поощрение решительного поведения, к которому он уже показал себя вполне способным. Сила, Ум, Доброжелательность, Смелость – Квадрат Мужчины (а в центре Совесть).
      Что же до материнской боли, родительской боли... Тамара, это нормально. Это просто нормально. Нет обезболивающих, не может и не должно быть. Мешает, да. Иной раз и ослепляет, и...
      Мне при боли отцовской помогает внутреннее проговаривание не утешающей, но укрепляющей фразы из Книги Иова:

Человек рождается на страдание,
как искра – чтоб подниматься вверх.

      А для усмирения физиологического компонента, когда совсем уж невыносимо, применяю, помимо индивидуальной гимнастики и моей любимой быстрой ходьбы, некоторые приемы своей тонопластики (авторский курс представлен в книге "Ступени к себе"): освобождаю мышцы и дыхание, разжимаю все, что зажато, распрямляю все, что сгибается и скрючивается (позвоночник прежде всего – "стальная выправка хребта"). Иногда полезно поорать, когда поблизости никого нет, или хорошенько побить себя, попричинять боль чисто физическую – успокаивает душевную.
      Импровизируйте – испробуйте, например, вот такой легкий, но надежно работающий способ: 1) стремительно, изо всех сил сжимать кулаки обеих рук – и тут же стремительно, еще более изо всех сил, до отказа разгибать пальцы, туда-сюда, раз 30 подряд: 2) чуть потрудней, зато еще действенней: пальцы одной из рук сжимать, а другой в этот же момент разжимать; 3) еще трудней и еще действенней – ритмически чередовать первый вариант и второй. После 30 или более сжатий-разжатий – отпустите пальцы и руки совсем, освободите, расслабьте...
      Испробовали?.. Как самочувствие и настроение?

Продолжение в следующем выпуске сразу вслед за этим

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 182 от 19.03.14