N
19
Владимир
Леви
"Мастер
Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг
НАСЧЕТ ЧЕРТЕЙ
или
Приналечь и сдать как сессию новогоднюю депрессию
******
Здравствуйте,
друзья! С Рождеством! С продолжающимся новогодьем-новотысячелетьем!
С получением подписчиками - кто уже успел получить - первого выпуска
нашей книги-альманаха "Искусство Быть Собой" с уймой разных полезностей
- а кто еще не успел из-за почтовых задержек, тот, надеюсь, вот-вот
получит.
Оглядываясь
на год минувший, замечу, что для нас с вами он был довольно-таки плодотворен:
сайт Леви-стрит сотворен, большая книга "Доверительные разговоры -
Зачеркнутый профиль" выпущена, альманах ИБС успел впрыгнуть аккурат
в последний декабрьский снежок, рассылка наладилась - уже больше девяти
тысяч подписчиков. Почты от вас все больше, и все содержательнее она
- спасибо!
А вот чего жаль: в искусстве уплотнения времени ваш покорный слуга
преуспел незначительно. Сайт пока что обновляется медленно, с тягучими
перебоями (хотя есть - чем!) - нет в нем еще, как и в рассылках, желаемой
легкости, динамичности, нет "секундной стрелки". И форум раскочегарить
не удалось - хворосту не хватило... Лиха беда начало, авось дораскрутимся.
Ну, а пока, в связи с окончанием рождественских празднеств, переходящих
в святки-колядки, разрешите послать вам
Святочное
напоминание: давно найден способ решения всех проблем.
Вот
он: проблемы решаются путем их сложения и умножения, он же общеизвестный
метод козы. Сие обуславливается открытым вашим покорным слугой Законом
Ограниченной Проблемоемкости (ЗОП), он же Закон Обязательного
Проблемоносительства (тоже ЗОП), из коего вытекает, что
а) - каждый индивид рождается с определенной проблемоемкостью, которая,
как природа, пустоты не выносит и чем-либо заполняется, что и делает
данного индивида Проблемоносцем;
б) - ежели у Проблемоносца какая-либо проблема прибавится,то одновременно
какая-либо убавится, и соответственно наоборот , ибо никакая проблемоемкость
не может вмещать в себя больше проблем, нежели позволяет ЗОП, но и
меньше не может.
Подчиняется
ЗОП также и посленовогодняя депрессия, или, как я ее обзываю, новодепрессия.
Симптомы
Здоровому все полезно, больному
все вредно, и токмо просветленному все пофигу.
Козьма Прутков-правнук
Не
первое уже тысячелетие живу я на свете, но каждый раз после новогодья
одно и то же - у одних раньше, у других позже, в той степени или иной:
-
падение настроения, или, как выразился один мой юный пациент, смущание
духа и разочарование организма,
- тревожность, перемежающаяся с пофигизмом,
- какая-то гнусненькая апатичность пополам с отвращением к себе и
всему миру, тупая конфликтность,
- общежизненная растерянность, горы проблем, невезуха, а если везение,
то непонятно, что же с ним делать,
- склонность заболевать то гриппом, то желудочно-кишечным расстройством,
то герпесом или радикулитом - в общем, повышенная организменная уязвимость...
Причины
Всякий
зверь после совокупления печален.
Аристотель
(Исключаем
роковые события и несчастные случаи, вероятность которых в новогодье,
как и в любые праздники, всегда несколько повышается). Чрезмерная
и/или неравномерная трата психоэнергии на новогодних празднествах:
переед, недосып, перетанцов, недогул, пере.. (или недо..), перепой,
у некоторых переходящий в запой со злокачественным похмельем... Перепоздрав
или недопоздрав... Некритично завышенные упования в каждом живущего
детски-магического сознания - словно бы дед Мороз и вправду обязан
был принести нам под елочку нашу мечту в исполненном и хорошо упакованном
виде. Неизбежность возврата во взросло-реалистическое сознание с переходом
из карнавального, праздничного состояния души в будничное, обыденное;
отмашка качелей настроения из эйфории в наоборот... У многих (кроме
оборотистых шоубизиков и торгашей) опустошение не только эмоциональных
резервуаров, но также и холодильников, и кошельков...
Как пережить и использовать по назначению
Собака начинается с хвоста. Студент
тоже.
Народное наблюдение.
Осознание
вышесказанного не то чтобы помогает, но как-то способствует примирению
с нелучезарной действительностью. А уже следующим шагом может стать
и сотрудничество с таковой.
Хорошо
действует сонастройка с Природой, с космоземным ритмом - начать отмечать
каждосуточное прибавление светового дня, вставать, когда бы ни улеглись,
не позднее рассвета (потом как-нибудь лучше в середке дня мозговой
отдых добрать-додремать) - и, относя с большой долей справедливости
посленовогодние недоперемогания к проявлениям затяжной подспудистой
зимнеспячечной опупелости, потихоньку уже внутренне приготовляться
к Весне... И помнить о ЗОПе.
А
про баньку рождественскую не забыли?.. Кому только сердечко и сосудики
дозволяют - пропариться, пропотеть, прохлестаться, прочиститься! -
Со снежком, с визгом, с ахом и ухом! Удалить, выгнать вон послепраздничные
шлаки и бяки! - И хоть денька на два-на три, на все положив и махнув,
в совершеннейшей беззаботности покататься на лыжах или на санках,
полазать по катакомбам, поездить на зимнем велосипеде, рвануть в деревню
или в Париж, послушать музыку, поиграть в биллиард или поваляться,
целенаправленно плюя в потолок - ну в общем, предаться чисто своей,
излюбленной форме свободного отдохновения - но, если можно, с ограничением
алкоголя. Этот последний, точно уж можно сказать - за-кадычный дружок
депрессии - за кадык именно заливаясь, ее и притаскивает, и после
Нового Года особенно.
Как
привести себя во вменяемость.
Новогодье
- один из самых прекрасных и подходящих, но всего лишь один из бесчисленных
поводов - вырваться из мелкосуетности, расширить сознание - и - не
отказываясь ни от чего - воспринять, как выражался старик Юнг, иррациональную
полноту жизни. "Иррациональную"- то-есть, не поддающуюся разумению,
невычислимую, непредсказуемую, внелогическую - и тебя лично вовсе
в виду не имеющую, а вместе с тем, именно этой вот невменяемостью,
этой безумной неуправляемой мощью и обеспечивающую твою лично в том
числе жизнь. Как Солнце. Как озоновый слой атмосферы. Как твой собственный
оголтелый, капризный, коварный, но сколько уже времени выносящий твои
отвратительные издевательства организм.
Иррациональная,
невместимая полнота жизни только и позволяет нам жить, когда жить
невозможно. И новодепрессия - очень хороший повод для оцельнения самосознания
и для ясного противопоставления Себя-целого своим частностям - всем
своим ролям-ипостасям, желаниям и влечениям, достижениям и провалам,
удачам и неудачам, хворостям и здоровостям, привязанностям и зависимостям.
Студенчески выражаясь, это очередная экзаменационная сессия духа;
а сессия для истинного студента есть время веселости, присваивающей
себе божественное и бесплатное право не иметь поводов...
Лень - любовница студента,
без пяти минут жена.
И депрессия зачем-то,
может быть, ему нужна:
как коту, допустим, шапка,
как козлу - контрастный душ,
как Пречистой Деве тряпка
для протирки наших душ,
как ослу - аперитивы,
как ответчику истец,
как ежу презервативы
на худой конец...
Это
из студенческих моих стихоплетских забав припомнилось...
А еще
вылезать из новодепрессии здорово помогают хвостатые ребята, но не
какие-нибудь, а рождественско-святочные
черти и бесы. Например, вот такой.
Черт Январский
из книги "Зачеркнутый профиль",
цикл "Зимние несказки"
Кто
еще там верит в Дед-Мороза?
Пенсия по случаю склероза,
слышали?.. Не велено трещать,
велено тащить и не пущать.
Взрослым шиш под нос, а для детишек
елки-палки без затей и шишек.
Я же, братцы, неуничтожим,
потому что у меня режим.
Изо всех чертей я один альбинос,
без копыт, без когтей,
а где хвост, там нос.
Но зато уж рога как рога!
Кому хошь проткну потроха!
Эй!
Сынки и дочки, берегите почки!
Прячьте глотки! Я колдую,
из углов в колготки дую -
слышь? - На крыше завываю:
я бывааааааааааааю!…
Ну,
а кто во мне сомневается,
пусть по-черному одевается
и с утра костыляет в лес.
Выставляйте любые кончики:
превращу в ледяные пончики,
чтобы змей вам под душу влез!
Подставляй,
кавалер, бородку,
будешь драить мне сковородку,
ну, а вам, мадам, для красы
окроплю серебром усы.
Что
моргаешь? Стряхни ресницы.
Эта сказка тебе не снится,
это мой снеговой народ
переходит овраги вброд.
Вот
пилигримы и паломники,
вот крестоносцы, вот купцы,
а это гномы-уголовники
ведут жирафа под уздцы.
А посмотри, какая курица,
какое важное лицо!
И сыч глядит, и щука щурится
на страусиное яйцо!..
Вот барана балерины приглашают на перины,
а подальше от греха поразвесили меха,
декольте, колье и бусы, малахаи и бурнусы,
шубки, юбки, кружева, надевай, пока жива!
Что
смеешься? Одеваю
щеки в пламень, реки в лед!
Я бываю, я бываю,
в январе зима не врет! (еще
как врет, однако)
Так-то,
братцы! Рад стараться
и, как всякий честный черт,
после крупных операций
ЗАКРЫВАЮСЬ
НА УЧЕТ
А
теперь о настоящих чертях...
Помню,
однажды дома у меня с группой близких друзей подступили мы к Александру
Меню, пришедшему с нами пообщаться, с кучей вопросов:
-
А есть ли в мире действительно дьявол, сатана, шайтан, черт, нечистый,
враг Бога и человека, отец лжи и так далее?.. Если есть - кто или
что это такое, откуда, почему и зачем? Каковы его отношения со Всемогущим
Творцом? Нужен ли Богу дьявол?Ипостась ли это Его или слуга, посланец
с особой миссией (версия Гете-Булгакова, основанная на некоторых намеках
из Библии) - либо принципиальный противник и антипод?Если дьявол есть
существо, сотворенное самим Богом, отвергшее Его и вступившее с Ним
в борьбу - "падший ангел" - то как Бог допускает его существование
- преднамеренно или по причине ограниченности своих возможностей с
ним бороться?..
Вот
что ответил нам отец Александр (в неполном и небуквальном пересказе
по моей памяти).
-
Да, приходится признать, что некая сила, активно враждебная истине,
красоте и добру, враждебная духу человеческому, враждебная Богу -
сила целенаправленного зла или, как на Руси говорят, нечистая сила
в мире существует и действует. Откуда она происходит, сотворена или
существует изначально - вопрос богословский и философский, вопрос
открытый - притом одно не исключает другое.
Следуя
библейской коцепции миротворения, можно предположить, что изначальный
потенциал зла в неоформленном или "связанном" виде, как, скажем водород
в воде, содержался (и ныне содержится) в том первичном хаосе, который
Творец начал преобразовывать своей творческой волей. Простейшее уподобление:
серое разделилось на белое и черное, мгла - на свет и тьму...
Когда
из хаоса начал создаваться развивающийся мир Божий, с его стремлением
к совершенству, к полюсу красоты и добра - поляризовалось и зло и
начало обретать свои развивающиеся формы - воплощения, персонификации.
Человеческое сознание отражало и закрепляло эти воплощения в своих
исторических мифах. Одним из таких воплощений зла, антибога - одним,
но не единственным - стало некое существо, названное сатаной, шайтаном
- у него есть еще множество разных имен; а одна из мифологических
персонификаций сатаны, тоже далеко не единственная - всем известный
змей-искуситель.
Противостояние
добра и зла, света и тьмы, их размежевание и борьба и есть сама сущность
мирообразования, суть вселенского творческого процесса. Из Библии
ведь вовсе не явствует, что Божий мир был создан сразу и навсегда
готовым и совершенным, свободным от зла и страдания. Древо познания,
если помните, было древом познания как добра, так и зла, и сам Бог
вовсе не всегда оказывается довольным тем, что у Него получается,
и часто гневается на своих непослушных чад и подвергает их суровым
наказаниям, до уничтожения включительно... Похоже на художника, для
которого недовольство собой и своими творениями - одно, но уничтожает
он все же творения - свои производные, а не себя - иначе было бы уничтожено
сразу все и навечно... И создает творения новые, небывалые...
- Как
объяснить то, что Бог сознательно посылает сатану исполнять пыточные
задания по отношению к людям - к праведнику Иову, например?
-
Не стоит так уж буквально воспринимать эту художественно развернутую
религиозно-философскую притчу, созданную неизвестным и гениальным
ветхозаветным автором. Но то, что Бог работает и с силами зла,что
Он их не чуждается и не избегает поверять ими силы добра - несомненно.
И что ж удивительного в том,что Бог вступает с существами и сущностями
Своего мира, какими бы они ни были, в творческое взаимодействие, что
Он ими пользуется как красками на холсте. Художнику нужна бывает и
черная краска...
- Мы
привыкли к тому,что лик Бога изображается в виде прекрасного человеческого
лица, а лик дьявола - в виде безобразного, уродливого или вообще нечеловеческого...
А на самом деле?
-
Все зримые изображения божественных или антибожественных сущностей
можно отнести к тому, что психологи называют "проекциями" или объективациями
- вынесениями вовне внутреннего содержания самого человека, его опыта
и его упований. Лик Бога в истинной полноте, как в Библии абсолютно
верно сказано, человеком воспринят не может быть, человек Его так
же не может вместить глазом, ухом и разумением, как не может, к примеру,
пощупать Солнце или попробовать на вкус молнию. Бог воспринимается
нами только через свои доступные нам ипостаси - является, как
явился Он, например, Савлу, ставшему после этого апостолом Павлом.
Является Бог через образы, входящие человеку вовнутрь - в душу - и
исходящие из него в виде вдохновения. Самый простой и с обыденной
точки зрения некрасивый облик может нести на себе божественную печать
- выражать боговдохновение. Мы эту печать ощущаем как нечто безусловное
- как благодать, как тепло и свет, как некое энергетическое излучение...
Дьявол тоже определенного лица не имеет: он безлик и вселик - оборотень,
могущий принимать и самые ужасные, и самые благообразные обличия,
самые обольстительные. Великий имитатор и лицедей. Излюбленная подделка
- под самого Господа Бога, отсюда и апокалиптическое пророчество об
Антихристе... В том и состоит страшная сложность борьбы с дьяволом,
что распознать его смертный человек может только в момент открытия
его фальши, поддельности, лжи - обычно это происходит тогда, когда
уже поздно...
Образы
же всевозможных фольклорных чертей, бесов, чертовок и ведьм, вся эта
хвостаторогатокопытная буффонада, созданная народным воображением,
смешнострашная и страшносмешная - равно как и литературно-артистические
мефистоволандовские ипостаси - никакого отношения к настоящему, серьезному
мировому злу не имеют. Это всего лишь игры и шутки человеческого творческого
духа, шутки с самим собою и с Богом. Серьезный их смысл заключается
в преодолении страха перед силами тьмы и смерти. Страх и преодолевается
этим вот выражением доверия Богу и Его чувству юмора.
- Неужели
у Бога есть чувство юмора?!
-
В высшей степени!.. Иначе и трудно объяснить сотворение Им человека...
******
Всего
светлого!
автор
рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru
каталог
выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php
|