N 20

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Теорема судьбоносной волны

******

Здравствуйте, друзья. В третьем тысячелетии время, похоже, летит быстрее, чем в предыдущем. Вот и первый месяц его на исходе, и световой день заметно прибавился (хорошо бы так и внутри)...

У меня рабочие будни. Расходится тираж первого выпуска книги-альманаха "Искусство Быть Собой - Конкретная Психология", на подходе выпуск второй.

Высказать успевается меньше, чем можется, а хочется больше... Хочу выразить мою сердечную благодарность всем тем, кто поддерживает эту рассылку своим чтением и обратной связью - письмами, искренними и содержательными. В скором времени надеюсь представить вам выборку из них. А пока, как обычно - кое-что из недавнего, плюс "стратегическое" - по нашим основным направлениям. Продолжим тему "Фортунология: Человек и Судьба".

В выпуске:

1. Пришествие кентавров
что такое псидемии и кто такие компсики

интервью в журнале "Компьютерра"

2. Где сейчас можно найти мои книги.
Новая информация для читателей, живущих в России и за рубежом.

3. Суета вокруг Бутерброда
Фортунология: о четырех главных типах отношений с Судьбой

******

1. Пришествие кентавров
что такое псидемии и кто такие компсики

интервью в журнале "Компьютерра"
Елена Мариничева, 28.01.2001

Леонид Левкович, главный редактор: Сейчас очень остро стоит проблема влияния компьютеризации всей нашей жизни на психику человека, на его душевную организацию. Компьютерные игры, сетевое общение и другие темы такого рода вызывают ожесточенные споры (недавно один из таких споров - о влиянии игр на здоровье детей - можно было наблюдать на нашем сайте). Поэтому мы предложили Владимиру Леви, психологу, врачу, автору знаменитых книг "Искусство быть собой", "Нестандартный ребенок", и других, работающему с недавних пор и в онлайне, ряд вопросов на эту тему.

Елена Мариничева, корреспондент: В одной из своих работ Вы писали о так называемых психоэпидемиях, когда определенные психические отклонения охватывали целые страны. Правда, оговаривались, что это более свойственно тоталитарным режимам, добавляя, впрочем, что в разных масштабах и формах подобные вещи продолжают возникать и сейчас. Как Вы считаете, может ли Интернет быть катализатором явлений такого рода? Есть ли конкретные примеры этого?

Владимир Леви: Времена меняются быстро, а люди - медленно... Психологические эпидемии - а точнее сказать: социально-психологические эпидемии и пандемии (далее сокращенно: псидемии) - бывают с разными знаками, это не обязательно что-то плохое, может быть и что-то хорошее. В истории человечества это максимальное, крайнее, и потому заметное проявление общечеловеческой нормы: постоянного взаимовлияния людей на уровне как сознания, так и подсознания, их всегдашнего взаимного психического заражения, взаимоиндукции, взаимогипноза. На этом фундаменте зиждется механизм социальной психики и развития цивилизации.

По псидемическому типу в человеческие массы внедряются как всевозможные заблуждения, мифы и бреды (ведьмомании и бесоодержимости прошлых времен, алхимический "заворот мозгов" в средневековой Европе, коммунистические и фашистские идеологемы недавних лет), так и язык, культура и нравственность, новые формы менталитета. В прошлые века, случалось, огромные массы людей в целых городах и провинциях, странах и даже континентах массово дергались, выплясывали неистовые коленца, дико смеялись - или наоборот - впадали в оцепенелые ступоры, в депрессии с тягой к самоубийству. Бывали и псидемии агрессивности и насилия, периоды всеобщего яростного остервенения - самые крупные из них перерастали в войны. Псидемическим путем распространялись и распространяются массовые религиозные-идеологические движения, и в их числе такие разные, как христианство, ислам, буддизм, коммунизм... Было и есть поныне еще и множество псидемий ограниченного характера, в том числе и религиозно-сектантских движений, подростково-молодежных драйвов (хиппи, панки, металлисты и пр.) Постоянно возникают "тихие" псидемии различных суеверий, мод, привычек, обычаев, бзиков...

Очень важно принять во внимание, что люди, находящиеся внутри псидемии, одержимые ею - не отдают себе в этом отчета, не понимают,что захвачены психической инфекцией, не могут этого понять, покуда не выйдут из поля массового гипноза. Футбольные и музыкальные фанаты считают свое поведение результатом собственных осознанных решений, своим добровольным выбором, своим, а не навязанным кем-то или чем-то образом мыслей и образом жизни. В действительности это, конечно, не так, и у многих из этих зомби со временем наступает отрезвение и похмелье, как и у тех, кто в свое время подпал под массовый гипноз культа Гитлера или культа Сталина.

Обычный жизненный цикл очередной псидемии состоит из четырех фаз. Первая: скрыто-подготовительная, латентная, накопительная - исподволь собирается некий потенциал, "призрак бродит по Европе"...

Вторая фаза: взрывная вспышка, порождающая псидемическую волну. Обычно у истока такой вспышки оказывается какая-то пассионарная личность, "сверхновая звезда", вокруг которой образуется активный "ядерный" человеческий слой (образчик - Христос и его апостолы). И почти обязательно происходит некое инициирующее событие - распятие Христа, нисхождение Будды, публикация коммунистического Манифеста, "пивной путч" в Германии...

Третья фаза: экспансия (распространение) и структурация - преобразование первоначальных пассионарных движений в социальные организации и институты, в культуры и субкультуры, а далее в образ мыслей и чувств, в ментальность людей. Псидемическая волна идет вширь, захватывает все новые пространства, новые мозги, новые души... Крупные волны разделяются на мощные самостоятельные потоки, дают, наподобие опухолей, отдаленные "метастазы", которые начинают жить самостоятельной жизнью.

Наконец, четвертая фаза, которую можно назвать фазой сжатия или локализации. Волна распространения скоро ли, долго ли, угасает. На пространствах ее прохождения остаются человеческие миры, этой волной более или менее измененные. Так остался после периода экспансии христианства христианский мир, после победного шествия ислама - мусульманский. После апофеоза и угасания движения хиппи в разных странах на какое-то время остались субкульты, сообщества, колонии хиппи. Постепенно они все более сжимались по масштабам и деградировали, но какая-то часть "наследственных" хиппи до сих блюдет их дух и традиции, слэнг и прочие субкультовые атрибуты. То же самое произошло у нас с бардовским движением, такова же судьба металлистов...

В развитых обществах с дифференцированной инфраструктурой псидемии принимают более канализированный, социально-слоевой или, скорее, социально-коридорный характер.

С двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок. Это понятно: с каждой волны, сопровождающейся массовым влечением к чему-то, спросом на что-то - если заблаговременно подготовиться, можно собрать изрядный финансовый и\или политический урожай. Собственно, цель всякой рекламы и есть возбуждение и максимальное увеличение и продление псидемической волны вполне определенного содержания...

Логично предположить, что и мы с вами сейчас пребываем в тех или иных псидемических волнах, отчасти стихийных, отчасти преднамеренно инициированных, - пребываем, не отдавая себе в этом отчета... Некоторые, впрочем, вполне очевидны. В компьютерном мире внутри большой псидемической волны общей «компьютеромании» ("мания" - для кого-то чрезмерно сильно, гирпербола, - а для кого-то и в самый раз) на сегодняшний день различимы четыре основных субволны. Я их только назову, особо не вникая: компьютерная игромания (производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости), апгрейдомания (мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувстах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.), чатомания (весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение) и халявомания (инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество). И еще есть специфическая, искусственно создаваемая и поддерживаемая вирусофобия. Основа ее вполне реалистична, но я почти не сомневаюсь, что не менее чем в 50% случаев производители вирусов и производители антивирусных программ - субъекты одни и те же. Старый прием лекарей-жуликов: вызывать болезнь, чтобы лечить ее...

Поскольку Интернет все быстрее становится жизненно-коммуникативной средой, притом средой новой, психологически малоизведанной, его псидемический потенциал, надо полагать, довольно высок. Есть правда, и факторы ограничительные. Один - уже упомянутая социально-слоевая диференцированность, в Интернете отчетливо выраженная; другой - сама виртуальность среды, ее относительная психическая "холодность" - такие мощные натуральные посредники психического заражения, как человеческое дыхание, голос, жест, мимика, на экране компьютера пока представлены слабо или исключены, хотя новейшие мультимедийно-анимационные технологии, стремящиеся к чувственной выразительности, уже совсем скоро, наверное, как и ТВ, сделают виртуального и живого человека практически равносильными... Но пока я не вижу оснований считать, что Интернет в псидемическом отношении опаснее, чем ТВ.

Е.М.: Интернет-зависимость - это реальность или очередная страшилка? Известны ли Вам случаи Интернет-зависимости, которые можно было бы сравнить с наркозависимостью?

Владимир Леви: Интернет-зависимость - это и реальность, и очередная страшилка. Реальность - потому что случаи, когда люди "подсаживаются" на Инет с интенсивностью наркомании, действительно известны, и они у нас сейчас множатся. В странах, компьютерно более развитых, эта волна, похоже, уже прошла свой апогей и спадает. А очередная страшилка - потому что гиперболизуется как источник опасности, раздувается. Так в свое время боялись и библио-(книго)маний, и киноманий, и телеманий. Все эти мании действительно существовали и существуют - и все прошли через апогеи экспансии и благополучно вошли в берега локальности.

Вопрос, стало быть, не в том, возможна ли инетомания - да, конечно, она возможна и она есть - а в том, кому конкретно она угрожает. И можно сразу сказать, кому: тому, во-первых, кто вообще склонен западать и подсаживаться на чем бы то ни было - а такие натуры в определенном проценте есть всюду и везде, это примерно каждый третий-четвертый мужчина и каждая седьмая-тире-десятая женщина... И тому, во-вторых, кому больше не на что подсесть и нечем увлечься, у кого мало интересного и захватывающего в реальной жизни. Замечу, кстати, что инетомания, если уж выбирать между ней и наркотиками - вариант далеко не худший, а для многих и просто спасительный. И важнее не сам факт «подсаживания» на Инет, а то, на что именно человек там клюет и к чему присасывается, в каких мирах инетовского многомирия пребывает...

Е.М.: Многие (если не все) родители обеспокоены тем, что их дети увлечены компьютерными играми настолько, что это вытеснило все остальные формы проведения досуга. Оставляя в стороне вопрос о физическом вреде такой "игромании" - как она влияет на ребенка психологически? Кстати, а на взрослого?

Владимир Леви: Компьютерная игромания - и уточню, мания на те игры, которые сегодня преобладают в массовом употреблении, а это игры сугубо азартные, примитивные и, что печально, не творческие, не развивающие - задерживает душевное и умственное развитие ребенка. Дети-игроманы в большинстве хуже говорят, хуже пишут и меньше знают, чем дети, свободные от этого пристрастия. Более того, в поведении таких детей заметна примесь неадекватности, отрыва от реальности, аутизма. Модель взаимоотношений с кнопочно управляемыми "игрушками" невольно переносится на реальный мир, "игрушки" формируют односторонне-манипуляторскую установку, а реальный мир кнопочному управлению не поддается, с ним нужно учиться взаимодействовать, меняя себя - и учиться менять прежде всего себя. Сталкиваясь с не-манипулируемостью действительности, игроман еще более замыкается и еще больше западает на "игрушках" - порочный круг... Картина тягостная, опасная, и я от души рекомендую родителям, по крайней мере, твердо ограничивать компьютерные игры своих детей определенными временными рамками: максимум двадцать минут в сутки по будням, а по выходным не более сорока минут. Все сказанное относится и ко взрослому человеку.

Е.М.Компьютеризация меняет все в нашей жизни - быт, характер труда, отношения между людьми... а подвластна ли душа человека воздействию всех этих процессов?

Владимир Леви: Душа человеческая - прибор чуткий, реагирующий на все и вся, в том числе и на компьютеризацию жизни. А вот "подвластна ли" душа компьютеру - это другой вопрос. В частных, индивидуальных случаях, как мы уже отметили - да, подвластна, когда компьютер делается чем-то вроде гипнотизера для той души, которой более нечем себя заполнить. И появился, уже в массовом масштабе, тип человека, не только житейски, но и сугубо психологически зависимого от компьютера. Таких людей я называю - компсики :)

А в общем и целом - навряд ли все-таки компьютер совсем съест человека. Компьютеры уже стали чем-то вроде наших дополнительных органов чувств, дополнительных мозгов, дополнительных мускулов, сосудов и дополнительной среды обитания. Но это не власть, а взаимодействие и жизненное единение, симбиоз - такой же, как, скажем, симбиоз всадника и коня, в пределе образующий всем известный мифологический тип кентавра. Плохого я в этом не вижу.

Е.М.: Что, на Ваш взгляд, ждет психологию как науку в будущем? Какую роль в ее развитии могут сыграть компьютеры, Интернет?

Владимир Леви: Психология, как и математика и философия - наука наук, метанаука. Ее предназначение - служить глобальной интеграции человечества и всего живого, приближать мир к великому Всеединству. Судьба психологии - проникать во все и со всем сплетаться, сливаться, всему придавать "человеческое измерение", все науки и практики соединять и между всеми посредничать, всех взаимопереводить и выводить тем самым из состояния профаутизма и профкретинизма. Компьютеры и Интернет, с их рациональностью и сквозняковой открытостью уже заметно продвинули развитие психологии в этом направлении. По крайней мере, собственного профаутизма и кретинизма у психологов, мне кажется, благодаря Инету и компьютеризации уже на чуть-чуть поубавилось, хотя, может быть, я выдаю желаемое за действительное.

Слияние практической психологии и инет-компьютерных технологий набирает силу. Есть уже, наряду с многочисленными тестовыми электронными системами, которые первыми вырвались вперед, немало попыток создания электронно-психотерапевтических технологий, программ психологического обучения и развития. Душа и смысл психологии - интерактивность, взаимопонимание и общение в самом полном и глубоком смысле. На этом поле компьютерный мозг и человеческий ожидает еще множество удивительных встреч.


Интервью можно обсудить в форуме «Компси-клуб Леви» в разделе HiSi.
Сайт журнала "Компьютерра" www.computerra.ru


2. Где сейчас можно найти мои книги

Где и как

Зачеркнутый
профиль

Искусство
Быть Собой №1

через интернет-магазины
Интернет-магазин Bolero.ru. Рекомендуется для всех читателей, особенно живущих в странах ближнего и дальнего зарубежья

есть
Заказать

через издательство Торобоан с почтовой доставкой
(кто не имеет Инет-доступа, пришлите, пожалуйста, запрос на получение квитанции и подписной информации по e-mail
natalika@mtu-net.ru)

непосредственно в редакции издательства
Позвоните по тел. (094) 316-63-70 (после обращения автосекретаря представьтесь, назовите повод звонка и свой телефон). С Вами свяжутся сотрудники и расскажут, когда и где купить или получить книги прямо в редакции. Или пришлите запрос по e-mail natalika@mtu-net.ru
есть
есть

в магазинах Москвы
Книжный магазин "Москва" на Тверской, дом 8, тел. 229-66-43
Салон-магазин "Кайрос" ул. Шипиловская, д.7, тел. 391-18-14
"Молодая Гвардия" , ул. Б.Полянка, 28, тел. 238-50-01

есть

есть

Более подробную информацию о моих книгах можно найти в Левиотеке.

 

3. Суета вокруг Бутерброда
о четырех главных типах отношений с Фортуной
из книги "Цвет Судьбы"

 - А скажите, что лучше: знать свою судьбу наперед или не знать?
- Это зависит от вашей выносливости к скуке,
а также от степени зависимости от себя самого...
Из разговора с пациентом

...По случаю холода отключили отопление, заодно телефон. Сижу в пальто и дрожа строчу. Что за чушь, я же платил на квартал вперед... Как предупредить И., что не могу встретиться? Побежал...

...Прибежал. Ни один автомат в радиусе ближайших пяти километров не работает, единственный подавший надежду нагло сожрал монету, а в ответ на протест шибанул током. На улице минус двадцать девять, ночью грозят под сорок, в комнате пока плюс четыре...

Неудачных дней не бывает, это ненаучно, бывают ненаучные дни, шутка... Сегодня ты, завтра я... Есть в этом мире существа везучие и невезучие, сказали мы, да, Счастливцевы и Несчастливцевы, но это далеко не первые встречные. У судьбы Н. цвет серо-буро-малиновый в крапинку, климат умеренный. А эти - упаси и сохрани... Научного определения нет, судьба существует сама по себе, непристроенно.... Очень холодно, пытаюсь согреться...

Стало быть, Судьба - это вся наша жизнь, и вместе взятая, и по кусочкам - все в сплаве, так?.. Но Судьба - это еще и вся не наша жизнь, о чем мы часто и непростительно забываем. Вон та подмерзающая собачка у подъезда напротив, очевидно, считает своего подвыпившего хозяина какой-то Высшей Собакой, своей собачьей судьбой... И мы как-то отродясь привыкли смотреть на судьбу как на существо, личность: Фортуна, обратим внимание, женского рода. Мужская ипостась: Рок, гражданин, не располагающий к панибратству. Господин Случай - таинственный игрок, играющий то за нас, то против нас... Провидение, Фатум, - какая-то бесполая разновидность начальства...

Есть ли у него цели? Или одни только средства? Есть ли какой-то план - или никаких, кроме продолжения собственного всесокрушающего бытия?..

В древнегреческой космогонии судьбу, роковую неизбежность хода событий олицетворяют три слепых существа женского пола – Мойры; они непрерывно ткут некий ковер или ленту с узорчатыми письменами, заключающими в себе все сущее и грядущее, предписаниям этим подчиняются даже могучие верховные боги…

Есть провода судьбы, вечно по ним текут
сроки и расстояния, встречи и расставания,
вечный из них ковер девы слепые ткут,
вещие видят сны, дел земных расписания...

Рок собирает оброк. Все состоится в срок.
Мокрые Мойры швырнут оземь меня как куклу…
Сверстан уже приговор…
Но побродить между строк
можно еще успеть, духом стирая букву...

...Некто Баловень, о котором дальше, стоял в очереди за билетом на самолет. Улететь этим рейсом было крайне необходимо, но Баловень замешкался, позволил кому-то (и не кому-то, а Роковому Борцу, о котором еще дальше) влезть впереди себя и выхватить из-под носа последний билет. Это означало катастрофу в личной жизни: Она ждала его там на аэродроме, ждала в последний раз. Он мог бы, конечно, проявить находчивость, побежать к начальнику аэровокзала, все-таки улететь - но то ли не догадался, то ли...

На следующий день он узнал, что самолет того рейса, едва поднявшись в воздух, взорвался... Да, именно вместе с тем Роковым Борцом.

Вспоминаю другое: Игрек, приятель моего друга, выиграл по лотерее автомашину "Москвич". Как давно Игрек мечтал об этом, как долго лежали без применения любительские права! Через месяц, на скользкой дороге, попал в аварию и погиб... Теперь-то ясно, машина была пешкой, пожертвованной для матовой атаки. Но ясно с некоторым запозданием...

Кто же он, этот супергроссмейстер? Видит ли на сколько угодно ходов вперед или не видит ни на один, и ему все равно, какую фигуру смахнуть с доски?

 

БУТЕРБРОД МАСЛОМ ВНИЗ

Вам не кажется иногда, что больше всех повезло неродившимся?
Вчера на приеме я праздновал День Пришибленных. Сперва приполз гражданин с опущенными плечами, с шеей слегка вдавленной, с поникшими уголками рта. Толковали часа полтора, ушел слегка повеселевший, но вряд ли надолго. А следующий был из породы улыбающихся-прямостоящих: богатырь, спортсмен, медовый румянец, и будто слегка распарен. Улыбка - напряженно-растерянная, прямота - деревянная, сияние обреченности, раненые глаза...

Таких именую пассивно-невезучими, сами же они величают себя пришибленными и утверждают, что бутерброды, вываливаясь у них из рук, всегда падают маслом вниз.

Тот, первый, бледный, большой интеллектуал, смиренно отводит себе роль козла отпущения, на котором Фортуна отыгрывается за бесплатные удовольствия и пощечины авантюристов; такое самоопределение помогает ему жить. Еще не было случая, чтобы купленная им вещь не оказалась бракованной. Контролеры идут, когда он забывает проездной. Туманы, гололеды, встречные ветры, пьяные водители, бешеные собаки, откидные и боковые места - все, все для него, с необыкновенной предусмотрительностью: его бодают коровы и клюют петухи, в его кровать заползают ночевать змеи.

Снимите шляпу, перед вами гений неудачи.

На перронах невезучие узнаются по чемоданам: полные всевозможных вещей, кроме нужных, чемоданы их неподъемны, а к вагонам не подходят носильщики. Еще бы: кто захочет тащить Чемодан Неудачи? Разве что другой невезучий, рангом повыше.

Что же касается бутербродов, то, может быть, они просто мажут не с той стороны. Мазать с обеих, по примеру Рокового Борца?..

 

ДЕТИ, РАЗУЧИВШИЕСЯ ИГРАТЬ

...Согрелся и вспомнил исследование "О предрасположенности к несчастным случаям". Задание - с завязанными глазами подойти к яме на минимальное расстояние. Одни (это мои Пришибленные) делают два шага вперед и останавливаются или идут назад. Люди обычные подходят к средненадежному рубежу. А предрасположенные другого рода рвутся напропалую...

Это активно-невезучие, они же Роковые Борцы.

Роковая Женщина распознается либо по завораживающей медлительности, либо по несколько нервозной стремительности. Бывает красива, но в облике не хватает завершающего штриха, вернее, штриха незавершенности - этой вечно искомой изюминки, в упор выстреливающей из Авантюристки. Чрезвычайная деловитость. И - правило без исключений - любит не того, кто любит её. Кого же?..

То скрытое беспокойство, то настырная наступательность. Живут под знаком Необходимости. Жизнь - сплошные "надо", сплошное долженствование: достать, переделать, закончить, отремонтировать, защититься, обменять, выйти замуж, вылечиться... Не устраивают мужья, жены, родители, дети, машины, начальство, живут не на том этаже, не в том веке, не на том свете. Омега под маской Альфы. Тип, в одной из разновидностей, склочный. Честный Невезучий Трудяга сворачивает горы, но не в ту сторону. Роковой Борец-За-Моральный-Облик - человек высоких достоинств, но у него не получается быть хорошим. Нет спортивной радости, одна только спортивная злость. Бегом! - чтобы упасть замертво перед финишем, в кругосветное путешествие, чтобы разбиться у мыса Доброй Надежды...

Странное убеждение, будто везучим в карты не везет в любви, - не совсем предрассудок. Роковой Игрок - счетчик всяческих вариантов. Если это незаурядная личность, то и судьба с ним играет по крупной: разрушает замыслы под занавес, в самых масштабных случаях - после спектакля. Роковой Творец одержим манией совершенства; у него есть все, кроме...

Да, это он - ребенок, забывший, что такое игра.

Когда дети общаются не играя, - они играют во взрослых, притом самых скучных. Вначале не долго: "я с тобой не играю", "я с тобой не вожусь". Потом все дольше. И все страшней.

Игра и есть жизнь ребенка, только называемая игрой. Это не понарошку, это они живут. А для взрослого жизнь - игра, называемая жизнью. Живая вода и мертвая. Ребенок играет во все, взрослый только в себя. Дети, как звери, инстинктом знают единственность мига, живут в нем серьезно, полно, забвенно, а между делом и репетируют жизнь, запасаются черновиками судьбы. Взрослые подчищают грязные беловики, репетируют смерть. Взрослые не серьезны, взрослые только скучны.

Но счастливых детей так же мало, как и счастливых взрослых, дети просто живее. Бывают и маленькие старички, почти сразу... И озарения новорожденностью, у пожилых и немощных, и позднее счастье, похожее на бессмертие.

Когда мы перестаем играть, судьба начинает играть нами, и поломав, где попало бросает... Из детей, рано разучившихся играть, вырастают роботы рока. Душе смертельна полезность.

 

БУТЕРБРОД МАСЛОМ ВВЕРХ

Так в чем же дело? "Человек сам кузнец..."? Протестую, все сваливать на человека нельзя.
Может быть, Счастливцевы поделятся опытом, как им там куется, в их кузницах?

Вот один из Баловней, пассивно-везучих. В припадке зависти чуть было не назвал его дармоедом, но это дармоед без вины, таким оказывается почти всякий новичок, играющий на бегах. Блондин, легкая полнота, лицо мягкой лепки, карикатуре не поддается. Лентяй. Лелеял мечту - поездить по миру. Изучал языки, чтобы читать в подлинниках любимых поэтов. И вот час настал: его разыскивает невесть откуда явившийся школьный приятель, работающий в организации по международным связям, приглашает попробовать силы в качестве переводчика...

И так всю жизнь и доныне (постучим-ка по деревяшке) - ждет у моря погоды и вскорости дожидается. Никого никогда ни о чем не просит, но кто-нибудь обязательно занесет в дом нужную книгу или ненужную вещь. Чудовищно легко ловит такси. Когда была собственная клячонка, у нее много раз лопались копыта, вываливались внутренности, но не иначе как на стоянках.

На удочку ловит плохо, но в его сеть обязательно забредает самая крупная рыбина. Плохо видит, грибник никакой, но всегда находит белые баснословных размеров. Легкая рука: если делает укол, считайте, вам повезло, как никому, - очень тонкое умение вовремя остановиться. Вместе в тем, как я заметил, следует остерегаться его присутствия при некоторых важных событиях личной жизни: ненароком может и переманить счастье...

Отдых с ним столь блаженен, что так и хочется написать за него диссертацию. В азартных играх закономерно проигрывает. Обычно же, когда занят своим делом (плюет в потолок), - Фортуна восхищенно танцует вокруг и расточает улыбки. Если соблазн срабатывает, наступают времена облачные, но ему как-то удается внушить себе, что все из рук вон хорошо...

 

МАСЛО БЕЗ БУТЕРБРОДА

Его боится дождь, ему идет навстречу гроза. Таксист, полный решимости просвистеть мимо, со скрежетом останавливается - гипноз?! Нет, просто красный свет, а энергичный пассажир уже сидит рядом и жмет на газ. Всегда приятная возбужденность, неуловимое опьянение, зоркий взгляд, хищный нюх. Одним взглядом открывает сейфы, одним звонком - двери закрытых учреждений, одной бумажкой хватает судьбу за горло.

Авантюрист, человек импровизации. Казанова, Одиссей... Александр Македонский, Цезарь, Наполеон... Да, но чем все они кончали?..

Главный навык - умение вовремя начать, а также вовремя смыться. Великолепная небрежность и эластичный риск, опережение случая случаем...

Так играл лучшие партии мой любимейший шахматист, так дрался боксер, ушедший непобежденным. Низший авантюризм являет вид дикой наглости. Высший - поэзия. ("И чем случайней, тем вернее...").

Но как только Авантюрист переходит к защите, к удержанию завоеванного или чересчур продвигается в одном направлении, Рок, не мешкая, предъявляет счет...

 

КОГДА ОШИБКИ НЕ УЧАТ

Плохо быть подозрительным, друг мой, плохо быть недоверчивым. Нескончаемые страдания, беспросветное одиночество. Сам всех от себя гонишь, дуешь на воду; куста боишься. А уж если болеешь и вносишь недоверчивость и в свою болезнь - пиши пропало: и врачу трудно, и тебе трудно, и болячки звереют... Рад бы верить, только вот как? Разве можно? Большой риск...

Плохо и доверчивому, мой друг, и еще как. Обсчитывают, облапошивают, бессовестно надувают. Так и лезут на тебя подлецы, так и льнут паразиты, бежит на зверя ловец - ты все помнишь...

А как быть?.. Недоверчивые, они ведь и происходят по большей части из слишком доверчивых. В самом-самом Фоме Неверующем обнаруживаешь вдруг такую внушаемость, такую голенькую беззащитность... Да, большой риск! И счастье доверчивых только в том, что они этого риска не чувствуют - или сознательно выбирают.

Друг мой, а вот и главная наша трудность: при закостеневшем характере ошибки уже не учат - они просто не воспринимаются как ошибки. Характер и можно определить как избирательную необучаемость. Девяносто девять раз из ста этот ревнивец (ипохондрик, скандалист, параноик, обидчивый...) мог убедиться, что ошибается, - и убеждался! - но эти девяносто девять раз для него ничто перед лицом одного, притом, как правило, воображаемого.

И приходишь к светлой мысли, что каждый своей одноцветной правотой - избирательной глупостью - нужен для совокупности. Что на кухне творения всяк овощ находит свое применение. Что это вроде специализации: один работает хулиганом, другой неврастеником, одни - злыми, другие - добрыми. Баланс вроде бы сходится...

Только вот не светло. Может быть, потому, что не баланс видишь, глядя в лицо, а наоборот. А может, и потому, что она попросту неверна, эта потрепанная мыслишка, или должна же когда-нибудь стать неверной.

 

Теорема судьбоносной волны
из письма другу

Если не ошибаюсь, сегодня у тебя день рождения. Поздравлять или нет?.. Для меня, например, это самый дождливый день. На всякий случай подарок - составленные как раз по этому поводу

Постулаты Пожизненного Несовершенства

1. Я никогда себе полностью не понравлюсь.

2. Я никогда себе полностью не подчинюсь.
Толкуется так: иногда я умнее себя.

3. Я никогда не освобожусь от иллюзий и заблуждений.
Примечание: я могу их разнообразить и совершенствовать.

4. Я никогда не научусь жить.

Примечания:
а) я имею право на смены способов неумения жить,
б) я имею право не убивать себя за неумение жить.

Тем более, что
5. Когда-нибудь я обязательно умру.
Примечание: вряд ли я успею к этому подготовиться, и это самое замечательное.

Это еще не все. Если желаешь, чтобы твой день рождения был удачнее моего, вот приложение:

Удача
инструкция к пользованию

1. Не желать.
Никогда не желай удачи ни себе, ни дорогим тебе людям, это опасно.
Ни пуха, ни пера, в крайнем случае.

2. Не надеяться.
До сих пор ты поступал наоборот, это простительно.

3. Не искать дважды в одном месте.
Удача не глупее тебя.

4. Искать молча.
(...)

5. Не упускать.
Как правило, удача не замечается или принимается за неудачу. Может долго ходить за тобой по пятам, а ты не оглянешься. Может подойти и попросить пятачок, а ты отвернешься. Очень часто валяется под ногами.

6. Не хватать.
Удача - живое существо, как и ты, а может быть, и еще живее. Нуждается в питании, в свежем воздухе, в движении, в отдыхе, в уважении, а главное, конечно, в свободе. Поэтому:

7. Вовремя отпускать.

СИЛЬ И БАСИЛЬ
не совсем сказка

Во времена давние, когда еще водились на земле эльфы, русалки, водяные и прочие диковинные существа, жили на дальнем острове два брата-рыбака, Силь и Басиль.

Занимались одним и тем же - ходили в море, ловили рыбу, сушили, вялили, продавали заезжим морякам и купцам.
Но разное у них было на роду написано.

Басилю везло: и рыба ловилась отменно, и жена что надо, с материка, умница и красавица, и детей пятеро, и дом большой, и навалом всякого добра.

А Силь был невезучий. Рыба у него клевала плохо - мелочь пузатая, да и ту уносило из-под самого носа. Жены не было, никто не шел за него. Вместо дома - что-то вроде шалаша на берегу. И ни гроша за душой. Но притом всегда весел и беззаботен был. Песни распевал, смеялся, то и дело вставлял поговорку: "Волна приносит, волна уносит"...

Вечно сумрачного и озабоченного Басиля это бесило.

- Дуралей, чего хохочешь?
- Живу!
- Да разве это жизнь? Что у тебя за жизнь?
- Самая распрекраснейшая.
- Ничего ведь нет. Опять двух крабов вытащил и дохлую каракатицу.
- Что есть, то мое. Волна приносит, волна и уносит.
- Брось дурака ломать. Помоги снасть наладить.

В море они ходили порознь, а когда вместе случалось, то весь улов доставался Басилю, потому что известно было, что везет только ему.

И вот как-то вышли они рыбачить... Отплыли каждый в свою сторону, далеко от острова. Вдруг страшная буря поднялась, ураган налетел небывалой силы, бушевал три дня и три ночи. И когда оба брата, едва оставшись в живых, добрались до своего острова...

Страшное сотворил океан: слизал почву, все поглотил - одна голая каменистая пустошь...

Басиль лежал вниз лицом возле лодки.

- Ну давай поднимайся... Отдохнул, и довольно, - Силь тихонько тряс его за плечо. - Вставай. Слышишь?
- Отойди от меня, дурак. Ты что, не понимаешь? Жизнь кончена.
- Ну отдыхай...

Неподалеку от острова был еще один островок, маленький, окруженный рифами. Иногда в тихую погоду они там ночевали. Туда Силь и направился.

Прошло немного времени.

- Эй, Басиль! Все лежишь? Я тебе подарок привез.

Поднял голову Басиль...

Вместе с братом сидели в лодке все его дети и жена, живые, радостные.

- Опять тебе повезло.
- Как?
- Очень просто: отсюда унесло, туда принесло. Там и дом твой, пострадал, правда, малость, но ничего, собрать можно.

Все ожидали - вскочит сейчас Басиль, подпрыгнет, заплачет от радости, родных, чудом спасенных, целовать бросится. Но нет, не таков был Басиль.

- А сеть новая моя, мелкоячеистая, тоже там?
- Не знаю, - ответил Силь. - Я не видел.
- Неужели унесло?!
- Не знаю, может, и унесло с моим домом вместе.
- Э-э-хх!.. Неужели унесло?!

Вскочил Басиль, прыгнул в лодку. Не успел отплыть, как опустился вдруг непроницаемый туман. Рассеялся так же внезапно, а лодки уж нет... "Волна приносит, волна уносит", - сказал Силь.

Проходит час, другой, третий - Басиль не возвращается. Силь тем временем успел рыбки кое-какой наловить, кров на ночь наладил. Уже смеркаться начало. Басиля все нет. Развели костер. Силь, весь день не умолкавший, пробормотал: "Волна уносит..." И стих.

Зажглись звезды.

И тут из воды, рядом с ними, у самого берега взметнулось что-то громадное, похожее на гигантскую клешню, молниеносным движением выбросило на берег человека - и скрылось.

- Басиль! - припал к брату Силь. - Живой!
- Живой, - просипел Басиль. - Волна уносит, волна приносит...

******

Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php

Rambler's Top100 Rambler's Top100