Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 206

ПСИХОКУХНЯ
искусство невозможного

от 27.11.17

 

      Здравствуйте, друзья. Опять большой перерыв. Те из вас, у кого на руках два новеньких сына 5 и 3 с половиной лет и пятимесячная дочка, меня поймут и простят. Жизнь продолжается, пациенты идут, книги пишутся, сайт работает, в Проблемарии дополняется база вопросов и ответов, почта переполняется.

Ты не виноват, что ты не волшебник

      ВЛ, год назад я Вам писала по поводу предстоящей стажировки в качестве психолога в реабилитационном центре для людей с психическими расстройствами. Вот уже месяц я на учебной практике в лечебном центре, где находятся люди, прошедшие госпитализацию в различных отделениях одной из психиатрических больниц. Задача этого центра – подготовить человека, прошедшего лечение, к повседневной жизни. Подготовить психологически и социально. Сама психиатрическая больница и этот центр работают в рамках психоаналитического мировоззрения. На практике это означает, что человеку предоставляется свобода решений, и он сам определяет, каковы его желания, что ему и как делать, персонал ему в этом только помогает. Далеко не всем, однако, такая свобода оказывается по плечу. Многие пациенты жалуются, что их только выслушивают и ничего не говорят. Не направляют, не ориентируют, не инструктируют. Чувствуют себя оставляемыми на произвол судьбы. И у начинающих специалистов, практикантов-новичков такое же ощущение. Никто не объясняет, как работать, что делать – смотри сам, изучай, пытайся...
      Вот и для меня это трудно. В отделении центра, где работаю я, реабилитируются душевнобольные, психотики, а еще больше людей с алкогольно-наркотической зависимостью, юридическими проблемами, расстройствами личности. Большинство из них имеет финансовые проблемы, получает пособие по безработице или инвалидности, не имеет собственного жилья и не способно пока жить самостоятельно. Самый большой вопрос для меня: как работать с такими людьми, у которых нет личного запроса к психологу? Которые не стремятся сами ничего изменить, но всё же хотят вернуться в обычную жизнь. Хотят – но некуда: их угнетает многолетний диагноз и штамп, отторжение обществом (часто и по причине алкогольной или наркотической зависимости, неумения и нежелания строить отношения с другими людьми). А психотики – что делать с их бредовыми идеями и галлюцинациями? – входить в них, слушать без комментариев (как принято в постструктурном психоанализе)? Или отрицать, возражать?..
      Как помогать людям, которым, как кажется, помочь невозможно: у них нет поддержки, нет зачастую дома, где их ждут, нет семьи, нет желания что-то менять, и у многих нет трезвой оценки реальности?
      Оказалось, что вся эта теория, что я изучала в университете, совершенно не пригодна к употреблению. Чувствую себя, например, совершенно беспомощной перед 35-летним пациентом, жизнь которого была больше похожа на ад. В детстве получил серьёзные ожоги во время пожара. В подростковом возрасте потерял брата, который был для него поддержкой. Из-за стрессов и приёма нейролептиков не смог закончить школу. Попал в дурную компанию, пристрастился к наркотикам и алкоголю. Много лет лечился в различных психиатрических заведениях, страдал психозом с приступами страха, принимал огромное количество медикаментов. Теперь при каждой встрече каждому повторяет, что не может остановить мысленный поток, перетирающий поток жутких воспоминаний, что его мозг полностью медикализирован и больше не способен сам функционировать, что он больше никого не встретит, не создаст семью... И это только одна из десятков подобных историй.
      Понимаю, ответить на мое письмо коротко невозможно. Может быть, подскажете литературу, где можно найти подробные ответы?..
Людмила

      В письме этом в многозначительном совпадении оказались жизненные ситуации пациентов, нуждающихся в социально-психологической реабилитации, и начинающих психологов-психотерапевтов. Те и другие взывают: даешь руководство, даешь направление, ориентирование, инструкции!

Виснут камнем на шее
места и годы...
Нет цепей тяжелее
цепей свободы.

      Одно из наших природных противоречий: борьба за свободу и бегство от нее, жажда и ужас. Свобода жизненного выбора, действительно, штука трудная, рискованная, даже страшная, а для многих, особенно для детей, реально опасная и непосильная. Но попробуйте открыто и жестко лишить нас этой игрушки, насильственно отнять право на собственные решения – такой получите протест, даже уже от младенца, мало не покажется. А оставьте со свободой наедине – взвоем, начнем искать того, кто решает за нас. Найдем первого попавшегося, воздвигнем на трон, опять взвоем. Избавьте нас от свободы выбора, только так, чтобы мы этого не заметили. Дайте родителя, наставника, начальника, вождя – чтобы они были, но их как бы не было, чтобы мы как бы сами, но в случае чего...

      Ответ

      Людмила, сердечное спасибо за Ваше письмо. Это не фигура вежливости. Вы мне помогли искренним описанием Вашей рабочей ситуации, своими вопросами, и более всего ключевым: как помогать людям, которым, как кажется, помочь невозможно. Как раз сейчас в работе у меня, среди других, книга, называющаяся: "Психокухня, или Искусство невозможного", адресованная нашим коллегам и не только. Вот об этом и всём сопутствующем. О наших возможностях и невозможностях, о возможностях внутри невозможностей.
      Начинал я с того же, в чем сейчас оказались Вы. С потемков человеческого ада. С погружения в океан безнадеги. Или кажущейся безнадеги. Или с одной стороны безнадеги, с другой...
      Психбольницы для острых и хроников, психодиспансер. Наркология. Психосоматика. Вызовы по скорой. В большинстве тот же контингент, что и у Вас, безнадежники через одного. Энная пропорция так называемых пограничных – самых разных людей, вменяемых более или менее, которым трудно с собой и другими, и\или другим трудно с ними; людей с особенностями и проблемами, не вписывающимися ни в какие классификации. Среди этих безнадега не столь густа, но тоже хватает, чтобы взвывать время от времени.
      Растерянность и подавленность перед громадой того, что видишь, но не можешь понять, понимаешь, но не можешь помочь. Бессильная злость на свое, как оказалось, псевдообразование, набившее тебе мозги чем угодно, кроме того, что действительно нужно для помощи реальным живым людям. Судорожные усилия подавить тошнотное чувство стыда за свою беспомощность и вины за ролевую ложь, за фиктивность звания Помогающего Человека – синдром самозванца в полном цвету. Разница между Вами в нынешнем положении и мною в тогдашнем только в бумажке – дипломе, удостоверяющем, кто мы якобы есть. Врач-психиатр, психолог, психотерапевт – один хрен: сертифицированная некомпетентность.
      Теперь знаю: кто, начиная, не побывал в таком положении, граничащим с идиотским, не испытывал этого стыдного самочувствия в течение лет пяти, а лучше десяти, а еще лучше без ограничения срока, но поспокойнее, – тот может смело подтереться своей заветной бумажкой и отправляться на все четыре стороны. Действенно помогать людям можно только понимая с горечью, что ты не волшебник, не скрывая этого понимания ни от себя, ни от тех, кому берешься помогать, и, тем не менее, оставаясь фанатом помощи. С уточнением: понимание не скрывать, а горечь оставлять при себе. Только эта вот честная горечь дает шансы вкусить со временем сладость посильного успеха, наработанного мастерства и даруемых изредка иррациональных чудес.
      Вот что сказал бы себе тогдашнему я теперешний.
      ~ Не стыдись, что ты не волшебник. Ты не виноват, что не волшебник, не бывает волшебников. Верь, тем не менее, что нечто волшебное всегда может случиться – не по твоей воле, но по твоей готовности. Не жди этого, не надейся, но верь.
      ~ Не ужасайся своему невежеству и неумелости. Радуйся, что их сознаешь. В своем деле, как и во всей жизни, ты пожизненный ученик, да, век учись и лелей, взращивай ученическую установку души. Учит всё, учат все и каждый, каждое проживаемое мгновение учит. Если помнишь об этом, благодарно помнишь – начинаешь больше понимать и уметь, даже не имея такой цели. У ребенка ученическая установка врожденна, поэтому дети так быстро обучаются всему, за что берутся с интересом и удовольствием.
      ~ Входя в общение с безнадежником, забывай, что перед тобой безнадежник. Забыть трудно – все признаки налицо, вся предыстория. Легче, если сразу откажешься от должностной предустановки, от предрасполагающего к ложной позе и вранью тупо-стереотипного понимания своей роли как СпециалистаВоЧтоБыТоНи СталоОбязанногоПомочь. Не принимай этой ролевой подачи, не ведись на такие ожидания со стороны Подопечного – положительные (последняя надежда) или отрицательные (еще одно фуфло пришло мозги компостировать). Забудь, что ты какой-то там врач, психолог или духовный миссионер. Просто Собеседник. Заинтересованный, вникающий, сострадающий без соплей. Перед тобой целый мир, еще один человечий мир, незнакомый, непознанный, и ты заранее ему благодарен за то, что он может тебе открыть, за новый опыт, нужный тебе и не только. Если вдруг получится помочь этому миру стать посветлей, потеплей, поживей, поуютней для себя и гостей, – замечательно. Только не вменяй себе это в должностную обязанность, просто не упусти возможность, если увидишь.
      ~ Важнее всего для безнадежника, как и для всякого, но для него стократ - почувствовать себя не одиноким. Хоть на часок – уже много. Простой душевный, доверительный разговор на любую тему УЖЕ ПОМОГАЕТ. Для страдающего, потерянного, одинокого человека это самая драгоценная помощь. Внимательно ловя встречную волну, обратную связь, чувствуй себя вправе быть в разговоре совершенно свободным, не замыкайся никакими рамками, импровизируй. Опасайся только давать обещания и слишком щедрые эмоциональные авансы, будь сдержан в выражении добрых чувств. Старайся не привязывать к себе Подопечного до степени зависимости, хотя, если ему понравится общаться с тобой, зависимости практически не избежать, и могут возникать осложнения. Держать некий баланс обучаешься постепенно.
      ~ Не бери на себя сразу многих. Лучше меньше да лучше. И лучше дольше, да лучше - тише едешь, дальше будешь. Два безнадежника единовременно – уже много, трое – уже предел. Заниматься в течение года пятью, семью – подвиг.
      ~ Осознай тупиковую противоречивость побуждений своих Подопечных как обычную человеческую реальность, в менее заметных формах свойственную каждому, в том числе и тебе. "Нет личного запроса к психологу?" Но Собеседник-то, расширительный синоним психолога и психотерапевта – нужен, и еще как, хотя внешне может казаться наоборот. Раскрыться, как ребенку, и хочется, и страшно, и не умеет. "Не стремятся сами ничего изменить, но всё же хотят вернуться в обычную жизнь..." Ну конечно. Надеются на кого-то или на что-то. На чудо, на волшебника. А мы, когда худо, разве не надеемся, в открытую или втайне? И мы по большей части не стремимся сами ничего изменить, но хотим, чтобы изменилось. Мечтаем, молимся, требуем, а сами изменений боимся и сопротивляемся...
      С тупиками внутренних противоречий работать тяжело, но приходится. Тонкое дело – убедить Подопечного с отрицательным жизненным опытом, битого-перебитого, что от него кое-что зависит, его собственные состояния в том числе. Лучше всего срабатывают искусно поданные живые примеры. Искусство состоит в том, чтобы у Подопечного появилась надежда "я тоже могу", но не возникло самооценочного диссонанса: сравнения с примером не в свою пользу.
      ~ Безоценочное приятие. Первейший закон и нелегкая азбука нашей работы. Насквозь и глубже мы пропитаны оценочной психологией, как и наши Подопечные. Можно привыкнуть воздерживаться от моральных, престижных, политических и прочих оценок в словах, но изгнать их из выражения глаз, из мимики и жестов, изгнать изнутри себя – задача, требующая глубокой психолого-философской и артистической подготовки. Учиться не холодному безразличию, а детскому всеприемлющему простодушию – включать в себе эту опцию на время беседы и выключать при анализе.
      Особенно трудна безоценочность в отношении к криминалу – тут уж нельзя от себя ее требовать – и к явному неадеквату. "...Психотики - что делать с их бредовыми идеями и галлюцинациями? Входить в них и слушать без комментариев (как, похоже, принято в постструктурном психоанализе)? Отрицать их, возражать?"
      Ни в коем случае не отрицать. И не оценивать. Проявлять интерес. Принимать всерьез, уважительно. Но при этом не подыгрывать, не делать вид, будто разделяешь бредовые убеждения или испытываешь те же галлюцинации. Любыми словами и подразумеваниями давать знать: "Да, понимаю, это твоя реальность. У каждого реальность своя. У других людей другие реальности. У меня другая реальность. Можно наши реальности сопоставлять, обсуждать, находить общее и различное. Различия в личных реальностях не означают, что мы не можем друг друга понимать и принимать. Люди с разными вероисповеданиями – это тоже разные личные и общественные реальности – могут, если хотят, жить бок о бок, уважать и любить друг друга".
      ~ Трезво понимай, что государственно-общественная реальность твоих Подопечных не жалует. Да, они "хотят вернуться в обычную жизнь, но некуда, их угнетает многолетний диагноз и штамп, отторжение обществом..." Все так, если не хуже, и в этом закваска нашей профессиональной горечи.
      Что ж, пришел помогать – делай что можешь, и будь что будет. В чем может состоять помощь тем, у кого "нет поддержки, нет зачастую дома, где их ждут, нет семьи, нет желания что-то менять, нет трезвой оценки реальности?"
      Из перечисленного мы не можем дать такому Подопечному ничего, кроме поддержки. Эмоциональной. Душевной. Поддержки общением – заинтересованностью, вниканием в подробности жизни. Теплом взглядов, музыкой интонаций, точно направленным светом души можем давать понять, что жизнь его не напрасна и не закончена, что она нужна и важна, что жить стОит, что жить можно и по-другому, и он это может. Есть некая вероятность, небольшая, но есть, что через некое время в результате такой подпитки желание что-то менять у Подопечного появится, забрезжит надежда, и трезвости в оценке реальности хоть немного прибавится. Может поверить, что и дом, и семья – не сказка, если активность возобновится. Возможно, бывает! – не раз убеждался – и у самых что ни на есть безнадежников вдруг семья обретается, и дом, и работа находится.
      Отсылать к литературе не буду, назову только двух моих самых почитаемых коллег-авторов, труды и жизни которых желательно изучить вдоль и поперек: Рональд Лэйнг, Ирвин Ялом. Оба относятся к представителям экзистенциальной психологии&психотерапии – и, Лэйнг особенно – антипсихиатрии: оппозиционного врачебного направления, стремящегося вырвать душевный мир и страдания человека из удушающих рамок "болезнь норма", присущих психиатрии официозно-академической. Наощупь, из практики пришел к тому же и я, еще не ведая об открытиях и достижениях этих великих мастеров, и был счастлив найти в них долгожданных единомышленников.

Вешалка-Психотерапевт.
Точное медико-психологическое описание счастья

      Это интервью с Юлией Смирновой было опубликовано в "Психологической газете" под заглавием "Пушкинский рецепт" несколько лет назад. В рассылку нашу не попало, небольшой фрагмент помещен в Проблемарий Университета Уверенности. Перечитал: годится и сегодня – в тему и к месту-времени. Осень, о коей в конце речь, еще календарно не кончилась, хотя в этом году то и дело вне очереди лезет зима. Привожу с некоторой редактурой.

      ЮС. – Владимир Львович, хочется спросить вас о психологическом контакте врача-психотерапевта и того, кто приходит к нему со своей бедой – из чего контакт складывается, как формируется?
      ВЛ. – Театральные режиссеры давно заметили: театр начинается с вешалки (другие вербализации – с гардероба, с вывески...) Театр психотерапевтический тоже. Роль вешалки исполняет сам психотерапевт (вешалки, на которую можно повесить свои проблемы, свою личность, отчасти и душу. – Позднейшее примечание) – его вид, его первый взгляд, его поза, его мимика и пантомимика, его запах, его аура... Сработать может и книга или статья, ранее прочитанная, как бывает нередко в моем случае, и рекомендация какого-нибудь знакомого... Речь идет, как Вы поняли, о предварительном настрое, о кредите доверия.
      Ну, а дальше, когда вы расположились визави или тет-а-тет, когда беседа пошла, – тут уж дело навыка и импровизации, дело личного стиля и – главное – внутреннего содержания, интеллектуального и духовного уровня данного конкретного психотерапевта. А дело Обратившегося – как на все это реагировать: принять или не принять, довериться или не довериться, раскрыться или закрыться... Тысячи вариаций, не описать и не предусмотреть.
      – А как устанавливаете контакт вы сами? Бывают ли у вас на приеме трудные люди, требующие особого подхода к себе, и что вам помогает в работе с ними?
      – Трудные все, легких не бывает. Труден каждый по-своему. Глубина человеческая – не дважды два четыре и даже не е = mc квадрат. Как раз те, с кем на поверхности общаться легко, с кем чувствуешь себя свободно, непринужденно, приятно – так называемые синтонные люди – наиболее закрыты внутренне, как для собеседника, так и для самих себя. В глубину, в сущность таких людей проникнуть всего труднее.
      У меня нет никаких шаблонов, никаких особых приемов расположения к доверительности, произведения некоего впечатления. Открытость, внимание, благожелательность, исключение нарочитых внешних эффектов и какой бы то ни было оценочности – как в отношении Обратившегося, так и себя самого. Вот, пожалуй, и все главные предустановки. Перед приемом успеть безмолвно помедитировать, выйти на Связь – минут хотя бы за пять-семь перед встречей. Если рядом фортепиано – помедитировать звуками...
      – Вы лечите людей много лет. В последние несколько десятилетий с повсеместным распространением интернета, компьютерных игр, телесериалов специалисты заговорили об изменениях восприятия человека, о появлении нового феномена – так называемого "клипового сознания". Замечаете ли вы такие изменения в людях, обращающихся за помощью? Нужны ли людям в связи с этим какие-то особые условия психологической помощи?
      – Клиповое сознание?.. Есть такое. Только это не сознание, и совсем не ново.
      Клип – аудиовизуальный ряд, иногда с незначительным вербальным сопровождением, построенный по принципу эмоциональных склеек, ассоциативных касательных. Броуновское движение образов, поток подсознания. Цель – ввести зрителя в транс. Осмысление не предусматривается – импульсы и рефлексы. Любой младенец, до поры до времени, вместо сознания имеет в мозгу клипоэкранчик, с коротенькими, малосвязными кадрами. В сновидениях взрослых тоже много похожего на клипы, в причудливом совмещении со сновидениями сюжетными.
      Некоторая клиповость, обычно незаметная, присуща и взрослому бодрственному состоянию психики. Подсознание, считающее себя сознанием – феномен, издавна присущий довольно широким слоям населения, не отягощенным избытком рефлектирующего мышления. Такой уровень как-бы-сознания в его явном выражении ваш покорный слуга давно еще, в советское время, определил как шибильность – соединив два клинических понятия: шизофрению и дебильность – в одно. Классическая шизофрения – душевно-умственная разорванность, дефицит логики, отсутствие или неупорядоченность смысловых связей; а дебильность – дебильность, понятно. Относительный шизодебил или, сокращенно, шибил – по отношению к развитому и связному гармоническому сознанию – почти каждый ребенок и подросток, и довольно многие взрослые.
      Нет, мне не кажется, что клипового сознания, сиречь шибильности, стало в народе больше. Примерно столько же, сколько и было лет, скажем, тридцать или триста назад. Но заметно больше стало простора для проявлений этого уровня психики – через интернет, через блоги, чаты, форумы, социальные сети... Невесело, но ничего, прорвемся.
      – И шибилу можно помочь?
      – И очень нужно, и можно, на его уровне. Помочь можно так или иначе каждому, если его понять и принять.
      – Как оценить эффективность психологической помощи?
      – Проще простого. В ближайший момент – по выражению глаз. В моменты более отдаленные – по выражению жизни. Прибавится у человека градусов жизни, станет она более яркой, интенсивной, разнообразной, то есть, грубо говоря, более счастливой – или хотя бы только более осмысленной – значит, помог. Убавится градусов, убавится смысла, или все как прежде, или хуже – помощи не получилось, понятно.
      Насчет "проще простого" я, разумеется, пошутил. На самом деле в работе психолога нет ничего более сложного, чем оценка результатов. Это не хирургия, где результат можно посмотреть и пощупать, не терапия, где есть объективные показатели анализов и соматических функций. Основные результаты психологической работы относятся к сфере субъективного, невидимого, надматериального. Обратная связь от Обратившихся тоже субъективна. Никаких измерительных приборов, никаких единиц и градусов ценностной насыщенности и осмысленности существования нет. Счастье – понятие не арифметическое. Универсальной шкалы для определения элементарной адекватности тоже еще не выработано. Живая обратная связь от Обратившихся – главный показатель, но и это не всегда надежно. Иной будет искренне уверять тебя, что после работы с тобой понял себя и других, научился жить и обрел счастье, а ты смотришь на него и молча понимаешь... Ну, не будем о грустном.
      Из определенных ободряющих эффектов работы психотерапевта и психолога назову в первый черед предупреждение самоубийства. Это тоже не измеряется, но, по крайней мере, конкретно. Вооружение человека уверенностью и спокойствием. Поддержка в горе, после тяжелых потерь и травм, при серьезных болезнях. Улучшение душевной атмосферы, прибавление мира и гармонии в семьях. Создание более понимающей и светлой воспитывающей среды для детей. Помощь в обучении и развитии ребенка... Все это можно наблюдать, видеть и понимать – получается ли, не очень или совсем не.
      – Что значит для психолога – быть профессионалом?
      – Ни в коем случае не считать себя таковым. Пребывать в состоянии оголтелого ученичества. С каждым Обращающимся начинать с чистого листа – как рождаться заново, с каждым – учиться быть. Никогда не употреблять слово "клиент".
      – Что для вас сейчас интересно, актуально читать из профессиональной литературы?
      – "Профессиональная литература" для меня - понятие довольно широкое. Прямо передо мной сейчас: Платон – "Диалоги"; Лэйнг – "Расколотое "я", Борис Слуцкий – "Стихи разных лет", Кен Кизи – "Над кукушкиным гнездом", Лев Толстой – "Мысли мудрых людей на каждый день", Милтон Эриксон – "Паттерны гипнотических техник". Григорий Померанц – "Записки гадкого утенка", Зинаида Миркина – несколько книг ее изумительных лирико-духовных стихов. Ну и Библия, разумеется.
      – Приближается Новый Год, холодает, темнеет сейчас рано и многие люди порой испытывают грусть, тоску, беспокойство. Есть ли рецепт от хандры?
      – Нет времени года, когда бы многие, даже очень многие люди не испытывали грусть, тоску, беспокойство, тревогу, печаль, мрачные предчувствия... По своим друзьям, пациентам и по себе знаю, что у всякого свой излюбленный сезон для хандры. Причины индивидуальных сезонно-настроенческих сдвигов многообразны: и внутренние циклы – ритмика организма, у каждого своя, – и чувствительность к атмосферным факторам, у всех разная, и сгущение социально-психологических и бытовых вероятностей того настроения или иного. Для одних эмоционально самое трудное время – зима, из-за холодов и краткости светового дня, из-за кислородного голодания и гиподинамии – много приходится сидеть в духоте. Для других лето – из-за жары, из-за одиночества, особо ощущаемого на отдыхе, при вынужденном безделье – многих знаю, для кого лето – сущее наказание, и у самого так бывало... Весенняя хандра – вообще классика жанра.
      Две самых больших вины поздней осени и начала зимы перед нашим настроением – это, во-первых, нагнетающееся безжалостное и нудное напоминание о неотвратимости увядания, угасания и конца жизни: осень очень уж зримо и ощутимо, до косточек, показывает, как это происходит. И во-вторых – не менее нудное и безжалостное напоминание о долгах и работах, об учебе и службе, о всяческих "надо", о Госпоже Судьбе, совершенно не расположенной считаться с нашими желаниями, надеждами и мечтами. Не просто напоминание, а насилующее принуждение! – опять по уши в обязаловку, в суету, в рутину – есть от чего загрустить, особенно когда кошелек пустоват и нет рядом родной души.
      Что ж, не круглый год веселиться и развлекаться. Есть в осеннем декадансе и свои великие преимущества. Время живительной свежести и звенящей бодрости: можно воспрянуть и телом, и душой после изнуряющей летней жарищи. Время созревших плодов: можно пользоваться во всю мощь сезонной витаминной подпиткой – одна налившаяся рябина чего стоит, кладезь тонуса! Щедро дарит себя через внутриклеточные накопители организма и вся та солнечная благодать, что летом загоняла нас в тень и в прохладные воды, но успевала внедриться в тело и мозг.
      Нет, не факт, что конец года держит рекорды по показателям минорных настроений, – это только мнение, хотя и небезосновательное, против которого восстал не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин:

      Дни поздней осени бранят обыкновенно,
      Но мне она мила, читатель дорогой,
      Красою тихою, блистающей смиренно.
      Так нелюбимое дитя в семье родной
      К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
      Из годовых времен я рад лишь ей одной,
      В ней много доброго...

      В строках этих скрыт ключ к болевой душевной тайне Саши Пушкина, к его неизлечимой пожизненной ране – вот он, этот ключ: "...нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечет"... Он сам им и был – нелюбимым ребенком, изгоем в семье, бельмом на глазу родителей. И вот – вспомним – как нелюбимое дитя в семье времен года воспето в бессмертных стихах, какой гениальный гимн:

      Унылая пора! очей очарованье!
      Приятна мне твоя прощальная краса –
      Люблю я пышное природы увяданье,
      В багрец и в золото одетые леса,
      В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
      И мглой волнистою покрыты небеса,
      И редкий солнца луч, и первые морозы,
      И отдаленные седой зимы угрозы.

      Чем же вам не рецепт от осенне-зимней хандры, да и всякой прочей? Довольно лишь вжиться в читаемое – проследовать за волшебным словом Пушкина в глубину собственной души, куда оно и направлено, – и получатся настроение и самочувствие, обрисованные в строфе следующей:

      И с каждой осенью я расцветаю вновь;
      Здоровью моему полезен русский холод;
      К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
      Чредой слетает сон, чредой находит голод;
      Легко и радостно играет в сердце кровь,
      Желания кипят! – я снова счастлив, молод,
      Я снова жизни полн – таков мой организм
      (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

      Прозаизм очень даже нужный – это ведь безупречно точное медико-психологическое описание счастья. И остается только пожелать его нашим читателям – счастья именно вот в таком составе, колорите и духе, во все времена года без исключения!

Слово благодарности

      всем, кто нам помог, помогает и поможет. Настоящая помощь всегда взаимна.

 

До встреч, друзья!
Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 206 от 27.11.17