Владимир ЛЕВИ Конкретная психология: рецепты на каждый миг |
N 216 |
В ССОРАХ УМНЫХ НЕ БЫВАЕТ или КАК ПОЛЮБИТЬ НЕ СЕБЯ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СЕБЯ |
от 15.10.19 |
Ни в коем случае не выдавливайте из себя эгоизм: В этом выпуске: ~о невежестве совести Друзья здравствуйте. Через полгода рассылке нашей исполнится 20 лет. Не один ребенок за это время мог успеть появиться, вырасти и повзрослеть, что и произошло. Из моих восьмерых не повзрослели еще четверо, но всё впереди, неотвратимо и незамедлительно. (В конце выпуска, кликнув ссылку, увидите и услышите нашу недавнюю беседу на темы воспитания с прекрасным семейным психологом Яной Катаевой) НЕВЕЖЕСТВО СОВЕСТИ Фрагменты из неопубликованной беседы с журналистом К., продолжение, начало в выпуске № 215 К – Что скажете насчёт того, что в мире нарастает информационная агрессивность и информационная проницаемость? Скоро ли каждый сможет знать всё обо всех и все всё о каждом? ВЛ – Всё – никогда. Есть и совершенствуемые защиты от любопытства, и ограниченная вместимость черепных коробок любопытствующих, и непредсказуемость технических и психологических перемен. А информационная агрессивность, особенно интернетная – да, вспухает, и кто с чем только не лезет в мозги, в души и в кошельки. Вот и умственно незатейливый господин ФБ долго и нудно, изо дня в день допрашивал меня, как и каждого: "О чем вы думаете, Владимир?" – и каждый раз заставал врасплох. Приходилось думать, о чем же я думаю. И оказывалось, что ни о чём. От тупизны вопроса мыслишки если и были какие-то, сразу же улетучивались. ПОЛИТИКА и БОЛИТИКА К – И у вас есть движение в небывалое? ВЛ – Этим не озабочен, просто знаю, что грядущего волнуемое море (Пушкин), со всеми его неожиданностями и небывалостями – наше здесь и сейчас. Выше макушки занят Теми, Кому Это Нужно, их внутренними мирами, становящимися и моим. Посильно в курсе и внешних событий, которые, если душу не запирать, тоже становятся внутренними. К – Имеете в виду дым отечества, который нам так сладок и приятен, что... ВЛ – Куда ж денешься. Ежедневно слушаю, смотрю и читаю российские и мировые хреновости. К – Плюс, с избытком, от обращающихся за личной врачебно-психологической помощью? ВЛ – Это другое. Ведомство профессии и работа души. Не политика, а болитика. К – Айболитика?.. А какие же у вас политические противорвотные? ВЛ – Общение с честными, добрыми, умными людьми с неповрежденной совестью. Независимо заниматься своим делом. Это тоже деятельность политическая – уменьшать количество бессмысленной боли, страха, агрессии, растерянности, тоски, путаницы в мыслях, отчаяния на душу населения. Увеличивать оснащенность душ, освещенность и разрешающую способность мозгов. А к той смеси джунглей, борделя и цирка, которую совокупно именуют политикой, совмещение, поелику возможно, эмоционального отношения с осмыслительным. Каждому политику по психоаналитику. К – Неужели вам удаётся по ходу представления еще и психоанализировать всех подряд?.. ВЛ – Не всех – так, понемногу, особо заметных... Мечтаю дожить до времени, когда каждый претендент на властную должность, по всем ступеням, включая высочайшую, будет публично проходить через батарею фильтрующих тестов на лживость, агрессивность, трусливость, корыстность и неадекватность мышления. А пройдя фильтры и вступая в должность, подписывать клятву о непревышении личных доходов сверх средней зарплаты школьного учителя или больничного врача. Под строгим последующим общественным контролем. К – Немногие смогут пройти во власть через ваши тесты, мало кто и захочет. ВЛ – Вот и хорошо. К – И долго придется жить. Лет тысячу или миллион, если не вечность. ВЛ – Сущностная реальность, в которой мы сейчас живём, та же, в какой жили наши предки, с незапамятства, поколение за поколением, вплоть до нас и наших детей. И внуки наши, и правнуки, видимо, будут пока еще жить в этих пещерных потемках, но с просветами, верю. К – Совесть мешает? В ССОРАХ УМНЫХ НЕ БЫВАЕТ ВЛ – Не совесть мешает, а невежество совести. Неосознанное невежество и беспомощность перед неуправляемыми стихиями естества. Перед хищной, коварной, всепроникающей мощью звериного эгоизма. В том числе и внутри себя, внутри самой совести. Невооруженность знаниями, пониманиями, умениями. К – Какими? ВЛ – Человековедческими. Не только понимать себя и других, всесторонне и глубоко, но и уметь с предвидящим пониманием обращаться с собой и с другими, и с массами, и с людьми по отдельности. Иными словами – уметь работать с эгоизмами, уметь с ними жить. Со своим прежде и более всего. К – Перед эгоизмом кто только не беспомощен, если не свят... да и если свят. ВЛ – Один из примеров – жизненный путь и душевные терзания страдальца совести, моего любимого Льва Толстого. Как Чехов, по собственому признанию, всю жизнь по капле выдавливал из себя раба – стремился к внутренней свободе, – так Лев Николаевич выдавливал из себя эгоиста. И не по капле, а по здоровенным бочкам, причем бочки эти время от времени с неимоверной силой вдавливались обратно. Гениальный художник слова, страстный искатель истины, проницательнейший чтец душ и "ясновидец плоти", как его называли, потерпел жестокое поражение в собственной семье. Автор "Войны и мира" установить мир в отношениях с женой не сумел. Многолетняя война эгоизмов закончилась его бегством из дома, уходом, который стал и уходом из жизни. К – Вы полагаете, причина этому – недовыдавленный эгоизм? Из двух ссорящихся виноват кто умнее? Но мосты, как писали вы, строятся только с двух берегов. ВЛ – В ссорах умных не бывает: ссора начинается – ум кончается. А эгоизм выдавливать бесполезно. Не стоит ничего из себя выдавливать, занятие безнадёжное и небезопасное. И вдавливать ничего не надо: сколько чего в одном месте вдавится, столько в другом выдавится, и наоборот. Не выдавливать, а поумней обходиться с этим биопсихическим содержимым – с эгоизмом ближнего и со своим. Понимать, принимать, обращаться внимательно, бережно, твердо и позитивно. Как хороший детский доктор с ребенком. НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОУВАЖАТЬ ЭГОИЗМ К – Не кажется ли вам иногда, что по доброте душевной вы преувеличиваете возможности совести, даже умной совести? Ведь вы реалист, и не можете не видеть жизнь, и природный мир, и человеческий, как извечную, нескончаемую, беспощадную войну эгоизмов. Мир так устроен. Побеждает сильнейший эгоист. Или подлейший. ВЛ – По счастью, не только война, но и мирное сосуществование эгоизмов в природе есть и в человечестве, в немалых масштабах. Сотрудничество, содружество, взаимная любовь даже, и такое случается. К – Взаимная любовь эгоизмов?.. Надо обдумать. Однако рулит война, согласитесь. ВЛ – Рулить-то рулит и успешно делает жизнь адом. Война эгоизмов – это "умри ты сегодня, а я завтра". Битва за миг животного существования, жизнь рептильная, не человеческая. В планетарном масштабе в войне этой, если ее не удастся оставить в прошлом, победителей не будет, все пожрут и испепелят друг друга, человечество самоуничтожится. На то и ум, и душа с совестью, чтобы искать и находить балансы эгоизмов, другое имя им – справедливость. Чтобы жить и развивать жизнь, уважая и свой эгоизм, и эгоизмы другие. С важным уточнением: по возможности. К – Вот и я сразу подумал, что не всегда есть возможность поуважать чей-то эгоизм. Не так давно побывал в составе гуманитарной экспедиции в Африке. При переправе через большую водную магистраль пришлось отбиваться от атаки четырех крокодилов. Двух из этих милых созданий природы, при всех судорогах гуманности, пришлось лишить священного права на эгоизм. Остальные сориентировались и убитых сородичей благополучно сожрали, а нас оставили в покое. ВЛ – Грубый наглядный пример биологической невозможности эгобаланса, ситуации "кто кого". К – Обращаются ли к вам за помощью в аналогичных случаях человеческих отношений? ВЛ – Осознанных, хищных покушений человека на человека сколько угодно, и иногда мне приходится работать с их последствиями. Довольно часты и случаи разнообразных житейских взаимоотношений, включая и самые близкие, и более всего именно в них, – когда эгобаланс невозможен психологически: не совмещаются характеры, интеллекты, потребности, интересы, пути развития и многое другое, включая секс, а у одной или обеих сторон нет желания или интеллектуально-волевого ресурса что-то в себе менять. Мост эгобаланса действительно можно строить только с двух берегов, пусть даже только при огромных усилиях с одной стороны и едва заметных с другой (как бывает при общении с детьми, стариками и душевно закрытыми взрослыми), но какой-то минимум двусторонности обязателен, иначе два берега останутся разъединенными, и расстояние между ними будет расти. А главное и самое трудное поле работы психотерапевта и психолога – неосознанные столкновения эгоизмов или ложно осознанные. И не в последний черед с собою самим: внутренние конфликты. К – Могу признаться: ощущаю в себе отчетливое нежелание осознавать свой эгоизм и как-то там с ним работать на благо его же. Слово "эгоист" – обвинительное, обзывательное. И слышишь его чаще всего от тех еще эгоистов. ВЛ – Совершенно верно, слово это в массовом обиходе звучит оценочно, негативно. Поэтому я и стараюсь в общении с пациентами, хотя сам ничего обвинительного в это слово не вкладываю, не называть эгоизм эгоизмом, чтобы не производить оценочное давление. Обращаются обычно не с корневыми вопросами: "что мне делать с моим эгоизмом", "как нам быть с нашими эгоизмами", "как помочь эгоизму (ребенка, мужа, жены, родителей, своему собственному...) не быть разрушительным"... Приходят с широким спектром следствий и производных от эгоизмов чужих и собственного. Поговоришь, расспросишь и убедишься, что живет человек, или раньше жил, в семье или на работе, в ситуации эговойны, в положении защищающегося или нападающего, агрессора или жертвы. В обстановке, где кто-то кого-то не понимает, не принимает, гнобит, третирует или игнорирует, психологически напрягает, психологически насилует, психологически бьёт, жрёт, нередко взаимно... Немногим лучше таких эговойн худой эгомир – более или менее спокойная жизнь за железобетонными стенами взаимной закрытости, отчуждения, с общением функционально-ролевым, "по делу", но не душевным. У любовников, у супругов с постельным общением, а душами на замках. Совместные телодвижения одиноких эгоизмов. К – Эгоизм и одиночество – темы близкие? ВЛ – Неразделимые сиамские близнецы. КАК ПОСУДНЫЙ ШКАФ СТАЛ СТОМАТОЛОГОМ К – Когда человек обращается к вам по поводу болей, спазмов, бессонниц, несдержанности, непомерной обидчивости, гневливости, депрессий, тревог и паник, навязчивых состояний, разных зависимостей, жизненной растерянности... Всё это и еще много всякого бывает, например, у меня и упорно портит жизнь. Это тоже производные моего эгоизма? ВЛ – Всё скопом под одну гребёнку грести не стоит. В каждом случае приходится разбираться конкретно: откуда что, почему и как. Обобщенно – да, редко какая неприятность происходит с нами без участия САМОзависимости – другое имя эгоизма. К – Как бы худо ни было, начихать на своё настроение и состояние, наплевать на себя? Какими угодно усилиями взяться за любое дело, любое занятие? Легче станет? ВЛ – Да, при глубокой децентрации страдание с большой вероятностью уменьшается, а то и совсем проходит. Даже зубная боль. И головная. И душевная. Зубная может пройти почти сразу и надолго, народные знахари-гипнотизеры, мастера заговаривать зубы, издавна такой возможностью пользовались. С душевной болью сложнее, но тоже можно. Хотя бы краткое самостоятельное ее усмирение – без психотропов, без алкоголя и наркотиков, безо всякой химии, без чьей-либо помощи, своими решениями и своими силами, – великое достижение, знак возможной полной победы. К – И я много раз замечал: отвлечение от боли, от тревоги и от тоски помогает. Простое отвлечение. Музыкой, например. Хорошим фильмом. Беседой с другом. Или кому-то вдруг срочно помочь требуется, о себе забываешь... Или работа сверхсрочная. Или какое-то неожиданное известие. Даже и неприятное. ВЛ – Один знакомый, Д., рассказал мне о произошедшем с ним любопытном случае. Безумно болел зуб с вечера и всю ночь. Никакие анальгины не помогали. Начал вспухать флюс. Утром рано жена повела детей в детсад и школу, а Д. поспешал к стоматологу. Уже оделся – и вдруг со страшным треском и грохотом рухнул на кухне большой старый буфетный шкаф, наполненный посудой. Подломилась ножка у перегруженного старика, успел при падении покорёжить стол, сломать стул, а на втором полузависнуть у пола. Крутая катастрофа. Что было делать? К врачу бежать или шкаф поднимать, разбитую посуду собирать? Д. геройски выбрал второе: не хотел, чтобы жена вернулась в такой ужас. Титаническими усилиями шкаф поднял, кое-как закрепил, осколки посуды собрал и вымел. А подвиг закончив, с удивлением обнаружил, что зубной боли как не бывало, и флюс почти пропал. К врачу решил не идти, посмотреть, что дальше будет. Зубная боль не возобновилась, всё успокоилось. Через пару недель к стоматологу всё-таки пошел, проверить этот зуб. Врач нашел обычную кариесную дырочку, следы благополучно перенесенного пульпита и воспаления надкостницы, пломбу поставил, легко и спокойно. К – Как этот случай объяснить? ВЛ – Революция в стоматологии: шкафотерапия, открытие новейшего метода. И награда от высших сил за домашний подвиг. А если серьёзно – случай победного сопротивления самозависимости, успешная децентрация. К – Но ведь не всем такое даётся, далеко не всем, если такие очереди к врачам и психологам. Не у всех есть ресурс децентрации, или не все знают способы его включения? ВЛ – Чаще второе. К – Можете поделиться вашими личными способами, если не секрет? О ПОЛЬЗЕ ОСТЕРВЕНЕНИЯ ВЛ – Никакого секрета. Хочу только в который раз повторить: свои способы самоработы я никому не предписываю, не советую, просто делюсь опытом. К – Хотелось бы посмотреть. ВЛ – Ну вот что-то близкое. Способ снятия мышечных зажимов, внутреннего освобождения и тонизации. К – Ого-о... ВЛ (чуть запыхавшись) – Ну вот такая децентрация, такое избиение самозависимости. Быстро улучшает настроение, тонизирует и существенно уменьшает боль, она уже вполне терпима, а то и совсем исчезает. Уже через полторы-две минуты мениск может расщемиться. В других случаях минут через десять-двадцать легчает до возможности ходить прихрамывая, уже хорошо, ночь спокойная, на следующий день отпускает совсем. Надо только с остервенелой решительностью вломиться в трансовое состояние, бросить в него тело, как в воду, на полную свободу, наплевав на результат, на боль, на себя, и хорошо побеситься. В состоянии этом "я" уже нет, ничего нет моего. К – Ничего себе "надо только". А еще какие результаты наплевания на результат? ВЛ – Иногда философские. В Янь-сеансе такого типа, пока освобождался мениск, родилось, например, однажды вот это. Вышел из Дикопляса и написал СОТВОРЕНИЕ Homo Sapiens – Встань, Адам, поднимись, КУДА ВЫВОДИТЬ ГУЛЯТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СОБАКУ К – М-да... Ваш иньский способ мне, пожалуй, не по зубам, слуха нет. А транс остервенения и так есть, почти постоянный. Внутри, на цепи. Иногда срывается и ломает мебель. ВЛ – До боли знакомо... Если не можешь подавить восстание, возглавь его. Давно, еще в годы интенсивных занятий боксом, заметил: продвинутые спортсмены-бойцы, за редкими исключениями, в жизни люди доброжелательные, спокойные, уравновешенные, зато на ринге настоящие звери. Агрессивности, стало быть, хоть отбавляй, но под налаженным строгим контролем. По моему скромному опыту: если выводить его, этот транс остервенелости, как любимую проблемную собаку, гулять в подходящие места, в уединённые уголки лесопарка или в ванную, под душ, и там снимать ошейник, спускать с цепи – орать, ругаться как хочется, бить-колотить что безопасно (боксерская груша, подушка для битья, лучше не посуда), включая себя любимого... Ну вы поняли. Есть много способов безопасно пользоваться самоуправляемой остервенелостью – энергией агрессивности – взамен неуправляемой, то есть управляемой чем-то неконтролируемым изнутри нас, а извне запускаемой нажатиями каких-то наших красных кнопок, о которых мы редко догадываемся. Обо всем этом рассказываю в книгах ("Искусство Быть Другим", "Куда жить" и других) и буду еще рассказывать на вебинарах онлайн-практикума "ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА" ~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Продолжение следует~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ *** И кстати о вебинарах. Многие из вас, друзья, уже знают, что в августе и начале сентября прошел пятинедельный цикл из пяти видеолекций и пяти вечеров в прямом эфире с вопросами и ответами. Это был первый цикл серии "Управление неуправляемым", назывался – "Дано мне тело, что мне дать с ним" ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД Про лицо – как им владеть, как действовать на него, а им на себя, чтобы хорошо себя чувствовать и быть в нужном состоянии и настроении, и на других с той же целью и сверх того. Как с лицом обращаться, чтобы привлекательно выглядеть в любом возрасте. И как по лицу читать человека, да, и про это тоже; !!! Друзья, спешу от вашего и своего имени сердечно поблагодарить коллегу Яну Катаеву, чудесного, солнечного семейного психолога, за неоценимую помощь в создании и организации нашего онлайн-пространства, в котором мы можем общаться почти в живую, задавать всевозможные вопросы, включая сугубо личные, искать и получать ответы и вместе думать. С Яной мы уже практически вместе работаем, и вот здесь вместе думаем над некоторыми проблемами детско-родительских отношений. |
|
До скорой встречи,
|
|
автор
рассылки: Владимир Леви, каталог выпусков
|
|
Владимир ЛЕВИ |