N 10

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Театр души, или Сколько весит килограмм мыслей?
Тонопластика - композиция самочувствий 

~~~~~~~~

Здравствуйте, друзья.  По установившейся традиции и на этот раз (с разницей в сутки-двое) к Вам придут сразу два выпуска: 10 и 11. Этот выпуск - тематическое продолжение выпуска N 8 ("Сила в покое" Введение в тонопластику: мышечная релаксация").

~~~~~~

...Как вы думаете, почему так редко встретишь на улице - не только Москвы или Питера, но и Парижа, Нью-Иорка   - ясное, светлое, жизнерадостное, улыбающееся лицо? - Почему и зачем во всем мире все больше занимаются разными видами психотерапии? - Почему и зачем люди враждуют, обманывают, убивают друг друга и гробят себя самих?..

Из альманаха"Искусство Быть Собой"- 2000 (одноименная книга), фрагмент:

...Человек рождается на свет голеньким, маленьким, слабеньким; человек долго остается таким, а внутри - на всю жизнь, до конца. Мир безжалостен и агрессивен, мир хищен. Человек вынужден защищаться; человек учится обороняться и нападать, каждый по образцам других и каждый по-своему.

Все следы пережитого остаются в нас, и все превращаются в подсознательные прогнозы, в вероятностные модели будущего, в мыслеобразные готовности, выражающиеся в тонических нервномышечных напряжениях, явных и скрытых... Эти готовности и рождают будущее, эти модели его и строят.

Каждый по образцам других и каждый по-своему насторожен и забронирован, скручен и заворочен, стиснут и заколочен в себя-самого... Характер рисует себя изнутри своими преобладающими состояниями, впечатывает их в мускулы, в сухожилия, в связки и в складки кожи - и когда, наконец, изображение проступает наружу - это уже не просто характер: это дневник здоровья, превратившегося в болезнь; это история жизни и книга смерти, это судьба...

~~~~~~~~~~~

В выпуске:

1. Искусство Быть Собой + Рецепты на каждый миг

  • Оркестр самочувствия - кто дирижер?
    Любимая бровь
    Философия геморроя
    Пластический тонус и гениальность
    Зачем нужна тонопластика
    Очень сытых просим не беспокоиться

  • Композиция самочувствий Блок практических упражнений-возможностей
    1) Кистевой тест. Способ обнаружения скрытого напряжения. Тонопластика: освобождение рук.
    2) Победный марш пластилиновых человечков.
    Тонопластика: освобождение кистей рук.
    3) Антихапуга.
    Тонопластика: освобождение пальцев рук.
    4) Душа Буратино в теле Пьеро.
    Тонопластика: освобождение рук - локтевые и плечевые суставы, предплечья и плечи, рука целиком.
    5) Ласковый звон нокаута

~~~~~~~~~~

Оркестр самочувствия - кто дирижер?

~~~~~

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить,
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник,  я же и цветок.
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло...

Осип Мандельштам

~~~~~

Любимая бровь

...Еще одна маленькая иллюстрация к проблеме зажимов. Одна любимая  ученица Станиславского, очень способная, долго не могла играть в полную силу, дарование ее словно чем-то сдавливалось: при подходе к ответственным местам пыжилась, перенапрягалась, утрачивала естественность...

Невроз сцены, оценочная сверхзависимость  - случай обычный, и вот как неожиданно все разрешилось. Не помогали ни режиссерские увещевания, ни приемы тренинга - пока кто-то не заметил, что при волнении у актрисы слегка поднимается правая бровь... Коварный зажим притаился здесь!

Станиславский посоветовал ученице заняться мимическими упражнениями для расслабления мышц лица. Результат - актриса стала играть превосходно, талант раскрылся:

"...Внутреннее чувство получило свободный выход наружу, из тайников подсознания, точно его выпустили из мешка на свободу..."

На каких же тонких телесных ниточках якорятся громадные корабли нашего самочувствия! - И здания самооценок, и храмы мировоззрений...

 

Философия геморроя

Бывает, по телефонному голосу незнакомого человека с первых секунд определяю, есть ли у него геморрой. (Равно как и язва, гастрит, колит, панкреатит, гипертония-стенокардия и прочие удовольствия.) Удивляются - как?..

Нет, не с помощью ясновидения. Только слух и опыт. Геморрою обычно сопутствуют тазово-поясничные и грудобрюшные зажимы  связок и мышц , сказывающиеся и на тонусе пищевода, гортани и глотки, что придает голосу соответствующее звучание. Геморроидальные голоса часто слышатся и по радио;  а уж с экранов ТВ все  радости так и скачут...

Так называемая "телесно ориентированная психотерапия" исходит из представления, что душа и тело - одно: система, работающая на обратной связи. Все психологические проблемы, все трудности и конфликты, все комплексы и душевные дисгармонии человека обязательно находят свое телесное выражение, явное или скрытое, и само это выражение поддерживает состояние, его вызывающее. В результате проекций психических напряжений в теле могут образовываться задвижки, замки, стяжки, удавки, а порою и целые груды узлов и цепей, кольчуги и панцири... Очень многие носят в своих телах большие Зоны Зажатости, похожие на концлагеря за колючей проволокой... Зоны эти живут как бы отдельной жизнью и исповедуют собственную физиологическую философию, свою зонную идеологию, которую склонны навязывать всему организму, всему человеку-в-целом...

Основа этой идеологии, в общем, одна и та же на всех уровнях: недоверие, недоверие к жизни. Недоверие и нелюбовь... А значит, и несвобода, и постоянная напряженность. Глухая защита и слепая агрессия.

Вот молодой человек, казалось бы, приятной наружности, изрядно накачанный. Почему плечи у него чуть приподняты, шея как бы слегка вдавлена внутрь, а затылок будто боится удара сверху или откуда-то сзади?.. Почему позвоночник не то чтоб крючком, но далек от стройности?.. Потому что юноша не уверен в себе, втайне труслив и пытается это скрыть - и от окружающих, и от себя самого. Неуверенность сжимает его, стремится пригнуть, сжать в комок - а он этому сопротивляется, но бессознательно и недостаточно смело, боится себя... Пока что это только "тоническая сутулость", но позже, потом, если закрепится, начнется остеохондроз с кучей сопутствий, да и характер будет меняться, увы, не в лучшую сторону...

Вот женщина с напряженным ртом, губы слегка вперекос, с горькой складкой,  с опущенными углами... Пульсирующий зажим в челюстях и висках, застылая судорога где-то в середке лба, там уже образуется неразглаживаемая морщина... Блокированная, окаменелая тазово-поясничная область... Женщина одинока, у нее головные боли и гинекологические неприятности, она обижена на мужчин, на жизнь, на соседку, у которой любовник...

Из наблюдений - характеристики еще некоторых зажимоносцев: надбровье и лоб, переносье и веки - постоянно напряжены у людей, склонных к тревожности, мнительности, подозрительности и бесплодным тяжелым думам...

...руки в локтях, пальцы рук, готовые сомкнуться чуть что в кулаки, челюсти - в желваки, брови - в судорогу сосредоточенности, с резкой продольной морщиной или двумя-тремя сразу - зажимы, свойственные людям раздражительно-беспокойным, избыточно деятельным, холерикам; мне самому у себя эту типажность пришлось много лет разминать и разглаживать, но то и дело вылазит...

...зажимы грудных и шейно-ключичных мышц, гортано-глоточного кольца, диафрагмы - пособники низкой самооценки, неуверенности и депрессии, исполнители заиканий...

Сколько же сил душевных, сколько свободы можно затрачивать на оборону?.. Жизнь мимолетна - что ж, так и падать в гроб в судороге зажима, с философией геморроя?..

Тело - театр души. Это понятно, это воистину очевидно. Зачем, однако, ему быть лишь театром военных действий, превращающимся в развалины и пепелища?.. Те редкие душевно смелые люди, которые, пренебрегая защитами, игнорируя агрессивность и хищность мира, живут в  открытости и свободно дарят жизни лучи добра - эти трагически редкие солнечные натуры (Александр Мень был таким) показывают, что позиция обороны и нападения, зажатая напряженность как основной закон, внутренний принцип - ужасная глупость, ошибка, дьявольская ошибка, которой дьявол и пользуется, чтобы  умертвить человека заживо...

Разжаться - имеет смысл. Чтобы жить!

 

Пластический тонус и гениальность
Тонопластика = тонус + пластика.

Пластика - слово почти понятное: это форма в движении, лепка движения. А пластичность?.. А это подвижность, хорошо себя оформляющая, это разнообразная гибкость, раскрепощенность, легкость, стремительность, стройность... Энергия выразительности, красота в движении - управляемая свобода - свобода в наивозможной степени...

Пластичный Тонус, уверен, уже хотя бы частично известен вам по самым здоровым, самым симпатичным и превосходным состояниям вашей жизни. Бывает же, хоть и изредка, дразнящими проблесками, такое чудесное самочувствие и расположение духа, когда все открыто, все действует, все возможно - такой тонус...

У человека с Пластичным Тонусом мышцы быстро и легко напрягаются и так же быстро и легко освобождаются, расслабляются. Никакой угловатости, неуклюжести, никакой застойности - тело гибко, мягко-подвижно - движения целесообразные, точные, ничего натужного, все играючи. Если это бодрость, то ни в какой степени не перевозбужденная бодрость. Если покой, то ни в коей мере не вялый покой... Все тело, весь организм вместе со своим повелителем, Господом Мозгом, легко и быстро включается в энергичную деятельность - и так же быстро и легко отключается - засыпает или расслабляется до возможной степени, отдыхает...

Если хотим сравнить просто высокий тонус и тонус пластичный - сравним: собаку и кошку, вышколенного солдата и танцовщика-мима, штангиста и циркового жонглера или чемпионку по толканию ядра и чемпионку по художественной гимнастике... Идеалы-образчики, воплотившие пластичность в искусстве: в музыке Моцарт; в слове, конечно, Пушкин, а также Шекспир; в скульптуре - древние греки (а римляне уже нет); в живописи Леонардо и Рафаэль; в кино - разумеется, Чарли Чаплин...

Особо пластичный тонус присущ выдающимся характерным и комедийным актерам, а также артистам, далеко продвинувшимся в жанре пантомимы; чем более пластичен актер, тем разнообразнее и полней раскрывает свое дарование. Среди спортсменов обладатели высокопластичного тонуса добиваются, как правило, наибольших успехов.

 

Зачем нужна тонопластика

Тонопластикой я назвал выработанную мною систему жизненных действий и упражнений, развивающих и поддерживающих Общий Пластичный Тонус. Расслабление в движении, динамическая релаксация - составная часть этой системы. Тонопластика превосходно соединима с любой работой и любым видом движения: есть просто ходьба и ходьба спортивная, а возможна и тонопластическая ходьба - ТОП-ходьба - и ТОП-бег, и ТОП-танцы...

Могу признаться, что именно тонопластикой, при своей не маленькой психонагрузке и аритмичной жизни, худо-бедно держусь, не разваливаясь и не шибко мрачнея. Моя личная панацея, мое развлечение и рабочий метод. Готовлю подробное иллюстрированное руководство. Здесь - только некоторые основы и азбучные элементы - кое-какие ложки для проб из котла...

Чтобы освоить их и поддерживаться - с ощутимой прибавкой по всем жизненным показателям - достаточно заниматься по 20 минут в сутки, в любом месте, в любых условиях и в любое время (10 + 10 или четырежды пять), но ежедневно - как есть, пить, спать, чистить зубы, дышать, здороваться... Регулярно - как солнце всходит!

 

Музыка жизни

Я называю тонопластику умной гимнастикой, желая подчеркнуть, что она не относится к спорту, хотя, как сказал уже, прекрасно ему помогает, как и здоровью, физическому и душевному. Отличие принципиальное: тонопластика отвязана от своего внешнего результата - она не есть необходимое для спортсменов "овладевание" телом (разумеющее некую расщепленность, самораздел: вот это тело, а это я, и я этим телом, понимаете ли, овладеваю). Уместней подобие с музыкальным искусством: если ты музыкант, то овладеваешь музыкальными знаниями и техникой, разумением и умением, но не самой Музыкой, которая, напротив, посредством твоего обучения овладевает тобой...

Тонопластика: ты овладеваешь тонусом своих мускулов, а тобою овладевает Жизнь. Через посредство своего тела  входишь в самоединство.

При освоении тонопластических навыков, выполнении упражнений:

  • - нас интересует не результат действий, а сами действия;
  • - оценочный подход исключается: каждое свое действие и каждое состояние принимаем как опыт самоисследования;
  • - все достигается пристальным, спокойным вниманием;
  • - внимание не означает упертости, а совершенно наоборот;
  • - все делается легко, свободно, играючи;
  • - все, кроме первооснов, можно менять по-своему и развивать, искать новые способы и свои приемы развития Пластичного Тонуса;
  • - повторение пройденного никогда не бывает излишним, всегда желательно и всегда дает новый опыт - вода, в которой мы побывали, стала уже другой...

Тонопластика - это образ жизни.   Для тонопластики не бывает неподходящего времени, места и обстоятельств: нужны только мы - наше тело и наше сознание. Всегда есть чем заняться, и занятия всегда плодотворны. На переговорах, в постели, за рабочим столом, за рулем, во дворце, в тюрьме - наши мышцы и наш мозг могут работать так, а могут иначе или совсем иначе... В любой миг наше внимание может быть обращено на любой инструмент в оркестре нашего самочувствия - и если мы им научимся дирижировать - мы в порядке, нами владеет Жизнь.

 

Очень сытых просят не беспокоиться

Несколько пожеланий.

Тонопластикой хорошо заниматься во время и после общения с водой - купания (с хорошим последующим растиранием и разминкой), контрастного душа, бани. Здоровый разогрев тела (без перегрева!) - на пляже под солнышком, в умеренной сауне или просто движением, мышечной деятельностью, любой, только без переутомления - очень способствует.

Замечательно заниматься под музыку; чем она ритмичнее, и чем ритмы разнообразнее, тем лучше. (Мы, например, с четырехлетней дочкой Машей предпочитаем топаться под центральноафриканские барабаны.) Но захватистая ритмомузыка хороша как пособница и ведущая, главным образом, для интегративных тонопластических упражнений, соединяющих в себе много разных отдельных движений (типа "Скользящего Маятника", описание далее) - тех, что сами собой легко переходят в тонопластические танцы, ТОП- танцы. При проработке первоначальных навыков лучше включать как негромкий фон музыку спокойную, медитативную, или не включать ничего - слишком забойный ритм может повести себя чересчур нагло, диктаторски, и  забить внимание, которому надлежит быть точным и тонким, тонопластичным...

И наконец: как любое развитие, тонопластика лучше идет на трезвую голову и не слишком сытое брюхо, которое, как известно, к учению глухо.

 

Композиция самочувствий

Сперва погрузимся в частности: освобождение мышц отдельных частей и областей тела. Так легче будет прочувствовать, что требуется для Целого - и приблизиться уже хоть на чуть-чуть к Общему Пластичному Тонусу.

Первые погружения опишу подробно, чтобы легче было прочувствовать дух занятий; дальнейшие - более сжато: мои слова уже можно будет дополнять вашим собственным опытом и соображением.

 

1) Тонопластика: освобождение рук - кистевой тест

...Довелось мне однажды увидеть магическое, изумительное, чудесное зрелище - Театр Рук, пантомиму, где множество  пьес разнообразного содержания разыгрывалось лишь двумя руками - или четырьмя, самое большее: два актера, четыре руки, двадцать пальцев... Актеры, как в кукольном театре, скрывались за ширмой. Кисти,  пальцы и занавес, свет и тень, музыка и ничто более - но казалось, что это целый театральный ансамбль, целый мир... Эти Руки-с-большой-буквы могли показать и выразить все движения, все состояния души и все страсти - от смеха до слез,  от любви до убийства,  от самого конкретного действия (отхлебнуть чай из чашки, в затылке почесать, кошку погладить...) - до самой абстрактной мысли (героем одной из маленьких пьес был Альберт Эйнштейн). Боже мой, думал я, рука человеческая может все... это орудие Бога, но дьявол им пользуется шустрее... сколько же в нас невостребованной, спящей мертвецким   сном чудотворной свободы...
 
Как вы сейчас читаете? - сидя за столом?.. Лежа?.. Сидите в кресле?.. В любом случае: пусть предплечье одной из рук вместе с кистью свободно ляжет - на стол или на поверхность кровати, на подлокотник кресла или на ваше бедро; внутреннюю поверхность кисти - ладонь - поверните вниз, без прижатия. Пальцы слегка разъединены, но не растопырены.

С руки начинаем, потому что она самая развитая, самая свободная часть тела - с ней легче всего разговаривать. Пусть спокойно лежит рука, как лежится ей. Пусть полежит... Смотрим на кисть. Просто смотрим на свою кисть... Секунд семь...

...А теперь закрываем глаза ... Но со своей кистью остаемся в общении. Осознаем ощущения, рождаемые ее положением в пространстве и соприкосновением с опорной поверхностью...Пусть так пройдет секунд десять-двенадцать...

Открываем глаза, снова смотрим на кисть. Что-нибудь изменилось в ее положении?.. В ощущениях?..

Обратили внимание? - если не прижимаем ладонь, то срединная ее часть и линия, где сочленяются пальцевые фаланги и кистевые - оказывается слегка приподнятой -"домиком", пальцы несколько согнуты... Почему? - Потому что в плюс-тонусе мышцы-сгибатели (они находятся на предплечье).

Вроде бы кисть спокойна. Однако еще не расслаблена так, как может расслабиться. Кисть может расслабиться (замечаем - хорошие, истинные, простые слова, помогающие освободиться любой части тела и каждой мышце -  можно произносить их вслух, шепотом, или мысленно - убежденно и медленно, уверенно и спокойно, почти равнодушно...) - кисть может расслабиться, и сейчас мы  поможем ей...

Слегка прижимаем ладонь к плоскости, на которой она лежит - так, чтобы кисть стала плоской...  Не жмите сильно, прошу вас - только чуть-чуть, до такой лишь степени, чтобы ее хватило на расправление-распрямление кисти и удержание в таком положении...

Пальцы при этом, как видим, несколько разъезжаются в стороны друг от друга. Они тоже оказываются прижатыми к плоскости своей внутренней стороной и удерживаются в этом положении прибавкой тонуса своих мышц-разгибателей, отчасти же за счет собственного веса и силы трения...

Подержим ладонь так секунд семь, глядя на нее...  Опять закрываем глаза... И еще секунд семь-десять осознаe:м изменение ощущений в сравнении с прежним, первоначальным положением...

...А теперь - не открывая глаз - просто отпустим кисть: перестаe:м прижимать ладонь к плоскости, оставляем свободной... совсем свободной... Считаем, что нам хватит для этого четырех секунд: раз... два... три... четыре... Открываем глаза.

Проверяем, что получилось - смотрим на кисть. Ага! - вот и способ обнаружения внутреннего напряжения! - Если кисть полностью вернулась в первоначальное положение(или даже сделалась еще более "домиком") - значит, она ничуть не расслабилась: вы слишком напряжены. Скорее всего, чем-то обеспокоены или угнетены; может быть, ждете чего-то важного и не в состоянии от этого отключиться... Если кисть полностью осталась прижатой, плоской - тоже слишком напряжены, причем напряжение это может относиться к самим нашим занятиям - как многие новички, чрезмерно усердствуете и еще не научились себя отпускать и переключаться; возможно, у вас повышенная внушаемость без достаточной критики... (Или, может быть, просто слишком влажны ладони, пот липкий, что тоже свидетельствует о лишних внутренних напряжениях, которые стоит убрать)

Этот простой тест я часто использую, преподавая азы тонопластики, а также перед началом психотерапевтических гипносеансов.

Кисть, поверившая свободе и принявшая возможность расслабиться, становится мягкой, чуткой, послушной - но отнюдь не безвольной. Большой палец свободно лежит на плоскости,  ладонь с четырьмя остальными пальцами - тоже, но не прижата плотно (кроме концов пальцев, "подушечек", на которые они опираются ), а совсем чуть-чуть, по очень широкой дуге, приподнята. Положение, лишь слегка изменившееся в направлении первоначального "домиком", но не достигшее его - и чем расслабленнее рука, тем более не достигшее...
Это означает, что соотношение тонуса сгибателей и разгибателей изменилось в пользу последних, и общий тонус всей кисти (да и руки всей  и всего тела отчасти...) стал более управляемым, сделал первый шажок к пластичности.

(Встречается изредка, чаще у женщин, тип кисти, изначально расслабленный, атонический ; такая слабая, непластично-вялая кисть, с малоразвитым мышечно-связочным аппаратом,  может лежать совершенно плоско; но это не показатель общего тонуса.)

...Если сейчас же повторить все вышеописанное - с этой же или с другою кистью - ручаюсь, разница между первоначальным положением и расслабленно-отпущенным - возрастет. Хотя бы чуть-чуть...

Это и есть то, что нам нужно!

 

2) Победный марш пластилиновых человечков

Продолжаем заниматься освобождением рук.

В исходном положении том же, что выше, - кисть слегка приподнимем - отпустим свободно, расслабленно... Ощущение расслабления закрепим - повторим еще и еще... То же самое с другой кистью... Попеременно и вместе... С открытыми глазами... С закрытыми...

(NB!- Этот вариативный прием - глаза закрывать-открывать - стоит присоединять ко всем тонопластическим упражнениям: вводя нас как бы в другое измерение, исключение зрения помогает ускоренно развивать "мышечное чувство". При открытых глазах мы соотносимся с внешним миром, а при закрытых - со своим внутренним, с самими собой...)

Мягко поперекатываем кисти вместе с предплечьями справа-налево, слева-направо...

Предплечье и кисть свободно лежат на столе или на подлокотнике. Сгибая лучезапястный сустав и не приподнимая кисть, медленно поворачиваем ее вправо -  почти до отказа, но не совсем - затем отпускаем свободно - и смотрим (при закрытых глазах только чувствуем), как она сама медленно "отъезжает" обратно, приближаясь к прежнему положению... То же самое - влево... Еще... Обеими кистями попеременно и вместе...

Сидя на стуле или в кресле, ноги слегка расставлены, предплечья на бедрах, кисти на коленях. Поворачиваем кисти обеих рук - сперва обе вместе, потом попеременно - ладонями вверх ("просим милостыню") - отпускаем свободно... При этом замечаем, что кисти сами собой расслабленно съезжают внутрь, в пространство между коленами...
Теперь в этом пространстве, оставляя предплечья недвижными, повращаем-поболтаем обеими кистями во все стороны, и туда, и сюда - чтобы почувствовать их полную расслабленность и максимальную свободу в лучезапястных суставах.

Сидя за столом или в кресле с подлокотниками. Ставим предплечье вертикально на локоть; кисть тоже вертикально, вытянутыми разогнутыми пальцами - вверх: рука ученика, желающего отвечать.

Снова смотрим на кисть руки. Все внимание кисти, одной кисти... Она сейчас немного напряжена...

А теперь -  расслабляем лучезапястный сустав и пальцы - кисть опускается, пальцы освобождаются от вытягивания и слегка сгибаются... Предплечье на месте, стоит себе столбиком - только кисть пускай падает как ей упадется, опускается как опустится...

Еще раз... Повторяем не менее семи раз...

Теперь, оставляя предплечье в том же положении, покачаем кистью на весу, с упором на локоть, покручивая запястье туда-сюда, слегка поднимая и отпуская... Как будто под ветерком колышется... И еще чуть-чуть... Пусть мягчает, как нагреваемый пластилин... Легко, безусильно   расслабим кисть - так, чтобы она висела при отпускании как поникший лист... как надломленная ветка, как плеть... Сравнения неважнецкие, признаю, а с чем бы еще покрасивше сравнить, что висит-болтается?..

Правой позанимались... Теперь левой. (Для левшей последовательность обратная.) А теперь обе вместе... Попеременно и вместе...

 

Цветок Свободы

На первое двадцатиминутное занятие  того, что уже описано - вполне хватит, да и, пожалуй, на пяток следующих.Тише едешь - дальше будешь... При хорошем освобождении кистей-запястий сможем почувствовать, что и предплечья, и локти, и плечевые суставы становятся поэластичнее-посвободнее...

Будем особо бережны к ощущению нарастающего освобождения. Возьмем долговременный прицел - поселить это ощущение в памяти мозга, в памяти тела, в памяти каждой части и точки тела, каждой его клеточки, каждого нерва и мышечного волоконца... Проясним и освоим разницу между небольшим напряжением и небольшим (сперва) расслаблением... Эту разницу нам предстоит увеличить, ВЫРАСТИТЬ КАК ЦВЕТОК - не за счет большего напряжения, а именно за счет полноты управляемого расслабления...

Величиной этой разницы и измеряется Внутренняя Свобода - в ее телесном, физиологическом выражении.

С каждым занятием тонопластикой растет то, что Шульц называл "мышечным чувством", а Станиславский, обращаясь к актерам - "мышечным контролером", с требованием "внедрить его в свою физичскую природу, сделать второй натурой". (У меня на  слово "контролер" с детских лет транспортная  аллергия,  поэтому заменяю его Дирижером. Но мало и Дирижера - требуется Композитор!.. )

А дальше - если мы будем наращивать мышечную свободу лишь  ради радости самооткрытия, отставив упертость в "практический результат" - появится навык управляемого переходящего расслабления: с места на место, с мышцы на мышцу, в любой последовательности и охвате. Возрастет быстрота освобождения каждой мышцы и скорость переключения - смены напряжения на расслабление и обратно.  Это и есть владение собой в самом конкретном значении:  тело превращается в то, чем становятся руки виртуозного пианиста, - в превосходного исполнителя Музыки Жизни,  а мы  - в композиторов своих самочувствий...

 

Антихапуга

Вопрос на засыпку: зачем многие, огорчаясь, нервничая или начиная истерику, принимаются непроизвольно  "ломать пальцы",   зверски и судорожно их разминать?.. Почему и зачем, выражая предвкушение или торжество победы, мы потираем руки со знаменитым ленинским   "тээк-с!" - ладонь о ладонь?..

 

3) Тонопластика: освбождение пальцев рук

Занимаемся теперь с пальцами, только с пальцами. Лежа или сидя, можно и на ходу или пританцовывая... Каждый палец каждой руки расслабим до восковой мягкости, чтобы каждый сустав был  свободен, каждая связка, каждое сухожилие, каждый мускул - освободились, расслабились...

Установка все та же: пальцы могут расслабиться, каждый палец может расслабиться, палец, вот этот палец - может расслабиться...

Начинаем - с указательного и большого ведущей руки. Отведем их друг от дружки, чуть разогнув - и...
...отпустим... отпустим... пусть сами расслабляются... сами...

...Ага: трудновато - пальцы сами собой скрючиваются опять в хватку, не хотят слушаться. Если только вы не пианист-виртуоз в полной форме, пальцы ваши, скорее всего, находятся в застоялом тонусе полусжатия- полусгибания, в готовности что-то или кого-то схватить, удержать...А мы к ним обращаемся с просьбой раскрыться - отдать, отдаться...  Не с требованием, только с просьбой, но все равно - поначалу тупо сопротивляются!..

...Трудно, да?.. (Я называю иногда это упражнение "Антихапуга"). Не возбраняется для начала помочь себе другою рукой - прибегнуть к легкому самомассажу: размять непослушную пятерню, помассировать каждый палец в отдельности, все суставы мягко расшевелить, мышцы предплечья до локтя - тоже... Пройтись кончиками пальцев помогающей руки вдоль пальцевых сухожилий, с наружной стороны ладони и с внутренней - очень способствует...

...Убедились?..

Меняем руки ролями, продолжим...

(В дальнейшем будем все же  стремиться к преимущественно безмассажному освобождению - тренировать расслабление чисто психическим, волевым действием !)

...Ну вот, наконец, пальцы стали относительно мягкими, посвободнели, кстати и разогрелись... Прошу хорошо заметить и изменение общего тонуса и настроения... В следующих подходах соединим в одно действие освобождение кистей-запястьев с освобождением пальцев. Научимся пальцы освобождать, поодиночке и вместе -  сразу же убедимся, как возросла их подвижность, ловкость, сметливость, координированность. Одной рукой без другой открыть  спичечный коробок и зажечь спичку будет раз дунуть...

Могу вам пообещать, что через свои пальцы, своими собственными руками плюс голова, вы в дальнейшем научитесь себя  успокаивать, взбадривать, собирать, прояснять, готовиться к трудностям и к борьбе, к душевному и умственому напряжению, к решениям сложных задач - равно как   и к отдыху,  к наслаждениям... (См. выше вопрос на засыпку, это ответ.) Рука человеческая - орудие не только хватания, но и мышления, и не только работы, но и любви...

Когда один палец наращивает степень своей свободы на одно измерение - высвобождается, как говорит мой небезызвестный   коллега Кстонов, около одного килограмма мыслей.

 

Душа Буратино в теле Пьеро

Пошли дальше, продолжим неработать руками. Помним такую тряпичную трагикомичную куклу из "Буратино" - Пьеро, по-русски Петрушка?.. Какие руки у него, рукава-руки?.. Вспомним сейчас...

 

4) Тонопластика: освобождение рук - локтевые и плечевые суставы, предплечья и плечи, рука целиком.

Сидя или лежа. Плечи свободны. Двигается предплечье - сгибаем руку в локте под прямым углом. Чуть подержим так - и отпустим в свободное падение - пускай падает лишь под действием собственной тяжести... Еще раз...Еще...Обозначим разницу между напряжением при сгибании и расслаблением при отпускании...

Попеременно - справа и слева... Одновременно обе... В соединении с расслаблением кистей и пальцев...

Лежа: надавим всею лежащей рукой на поверхность койки или на коврик. Подержим так, в напряжении, секунд пять... А теперь отпустим... совсем отпустим... Еще...Обозначим разницу между напряжением и расслаблением... Увеличим ее повторами... Чередуя руки... Одновременно...

Лежа на кровати или диване (или глубоко сидя в кресле с большими подлокотниками) - поместим лежащую руку на самый край, чтобы она оказалась большей своей частью на весу (рис.) - и прижмем, не давая упасть... А теперь отпустим, пускай падает вниз, пусть свисает, как иногда свешивается в вагоне рука глубоко спящего пассажира... Пусть повисит... Еще раз, еще... То же самое с другою рукой...

Стоя, сидя, лежа, шагая или приплясывая ( все эти возможности хорошо бы не просто опробовать, но изучить, обследовать, обсмаковать...) - поднимем прямую руку целиком вверх - вертикально. Подержим секунды три - и - отпустим свободно вниз, пускай падает, как тряпичная... Нет-нет-нет, бросать резко не надо! - мы ведь не вытряхиваем из руки пыль, а просто даем ей свободу!..

Еще раз: поднять вверх - отпустить, дать упасть... Еще и еще... Чередуя... А теперь обе вместе... В последовательном и одновременном сочетании с освобождением пальцев, кистей, запястий, предплечий...

Сидя, стоя, шагая, танцуя - размахиваем, разбалтываем, раскачиваем расслабленные руки, как маятники, туда и сюда, во всех направлениях, то увеличивая, то уменьшая амплитуду качаний, то сразу, как под порывом ветра, то постепенно, давая то раскачаться, то успокоиться...

Хорошо расслабленные руки свободно качаются и болтаются - вот-вот-вот... и туда-себе, и сюда-себе - как тряпичные, как рукава-руки Пьеро, но живехонькие и готовые к действиям!..

 

Ласковый звон нокаута

Занимаясь в свое время боксом, я испытал силу собственных рук, освобожденных от напряжения - силу свободы, знающей, что ей делать... Всегда ненавидел  драку - но в мире, как заметил Юз Алешковский,  слишком много тел на душу населения. И пока существует ринг, наличествует и необходимость доказывать неодушевленным телам превосходство духа - доказывать на  языке, который им внятен.
Боксеры, как мы обычно видим, скачут друг перед дружкой, держа обе руки согнуто-напряженно на уровне своей челюсти, поближе- подальше... Но самые искусные мастера, самые мыслящие и уверенные держат руки иначе - точнее, не держат вовсе, руки у них танцуют. И великий Николай Королев, и грандиозный Мохаммед Али, и гениально пластичный Владимир Енгибарян, и превосходный казах Велингтон Баранников - все они жили на ринге в состоянии Пластичного Тонуса - с руками свободными, а иной раз, на вызов сопернику, и вовсе отпущенными, упавшими вниз - но заряженными взрывной мощью... Чем мускул свободнее, чем суставы расслабленнее - тем резче удар, - и не  столько сама рука, сколько единый выстрел всей нервномышечной батареи, всей мозготелесной мощи  посылает кулак, как управляемый   снаряд, точно в цель...

Записался в памяти, как в кино, один фантастический бой Владимира Енгибаряна. Соперник его был на голову  выше ростом, мышечно значительно  мощнее и тяжелее. Атаковал яростно, пер как танк. Весь первый раунд на Владимира сыпался град ударов, но... ни один не попал, не задел - все просвистели мимо, по воздуху!.. Енгибарян, меж тем, с опущенными вертикально руками как бы нехотя переминался возле соперника, даже не глядя ему в глаза,  слегка двигая телом   вправо-влево-вперед-назад, в непостижимом гипнотическом ритме, словно змея перед факиром... Эта игра реакции, похожая на издевательство, зримо доказывала превосходство нервов над тупой силой, предвидения над напором. Всего  пару раз, уже перед гонгом, как бы  предупреждая, змея показала факиру, что она может сделать - левая рука, а потом правая, с мягкой стремительностью выбросившись вперед,  приласкали челюсть   соперника -  не ударили, а лишь обозначились...

Гонг. Во втором раунде та же картина. Енгибарян не наносит ударов, не поднимает рук, мнется и пританцовывает,  подставляется и отклоняется, не уходя ни на сантиметр лишку, сохраняя всю ту   же дразнящую близость дистанции, иногда рассеянно поглядывает по сторонам, слегка улыбается... Соперник, явно зверея, прет в ближний - вот, кажется, наконец, один из его мощных ударов проходит... Но что такое?!..Факир был пьян?.. Почему он вдруг падает как мешок с костями, со звоном стукаясь головой об пол, и уже не встает?.. Владимир Енгибарян за весь бой  провел лишь один удар - свой коронный хук левой. Змея жалит один раз...

Не хотелось бы, однако, завершать  нашу беседу   на мордобойной ноте. Тело - театр души, мы сказали, и ненадолго расставаясь, хочу напомнить вам руки Чаплина, руки Марселя Марсо, руки Майи Плисецкой... Не могу не вспомнить и еще одного рукоговорящего человека... Держу пари, вы удивитесь, услыхав  это имя. Гарри Каспаров. Однажды  я видел его с расстояния метров двух - он выступал в московском  Доме литераторов перед писателями, рассказывал долго и горячо об истории своего восхождения на шахматный трон, отвечал на кучу вопросов... А я почти не слушал его слова, я был заворожен его потрясающей жестикуляцией. Руки Каспарова не просто иллюстрировали его речь, не  просто аккомпанировали - они вели  собственное повествование, свою партию - шахматную и музыкальную одновременно - они двигались с красотой дирижерских рук -  рисовали   отношения, связи, идеи,   лепили пространство и время - они жили, переживали и вопрошали, они  мыслили... Человек со столь высочайше организованной свободой своих рук, - спрашивал я себя, -  и внутри, там, в извилинах, надо полагать, так же свободен и так же организован?.. И успех в шахматах, может быть, только  побочный  результат этого феноменального Пластичного Тонуса?..

~~~~~~~ ~~~~~~~~~

Всего светлого и до встреч!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач

mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru

Rambler's Top100 Rambler's Top100