Владимир
ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг |
N 52 |
|||||||
Почему психологи ковыряют в носу,
а психиатры не чистят зубы?.. |
от 09.09.02 |
|||||||
Почему психологи ковыряют в носу, это понятно. А вот почему психиатры зубы не чистят?.. Потому что их у них нету? Ну, это тема другой рассылки. Хотя кое-что уже намечается во второй части этой... Сегодня, друзья, продолжаю, как обещал в прошлой рассылке, тему "Дети и взрослые". Отрывки из обновляемого "Нестандартного ребенка". Речь о том, как отношения "Взрослый - Ребенок" выводить из состояния безнадежной войны слеподействующих манипуляций и приводить к миру свободного взаимораскрытия и любви. 1. Объект Мама с точки зрения Хама, пока малолетнего... 2. Объект Зомби, мины и бомбы:
|
||||||||
1. Объект Мама с точки зрения Хама
|
НЕ | здороваются умываются чистят зубы читают книги занимаются спортом, музыкой, языком... учатся работают женятся лечатся живут |
только потому, что их к этому понуждали |
И приблизительно столько же тех, которые
сосут палец грызут ногти ковыряют в носу курят пьют бездельничают матерятся шляются воруют и прочая , прочая, прочая... (подставьте любое нежелательное действие) |
лишь потому, что их заставляли не делать этого |
Всегда ли так? Нет, не всегда, но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.
Попытаемся разобраться.
Вы убеждены - я убежден - мы убеждены, мы твердо знаем, нет никаких сомнений в том, что нашему ребенку
надо | хорошо и вовремя кушать учиться на пятерки заниматься спортом, следить за здоровьем быть честным, ответственным, аккуратным быть добрым быть смелым, уметь за себя постоять... закончить, поступить, сдать, выполнить, получить... добиться... достичь... (подставьте любое действие, привычку, состояние, стремление, цель, программу) |
Мы совершенно правы. И вот мы начинаем:
приказывать,
требовать,
добиваться,
а также:
убеждать,
уговаривать,
напоминать,
а также:
советовать,
подсказывать,
высказывать свои мнения, пожелания и предложения,
обещать и брать обещания,
а также:
ворчать, скрипеть, нудеть, зудеть, давать ценные указания, капать на мозги, пилить, мотать душу (нужное подчеркнуть) - короче:
ВНУШАТЬ
С той или иной окраской и интенсивностью, с теми или другими нюансами, но внушать. С той степенью на-ив-но-сти, при которой
сам Факт Внушения незамеченным не остается!
Вы ждете объяснения, почему же ничего не получается или получается торобоаН? На то есть, по меньшей мере, три основные причины.
Во-первых, сам Факт Внушения, пусть даже в форме деликатнейшего предложения или намека. Ребенок не знает слова "внушение", но его подсознание моментально раскусывает, в чем дело. Моментально и очень рано, а именно с первого же замеченного повторения: слова, интонации, жеста, выражения глаз... "Ага, от меня опять что-то требуется... Опять мной хотят как-то крутить-вертеть-управлять, опять учат чему-то, что-то вымучивают..."
Сработает антивнушаемость. (Особенно если дело происходит в один из периодов упрямства, когда и наша воспитательская наивность достигает своего апогея.)
Во-вторых, то, что внушение производим мы - именно мы - именно вы - именно я. Персональная аллергия.
Вы, наверное, как и я, не раз замечали такую обидную странность: даришь ребенку, например, книжку, отличную, редкую, крайне интересную, крайне полезную:
- Это тебе интересно, обязательно прочитай.
- Ага, спасибо. Прочту.
Не читает.
- Ну как, прочел?
- Нет еще. Не успел. Прочту. Обязательно.
Не читает. Собирается, честно собирается. Но вот поди ж ты... Любую мусолит ерунду, только не это. И всего обидней, пожалуй, что та же книжка, небрежно рекомендованная каким-нибудь Генкой как "ничего", будет вылистана от корки до корки!..
Никуда не денешься: для своего ребенка я есть по факту Главный Внушатель. Более чем вероятно, что именно на меня у него уже выработалась обостренная антивнушаемость, родственная аллергии...
Вовсе не обязательно в виде открытого сопротивления, нет, со всем соглашается, понимает, честно старается - и... Честно забывает, честно срывается, честно преодолевает тошноту...
Наконец, в-третьих, важнейшее: КАК мы внушаем. Контекст - скрытое содержание...
Мы наивно убеждены, что слова, говоримые ребенку (великовозрастному включительно), воспринимаются им в том значении, которое имеют для нас.
Но мы не слышим песни своего подсознания, музыки, далеко не всегда сладкозвучной, в которую преобразует наши слова подсознание ребенка.
АХ, как ты слаб и незрел, как же ты мал и глуп!
ОХ, как же ты ленив и неаккуратен, забывчив, необязателен, безответствен и непорядочен!
УХ, ничего ты собою не представляешь!
ЭХ, до полноценного человека тебе еще далеко!
ЭЙ, ты зависим от меня, у тебя не может быть своего мнения и своих решений, я тобой управляю, безвольная ты скотинка!
ФУ, какая же ты все-таки непроходимая бестолочь! ТРАМ-ТАРАРАМ...
- Что за ерунда, что за чушь? - скажете. Ничего подобного нет и в мыслях!.. Правильно, ничего подобного. (Допустим, что ничего подобного.) Но так получается при нашем безвариантном поведении. Так выходит, когда мы не слушаем себя слухом Ребенка. Когда не смотрим его глазами, не чувствуем его чувствами...
Так самое необходимое - и высокое, и прекрасное! - мы связываем для ребенка с адом: с чувством собственной неполноценности и вины, с тревогой и злостью, со скукой и безлюбовностью. Так в зародыше убиваем и страсть к истине, и потребность в самоусовершенствовании.
Инерция стереотипов - инерция подражания, в том числе и себе самим. Инерция тупости и нетворческого состояния, чему способствует, в свою очередь, немало причин...
Одна мама, не очень молодая, педагог по образованию, обратилась ко мне с жалобой, что ее ребенок не стелет свою постель. "Как это не стелет?" - "Не убирает. Встает и уходит. Сколько ни уговаривай, ни стыди". Я поинтересовался, сколько малышу лет. "Двадцать восемь. Уже три года женат". - "Вот как... А жена как же?.." - "Ну, жена... Я в их дела не вмешиваюсь". - "Понятно". - "Как ни зайдешь к ним в комнату..." - "Ясно, ясно. И что
же, он так за всю жизнь ни разу не застелил за собой постель?" - "Стелил, почему же. До восемнадцати лет. Был приучен. А как в институт поступил - все, ни в какую". - "А в армии отслужил?" - "Да, и заправлял койку как положено, а вернулся - опять все то же. Может быть, это какой-то симптом?.."
Выяснилось: мальчик рос послушным, с короткими вспышками упрямства, энергично гасившимися; был мечтателен, не без самолюбия - в общем, все довольно благополучно. Перестал убирать за собой постель после того, как поступил не в тот институт, в какой собирался, а в который уговорили и помогли...
- Не упрекал ли вас, что не дали встать на свой путь?
- Никогда. Наоборот, говорил, что нравится, что все хорошо, правильно.
- Ну, теперь все понятно.
- Как-как, доктор?!
- Ничего страшного. После того как он сдался вам, ему нужно было хоть чем-нибудь поддержать свою самость. Неубиранием постели его детское "я", или подсознание, это почти одно, и доказывает себе, что все-таки может не делать того, что НАДО.
Мамаша из упертых, понятно. А ребятеночек из удобных, из тех самых, у кого душа настежь, из зомбанутеньких...
...Я узнаю их по глазам - и детей, и взрослых - по особому, чудному, милому и немножко собачьему выражению... Подчиняется без малейших трений, лепится как воск. Угадывает твое желание с полуслова, настроение - с полужеста, почти телепат... Любит слушаться, следовать указаниям, примеру, авторитету. Развивается как направляют, даже превосходя ожидания...
У каждого свои пути и свои путы. Но у такого судьба особенно зависит от того, кому он поверит, кого полюбит, кому и чему отдаст душу.
Я вижу таких и среди подкаблучников и функционеров, и среди опустившихся алкоголиков, и в палатах для душевнобольных...
Схема событий одна и та же, сюжет одинаков: с раннего детства от него добиваются всего, кроме внутренней независимости.
Им управляют - он поддается; чем более управляют, тем более поддается; чем более поддается, тем более управляют...
Обе стороны, втянутые в этот круг, не замечают опасной односторонности: непрерывного упражнения внушаемости.
Новые круги отношений, новые требования и соблазны, новые люди... С чем он встречает все это? Все с той же внушаемостью.
И вдруг оказывается, что у человека нет самости, нет Самого Себя.
Во всем разуверился, разочаровался, изолгался, пошел по наклонной, спился, утратил смысл жизни, человеческий облик...
Все это он, бывший удобный - такой хороший, такой внушаемый...
То, что называют в быту бесхарактерностью, бесхребетностью - только один из обликов этой трагедии.
Чем больше воздействия и влияния - тем меньше знает воспитывающий своего воспитанника - и тем меньше сам воспитуемый знает себя. Наш удобный внушаемый человечек может иметь облик чрезвычайно волевого, целеустремленного гражданина, неуклонно выполняющего намеченную программу. Способный и образцовый, успешный и несгибаемый - все прекрасно. Беда только в том, что это не его программа, не его целеустремленность, не его воля. Так стихоманы не ведают, что пишут пародии. Так человек в гипнотрансе не знает, что разум его спит, а душа околдована...
"Каждый день и всю жизнь задаю тебе один и тот же неслышимый безмолвный вопрос: Ты хочешь, чтобы я был таким, как надо, и только таким?.. Ты воспитываешь меня, формируешь?.. Я иду тебе навстречу. Я изо всех сил стараюсь подогнать свой образ к тому, который для тебя желателен, да, но и только... Тебе нужно, чтобы я был здоров, хорошо себя вел, хорошо учился, и только? Пожалуйста, по возможности... Но вся остальная моя жизнь, не укладывающаяся в прокрустово ложе твоих требований и ожиданий, весь мой огромный мир, полный тревог и надежд, ужасов и соблазнов - куда мне с ним деться?.."
~~~~
...Как прерванное свидание - хотел бы продолжить, друзья, но рассылка - только рассылка, ограниченная объемом - не книга, в которой гораздо больше... Да, кстати: уже открылась осенняя подписка на книгу-альманах "Искусство Быть Собой - Конкретная Психология", выпуск № 6, где и "Нестандартный Ребенок", и другие мои книги, статьи, интервью, переписка - короче говоря, весь Леви печатается в самом полном объеме, в наилучшей последовательности и сочетаниях... Все очень просто: проходя мимо любого почтового отделения, загляните в каталог Роспечати "Газеты. Журналы". Поиск по алфавиту на букву "И" (подробно - на сайте). Этот шестой выпуск выйдет весной. А выпуск № 5 получите в декабре, который уже не за горами.
Всего светлого!
автор
рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru
каталог
выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php
Владимир
ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг
N 52
от 09.09.02