Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 62

Интуиция - божий дар или яичница?..

от 14.03.03

 

Здравствуйте, друзья. Два великих отечественных половых праздника, февральский и мартовский, нашими рассылками на сей раз не означились - вместо того нес ударную вахту на службе взаимодействия обоих полов: финиширую книгу "Семейные войны", которых, кажется, получается целых две, и все равно никому много не покажется. Сегодня, пожалуй, от половодья этой тематики слегка отвлечемся, хотя и не совсем...

Две свежих беседы: первая - с корреспондентом журнала "Shape" Александром Самышкиным, вторая - с корреспондентом "Московских новостей" Галиной Тумаркиной.

1. Интуиция - божий дар или яичница?..
- интуиция: шестое чувство, возможность предвидеть исход события или ангел хранитель?
- каждый ли человек обладает интуицией? Почему интуицию называют женским даром?
- как развивать свою интуицию?

2. Когда дом станет школой, а школа домом...
о домашнем обучении и воспитании детей
- школа: социализация или инвалидизация?
- что нужно родителю, чтобы учить ребенка у себя дома?

 

1. Интуиция - божий дар или яичница?..


    - Владимир Львович, что такое по-вашему интуиция: шестое чувство, возможность предвидеть исход события или, возможно, ангел хранитель?

     ВЛ - Был проделан несколько лет назад в США такой опыт. Одной женщине-медиуму, "ведьме", известной своими физиономическими способностями, было предложено 44 стандартных следственных фотснимка в фас. Было заранее известно, что половина из людей, изображенных на снимках, совершила тяжкие преступления - насилия, убийства, грабежи и т.п., а остальные только подозревались в этих преступлениях, но невиновны.
     На снимках специально фиксировалось нейтральное выражение лица и подобраны были только те персонажи, у которых не было так называемого "преступного физиотипажа" - внешних признаков особой жестокости, скотства, разнузданности... Майка Тайсона не показывали, нет, обычные лица.
     На каждый фотоснимок "ведьма" смотрела не долее 5 секунд, после чего сразу давала ответ: да или нет, преступник или невиновен. Результат: 21 точное угадывание из 22 возможных. Объяснить, почему, по ее утверждению, этот человек преступник, а не тот, женщина не могла, ответ один: "чувствую". А в том единственном случае, когда ведунья ошиблась, оказалось потом, что человек все-таки преступник, но совершил не то преступление, в котором был обвинен, а другое!..
     Вот и пример работы интуиции в чистом виде. Интуиция - это когда человек знает или умеет что-то, но не знает, почему и как он это знает или умеет. Безотчетная работа подсознания, являющаяся сознанию в виде готового результата.
     Понять, как происходит эта работа, задним числом иногда можно. В том опыте, о котором я рассказал, после получения результатов был проведен микроанализ фотоснимков и установлены различия между виновными и невиновными. Главное различие было в зрачках: у подавляющего большинства совершивших преступление зрачки были чуть шире. У тех же немногих, у кого зрачки не "сигналили", обнаруживались другие микропризнаки внутреннего напряжения и тайной раздвоенности: слегка непрямое направление взгляда, небольшая мимическая асимметрия, акцентированное сжатие челюстей и т.п. Сама женщина-медиум, разумеется, обо всей этой "алгебре гармонии" понятия не имела.
     Как все человеческое, интуиция многоуровнева, многоприродна: одно дело интуиция футболиста или водителя автомашины, другое - политика, третье - врача, четвертое - музыканта, пятое - математика. Я знаю человека, который непонятным для себя образом способен открыть почти любой дверной замок без ключей - пропадает талант домушника, пошел по иной части... Даже чтобы хорошо приготовить яичницу, нужна интуиция, и у одних она есть на это дело, а у других нет.
В высшей степени интуитивно живут маленькие дети, и недаром сказано, что "устами младенца глаголет истина"...
Интуиция и предвидение, конечно, теснейше взаимосвязаны. Предсказательные способности высшего класса, такие, например, какие были у Нострадамуса или у великой ясновидицы и пророчицы Ванги, почти стопроцентно спонтанны, интуитивны. Да и мелкие бытовые прозрения, как правило, безотчетны и для самого человека необъяснимы. Моя жена, к примеру, недавно резко проснулась среди ночи, подбежала к книжной полке возле шкафчика, где живет наш любимый хомячок, и подставила ладони... На них упал хомячок, которого уже была готова сцапать караулившая кошка. Оказалось, хомячок ночью вылез из клетки и отправился в роковое путешествие, но Наташина интуиция (или не знаю что) успела предотвратить неприятность.
     Что же до ангелов-хранителей, то возможно, и какие-то такие сущности в своем измерении действуют и влияют на решения и поступки, кажущиеся нам нашими собственными. Когда узнаешь о таких людях, как мой друг Л., всю жизнь необъяснимым чутьем уходивший в последний миг от множества смертельных опасностей (три раза в последний миг отказывался от билетов на разбивавшиеся самолеты, множество раз мог попасть в автомобильные катастрофы, но не попадал...), поневоле поверишь в мистическое покровительство.
     Но никто этих наших потусторонних покровителей наяву никогда не видел - разве только во сне, и как правило, это ушедшие из жизни любящие родные и близкие, некоторым они иногда являются и предупреждают о грозящих опасностях или роковых жизненных шагах, могут даже подсказать какие-то конкретные действия... Я допускаю, что иномирное существо - чья-то невидимая душа - может иметь влияние на жизнь человека, оберегать его от худшего и вести к лучшему. Но тогда приходится допускать и возможность обратного. У иных "ангелы-хранители" заслуживают вечной казни в аду кромешном...

  - Есть ли в мозге человека место, которое отвечает за интуицию?

     - Интуиция - это работа Целого, души и тела, вместе взятых. Считается, правда, что интуицией в основном "заведует" у правшей правое, а у левшей левое полушарие мозга. На это мнение есть основания, потому что одно полушарие занято у нас более анализом, а другое - синтезом информации, и вот это синтезирующее полушарие как раз и служит для интуиции "маховиком". Но все равно, разве можно сказать, что теория относительности Эйнштейна или периодическая таблица Менделеева - эти бессмертные шедевры интуитивного мышления, великие инсайты, озарения Истиной - созданы одним полушарием мозга без участия другого?

    - Каждый ли человек обладает интуицией? Почему интуицию называют женским даром?

     - Интуицией обладает каждый, но каждый преимущественно в своей области и в своих масштабах: один в охоте, другой в шахматах, третий в торговле, четвертый в любви, пятый в живописи, шестой в языках, седьмой в медицине, восьмой в следственной работе - тот самый "нюх", "чутье"... То, в чем человек наиболее интуитивен, в том и наиболее одарен.
     Считалось раньше, что женщины в большинстве менее логичны и рациональны и более эмоциональны и интуитивны, чем мужчины. По-природному это верно, и касается, в основном, обычных житейских ситуаций, а также важнейшей для человека сферы личных, эмоциональных отношений. Женщина самою Природой создана интуитивным психологом, и знаменитая материнская интуиция - величайший дар, выработанный тысячелетиями борьбы человечества за жизнь на земле... Но в наше извращенное время в мире появилась, вместе с легионами мужчин-инфантилов, не умеющих мыслить логично, огромная армия женщин, у которых рассудочный ум природную интуицию придушил, задавил. Многие из таких оказываются у меня на приеме...

   - Возможно ли развить интуицию? Как? Есть ли для этого какие-то упражнения?

     - Все интуитивные способности обостряются, когда человек попадает в экстремальную ситуацию и учится в ней выживать. При тяжелых физических и моральных нагрузках, на длительном голодании, при болезнях и увечьях человек может внезапно вырваться на другой уровень восприятия действительности и принятия решений. (Это называется еще "инсайт"). Правда, здесь же подстерегают и жестокие самообманы: то, что принимается за интуитивное озарение, часто оказывается просто бредом. Бред сумасшедшего и есть не что иное как патологическая интуиция.
     У меня есть один рабочий принцип развития интуитивных способностей, предлагаемый мною тем, кто пожелает воспользоваться. Называется вот как: Временное Ограничение Возможностей Организма (ВОВО). К примеру: в течение месяца запретить себе пользоваться ведущей рукой: если правша, действовать только левой, если левша - только правой. Или жить и действовать некоторое время (от минут и часов до дней и недель) с плотно завязанными глазами и \или заткнутыми ушами. Замечательно помогает включать и усиливать вот это самое "шестое чувство", как правило, великолепно развитое у слепых и глухих людей. Именно этим вот ВОВО, еще с детства, как бы играя в слепую, занималась великая Ванга, которая потом и вправду ослепла, после чего и стала ясновидящей. Надевая на глаза плотную повязку, она училась находить разные предметы, производить обычные бытовые действия...
     Хорош также для развития интуиции издавна практикуемый во многих духовных школах обет молчания. Чем меньше болтаешь языком, тем глубже думаешь головой, тем больше чувствуешь и понимаешь...


2. Когда дом станет школой, а школа домом...
о домашнем обучении и воспитании

     - Чем, на Ваш взгляд, вызван растущий интерес к домашнему воспитанию и обучению?

     ВЛ - Многое накопилось... Рассасывается постепенно тоталитарное постсоветское сознание, не мыслившее ребенка вне заданной государством системы, готовившей из него "винтика" уже с малолетства. Люди все больше сознают, что имеют право на собственный выбор, на альтернативы и варианты в образовании и воспитании своих детей. Массовая школа уже давно обнаруживает свою неадекватность реальным запросам жизни, а во многом и просто вредоносность для детей. Она у нас все та же, советская, только еще хуже и все худшает. Восемьдесят пять процентов выпускников наших школ имеют ослабленное физическое и надорванное психическое здоровье. И чего ожидать от толп загнанных, голодных школьных учителей, месяцами не получающих даже свою нищенскую зарплату?
     Дома, правда, тоже у очень и очень многих несладко. У одних бедность материальная, у других бедность интеллектуальная, душевно-духовная, у большинства и то, и другое... Непросвещенные, неумелые и несчастливые родители, либо пропадающие целыми днями на работе, либо занятые так называемым воспитанием, в котором, за редчайшими исключениями, ни шиша не смыслят.
Но если в массовой школе все в основном одинаково, то в домах все же более по-разному - так ли, эдак ли... Дома - у кого есть, конечно - компьютер, интернет, телевизор, видеомагнитофон. При умелом целенаправленном пользовании это мощнейшие образовательные средства. Дом теперь место, куда к тебе может входить целый мир, и ты можешь с ним знакомиться, общаться, работать...

     - Каково Ваше к отношение к этой проблеме?

     - Я сторонник максимального развития домашнего воспитания и обучения, но не отвергаю и школьное, с уточнением: ХОРОШЕЕ школьное. Все, что было и есть лучшего в нашем школьном обучении, должно быть сохранено, приумножено и развито, особенно опыт таких прекрасных высокотворческих педагогов, как Аммонашвили с его безотметочной системой. Возможно множество форм соединения школьного обучения и домашнего - в разных пропорциях, с разными акцентировками.

     - Как Вы считаете, каким детям домашнее обучение пойдет на пользу, а кому - во вред?

     - "Польза" или "вред" зависят не только и не столько от того, "какие дети", а от того, как именно проводится домашнее обучение, с каким соответствием именно данному ребенку.
Всякому, даже самому общительному и легкому в коллективе ребенку я бы пожелал сочетания школьного образования с домашним в пропорции если не фифти-фифти, то не менее 2:1, с пониманием того, что школа может дать ребенку только образование самого общего характера и весьма поверхностное. Школа, даже самая лучшая, вынуждена стричь всех под одну гребенку. При домашнем же обучении только и возможен настоящий личностный, индивидуальный подход, образование именно в том духе и стиле, в том направлении, с тем "золотым ключиком", который наилучшим образом соответствует способностям, интересам и характеру именно вашего ребенка.
     Я говорю: индивидуальный образовательный "золотой ключик" ВОЗМОЖЕН, но это не значит, что легко достижим... Моцарт не учился ни в какой школе, его учил только отец; чтобы получился Вольфганг Амадей Моцарт, отцу нужно было быть Леопольдом Моцартом, прекрасным, талантливым музыкантом, великим тружеником. А вот Пушкину его посредственные родители ничего дать не могли (если не считать нянюшку), зато многое дал Лицей, и даже не в смысле образования (учился он там так себе), а в смысле душевного развития и самооткрытия. Лицей дал Пушкину главное и лучшее, что может дать человеку школа: восторг школьной дружбы и побуждение к самообразованию.

     - Вероятно, какому-нибудь неординарному ребенку только такое домашнее обучение и показано?

     - Ну почему только неординарному. И смотря в каком смысле... Неординарность бывает разная. Есть, например, много детей, в том числе и очень способных, даже гениальных, с трудностями общения, с некоммуникабельностью или дискоммуникабельностью. Некоторым из них любой школьный коллектив противопоказан, будут заранее обречены на положение травимых изгоев или же сами внесут дисгармонии и разрушения, будут невыносимы. Другим для развития навыков общения коллектив очень желателен, но коллектив далеко не всякий, а принимающий и понимающий, с неагрессивными, доброжелательными детьми и умными, тонкими, умеющими индивидуально подходить педагогами. Поди таких поищи...

     - С другой стороны, у домашнего обучения, наверняка, есть и минусы (проблемы социализации детей?)...

     - Школьная "социализация" - фикция. Пустое абстрактное слово. На самом же деле все очень конкретно: ребенок, такой ребенок, каков есть - уникальное, своеобычное, никем не знаемое существо - вынужден приспосабливаться к крохотной и зачастую весьма непредставительной части большого Социума - к своему школьному микросоциуму: к классу и его учителям. Что-то вроде омутка в болотистом лесу, где устанавливаются свои маленькие закончики, царят свои маленькие царьки и шныряют свои маленькие, но злые и безжалостные хищники. Довольно замкнутая среда и, говоря мягко, сомнительная по качеству. Среда, где тебе повезет или не повезет, и последнее гораздо вероятней. Среда, где тебе насильственно набивают голову бессмысленной чепухой, которая тебе никогда не пригодится, а самых нужных знаний и умений не прививают. Среда, где тебя могут ни за что ни про что презирать, ненавидеть, отталкивать, шпынять, травить, издеваться, бить, наносить физические и душевные травмы. Среда жутко опасная, куда легко проникают всякие садисты и психопаты, насильники, извращенцы, где пасется коварная наркомафия, приобщающая тебя к зелью в школьных туалетах - родители это проконтролировать не в состоянии, ты беззащитен и одинок в этих хищных джунглях... Среда, где тебя не понимают, не поймут и понимать не хотят. И в ней проходит 10- 12 лучших, нежнейших, восприимчивейших лет твоей жизни...
Такой "социализации" я и врагу не пожелаю. И главное - школа вовсе не та "ложка, по которой можно узнать о содержимом котла" . Потом жизнь выпихивает тебя вон, как котенка, вышибает в совершенно другие, неизвестные тебе слои общества, в непознанные множественные миры Большого Социума. Одна армия чего стоит...Что ты несешь туда с собой? Свои школьные травмы и комплексы. Свою недообразованность, недограмотность. Свое незнание и непонимание людей. Свой наивный эгоцентризм. Свою неуверенность, свои страхи. Свои несбыточные мечтания и иллюзии. Свою чушь в голове. Свою беззащитность...
     Да, детский сад и школа, хочешь-не хочешь, развивают у тебя какие-то частичные, местного значения отношенческие уменьица, а скорее, рефлексики. Да, какой-то первичный иммунитет против некоторых гадостей и жестокостей будущей жизни может наметиться, какие-то защитные (и всегда ограничивающие развитие) механизмики... Но настоящего познания человеческих отношений и общества - огромного, сложного, многообразного социального целого - в школе не происходит и на тысячную долю. Настоящего умения общаться и понимать людей школа не прививает. Выпускник- школьник в массе своей дремуче-наивен, социально дезориентирован и психологически беспомощен; это показывают тысячи писем, получаемых мной и от родителей , и от детей-школьников, моих юных читателей и пациентов...
     Для меня самого 10 лет школы была на 95% временем потерь, боли и скуки, временем, вычеркнутым из жизни. Все, чему я там научился, я либо уже сам знал и умел, либо мог бы изучить с хорошими учителями за несколько месяцев и гораздо успешнее.
     "Социализовать" ребенка вполне можно вне сада и школы. Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если у вас бывают разные гости, если вы сами ходите в другие дома, если вхожи в разные сообщества - по интересам, по родству душ - если и работа ваша для ребенка открыта - то он будет легко, спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение, как это испокон веков и было в нормальных человеческих семьях со времен незапамятных.
     Нужно загодя, пока плод воспитания еще не созрел, думать и думать, по какому социальному коридору, в какой слой и уровень жизни, в какой человеческий мир вы намереваетесь направить судьбу своего ребенка. Ведь и жизнь среди подлых бездушных карьеристов и фунционеров, жизнь среди примитивов, хамов, жлобов или среди наркоманов и извращенцев, в злачных тусовках - тоже "социализация", но какая?.. Разные, очень разные миры, разные общества есть внутри общества в нашей стране и по всей земле.

     - Что Вы посоветуете родителям, стоящим перед выбором: дом или детский сад, дом или школа?

     - Я сам стою сейчас перед таким выбором: моей дочке Маше скоро семь. Она уже показала себя как общительная, довольно легко адаптирующаяся в коллективе девочка, ей нравилось два года ходить в приготовительные классы одной частной школы, где к детям относятся бережно и внимательно, и там она получила кое-что хорошее. В то же время многим занимаемся мы с ней и дома и никогда не заставляем идти в школу "как на работу". Маша сама хочет быть школьницей. Поэтому на сегодняшний день мы с женой выбираем для нее гибкое сочетание домашнего и школьного образования. Пропорцию, удельный вес того и другого будем определять по тому, как пойдет, как покажет себя сама Маша, куда ее будет выводить линия ее собственного развития. Будем учить открыто и всесторонне, не упираясь ни в какие догмы и крайности.
     Такого же подхода я пожелал бы, понятно, и другим родителям. И если жизненные обстоятельства заставляют выбирать ТОЛЬКО детский сад, ТОЛЬКО школу, то не просто "сдавать" туда ребенка на произвол злых вихрей судьбы, а активно и смело, с сознанием своих прав, участвовать в детсадской и школьной жизни, следить и подробно знать, что там происходит с ребенком и другими детьми, и не только контролировать, но и творчески и всячески участвовать во внедомашней жизни своих детей - продолжать дом в школу, а школу - в дом.
     Когда повсюду и навсегда Дом станет Школой, а Школа Домом - наступит царствие небесное на земле:).

     - Какими качествами должен обладать родитель, решивший самостоятельно обучать своего ребенка?

     - Большим количеством свободного времени и\или свободных денег. Серьезней: огромным терпением и минимумом иллюзий... А если еще серьезнее, то такой родитель должен прежде всего сам усердно учиться и расти наново вместе с ребенком, учиться видеть и понимать своего, именно своего ребенка и быть одновременно широко ориентированным в реалиях современного общества, в тенденциях и возможностях образования. Не врать ребенку и не врать, главное, себе самому: отдавать себе отчет в том, что когда ты тащишь свою детку в садик или гонишь в школу, отводя взгляд от отчаянно-тоскливых умоляющих глаз, руководит тобою не альтруистическое желание его блага, а вполне объяснимое эгоистическое стремление кому-нибудь чадо спихнуть, а самому делать свои делишки, жить своей жизнью... Почаще заглядывать в обозримое будущее. Стараться прозреть...



Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:letters@levi.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://www.levi.ru/kp_content.php
код рассылки: http://www.levi.ru/kp_content.php

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 62 от 14.03.03