дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / ВОТ - ВОпросы и ОТветы


 

Электронная книга Вопросов и Ответов в авторском оформлении

ВОТ - ВОпросы и ОТветы

 

 

 

Главная страница
Задать вопрос
Агрессия (1)
Аппетит (1)
Армия (1)
Аскетизм (1)
Аутизм (2)
Бездетность (2)
Безопасность  (6)
   Безопасность детей (4)
   Психологическая безопасность (2)
Будущее человечества (1)
Вера (1)
Вес (2)
Вещи (1)
Вины (чувство) (1)
ВЛ (17)
   Биография (3)
   Личность (7)
   Практика (3)
   Творчество (4)
Внешность (1)
Возраст (1)
Воспитание (20)
   Воспитание родителей (9)
   Дети до 7 лет (4)
   Дети с 7 до 13 лет (5)
   Дети старше 18 лет (1)
   Подростки (14 - 18 лет) (1)
Голодание (1)
Гомосексуализм (1)
Горе (3)
Гуру (1)
Депрессия (1)
Добро (1)
Домохозяйки (1)
Дружба (2)
Зависимости (3)
   Алкогольная (1)
   Любовная (1)
   Табачная (1)
Зависть (2)
Избранность (1)
Инвалидность (1)
Инсулинозависимость (1)
Интимная жизнь (3)
Ипохондрия (1)
Мат (1)
Мигрень (1)
Мотивация (1)
Мышление (1)
Наслаждения (1)
Насмешки (2)
Неврозы (1)
Ненависть (1)
Обида (1)
Одиночество (3)
Орать (как НЕ) (1)
Письмолечение (1)
Помощь (психологическая) (3)
   Самопомощь (1)
Потоковость (бытия) (1)
Преступность (1)
Прощение (1)
Психиатрия (2)
Психология (как профессия) (1)
Работа (6)
   Кадры (2)
Равновесие (психическое) (1)
Разлука (1)
Решение (1)
Самооценка (1)
Саморегуляция (1)
Сверхъественное (1)
Светозависимость (1)
Синестетизм (1)
СМИ (1)
Современность (1)
Сон (1)
Страх (1)
Суеверия (1)
Супружество (6)
Талант (1)
Тесты (1)
Удача (1)
Умирание (1)
Усыновление (1)
Характер (2)
Цель (1)
Цензура (1)
Ценности (1)
Человечество (1)
Чувства (5)
Эмиграция (1)
Этика (3)
Я (отношение к себе) (5)

ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО ЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ, КОГДА В МИРЕ ТАК МНОГО СТРАДАНИЯ? (ЭТИКА)

Имею ли я право жить ради себя, когда в мире так много нуждающихся в помощи людей? Иногда, покупая билет в кино или какую-нибудь дорогую еду, думаю, что эти деньги могли бы помочь кому-нибудь в лечении, спасти от голодной смерти. Порой нежелание жить "ради себя" мешает совершить какие-то важные жизненные шаги, вплоть до выбора профессии и будущей работы - не могу выбрать работу, которая была бы мне интересна, потому что обществу от неё мало пользы, а значит деньги, которые я буду получать – нечестные и незаслуженные. (Работа связана с теоретической и математической физикой – на сегодняшний день довольно абстрактной наукой.)
Обоснованы ли эти сомнения, стоит ли к ним прислушиваться, или это обычный невроз?

 

Если это невроз, то как раз необычный. Во всяком случае, по нынешним временам. Я вообще-то не склонен обзывать человеческие особенности или какие-то акцентированные качества медицинскими терминами. Пусть даже где-то там гнездится внутри что-то, с точки зрения психиатра, невротическое, допустим, чрезмерное и слабо контролируемое чувство вины. Все равно, ни к какому неврозу не сводимо это беспокойство души, которое вы описываете. Я бы сказал даже, не побоясь пафосности, святое беспокойство. Оно же – поисковое состояние, смысло-поисковое. Мне представляется, что молодой Андрей Сахаров мог бы когда-то подписаться под вашим вопросом.

Чего бы я вам пожелал?

Проработки, всестороннего промысливания вопроса, что такое «жить для себя» и «жить для других». Не только с точки зрения теории «разумного эгоизма», основной постулат которой в том, что лучший, высший эгоизм – это альтруизм. И не только с позиции «экономики» эгоизма и альтруизма, неопровержимо, как дважды два, говорящей о том, что тот, кто не заботится должным образом о себе, не может заботиться и о других, не может быть по-настоящему им полезен, а часто и хуже того – принуждает других о себе заботиться.

Есть еще и, так сказать, психософская сторона этой дилеммы. Она вот в чем, вот в каком противоречии: уйма фактов, проходящих сквозь всю историю человечества и повторяющихся в каждом поколении и едва ли не в каждой семье, свидетельствует о том, что благо, приносимое людям заботой о них, в слишком большом проценте случаев идет во зло, используется во зло. Альтруизм столь же нужен, сколь вреден, столь же лекарство, сколь яд. Я не утверждаю математической точности этой пропорции, но за достоверность наблюдения в общем и целом ручаюсь.

И поскольку это так, постольку стоит заботиться и о том, чтобы мера альтруизма внутри отдельно взятого человека была как-то интуитивно, что ли, уравновешена с мерой его эгоизма. Глупо, конечно, пытаться устанавливать какие-то дозировки. Понятно лишь то, что у подавляющего большинства из нас в нехватке как раз альтруизм. А люди, подобные вам, мой Вопрошающий, – птицы редкие. И впору вас заносить в Красную Книгу…

 

 

КАК ДЕРЕВЕНСКОМУ УЧИТЕЛЮ ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ НРАВСТВЕННОСТЬ? (ЭТИКА)

Здравствуйте, Владимир Львович! Я учитель деревенской школы. В нашем поселке нет работы (как и в тысячах других по России), люди пьют, бедствуют, всё рушится, но живут. Какой здесь контингент, несложно догадаться. Здесь нет морали, нет жизненных ценностей. Многие достойные, образованные люди, извините за выражение, стали бичами. Как учителю воспитать в ребенке нравственность, если он верит больше своим родителям, чем педагогу? Ведь ребенок берет пример с родителей.

 

Дорогой коллега! Позвольте назвать вас так, я в некотором роде тоже учитель деревенской школы. А в российской деревне, в глубинке, живал и работал подолгу, все видел… Вас понимаю – и все-таки не со всем соглашаюсь. «Нет морали, нет жизненных ценностей»? А по моим наблюдениям – есть. Пребывают в коматозном состоянии. В анабиозе. Но умереть не могут – сам видел и эпизоды удивительного оживания…

То, что ребенок больше верит родителям, чем педагогу – не факт. Не стопроцентный факт, уж во всяком случае. Мои дети-школьники сколько раз спорили со мной: ты не прав, папа, в школе нам учитель сказал, что…

Дети часто как раз не верят родителям, даже хорошим. Тем более – опустившимся, потерявшим человеческий облик… И гораздо больше чувствуют и понимают врожденным нравственным инстинктом, чем нам, взрослым, кажется.
Чем с большим доверием к нравственной силе ребенка старший к нему относится, тем верней эта сила проявится, развернется и укрепится. Мне кажется, вслед за Янушем Корчаком, что самый верный способ сделать для нравственности детей наибольшее – это быть нравственным самому. И любить детей. Вот и все. Остальное приложится.

Темнота беззвездная.
Местность захолустная.
Осень, осень поздняя.
Песня, песня грустная…
Вдруг невстрой залаяла
собачонка шалая,
и, нарушив правила,
стих начну с начала я.
Тучи кособокие.
Грязь непроходимая.
Домики убогие.
Грусть тоска озимая.
Солнышко не ведает
о своем присутствии.
За рассветом следует
скорбное бесчувствие.
Нам, исчадьям города,
нет благословения,
и тем паче дорого
каждое мгновение.
Все же человечьего
больше чем звериного.
Утром, днем и вечером
в сапогах резиновых
я к народу русскому
приобщаюсь истово:
чаю – со старушками,
водку с трактористами.
Просят: “Доктор, выручи,
опохмел не выдашь ли?”
Всех от смерти вылечил,
а от жизни – фигушки...
От рассвета скверного
удавиться хочется.
Этот стих, наверное,
никогда не кончится.
За окошком музыка:
ветра завывание.
Прихвативши Тузика,
еду за дровами я.
Тучи кособокие.
Грусть тоска озимая.
Домики убогие.
Женщина любимая.
Довод есть серьезнейший,
чтобы зря не мучиться:
от тоски сегодняшней
завтра не улучшится.
Не ропщу нисколько я:
жизнь такая краткая,
что и участь горькая
кажется нам сладкою.

 

 

ПРОИСХОДИТ ЛИ КАТАСТРОФА НРАВСТВЕННОСТИ? (СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Вы не находите, что мы живем в эпоху этической катастрофы?
(из записок, присланных на выступлении)

 

Не нахожу. Потому что знаю, как и во все другие эпохи у людей мыслящих и совестливых возникало это ощущение: всё, конец, хуже уже некуда, всё прогнило, погибло, нравственности больше нет. И у меня часто возникает такое паническое чувство, но я ему стараюсь не поддаваться - и вскоре убеждаюсь, что это правильно - например, прочитав какое-нибудь письмо или заглянув в чьи-то глаза...

 

 

 [1-3] 

Rambler's
Top100


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2017
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви
Административная поддержка сайта осуществляется IT-студией "SoftTime"

Rambler's Top100