дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть собой: тысячи миров / Счастье развития: стать Собой-Вместе-Взятым / Лепестки характера: о разных качествах и их развитии / Как вспомнить давно забытое

 

Как вспомнить давно забытое

 


например, иностранный язык



          Как найти место, где впервые вошел в реку? Как вспомнить давно забытое?

          ВЛ, в детстве, с четырех до семи лет, мы прожили всей семьей в Дании. Там мы с сестрой ходили в детский сад, школу, общались с ровесниками и таким образом, в отличие от взрослых родителей, очень хорошо научились говорить по-датски. Причем хорошо – даже не совсем правильно сказано; я ловил себя на том, что начинаю думать, т.е. вести внутренний монолог, по-датски. В общем, владел двумя родными языками. Вернувшись в Россию, мы забыли датский года за четыре. Причем, когда стало возможным навестить оставшихся там друзей, мы туда съездили, но за месяц, отпущенный нам на общение, восстановить язык не получилось... Я скептически отношусь к идее разного рода волшебных палочек, но, возможно, это тот случай, когда не обязательно учить заново то, чем когда-то в совершенстве владел? Ведь есть же где-то во мне это знание языка? Узнаю же я отдельные знакомые слова в датской речи. Так может быть реально, используя гипноз ли, другую ли технику, восстановить утраченное? Андрей

          Андрей, спасибо за интересный вопрос.
          Ведь есть же где-то во мне это знание языка? Узнаю же я отдельные знакомые слова...
          Да, но ТО запечатанное в глубине детской бессознательной памяти знание – не такое, каким пользуется, изучая язык наново, взрослый человек. Это не столько знание, сколько диффузная, размытая память о тогдашней жизни-в-языке. Именно – непосредственная жизнь ребенка, а не взрослое полуотстраненное знание. Основная единица, кирпичик памяти этой жизни – не слово отдельное с точным значением, а цельная фразоситуация или, как выражаются лингвопсихологи, «контекстная лингвистическая реакция», где значение отдельных слов вторично, подчиненно всплывает (или НЕ всплывает) из целостного содержания. Для сравнения – наш родной мат, в котором есть известные многословные обороты – тудыть-твою-растудыть, – воспринимаемые слышащими и употребляющими их, как правило, не дискретно, а как одно слово-реакция на определенный ситуативный контекст.
          Так может быть реально, используя гипноз ли, другую ли технику, восстановить утраченное?
          Реальнее всего рассчитывать на то, что этот лежащий в ваших глубинах языковой пассив при вашем новом включении в языковую практику, как каменноугольный пласт, возгорится при доведении вашего нового погружения в жизнь-в-языке до определенной «критической температуры» (вы, конечно, понимаете приблизительность уподоблений). Наступит момент – и само прорвется, хлынет, но нужно активно и терпеливо к этому приближаться собственными усилиями. Какими? Я бы вам пожелал, помимо обычных занятий языком, ежедневно перед сном уже в постели и сразу после сна (можно и днем в релаксации) просто пассивно слушать языковые записи или радио, слушать, не стараясь запомнить или понять. И смотреть так же спокойно-пассивно видеокассеты с фильмами – стараясь, впрочем, какие-то улавливаемые обороты схватывать и механически повторять, как это делают дети – не вникая в их содержание и не подыскивая им русские эквиваленты. Это и будет массажем бессознательного пассива, его постепенным разогревом. Через некоторое время обязательно наступит вот этот пробив, прорыв из глубины – наверх, и вы вдруг не то чтобы сразу вспомните то, как жили в языке прежде, но включение в НОВУЮ языковую жизнь пойдет несравненно быстрыми, могучими темпами. Количество перейдет в качество. Только не надо этот качественный скачок торопить и подлавливать – «ну когда же», это может парадоксально затормозить, как мешает вспомнить слишком поспешное усилие вспомнить, как еще очень многому мешает слишком сознательное намерение и слишком настойчивое желание-ожидание....
          Я уверен, что вы сами, без гипноза, превосходно справитесь с поставленной задачей, если только этого захотите.

          Спасибо за ответ, ВЛ! Вот как же все-таки глубока мечта о волшебной палочке! :-) Сколько ядовитого скепсиса я демонстрировал, смотря всякие передачи про чудесное похудение, выздоровление и т.п.! Ан ведь хочется халявы! Еще бы, раз – и язык знаешь! Ну, да ладно – потрудимся. Андрей


Ключевые слова: Гипноз, Мышление, Обучение, Память, Познание, Психотехника, Самоорганизация, Язык

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2025
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви