дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Материалы сайта / VITARIUM: лица, характеры, судьбы / Альберт Швейцер / Вечность плюс человечность

 

Вечность плюс человечность

 


из книги Владимира Леви "Одинокий друг одиноких"



          

Мое знание пессимистично,
          моя вера оптимистична.

          Альберт Швейцер



          Что может означать такой поворот жизни?.. Человеку за тридцать, эльзасец, живет в сытой Европе, известный миру ученый, профессор теологии и философии, к тому же прекрасный музыкант-органист и музыковед-баховед; преуспевает и процветает, вполне обеспечен, здоров, жизнерадостен, счастлив…
          И вдруг идет учиться на врача. С самых азов. Анатомия, физиология. Клиника, хирургия…
          А дальше сам себя отправляет работать доктором в Центральную Африку, в Ламбарене, в жарко-сырую джунглевую глухомань, к чернокожим аборигенам, которых косили тропические болезни, нищета и невежество. Они не знали иной помощи, кроме как от своих колдунов, и Швейцера почитали за колдуна приезжего, белого, сильного и доброго.
          С нуля строит госпиталь. Оборудует, оснащает, расширяет масшаб, улучшает качество помощи. Врачует и оперирует, лечит людей и зверей. Привлекает и обучает сотрудников. Беспрерывно учится сам. Рабочий день – двадцать часов. Ночами пишет. Не забывает о музыке: играет на завезенном пианино, вчитывается в любимые баховские партитуры…
          Средства на госпитальное строительство и лекарства собирает концертными гастролями по Европе: играет на органе, играет чудесно…
          Нравственный гений. Немного их: доктор Гааз, мать Тереза, Ганди, Экзюпери, Корчак, Сахаров… Швейцер в этом ряду: мыслитель-практик, соединитель Вечности и Человечности.
          Особое счастье, Друг мой, прикоснуться к его жизни – в толк взять, что Всечеловек на земле возможен, Всечеловек – да, это Он!
          Читая Швейцера и о Швейцере, словно дышишь озоном, расправляется грудь.
          Вот чье одиночество я назвал бы Белым с большой буквы. Одиночество благодатное, одаривающее светом больные одинокие жизни. Одиночество богатыря духа, атлета, неподъемную ношу несущего…
          Все ладно в нем было, все целесообразно. Конституция стайера жизненной дистанции: крепко сколоченный крупноносый усатый дядька, с годами превратившийся в кряжистого, загорелого, сурово-веселого деда. Густая всклокоченная шевелюра, долго седевшая. По шевелюре этой одна девушка спутала его с Эйнштейном, тоже Альбертом, попросила вместо Эйнштейна автограф дать, и Швейцер не отказал, воспользовался случаем пошутить.
          Два великих Альберта дружили; виделись редко, зато метко, вместе музицировали, один на скрипке, другой на клавишах.
          Один дал миру формулу физической относительности, другой – формулу этического абсолюта: уважение к жизни.
          (Точный перевод немецкого Ehrfurcht должен быть словом, переходным между благоговейным поклонением святыне и уважением, скажем, к учителю или родителю…)
          Мощные нежные руки музыканта, рабочего и врача. Под кустистыми бровями глубокие светлые пронзительные глаза, похожие на глаза Льва Толстого, но покрупней. (Толстого любил и чтил, считал своим жизнеучителем.)
          Удивительно сознавать, что я младший его коллега и современник: в 1961 году доктор Швейцер еще работал, а я уже начинал…

          Приснилось, что я рисую,
          рисую себя на шуме,
          на шуме… Провел косую
          прямую – и вышел в джунгли.
          На тропку глухую вышел
          и двигаюсь дальше, дальше,
          а шум за спиною дышит,
          и плачет шакал, и кашель
          пантеры, и смех гиены
          рисуют меня,
          пришельца,
          и шелест
          змеи…
          Мгновенный
          озноб.
          На поляне Швейцер.
          Узнал его сразу,
          раньше,
          чем вспомнил,
          что сплю,
          а вспомнив,
          забыл…
          (Если кто-то нянчит
          заблудшие души скромных
          земных докторов, он должен
          был сон мой прервать на этом.)
          …Узнал по внезапной дрожи
          и разнице с тем портретом,
          который забыл – а руки
          такие же, по-крестьянски
          мосластые, ткали звуки,
          рисующие в пространстве
          узор тишины…
          – Подайте, прошу вас, скальпель…
          Все, поздно… Стоять напрасно
          не стоит, у нас не Альпы
          швейцарские, здесь опасно,
          пойдемте. Вы мне приснились,
          я ждал, но вы опоздали.
          (Стемнело).
          Вы изменились,
          вы тоже кого-то ждали?..
          Не надо, не отвечайте,
          я понял. Во сне вольготней
          молчать.
          (Мы пошли).
          Зачатье мое было в день субботний,
          когда Господь отдыхает.
          Обилие винограда
          в тот год залило грехами
          Эльзас мой. Природа рада
          и солнцу, и тьме, но люди
          чудовищ ночных боятся
          и выгоду ищут в чуде.
          А я так любил смеяться
          сызмальства, что чуть из школы
          не выгнали, и рубаху
          порвал, и купался голым…
          Таким и приснился Баху,
          он спал в неудобной позе…
          Пока меня не позвали,
          я жил, как и вы, в гипнозе,
          с заклеенными глазами.
          А здесь зажигаю лампу
          и вижу – вижу сквозь стены
          слепые зрачки сомнамбул,
          забытых детей Вселенной,
          израненных, друг на друга
          рычащих, веселых, страшных…
          Пойдемте, Седьмая фуга
          излечит от рукопашных…
          Я равен любому зверю
          и знанье мое убого,
          но, скальпель вонзая, верю
          что я заменяю Бога, –
          иначе нельзя, иначе
          рука задрожит, и дьявол
          меня мясником назначит,
          и кровь из аорты – на пол…
          Стоп-кадр. Две осы прогрызли
          две надписи на мольберте:
          РИСУНКИ НА ШУМЕ ЖИЗНИ
          РИСУНКИ НА ШУМЕ СМЕРТИ

          О, истина – это жало,
          мы вынуть его не осмелились…
          Скрывайте, прошу вас, жалость,
          она порождает ненависть.
          Безумие смертью лечится,
          когда сожжена личина…
          Дитя мое, человечество,
          неужто неизлечимо?


Ключевые слова: Великие люди, Врач, Гуманизм, Нравственность, Одиночество, Стихи, Философия, Человечество


Упоминание имен: Иоганн Себастьян Бах, Федор Гааз, Махатма Ганди, Януш Корчак, Андрей Сахаров, Мать Тереза, Лев Толстой, Альберт Швейцер, Альберт Эйнштейн, Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2025
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви