Можно ли воспитать плюс?
Из качеств ребенка какое представляется вам самым главным, основополагающим, залогом большого развития? Если выразить это одним словом, если это возможно, что это за слово? Такое качество — врожденное, или его можно воспитать?
Хороший вопрос, но…
Первое «одно слово», пришедшее на ум, — любопытство, сразу поправленное на «любознательность». А через пару секунд понял, что и это неправильно. Что неправомерно и не по-хорошему искусительно сводить потенциал развития ребенка к какому-то одному «качеству», главному и основополагающему.
Любознательность, мы говорим. Да, прекрасно, если она есть — любознательность плюс… Этот вот плюс, многозначный ПЛЮС во все стороны, — это, пожалуй, и есть то самое главное «одно слово». Я знаю очень любознательных олигофренов. И знаю близко одного взрослого, интересного, успешного, продолжающего развиваться и в свои почти сорок лет человека, с раннего детства и по сей день никогда не проявлявшего ни тени любопытства к чему-либо, ни грамма любознательности. При этом он незаурядный эрудит. Как этот человек вбирает в себя уйму информации обо всем на свете — загадка; несомненно лишь, что у него, во-первых, хорошая память, а во-вторых — мало тревожности и немало самоуверенности. Ага, тоже важно! — и память ПЛЮС, и самоуверенность ПЛЮС.
Еще, с обязательным ПЛЮС — целеполагательная и целедостигательная способность, именуемая в просторечии волей. Еще — склонность мыслить самостоятельно. Еще — коммуникабельность: открытость души и сознания, обращенность к миру других, к иным жизням. С обязательным ПЛЮС, со многими ПЛЮСАМИ!!!
Что такое «большое развитие»? Хорошо бы нам с вами это продумать получше. Мне представляется, что это понятие океански широкое, и не может быть сведено ни к внешней успешности, ни к внутренним достижениям, именуемым «личностным ростом» — ни к чему на свете, если не прилагается к тому еще ПЛЮС.
Можно ли этот ПЛЮС воспитать? Сомневаюсь. Скорее, можно стараться не помешать ему.
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|