дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Материалы сайта / Полные сборники / Полная база Вопросов и Ответов / Шалаш-небоскреб: о сексуальной зависимости и независимости

 

Шалаш-небоскреб: о сексуальной зависимости и независимости

 

доработка по книге «Коротко о главном»


          Бес
          на вакуум полез
          и нашел в нем интерес:
          при отсутствии небес
          пустота, как темный лес,
          множит страхи, строит стресс,
          уменьшает мысли вес —
          yes!

          

Иван Халявин
          


          



          Меняю сознание на подсознание.


          

Современное объявление



          Нижеследующие тексты ни в коей мере не исчерпывают ни тему интиматики, ни тему любви, тот ее уровень, о котором речь. Читатели моей «Травматологии любви» узнают знакомые очертания в одном из абзацев о сексоманах. ВОТы — о том же и вокруг. Все в целом рассчитано более на прибавку понимания, нежели на пошаговое применение. Тем не менее, верю: кому­-то поможет.

          Интересно оказаться на изломе времен. Кажется, еще только вчера милая редакторша Света С., веселая умница с редким для работника советского издательства чувством юмора, листая свежую рукопись «Искусства быть Другим», тоненько подчеркивала простым карандашиком там и сям попадавшиеся слова с корнем секс — сексуальный, сексуальность, сексолог, просто секс — вот, кажется, и все — и, склоняя по школьному набок голову, с обезоруживающей улыбкой настаивала:
          — Володя, зачем? Неужели нельзя без этого? Зачем дразнить гусей? Я имею в виду Главлит. (Для непосвященных: так загадочно именовалась советская цензура). Из­-за этого не пройдет вся книга, такая хорошая. Уберите, пожалуйста, этот секс. Очень вас прошу.
          — Светочка, ну а как?.. Об этом же тоже надо. Я же ведь врач. Как без этого?
          — А вы замените слова. Найдите приличные. Синонимы, эвфемизмы… Вы мастер слова, ну что вам стоит. Вместо секса пишите везде любовь, всем будет понятно.
          — Не будет понятно. Любовь — это одно, секс — другое.
          — Володя, ну не будьте наивны. Секса у нас в Советском Союзе нет, а любовь есть. Про Фрейда тоже лучше не надо, или с критических позиций.
          Сейчас это уже кажется театром абсурда в детском саду; казалось мне и тогда, но с той существенной разницей, что я сам, воленс-­ноленс, был в этом театре актером. Теперь все перевернулось: Советского Союза больше нет, зато секс на его бывшем пространстве есть, да еще какой. Прет, некуда от него спрятаться. А любовь…
          Советского Союза уже нет давненько, а вот советский человек есть. Не просто его выковырять из истории, нужно пройти, наверное, еще трем­-четырем поколениям, чтобы следы подзамело… Советский детсад тоже еще попискивает. Напор разнузданности, прущий секс­-рынок нет­-нет да оттенится вдруг некоммерческой скромностью, ностальгическим целомудрием, архаической чистотой.
          Ничто никуда не делось, лишь поменялись отчасти местами сознание и подсознание.

          

Полтора рейда во владения Фрейда
          Беседа с Георгием Дариным



          — Как вы сегодня относитесь к психоанализу? Насколько этот метод приемлем в наших современных условиях?
          — В ограниченных пределах. В довольно узких кругах состоятельной, западно­-ориентированной публики, для коей психоанализ привлекателен как работающая мифологема. Среди людей, которые могут себе позволить регулярно платить серьезные деньги человеку, подолгу ковыряющемуся в их психологических потрохах.
          — Да, на российских просторах такую роскошь себе могут позволить немногие. А психологическая помощь нужна, наверное, каждой семье.
          — Мое скромное мнение: настоящим, творческим психоаналитиком на всем земном шаре был только один человек. Имя его — Зигмунд Фрейд. Все остальные — лишь имитаторы, искренние либо лукавые, талантливые либо бездарные. Или же люди, пошедшие в анализе психики (принципиально важная перестановка слагаемых, меняющая сумму) иными путями — такие, как Адлер, Юнг, Фромм, Франкл, Роджерс, Эриксон, Ассаджиоли…
          Фрейд полагал, что стал отцом­-основателем тиражируемого метода. Но его в настоящем, фрейдовском качестве невозможно ни повторить, ни развить. Самые даровитые из учеников Фрейда это и поняли. А под вывеской психоанализа после Фрейда получил развитие не психоанализ, а психобизнес.
          — У нас есть общество психоаналитиков, школы психоанализа. За немалые денежки обучают психоанализу, выдают дипломы…
          — Без комментариев.
          — А что скажете о теории Фрейда?
          — В исследовании подсознания и особенно взаимоотношений сознательного и бессознательного Фрейд совершил великий прорыв. Его понятия о вытеснении и замещении травмирующих и запрещенных переживаний — огромный вклад в психологию и психопатологию. Фрейд первым сделал попытку истолковать человеческий характер как маршрут полового влечения посреди препятствий к его осуществлению. Увидел Зигмунд Батькович: от того, как, в каких обстоятельствах, с какими сопутствиями произойдет столкновение влечения с запретом — столкновение, для живущих в обществе неизбежное, — зависит, в какое русло направится сексуальность. Как пол будет влиять на психику, на развитие личности — и как, в свой черед, подвергаться обратному личностному влиянию. Так рельеф местности определяет русло реки, а русло — рельеф местности.
          Как могучий бульдозер, Фрейд расчистил для последующих исследователей пространство, долгие века охранявшееся запретами, заваленное предрассудками. Пространство душетелесных связей — дорог и тропинок между верхами нашими и низами. Наворотил там, правда, немало собственных невпроворотов.
          — Прав ли Фрейд в том, что половые отношения — самое главное для каждого человека, и что сексуальные дисгармонии и сексуальная неудовлетворенность — основа всех психологических проблем и причина неврозов и психических нарушений?
          — Вопрос лучше было бы задать так: «Верно ли ходячее мнение о Фрейде, приписывающее ему точку зрения, будто бы пол…» Фрейд акцентировал значение пола, но не так плоско и примитивно, как это делает миф о Фрейде. Нет дыма без огня: миф возник не без помощи самого героя. Но одно дело исследования и рассуждения, а другое — утверждения, выводы. В выводах Фрейд был аккуратнее и своих последователей, и своих критиков.
          Чтобы судить, в чем прав Фрейд, в чем неправ, нужно изучить его труды. Но изучить их трудно. Все переводы на русский — сомнительного качества; упускают, в частности, очень важные нюансы полуутверждений в немецком сослагательном наклонении.
          Для понимания Фрейда нужно понимать и знать еще многое. Помню, в аспирантуре, начитавшись Фрейда в подлиннике, ходил с флюсом: считал, что всех вижу насквозь и глубже. Забравшись в подвал небоскреба, пребывал в уверенности, что вижу происходящее на крыше.
          Как это обыкновенно случается с последователями, большинство папее самого папы. Фрейд же был человеком мыслящим, и по этой причине во многом опровергал себя сам.
          — Что ни говорите, а «взгляд из подпола», пресловутый фрейдовский пансексуализм произвел громадное воздействие на западную культуру двадцатого века.
          — Да, стал одной из самых хитовых культурных мифологем. Темная мощь основного инстинкта, атакующая окаменелые бастионы морали и нравственности — сколько сюжетов, какие захватывающие психотриллеры!.. Литература, театр и кино впали одно время в настоящую фрейдозависимость. В искусстве Фрейд как идеолог — пожалуй, величайший из триумфаторов.
          Что же касается дела, которым Фрейд занимался — психологической помощи людям — то здесь успехи фрейдизма выглядят намного скромнее.
          Непредубежденный практик согласится со мной: в потоке обращений к психотерапевту всегда есть некий процент фрейдовских случаев. Но таких случаев не большинство. У большинства не психологические проблемы производны от сексуальных, а наоборот: сексуальные — от психологических.
          — Каковы же случаи, когда Фрейд работает?
          — Типичный фрейдовский пациент — человек, застрявший в своем душевном развитии где-­то на полпути между ребенком и взрослым; ребенок и взрослый в нем беспрерывно воюют и обвиняют друг друга в смертных грехах.
          — Да ведь таких полно.
          — Согласен; но тех, у кого внутренняя война происходит на сексуальной почве, в наше время не много. В советские времена таких было гораздо больше — потому что в массовом менталитете работало больше сексуальных табу.
          — Сексуальная почва или не сексуальная… Это ведь тоже вопрос точки зрения, взгляда из подвала или с чердака?
          — Да, но есть и объективные координаты, позволяющие оценить, в какой мере сексуальная почва значима для каждого конкретного случая. Когда больше пол, а когда потолок.
          У человека, как и у всякого существа, есть половые и напряженно-­половые состояния, когда значение принадлежности к своему полу выступает на первый план и становится жизненной доминантой (размножение, секс, любовь).
          И есть состояния внеполовые. Хотя каждый рождается и умирает со своим полом, начало и конец жизни, детство, особенно раннее, и естественное увядание, старость являют нам пол не то чтобы в несуществующем виде, но, во всяком случае, несравненно менее активном, чем в возрасте цветения. Пол ребенка, как и пол старика, — более символ, чем движущая сила.
          Правоверный фрейдист с этим не согласится. Возразит, что половое влечение (либидо) — главная движущая сила у всех и всегда. Это и есть перекос, натяжка фрейдизма: перенос данных микроскопирования подсознания у фрейдовских пациентов (главным образом, пациенток) на человека вообще, человека всякого.
          Да, и у ребенка, и у старика пол значим, действует, но не как активная сексуальность, а как ее знак и потенциал — у одного нарастающий, развертывающийся, у другого гаснущий. Детеныш являет собой существо еще внеполовое, с постепенным приближением к половому состоянию, а старое существо, вышедшее из игры размножения, — уже внеполовое (тоже с постепенным отходом и неравномерно от случая к случаю).
          Это относится ко всем созданиям, имеющим пол. А у человека бывают еще и внеполовые психологические состояния даже при полной половой зрелости и полной способности к половой деятельности, при цветущих сексуальных возможностях. Нечто аналогичное биологическому состоянию муравьев-­воинов и рабочих пчел.
          Один из обычных примеров — врач­-мужчина, работающий с пациенткой­-женщиной. Работает с обнаженной натурой, но во время работы, если это не моральный урод, не сексоманьяк, полового влечения испытывать не может. В работе нормальный врач, как и нормальный священник, пребывает вне пола. Придя домой, вернется в свое обычное половое состояние.
          У художников, работающих с обнаженной натурой, тоже, с различными колебаниями и нюансами, преобладает состояние внеполовое, именно это дает возможность творческих взлетов.
          — Фрейдовская сублимация — синоним внеполового состояния половозрелого человека?
          — Да, и дело тут не просто в перераспределении биоэнергетики, а во включении в другой уровень существования, другое измерение жизни. Внеполовой, НАДполовой должна быть и работа педагога, работа психолога.
          Есть и люди, особо склонные к надполовой жизни. Люди вовсе не бесполые, но уходящие в развитии неизмеримо выше пола как такового. Леонардо да Винчи — из первых, приходящих на память. Януш Корчак никогда не женился и, судя по скудным фактам биографии, вообще не вел половую жизнь, жил как монах, хотя весь его облик, поведение и писания говорят о том, что он был совершенно нормальным с этой точки зрения человеком.
          — Смысл монашества и состоит в этом НАД? В служении высшему без привязки к низшему?
          — Да, по идее. Другое дело, как эта идея воплощается в реальность. Доктор Франсуа Рабле тоже одно время монашествовал, но на потолке усидел не долго.
          — Кстати о докторах: согласны ли вы с утверждением Фрейда, что трансфер, перенос эротического влечения пациента на психотерапевта неизбежен и даже полезен?
          — Неизбежности нет, а польза сомнительна. Минуй нас пуще всех печалей и гнев трансферный, и любовь. Трансфер — явление гораздо более объемное, чем его представил Фрейд. Перенос чувств бывает не только на психоаналитиков и врачей, но сплошь и рядом — на учителей, на священников, на режиссеров, начальников, режиссеров, актеров, спортсменов. Переносятся не только половые влечения, но и дочерние и сыновние чувства, материнские и отцовские, агрессивные, религиозные и всякие иные.
          Чувства наши по природе своей текучи и липучи, как жидкий клей, и тем только и заняты, что ищут предметы для прилипания, для фиксации. Ищут по обобщенным образам, по ключевым признакам, записанным в глубине бессознательной психики.
          Видели, как легко младенец­-молокосос принимает за материнскую грудь пустышку или собственный пальчик? Живой прообраз всех на свете трансферов.
          — Часто ли у вас на приеме оказываются сексоманьяки?
          — Сексоманьяки — редко, как исключение, а сексоманы — люди с чрезмерной сексуальной зависимостью — довольно часто.
          — Поясните, пожалуйста, разницу.
          — Сексуальная зависимость естественна, как другие наши природные зависимости — например, от еды, от сна, от воздуха, от движения. Естественна в широком диапазоне от минимума до максимума.
          — Это можно выразить в цифрах?
          — Можно и в цифрах, но даже пищевая зависимость, хотя и выразима в количестве калорий, потребляемых в сутки, к калориям не сводима. Скорее уж это интенсивность и частота мыслей о предмете зависимости при его отсутствии. Сила воздействия этих мыслей на чувства и поведение. Не сила влечения, а озабоченность им. Сексуально зависимы в той или иной мере все обычные половозрелые люди, а сексуально захвачены, сексуально озабочены, сексуально заболочены — слава Богу, не все.
          Вот письмо одного из заболоченных, с моим кратким ответом.

          ВЛ, в данный момент читаю вашу книгу «Куда жить», посоветовал приятель. Нравятся многие места, но не уверен, что вопрос, который волнует меня, затронут в вашем творчестве. Проблема в том, что с 21 года я хожу к проституткам (сейчас мне 29), так начался мой сексуальный опыт, я был одержим в то время, это было сильнее меня…
          Я стеснительный человек, пытаюсь с этим бороться, но до сих пор не научился знакомиться с девушками. Несколько раз девушки проявляли активность, завязывались отношения, но они длились не более 3 месяцев…
          Я давно понял, что подсел на проституток — еще 5 лет назад пытался завязать, но не получилось. 3 года назад была вторая попытка, продержался 5 месяцев, но сорвался — под конец они полностью заполонили мои мысли. Потом я попытался объяснить себе, что ничего плохого в том, что я делаю, нет, но не получилось. Как правило, я ходил к ним, когда был в тяжелом настроении (часто выпив до этого), т.е. это было, что-то типа антидепрессанта, но потом ощущал себя полным дерьмом…
          В апреле бросил курить (надеюсь, навсегда) и, вдохновленный этим, решил бросить ходить к проституткам. Продержался 4 месяца, за это время у меня был роман с одной девушкой. А через полтора месяца после окончания романа все началось заново. Боюсь опять ощутить себя дерьмом…
          Можно ли и нужно ли избавляться от этой зависимости? Борис
          

          Борис, несомненно: и можно, и очень желательно. Вопрос судьбы, вопрос счастья.
          И дело не в том, чтобы просто «бросить». Нужна альтернатива. Вот путь: общаться больше и лучше. Общаться с девушками и женщинами самыми разными — со всеми, кроме проституток, с которыми уже наобщался выше крыши.
          Романы и не только романы. Учиться общаться не только сексуально. Общаться душевно, общаться искренне, общаться с интересом, всесторонне. Ведь есть же на свете и такое общение!
          Учиться человеческим отношениям. Учиться доверию и пониманию, а с тем и любви. Дай Бог вам встретить Ту, которая вам в этом поможет. Но под лежачий камень вода не течет…

          — Сексуальная зависимость этого парня вызывается усиленным половым влечением?
          — Нет, влечение обычное. Вопрос в направленности, в фиксации. У Бориса влечение оторвано от души, безлично. Нарушена человеческая цельность. Это и приводит к тому, что человек чувствует себя дерьмом. Душа протестует, душа жаждет единства.
          — А кто же такие — сексоманы и сексоманьяки?
          — Сексоманом можно назвать человека с усиленным влечением и чрезмерной сексуальной зависимостью, сексуального обжору. Бытовые обозначения: развратник, бабник, кобель, потаскуха, шлюха и т.п.
          Сексоман может, если состояние еще не дошло до грани одержимости и не усугублено моральной деградацией, обуздывать свою страсть, хотя бы частично. А сексоманьяк — это сексоман запредельный, полностью страсти отдавшийся, захваченный ею всецело. Существо духовно больное, низ которого полностью побеждает и подчиняет себе верх. Моральный инвалид. Сексуальность таких людей часто имеет извращенные формы — садизм, эксгибиционизм, педофилия и прочее.
          — Такие типы безнадежны?
          — Иногда и они делают попытки вырваться из лап дьявола. Помню одного эксгибициониста, которого привела ко мне на прием его жена. Среднего роста, крепкий, жилистый мужичок тридцати девяти лет, блондин, с утяжеленным, слегка обезьяньим лицом. Дважды отсидел в тюрьме, один раз лечили принудительно. Во всех отношениях вроде нормален, хороший мастер­краснодеревщик, двое детей, жену любит со взаимностью, спит с ней исправно, дома и на работе ведет себя спокойно, не пьет. Но два­-три раза в месяц, летом чаще, исчезает из дома и идет на свою эксгибиционистскую охоту в парки, тихие закоулки и другие места вероятных встреч с женщинами. Несчастная жена, по внешности серая мышка, знала все и терпела…
          Пока они тихо, медленно, с затруднением, едва выдавливая слова, рассказывали мне, что да как, я пациента узнал. Вспомнил, что уже видел его и сам за ним охотился.
          –?!..
          — Было это, когда я работал в психиатрической больнице имени Кащенко. Два, иногда три раза в месяц нес круглосуточную вахту общебольничного врачебного дежурства. О вероятности разного рода ЧП дежурным врачам давалась предупредительная сводка: в таком-­то отделении — особо опасный или умирающий пациент, в таком-­то не хватает санитаров, не в порядке окно, протечка в санузле и так далее.
          Среди ожидаемых ЧП в то лето фигурировало и такое: появление эксгибициониста перед окнами беспокойного женского отделения. На овражистом пустыре за больничным забором медсестры и санитары несколько раз видели белобрысого мужичка, демонстрировавшего свое незаурядное по размерам достоинство и выделывавшего с ним цирковые фокусы на глазах изумленной публики, толпившейся у больничных окон. Ближе всего к оврагу находилось как раз беспокойное женское, где лечились пациентки возбужденные и непредсказуемые; появление означенного персонажа каждый раз вызывало среди них не предусмотренное клиническим регламентом оживление: женщины вскакивали с коек, толпились у окна в туалете, залезали с ногами на подоконник, хохотали, кричали, аплодировали, некоторые обнажались, ну и так далее.
          — Артисту только того и надо было?
          — А как же, целый зрительный зал, и такой теплый прием. Вот и в мои дежурства где­-то под вечер, еще засветло, солист наш пару раз возникал и принимался за свое. В первый раз мне звонком сообщили о его выходе на сцену в момент, когда я был занят с агрессивным больным в мужском отделении. Отвлечься не мог, велел двум санитарам из соседних отделений как минимум прогнать гастролера, а как максимум поймать и сдать в правоохранительные органы. Удался лишь минимум — мужичок оказался хорошим бегуном.
          Во второй раз я делал обход как раз в беспокойном женском. Услышал возбужденные крики и хохот женщин, поглядел в окно — тут как тут сокол наш, эрекция на заглядение. С полным обзором, во всей красе выделывает антраша, скалясь в улыбке и посылая приветственные знаки благодарной аудитории. Тут уж я решил провести операцию «поимка и сдача» сам.
          Через ближайшие ворота вместе с двумя санитарками отделения (санитаров­-мужчин из других отделений призывать было некогда) выскочил на пустырь и начал подкрадываться к увлеченному своим делом маэстро. Подошли метров на десять, как он вдруг нас заметил и, сделав прощальный взмах накаленным докрасна инструментом, с неописуемой скоростью дал стрекача в сторону города. Я — по пустырным овражным кочкам, в раздувающемся пузырем белом халате — за ним, санитарки тоже, но быстро отстали. Я был недурным спринтером и гнался изо всех сил, подогревая охотничий азарт громкими выражениями — сократил расстояние метров до полутора — но увы!.. споткнулся о какую-­то железяку — и в грязь плашмя, носом вниз… Поднявшись, в халате уже наполовину черном, увидел мелькающие в отдалении пятки. Печальный финиш. Но к чести своей скажу, что после этой бесславной погони шоумен наш больше в районе больницы имени Кащенко не появлялся.
          И вот, через несколько лет, в диспансерском моем кабинете, догнал меня уже он. Я не напомнил ему тот эпизод, а он меня, конечно же, не узнал. Был вял, подавлен, немногословен; небольшие темно­-серые глаза в белесых ресницах смотрели куда­-то то ли вбок, то ли в себя…
          Сказал, что хочет избавиться от навязчивого влечения; что в периоды, когда его не испытывает, верит, что оно больше не возобновится, а когда возобновляется, ничего не может с собой поделать, его будто подменяют. Жена умоляла: «Доктор, гипноз, гипноз, последняя надежда…»
          Терять, кроме времени, было нечего: провел с ним в течение полутора месяцев серию сеансов с погружением в глубокий транс, с внушениями освобождения от влечения. За время, пока проводил сеансы, эксцессов не было. Пациент повеселел слегка, в глазах появился некий просвет. Простились тепло. Прописал ему бромистую камфару — испытанное старинное средство, подавляющее половое влечение — принимать сразу, если и как только почувствует малейшие признаки начинающегося рецидива. Что с ним было дальше, не знаю, больше не появлялся.
          — Как человек делается сексоманьяком? По каким причинам возникает чрезмерная сексуальная зависимость? Гены? Гормоны? Какие­то психологические короткие замыкания или, как теперь говорят, «якорения»?
          — Предрасполагают и гормоны, определяющее силу влечения, и врожденный психотип. Много значат и якорения — сцепки влечения с сильными переживаниями где­-то на рубеже отрочества и подросткового возраста, когда сексуальность начинает наступление на психику. Но наибольшее значение имеет, насколько я мог заметить, степень внутреннего одиночества. Наполнена ли, напитана ли душа теплом и светом любви — или пуста, темна.
          По исследованиям, 90% людей с чрезмерной сексуальной зависимостью происходят из семей, где преобладает атмосфера взаимного отчуждения. Живут люди вместе, но каждый сам по себе. Нет участия, нет взаимной душевной поддержки, нет игр и шуток — зато критика и порицание в превеликом избытке. Все друг другом хронически недовольны, и каждый этого боится и защищается.
          —Знакомо, слишком знакомо…
          — Дети, вырастающие в таких потемках, привыкают не получать, не искать душевного тепла и не давать его. Их внутренний неуют ищет какого­-то возмещения, и таковым легко делается ранний онанизм, а в дальнейшем преувеличенная внутренняя значимость секса. Иногда такой же результат получается, когда ребенка в раннем возрасте чересчур балуют, во всем потакают, а потом жизнь резко осаживает, и детское «я» получает шок. Любой перекос в воспитании сказывается на любовных отношениях и сексуальности.
          — Как думаете, способствует ли развитию сексоманий порнуха и полупорнуха, наводняющая интернет, заполняющая развлекательные телеканалы, секс­-реклама и прочая сексятина нынешней информационной среды?
          — Достоверные исследования на сей счет мне не известны. Наверное, у кого­-то, кто зависимостно расположен, — способствует, а у кого-­то наоборот, вырабатывает иммунитет или аллергию, с души воротит.
          — После загранпоездок особо бросается в уши уникальная особенность звукового наполнения наших улиц. Мат на каждом шагу — что ни слово, то из области секса. Что это — всеобщая половая одержимость?
          — Сексоманы и сексоманьяки обычно не сквернословят. Мат — всего лишь слова, а они делом заняты. Мат выражает агрессивную псевдосвободу и отсутствие лишних мыслей. Могу успокоить: народ наш массовой сексоманией не страдает.
          — Можно ли избавиться от чрезмерной сексуальной зависимости, от сексомании? Чем­ни-будь, кроме могучего гипноза или подавляющей влечение химии, это лечится?
          — Исцелиться от сексомании можно, но не легче, чем от наркомании. Единственные целители, надежные и достойные — любовь и творчество, творческая работа.
          — Поменять сексоманию на трудоголизм?
          — Если труд осмыслен и согрет любовью, то почему бы нет?

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2025
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви