Что делать, когда малыш сердится?
о четырех способах обращения с препятствиями у детей и у взрослых
Здравствуйте, Владимир Львович! Посоветуйте, как правильно реагировать, когда полуторагодовалый ребенок в моменты рассерженности (что-то запретили брать, например) бьет руками находящихся рядом или сбрасывает вещи со стола. Делает это намеренно и смотрит прямо в глаза, выражение зло-обиженное. Требованию поднять разбросанное упорно сопротивляется, но стоит только на что-то переключить его внимание - потом с радостью все поднимет и положит на место. Если в ответ на удары его шлепнуть - громкий плач, бежит ко мне обниматься-жаловаться-реветь, потом успокаивается и все нормально.
Кажется, вы не заметили, что сами ответили на свой вопрос: «стоит только переключить его внимание…»
Я добавлю к этому только количественное уточнение: в большинстве случаев, подобных тем, что вы описали, – примерно в девяти из десяти – следует поступать именно так: переключать внимание, и больше ничего. А изредка – в одном из десяти приблизительно или даже реже, когда совсем уж разбезобразничается – потихоньку, но с серьезным выражением можно шлепнуть пальцами по рукам, как это делал иногда и Януш Корчак.
Такая тактика будет самой верной и надежной примерно до трех с половиной лет. Дальше – смотря по характеру, по уровню развития и по тому, как конкретно сложатся ваши взаимоотношения…
Ваш малыш только-только еще начинает постигать, что жизнь – это Полоса Препятствий, и силится испытать и понять, какие из Препятствий преодолимы и как, а какие непреодолимы и почему.
И у ребенка, и у взрослого есть четыре основных способа обращения с Препятствием:
наступательно-поисковый: искать способ преодоления путем исследования, приноравливания, разных проб (сангвинический путь);
наступательно-агрессивный: пытаться преодолевать препятствия силой, напором, злостью (холерический путь);
эмоционально-отступательный: не преодолевать, но переживать – пугаться, расстраиваться, горевать, плакать (меланхолический путь);
нейтрально-отступательный: не преодолевать и не переживать – переключаться и отключаться (флегматический путь).
Наблюдая за ребенком, вы можете видеть, какие способы обращения с Препятствиями он выбирает чаще, какие пути предпочтительнее – первые проявления темперамента и намеки на акцентуацию характера, первые вызовы судьбе и ее встречные очертания… Хорошо, если у ребенка и сейчас, и в будущем сохранится возможность выбора между всеми способами или хотя бы двумя-тремя – это даст ему возможность гармонически соответствовать многообразию жизненных вероятий.
Если же вы сразу «ответными мерами» сузите ребенка, акцентируете, зафиксируете на чем-то одном, удобном для вас или наоборот – будущее спасибо не скажет…
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|