ЧП в стиле жирафа: как научить сына-подростка справляться со своими эмоциями?
или о том, как полезно помахать кулаками после драки
Владимир Львович, как научить сына-подростка справляться со своими эмоциями? Разговариваю с ним всякий раз после очередной «бури», понимает, соглашается, а потом все повторяется сначала. Хороший парень, добрый, искренний, но иногда становится страшно – что же дальше?!
Со мной почти не конфликтует, общительный, много друзей, с которыми может играть в баскетбол до упаду, учится неплохо. Но если случаются проблемы с другими людьми, или просто ситуация складывается не так, как ему хотелось, или что-то не получается, то в гневе он страшен: глаза горят, может ругаться очень грубо, кидать вещи.
Уже не один раз ходила в школу разбираться после драки или конфликта, – рассказывала им, какой он хороший мальчик. Все согласны, но так ведь нельзя...
Понимаю, что несколько строчек недостаточно для полной картины, но все-таки... Маргарита
Эта мама уже далеко не беспомощна, но еще неумелая. Обращение толковое. Помочь можно прямо сейчас.
Из ответа
Маргарита, понимаю, что и моего ответа далеко не будет достаточно для полноты, но все-таки...
Послебурьных разговоров, конечно же, мало. Нужна подробная тренинго-игровая проработка всего того круга случаев, ситуаций, которые вызывают вот такие бурные конфликтные реакции. Произошло только что очередное ЧП? Повременив чуть, чтобы успел улечься самый бурный аффект, уединитесь с подростком и скажите: «А сейчас мы все это сыграем. Используем как тренировочный материал. Помашем кулаками после драки – поищем лучшее решение... Рассказывай и показывай, что произошло, и мы сделаем из этого театральный этюд. Кто там был не прав? Васька? Петька? Иван Иваныч? Представь себе, что ты – это он, а я себя буду вести как ты. Если не так, ты поправишь... Теперь поменяемся ролями... Теперь этот эпизод переиграем немного иначе...».
Вот в таком духе, попутно производя нечто вроде психологического анализа поведения каждой из участвующих сторон, переигрывая разные варианты, сравнивая с другими случаями...
Вскоре и вы, и сын убедитесь, что по сути разных типов конфликтных ситуаций очень немного, хватит, пожалуй, и пяти пальцев, чтобы перечислить их разновидности. И вам, и ему станут гораздо понятней движущие мотивы участвующих в конфликтах сторон, в том числе и прежде всего свои собственные, до того не осознававшиеся достаточно ясно. Станет легче предвидеть, предвосхищать, кто что почувствует и подумает, кто как поведет себя – и как лучше себя вести, как настраиваться... Наверняка и ему и вам понравятся какие-то находки в ваших игровых наработках.
Не позабудьте о ценнейшей возможности подключения к игре юмора, доведения до абсурда... Попробуйте, например, разыграть очередной конфликтный эпизод в стиле репа или классической оперы. Пусть все поется! Или мычится. Или свистится. Или в виде сплошной пантомимы, совсем без слов – действительно только кулаками махать. Или с помощью только мимики – руками и ногами не двигая вовсе. Или в ролях животных: собаки, кошки, мышки, жирафа, обезьяны, свиньи и так далее.
Отметьте самые понравившиеся моменты и роли, развейте их до наивозможной полноты...
Вы спросите, а как часто и сколько времени нужно заниматься подобным игро-ролевым тренингом для получения нужного результата? Ответ: каждый день и всю жизнь.
А как же иначе? Жизнь-то ведь нас своими заботами не оставляет, жизнь достает, а потом догоняет и еще добавляет! – Давайте и мы ее догонять и перегонять и кое-что добавлять.
Ключевые слова: Гнев, Игра, Конфликт, Конфликты в школе, Подростки, Психология чувств, Ролевой тренинг, Роль
Поделиться в социальных сетях
Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь
|