дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Искусство быть собой: тысячи миров / Счастье развития: стать Собой-Вместе-Взятым / Дух дышит, где хочет: нравственное и духовное развитие человека / Вещество или существо?

 

Вещество или существо?

 

и снова о всеединстве


ВЛ, а можно ли всеединство толковать в атеистических терминах? Как, например, это делает Фромм, рассуждая о раздвоенности человека, нарциссизме и любви. Или как академик Степин, который говорит о «понимании мира и его фрагментов, осваиваемых человеком, как сложной, развивающейся, обладающей синергетическими характеристиками системы, в которую включен и человек. В такой системе ... минимальные воздействия в одном месте могут отрезонировать в других подсистемах целого».
           На ваш взгляд, материалистическое, естественнонаучное понимание всеединства невозможно? Затемняет, умаляет его смысл? Духовное чувство нельзя мерить наукой? Вообще – материалистическая трактовка мира пуста, бесплодна, бессильна? Мне лично кажется, что все выдающиеся мыслители, как материалисты, так и идеалисты, говорят об одном, только по-разному.
Валентин

Валентин, с последним вашим утверждением я полностью соглашаюсь. Уверен, что все на свете думающие люди думают и говорят об одном.
           Но... На разных языках, вот незадача. И то и дело приходится припоминать притчу о слепых, ощупывающих слона, один с ног, другой с хобота, третий с брюха, четвертый с хвоста, пятый с бивней...
           Естественнонаучный подход к пониманию мира, человека и всеединства я не просто признаю, но и посильно стараюсь проводить в жизнь.
          Подход этот основан, как я его понимаю, на простом здравомыслии, и главных положений в нем всего три – три кита, на которых держится и наука, и разум, и вера:
           1) Признавай действительность: то, что есть – есть, чего нет – нет. Ясно как дважды два.
           2) Признавай свою ограниченность: то, что есть, может тебе только казаться; чего нет – может быть от тебя скрыто, тебе недоступно.
           3) Задавай действительности вопросы, будь с ней в диалоге: исследуй, испытывай, экспериментируй – выборочно меняй мир, меняй и свои точки зрения – и изучай результат...
           Замечаете? Кит второй ставит кита первого, азбучного, под сомнение. Он тоже есть не более чем признание действительности, но уже другого порядка.
           Тут сходятся как наука, так и религия: есть действительность, чувствами воспринимаемая, и есть не воспринимаемая, по отношению к тебе запредельная – или, как философы выражаются, трансцендентная – за гранью познания. Разве не так?..
           Так, и это доказывает в действии третий кит.
           Тоже вполне реальный и опытом подтвержденный – чего стоит одна лишь ядерная энергетика,- он говорит: да, за гранью твоего восприятия и понимания – необъятный мир, бесконечность и вечность. Но ты, человек, можешь туда проникать, за свои пределы, за эту грань. Ты можешь отодвигать ее, шаг за шагом. Ты можешь преодолевать свою ограниченность...
           В целом – классическая диалектическая триада: утверждение, отрицание, отрицание отрицания. Подвижное равновесие уверенности и сомнения.
          Что до подхода религиозного, то, право, не вижу, в чем он с естественнонаучным не совместим, если только человек не упирается в свою ограниченность, не держится за нее с этой или с той стороны, за хобот или за хвост...
           Подход этот главный упор делает на второе положение естественнонаучной триады, на второго кита.
          Верующий говорит атеисту: то, чего для тебя в силу твоей ограниченности не существует, чего ты не воспринимаешь, во что не веришь, потому что не можешь увидеть, пощупать, понюхать – все-таки есть. И это как раз самое большое, самое главное в мире.
           Многие великие ученые-естествоиспытатели (Паскаль, Тейяр де Шарден, Эйнштейн, Флоренский) были людьми глубоко религиозными. Но конечно, для каждого из них Бог был не заоблачным бородатым дедушкой, не космическим человекообразным.
           «Бог и внутри нас, и вне, – сказал Паскаль. – Нельзя разумом понять, что есть Бог и есть душа в человеке; но также нельзя и понять, что нет Бога и нет души...»
           Он же: «Человек сотворен, чтобы мыслить: в этом все его достоинство и вся заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно.
           Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя самого, своего Творца и своей цели».
          Бог мыслителей и есть всеединство.


Ключевые слова: Бог, Вера, Всеединство, Диалектика, Духовное развитие, Душа, Мудрость, Мысль, Познание, Человек, Человечество


Упоминание имен: Блез Паскаль, Эрих Фромм, Тейяр де Шарден, Альберт Эйнштейн

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2025
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви