дом леви
кабинет бзикиатрии
кафедра зависимологии
гостиный твор
дело в шляпе
гипнотарий
гостиная
форум
ВОТ
Главная площадь Levi Street
twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир
КниГид
парк влюбленных
художественная галерея
академия фортунологии
детский дворик
рассылочная
смехотарий
избранное
почта
о книгах

объявления

об улице


Levi Street / Проблемарий / Здоровье: замки и ключи / «Дано мне тело: что мне делать с ним?..» / Хлеб небесный

 

Хлеб небесный

 


дыхательная тонопластика:
улучшение самочувствия и настроения,
оздоровление тела и укрепление духа



Дышать – это просто?


Дорожка к Себе через дыхание может быть очень короткой – мгновенно: вздохнул – ожил... Еще вздохнул – изменил самочувствие; вдохнул-выдохнул пару раз – и уже в ином настроении; подышал еще чуть иначе – и по-другому мыслишь.
          Ну а если научишься по-хозяйски дыханием править – сможешь себе и здоровья прибавить, и характер переменить, и с уходом повременить... Если войдешь со своим дыханием в понимающее общение – выйдешь в высшее измерение... Так же просто через дыхание нас уязвить, заразить, отравить, одурманить, убить. Удушить Геркулеса – силы даже не требуется, только знать где зажать-задержать, только миг.
          Близко, предельно близко – дыхание всегда с нами, в нас – и ускользает от удивления, уходит от наблюдения; все невероятно легко – ну чего, казалось бы, проще: вдохнуть и выдохнуть?
          Вот почему великие и вседоступные возможности оздоровиться через дыхание, наладиться, укрепиться, развиться – мы, как правило, не используем, даже не подозреваем о них.

Типичная полупроизвольная функция


Верхний, сознательный уровень будто бы целиком в нашей власти (им ведает кора мозга): управляя дыханием, управляем и голосом, речью, вниманием, мыслями. Делай, что хочешь: замедляй, ускоряй, задерживай, хоть совсем не дыши... Ан нет.
          Есть предел, за которым неудержимо включается насильственный импульс. Сколько ни тренируй задержку, приходит миг, когда судорога, посылаемая дыхательным центром мозга, заставляет произвести вдох, иначе отключка и...
          Углубленно-усиленное дыхание – гипервентиляция – тоже в конце концов может закончиться потерей сознания...
          Неблагополучие организма, эмоциональная вспышка – и произвольное управление дыханием потеряно: одышка, астматический приступ, судорожный плач или смех... Приступ плача, рыдания, большая истерика – почти всегда начинаются с шумного, судорожного придыхания, а эпилептический припадок – с дыхательной судороги, вызывающей иногда жуткий звериный крик...
          Плач и смех – этими двумя способами через мощные развертки дыхательно-голосовых судорог разряжаются эмоциональные напряжения разных знаков – выдышиваются, озвучивая себя, наши Ад и Рай.
          Но и от счастья плачут, и в пароксизмах наслаждений рыдают, и смех бывает трагическим, и сотрясения плача подчас переходят в хохот – это потому, что центры того и другого в мозгу очень плотно упакованы совсем рядышком и оба замыкаются через центр дыхательный.

Крылья души: дыхание и характер


У Бунина есть рассказ «Легкое дыхание» – о прекрасной юной женщине, воплощении женственности, с характером полетным и беззащитным... Как верно великий наблюдатель углядел связку плотского и душевного, телесные крылья души!..
          Связь дыхания и характера очевидна; однако все, что можно об этом сказать, должно быть освобождено от претензий на научную строгость – картина действительности слишком многообразна.
          Частые резкие вдохи, энергичные выдохи – кто перед нами?.. Если не рядовой невротик смешанного темперамента, готовящийся, например, к решающему свиданию или к встрече с начальством – то просто холерик. Раздражителен, нетерпелив, жизнь ярит и гневит, вот и нужно этот заряд, то и дело накапливающийся, из себя выдыхать.
          Всегда наготове негодующее изумление: короткий прихрюк с неглубоким вдохом и – маятник вниз – быстрый выдох, обрывок фырканья...
          Дышит легко и часто общительная сангвиническая толстушка, болтушка и хохотушка. Дышит в основном верхней частью бронхолегочного древа, поскольку нижняя основательно поджимается изнутри высоким брюшком и его содержимым. Заметно иногда даже, как при выдохе слегка раздуваются щечки...
          При такой конституции дыхание обычно не зажимается, голос подается свободно, интонации доходчивы, мелодичны, закруглены. Дай Бог тебе, пышечка, избежать раннего холецистита, срединной депрессии и поздней гипертонии!..
          Шумное, сопящее дыхание (если исключить болезнь) выдает человека напряженных влечений, тяжелого нрава, подозрительного, но где-то и добродушного тугодума – изначально флегматика.
          Жизнь много раз ставила ему подножки, устраивала западни, жалила – ну и достала в конце концов, уже навсегда достала...
          Зажатые вдохи, словно скрипящие ржавые тормоза, такие же выдохи... На лицо можно уже не смотреть и не слушать слов.
Меланхолик. Пессимист и зануда, может быть, гениальный (тем хуже), всю жизнь живущий с депрессией как с родной матерью и любимой женой. Очень любит себя, но не пользуется взаимностью.
          Дыхание мощное, ровное и глубокое, как у хорошего океанского теплохода, принадлежит уверенному и бодрому, неистощимо оптимистичному экземпляру породы, которую Эрнест Кречмер наименовал: «конституциональный гипоманиак».
          Врожденно-везучие люди, почти постоянно живущие на подъемной фазе большого маниакально-депрессивного эмоционального цикла.
(Иногда госпожа-депрессия добирается и до них – тогда дыхание замерзает...)
          Типичный же среднекалиберный деловой сангвиничек дышит примерно так, как едет свежерастаможенный легковой автомобиль марки «Ауди», а если дела успешны, то, пожалуй, и «Шевроле»...

Отчего портится почерк дыхания
дыхательные зажимы


Ограниченность власти сознательной воли над нашим дыханием проявляется постоянно.
Бессознательные влияния проникают и в самый «верх» – в уровни, казалось бы, вполне осознанного самоконтроля: в речь, в интонации, в обычное спокойное дыхание – и пронизывают произвольные действия тонкими автоматизмами: как акцент в произношении, как манера жестикулировать и смеяться, как походка, как почерк – попробуй-ка измени!..
          Чуть напряг внимание, слегка призадумался или озаботился – дыхание затаилось...
          Чуть больше напряг, с прибавкою некоего чувства – задержка... (А потом – пф-ф-фффф... – сброс, словно пар выпустил...)
          При всяком внутреннем напряжении, при работе физической и умственной, при общении – наше дыхание, словно море под ветром, меняет свое поведение: то ослабляется, то усиливается, то учащается, то урежается, клонится то к одышке, то к мертвому штилю, то к спазматическому стеснению... (Вспомним еще «равнодушие» и «не ровно дышит»).
          При самых же длительных, устоявшихся психических напряжениях – они и суть наши душевные состояния – меняется не частота и не глубина, а ТОНУС – точней, тонический временной рисунок – осанка и походка дыхания, его почерк.
          Внешне это может и не проявиться, разве только для изощренного наблюдателя.
          А иногда вполне явственно: человек и дышит, и разговаривает зажато. Дыхание напряженно-стиснуто, словно натянуто или встопорщено...
          Как бывают люди тонически-сутулые, в-себя-вжатые, или наоборот, деревянно-прямые, от себя будто бы отслоенные и закованные в свои прямизны, или ни-так-ни-сяк-перекошенные, скособоченные – так и дыхания бывают скукоженные, перекореженные...
          Этих зажимов, замков, стяжек, удавок и прочая в дыхании столько же, сколько их, как мы знаем уже, в телесной мускулатуре. Да и немудрено, ведь дыхание тоже осуществляется мышцами.
          Вот красивая женщина с принужденной маскообразной улыбкой, с быстрой и тихой речью на одной ноте. Ее смех пронзительно-высок, напряженно-сдавлен и резок, как автомобильный клаксон. Зажим дыхания постоянный, как бы блуждающий с этажа на этаж: подзажимаются то малые, то большие бронхи с трахеей, то мышцы гортанно-глоточного кольца, то даже ноздри... Проблемы с общением – трудно раскрыться и душою, и телом, трудно с мужчинами...
          Вот мощный высокий парень, спортсмен, каратист с черным поясом, почти постоянно испытывающий подавленность и тоскливое беспокойство с чувством стесненья в груди. Голос не соответствует комплекции: вместо ожидаемого могучего баритонобаса – тощенький тенорок... Грозный боец, но изгнать из себя въевшийся подростковый страх все равно не может, время от времени выпадает в запои...
          Незадачливый богатырь не подозревает, что главные исполнители жалкого состояния его души – мелкие мышцы бронхов и голосовых связок, да еще диафрагма, приплющенная к низу грудной клетки, словно глубоководная камбала.
          Тонус-почерк дыхания изменить так же трудно, как почерк письма, как осанку, походку, манеру жестикулировать. Но не безнадежно трудно...

Что такое дыхательная тонопластика


Всю жизнь мы питаемся Небом – и Неба не убывает. Нужна только пространственная открытость ему – доступ воздуха.
          Дыхание – питание Небом, не позабудем!..
          В мире нынче в ходу более трехсот различных дыхательных техник для самых разных целей. Чего стоит одно только знаменитое холотропное дыхание...
          Что главное в самоработе с дыханием?
          Как и в работе с мышцами – сперва не полениться побольше узнать, понаблюдать и помыслить.
          Прочувствовать суть – тогда все само получится.
          Поле деятельности благодатное: сосредоточиться на дыхании очень легко. Так же легко от него отвлечься, довериться своему дыханию. Легко дыханием и управлять, и быть им управляемым.
          Дыхание, с которым достигнуто взаимопонимание и гармоническое взаимодействие, хорошо воспитанное дыхание – великое благо. Путь к этому – воспитание своего дыхания, проникновенное общение с ним (а не мифическое «овладение») – это и есть дыхательная тонопластика.

Осознание обыкновенного
предварительные наблюдения


Мы не замечаем, что говорим прозой. Не замечаем, что управляемся земным притяжением и от него зависим. Не замечаем, что дышим воздухом.
Пока не приспичит, не замечаем и КАК мы дышим.

Дыхательный автопортрет
познание своего дыхания


Зачем. Чтобы прочувствовать и понять себя.
          Как действуют на мое дыхание – нагрузки физические и умственные, климат, погода, качество воздуха, положение тела, степень и характер подвижности, диета, степень наполнения желудка и кишечника, настроение, состояние духа, те или иные ситуации общения?.. Состояние самих дыхательных путей...
          Где, когда, почему мне дышится свободнее, легче, приятнее, лучше?
          Где, когда, почему – труднее, неприятнее, хуже?.. От чего дыхание мое стесняется, сдавливается, зажимается?.. Почему меняется звучание моего голоса, речи? С чем это бывает связано?
          Для кого-то имеет значение освещение и цветовая гамма помещения, кто-то «дыхательно чувствителен» к музыке, к звукам, кто-то – и таких немало – дыхательный аллергик по отношению к разным примесям в воздухе, к запахам, иногда ничтожнейшим...
          Как я дышу, когда говорю? – когда собираюсь говорить? – когда думаю? – когда вспоминаю?
          Когда пытаюсь забыть?..
          Как произвожу посыл воздуха через гортань, рот и нос при речи, обращенной к обычному собеседнику? – к высокозначимому собеседнику?..
          Как дышу, когда плачу или когда только хочется плакать, когда боюсь, когда волнуюсь и напрягаюсь, когда гневаюсь, когда отчаиваюсь, когда успокаиваюсь, когда радуюсь, когда смеюсь?..
          Как дышат другие люди? – Как все это происходит у них? – Вот у этого конкретного человека – какие можно заметить особенности дыхания, какие изменения в разных обстоятельствах, настроениях?..

          Собрать такие вот наблюдения – о себе и других, рассмотреть, обдумать – уже большой куш для самоработы, для многих выводов и находок...
          Как избежать «эффекта сороконожки», которая, по известной притче, задумавшись, как у нее получается ходить, ходить разучилась? Не получится ли, что разучишься дышать?
          Разучиться дышать не получится, даже если очень захочется, – как невозможно разучиться моргать.
          А вот разучиться дышать плохо, научившись дышать хорошо – возможно вполне!

Из чего образуются языки дыхания


Дыхание, как и сердцебиение, – дело непрестанно-прерывистое, постоянное в непостоянстве.
          Каждый цикл – вдоховыдох – состоит из трех фаз: активной (вдох), полупассивной (выдох) и пассивной вполне (пауза). Природный образчик того, из каких составляющих должна складываться и вся наша жизнь.
          В каждую можно вносить разные изменения: задержки, замедления-ускорения, усиления-ослабления, разные сочетания того и другого...
          Мы это и делаем, когда дышим, работаем, разговариваем, поем... Все дыхательные техники строятся как разные языки из сочетаний одних и тех же немногих звуков – из разным образом измененных первокирпичиков: этих вот трех фаз дыхания.

Подыши от души
опыт сознательного дыхательного разнообразия


Не особо усердствуя, играючи испытаем возможности произвольно дышать так, дышать эдак или иначе, либо совсем иначе – дышать по-разному.
          Общий смысл. Изучаем инструментарий дыхательного самовладения, чтобы им с толком пользоваться.
          Задержка на паузе. Попробуем после обычного выдоха дыхание задержать – подождем делать следующий вдох и почувствуем, что происходит...
          Вот все спокойно – тело и мозг еще имеют в себе достаточный запас кислорода от предыдущего цикла...
          Вот хочется уже вдохнуть – чуть подержим еще паузу, чуть подробней прочувствуем внутреннее повеление...
          Все отчетливее... Все настойчивей...
          Вот трудно уже удержать – и теперь наконец вдохнем...
          Сам собой вдох получается полным, глубоким...
          Возможно, захочется и еще раз-другой вдохнуть глубже и посвободней выдохнуть...

          Ну как самочувствие?.. Вполне вероятно – полегчало в груди, поспокойнее стало на душе. И вот почему: мы сознательно воспроизвели сейчас обычный бессознательный вздох облегчения. Задержка на паузе помогает прочувствовать, что происходит, когда мы испытываем чувство затруднения, стеснения, скованности, чувство вины; когда нетерпеливо ожидаем чего-то или пытаемся преодолеть трудность сосредоточения...
          И она же, осознанная задержка с последующим осознанным вдохом, может помочь быстро изменить свое состояние. Полный вдох и выдох после задержки как бы подводит черту под только что истекшим отрезком времени – все!
          Начинаем сначала, живем заново!..
          Разнообразие вдоха. Можно вдыхать воздух изо всех сил, наполнять им легкие полностью, до отказа – а можно вдыхать только чуть-чуть... Пробуем так и эдак...

...Вдохнуть через нос или через рот... Пробуем... ...Вдыхать, заполняя сначала воздухом нижние отделы легких (брюшное дыхание) – или наоборот – начать с верхней половины груди... Пробуем...
...Вдыхать можно резко и быстро, а можно растянуто, медленно, очень медленно... Пробуем то и другое...
...Вдох может быть прерывистым или плавным, поверхностным или глубоким... Опробуем и такой, и другой...
...Начало вдоха может быть медленно-плавным, середина резко-прерывистой, завершение – безусильным, а в самом конце можно еще успеть поиграть мышцами живота и, чуть натужившись, надуть щеки...
...Пробуем это, пробуем еще по-другому...
...Заранее делая себе «заказы», напрягаем и/или расслабляем во время вдохов любые мышцы тела...

Изменяя дыхание, можно побывать в разных мирах и даже не узнать в них себя. Калейдоскоп состояний. Музыка разнообразнейших самочувствий.
Разнообразие выдоха. Выдохнем медленно-медленно... А теперь спокойно вдохнем – и выдохнем очень быстро! Резко! – Заметим разницу в самочувствиях...
...Опять обычно-спокойно вдохнем – а выдыхать будем через нос прерывисто, с маленькими задержками...
...Так же, но через рот... Медленно, губы трубочкой...
...С надуванием щек...
...Со свистом...
...С одновременным верчением головой...
...Начало выдоха резкое, середина плавная, а завершение ленивое...


Импровизировать можно, и даже нужно. Через дыхание можно менять не только свой тонус и самочувствие, но и мировоззрение.

Разнообразие ритмомелодий, рисунков дыхания


По-разному дыша, мы действительно попадаем если не в разные миры, то в разные измерения своей жизни – преображаемся изнутри.
          Если, например, выдох растянут, неполон, да еще и при поверхностном и неполном вдохе (парадоксальное лечебное дыхание Бутейко) – в крови у нас оказывается больше углекислоты, чем обычно, а кислорода меньше, но ненадолго. Тут же на это реагирует мозг, все ткани тела и сама кровь: кислорода меньше, зато лучше усваивается – каждый эритроцит работает, как пчела. Человек получает хорошие шансы распрощаться навсегда с астмой, язвой и многими другими болячками. Становится намного спокойнее.
          Если же, наоборот, вдох быстр, энергичен и совершается при дополнительном мышечном усилии, повышающем давление воздуха в легких (лечебная дыхательная гимнастика Стрельниковой), – кислород поступает в кровь интенсивно, дыхательные пути дают мозгу повышенную обратную связь – а как следствие: повышается тонус, улучшается настроение, появляется уверенность, быстрота соображения, легкость переключений (гимнастика Стрельниковой ведет начало от актерского тренинга) – а заодно тоже улучшается здоровье!..

Перевести дух
свобода дыхания – вход


Смысл. Освобождая дыхание, освобождаем Себя.
Образец: каждому знаком вздох, «перевод духа» – естественное непроизвольное действие. Так вздыхают и дети, и звери, даже лягушки и черепахи...
          Так мы снимаем, выбрасываем, выдыхаем из себя уже не нужные напряжения, и каждый такой вздох рождает мгновенное успокоение, освежение. Этот миг мы и сделаем полезной привычкой.
          Вот прямо сейчас – отвлечемся от чтения и – вздохнем свободно-свободно, совсем свободно... позволим себе это... Вот-вот... Ну – еще... И еще... Да–да – и потянуться можно, и плечи, и грудь расправить, и – ... Вот-вот-вот... И зевнуть тоже можно... Только когда свободно вздохнешь, когда это себе позволишь – тогда и заметишь, что до того дыхание было зажато! – стеснено, стиснуто – как под прессом!..
          Сколько же таких облегчительных вздохов или зевков необходимо делать в течение дня? Смотря каковы ваши цели. И вы – смотря каковы.

Освобождение дыхания
свобода дыхания – парадная лестница


Задача. Позволить своему дыханию освободиться.
Смысл. Уже ясен.
Сколько времени это может занять. От пары минут или даже секунд до (изредка) пары часов. Время свободы дыхания вообще лучше не ограничивать.
          Сядем или ляжем удобно; можно и стоя, а очень здорово – на ходу, на прогулке. Глаза, если сидим или лежим, можно закрыть; на ходу лучше, пожалуй, не закрывать...
          Желательно, чтобы одежда была свободной или, по крайней мере, не сдавливала грудную клетку, живот, шею и плечи.
          Если ощущаются где-либо в теле явственные мышечные зажимы, в течение нескольких секунд попробуем хотя бы вчерне сбросить, стряхнуть их, отпустить свое тело...
          ...А теперь начинаем дышать, просто дышать – отпускаем свое дыхание...
Сделаем сперва самый обычный вздох облегчения – позволим себе его, пускай он произойдет сам – как получится, без особых стараний – лишь легкое доверчивое внимание к своему дыханию...
          Так... Вот так...
          Выждем теперь, выдержим естественную паузу между выдохом и следующим вдохом – до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть – и еще раз вздохнем – с тем же доверчивым вниманием – облегченно вздохнем...
          И еще... И еще... Дышим свободно в обычном для нас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая – ничего искусственного... Дышим свободно, просто свободно... Достаточно для нас, легко и довольно – дышать свободно, дыхание отпустить на волю...
          Через некоторое время дыхание само собой несколько замедлится и углубится, станет ровнее...

          Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела, именно те, которые в этом нуждаются. Возникнет и легкое ощущение тепла, связанное с расслаблением сосудов.
          Сердце входит в спокойный ритм...
          Покой, ясная свежесть...
          Приятная легкая отрешенность...
          Уже дышится очень легко – и легко поверить,
что можно всегда дышать легко и свободно,
всегда свободно...
          Так продолжается, так и будет дальше, так будет...
          На освобожденном дыхании – дальше, в жизнь...


          Освобождение дыхания может помочь сразу стать увереннее, спокойнее, собраннее – и почувствовать себя лучше, а может, даже чуть-чуть счастливее.


Ключевые слова: Депрессия, Дыхание, Здоровый образ жизни, Здоровье, Меланхолик, Невроз, Сангвиник, Тонопластика, Тонус, Уверенность, Флегматик, Характер, Холерик


Упоминание имен: Иван Бунин, Геркулес, Эрнест Кречмер

 

 

Поделиться в социальных сетях

twitter ЖЖ ВКонтакте Facebook Мой Мир Одноклассники

Вы можете сказать "спасибо" проекту здесь

 

 

 


левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

Владимир Львович Леви © 2001 - 2025
Дизайн: И. Гончаренко
Рисунки: Владимир Леви