Ну вот, друзья, и лето опять. Майские рассылки продинамил, каюсь, все
сирени и соловьев дожидался для вдохновения (месяц май ведь и сам по
себе рассылка, цветочная), зато две книги вышли за это время (см. сайт),
и еще одна, сборная "Азбука здравомыслия" на подходе. Не расстаемся
пока - сам себе взял в наказ число всех рассылок, пускай с перерывами,
через пень-колоду, но непременно до сотни кругленькой дотянуть, а там
видно будет.
Особое это ощущение - выходить
с речью к незримой аудитории. Должно, кажется, стать привычным уже -
незримость снимается током обратной связи, ответных писем - но нет!
- Все равно та же внутри мешанина из праздничного волнения встречи,
оценочной опасливости, чувства связи и чувства сцены, лихорадки и трезвых
соображений... И что главным воленс-ноленс выходит - в рассылках ли,
в книгах - давно уже ясно: не проблемы помочь решить, не вылечить, не
научить-просветить, не развлечь (хотя и случается, все случается) -
а вот что: пароль обновить. Свежий знак дать, что жить можно. И все...
Сердцебиение и дыхание облегчить. И самому себе в равной степени...
Этот основной импульс, этот тайный
порыв-пароль, эта пульсовая волна - как всякая волна, скоропреходящая,
- может облечься в плоть какого угодно содержания, вырядиться в одежду
любой формы. Сегодня вот, чувствую, пора подключить "глас народа"...
"Извините
за нескромный вопрос..."
или " У меня все хорошо, но я не
понимаю, зачем"
Как
вы, должно быть, помните, друзья, я обещал вам время от времени высылать
снадобья для поддержания тонуса брюшного пресса и диафрагмы. Вы сами,
точней, некоторые из вас, мне в этом особо усиленно помогают, и долг
мой - делиться получаемыми лечебными средствами. В нижеследующих текстах
писем ко мне, поступивших за последние полгода, кроме подписей (за одним
исключением) и некоторых длиннот, ничего мною не убрано и ничего не
прибавлено, сохранена орфография. Комментарии, как вы сейчас убедитесь,
излишни.
~~~
Здраствуйте, пишу икс знает какое по номеру письмо: не поможите ли вы нам в борьбе с фашизмом, экстремизмом, нацизмом... Понятно, не поможите, спасибо за внимание... Извините что отвлёк.
~~~
Владимир Львович, так всё-таки, можно ли избавляться от зависимостей путём стискивания зубов и зажима яиц в тиски? По-моему это и вредно (ибо насилие над собой) и неполучается. Но вроде как есть такие люди, и типа это сила воли и всё-такое. Надеюсь понятно выразился.
~~~
У меня во время медитации голова самопроизвольно поворачивается вправо или даже начинает крутиться прямо-вправо. Что это значит?
~~~
Унас
с моей девуской появились проблемы с сексом! Мы уже вместе 4 года, если
раньше мы занимались етим почти каждый день, да еще и не по одному разу,
то теперь это происходит раз в неделю о то и реже! Она объясняет это
что у нее просто нет желания, якобы ей хватает этого! Но я почему то
в это не верю мне кажется что у неe другой! Хотя она клянется что нет,
да и мы практически всегда вместе. когда мы занимаемся любовью у неe
просыпается дикое желание (при занятии раз в неделю о то и реже)!
Так вот я хотел бы узнать у вас с чем ето может быть связано и что можно
предприняь что бы все вернуть нaзад (сделать секс чаще)??? Зарание
спасибо!
~~~
Здраствуйте!
Я читала Вашу книгу "Искусство быть другим". У меня создалось
впечатление,что Вы-потрясающе умный человек. Нет-нет, я не подлизываюсь.
В общем, я решила Вам написать, потому что мне ужасно нужно с кем-нибудь
поговорить, кто объяснит мне, что к чему. По-моему, у меня все мыслимые
и немыслимые сексуальные извращения сразу! То бишь: бисексуализм, мазохизм,
геронтофилия (я не опибаюсь в названии?).
У меня такое ощущение,что я скоро буду хотеть все, что движется, а еще через некоторое время насиловать все,что движется! Правда ли,что все это от неправильных отношений с родителями?
~~~
Здравствуйте
Владимир Львович. Мне 25 лет и у меня при виде красивой девушки начинает
трястись всё тело. Сознание тухнет.
Я даже сейчас трясусь, рассказывая вам о своей проблеме. Пробовал использовать
рефрейминг на тряску, но не нашёл куда ей применения. По-прежнему реакция
на девушку - тряска. Познакомиться вообще не могу. Посоветуйте, пожалуйста,
рефрейминговое применение этой тряски.
~~~
Владимир Львович! С удовольствием прочитал Вашу статью "Хлеб небесный". У меня к Вам такой вопрос: что Вы имеете в виду, говоря вздох облегчения ? Это вдох или выдох ? Я решил, что выдох, но меня смущает слово вздох.
~~~
Здравствуйте, Владимир. Собственно в теме письма все сказано! Я зануда. Добрый, симпатичный, неглупый зануда. Об этом мне говорят близкие друзья, но я сам не знаю в чем это выражается. С девушками ничего не клеится похоже именно из-за этого. Вы не могли бы подробнее рассказать в чем состоит занудство и как
с ним бороться.
~~~
Здравствуйте, В.Л. У меня развилась одна новая зависимость. Если я в день хотя бы 2 часа не читаю ваших книг, мне становиться плохо. Это не шутка. Помогите избавиться.
~~~
ДорогоЙ Владимир! Проблема: вагинальный оргазм сменился клиторальным и куча переживаний, и море комплексов. Вопрос: КАК вернуть всё назад? Надежда: хочу попробовать автотреннинг. ПРОСЬБА: помогите профессионально.
~~~
Здравствуйте, у меня все хорошо, только вот с женским полом ничего, кроме дружбы: Мене 25 уже, физиологически все нормально, а вот с девушками никогда еще хм... Помогите разобраться в этом непостижимом для меня деле... Если бы марс не был так близко к земле, я бы не решился написать о своих половых проблемах!
~~~
Здравствуйте, Владимир Львович. В вашей книге написано, что чем душу насиловать курёжкой, пьянством, обжорством и сексом, лучше найти ей «духовный выход». Т.е. если я правильно понял, - заниматься, скажем, науками, изучать язык, играть на музыкальных инструментах. Так? Если да, то зачем тогда мужчине нужен половой орган? Прошу вас ещё раз мне объяснить!
~~~
Доброго
времени суток! Посоветуйте, пожалуйста, как моему другу избавиться от
храпа. Спать вместе невозможно. Спасибо.
~~~
В
чём вред порнографии и как от неё вылечиться. Эдик.
~~~
Уважаемый Владимир Львович, мне нужна помощь сильного гипнотизера.
Проблема : Мой водитель напился и забыл где оставил машину. Может, поможете ему вспомнить? Сколько это будет стоить?
~~~
Здравствуйте Доктор! Обращаюсь к Вам со своей проблемой. Я потеряла деньги в собственной квартире.
Куда-то спрятала и не могу вспомнить куда. Скажите, есть ли у меня шанс вспомнить, ведь столько лет прошло? Может быть, гипноз помог бы? Может быть, Вы?
~~~
Я пишу Владимиру Леви. Подскажите, плиз. Я не испытываю удовольствия от секса. Мне 26. К кому пойти?
~~~
Здравствуйте, Владимир! У меня все хорошо, но я не понимаю зачем.
~~~
ДОКТОР,
ИЗВИНИТЕ ЗА НЕСКРОМНЫЙ ВОПРОС... ВЫ ЕЩЁ ЖИВЫ?
А
вы, друзья?.. Если да, в чем я не сомневаюсь (и надеюсь, даже с прибытком),
то вот еще выборка из недавней переписки - уже с ответами и комментариями.
Темы вроде бы разные, но кровно взаимосвязанные, и мое пожелание вам
- попристальней проследить эту взаимосвязь на уровне собственной жизни...
Мордус
живенди, или Почему тетечка не скорбит по мужу
отзыв на рассылку № 75 Шарахнем по компьютеру сноубордом
...Прочитала
на вашей страничке кусок про машину-девочку, и желаю-с заметить, что
не согласна с вашим утверждением относительно того, что муж и дети -
это для всех собственный выбор (только что как бы одни это осознают,
а другие не очень).
Это действительно гнусные навязываемые обществом обязанности и клетка,
и наказание, и каторга. Выбора как такового НЕТ. Ибо кому же в бэлых
воронах ходить-то охота? Надо же ж, как все ж... А хочется там тебе
этого, не хочется... НАДО, едрёныть. Иначе будешь подвергнут остракизму.
Касательно женщин это верно на 100%. Лучше страдать и мучиться, зато
всё как у людей... Людям вбивается мысль о том, что возможен только
один модус вивенди и операнди: дети, ибливость (пардон за обсценную
лексику), квартира, дача, машина, жратва... А этих модусов и схем полно,
на самом деле.
ПРИ
ЭТОМ хочу особо отметить, что я не имею в виду «духовности» там всякие
или ещё нечто подобное. Просто это ДРУГИЕ схемы бытия. Не обязательно
духовные с проживанием в землянке или ските. Не обязательно жизнепрожигательство
с неумеренным потреблением всего, чего только можно. Потому что потребительство
- тоже просто один из образов бытия... И духовность тоже.
У
кого не выходит строить свою жизнь по общепринятому модулю, жутко страдают.
А чего, спрашивается, страдать? Ведь не страдает же человек от того,
что он не скрипач, что не получается рисовать, как фламандцы, что не
получается стать лётчиком или космонавтом... Ну не дано некоторые вещи
делать. И что? Попробуй другие. Так неееет, как дятлы, будут долбить
одно и то же. И никому в голову не приходит, что жить каким-либо определённым
образом - тоже нужен талант и умения, и внутренние «приспособления».
Конечно,
сильно сбивает с толку, что У ВСЕХ, мол, получается... А эти "все"
- несчастные люди, оказывается... Они могут хотеть разных вещей, только
в своих истинных желаниях мало кто признается. Кто
скажет открыто, что, например, ненавидит своих детей, потому что они
отравили ему/ей всю жизнь? Или что ему на них по фигу как-то? Скажут
ведь о таком человеке: ууу, монстр какой...:)
В
общем, резюме такое: вещей, навязываемых социумом, человек может, на
самом деле, не хотеть. А т.к. семья - это чистой воды социальный статус
(в 90 случаях из 100), то... Так что нечего удивляться, что тётечка
эта не скорбит по мужу, и дети там как-то не особо ей. Да ей с самого
начала просто ЭТО на фиг не нужно было. Антонина.
Это
письмо, как и многие иные, увы, полное орфографической и стилистической
грязи, с трудом приведенное мною в более или менее читабельное состояние,
мы прокомментировали с журналистом Татьяной Саториной, моей собеседницей
по книгам "Травматология любви" и "Семейные войны".
Привожу фрагмент нашей беседы.
ТС
- Эту раздраженную особу так и хочется попросить: не отравляй, пожалуйста,
воздух, и без тебя выхлопных газов в атмосфере довольно.
ВЛ
- Ну полегче, Таня, ведь мы же видим... Инфантильно-протестный комплекс,
ярко выраженный общий негативизм.
Суждения уплощенные, но содержащие и некий процент фактической правоты.
Верно, что на отношение к выбору "семья или без" часто оказывают
немалое влияние конформистские побуждения "соответствия",
а подлинно-собственные, глубинно-душевные остаются непроясненными и
подавленными. Верно, что редко кто признается открыто в отрицательных
чувствах по отношению к детям... Что большинству семейных неудачников
кажется, что "у всех получается", а на самом деле не так...Что
можно жить хорошо и счастливо совершенно по-разному, совершенно по-своему...
ТС
- Да ведь за своими нагороженными схемами, модусами и модулями этот
псевдоженский организм абсолютно не чует природы, естества, живой жизни
не ведает. Если любовь, семья, дети - всего лишь "гнусные навязываемые
обществом обязанности и клетка, и наказание, и каторга", то как
и зачем человеку рождаться, как жизнь продолжать, и по какой такой гнусной
обязанности и ради какого наказания ты сама появилась на этот свет?.. Кто же там тебя так навязчиво насилует детско-семейным
модулем, который тебе на фиг не нужен? Ну не дано тебе чувствовать суть
любви и святость домашнего очага - почто же отказывать и всем прочим
в такой возможности?
ВЛ
- Человек защищает свою выбранную - или мнимо выбранную ценностную нишку,
свой мордус живенди. По неосознанному побуждению проецирует эту самозащиту
на остальной мир, обобщает: в рисуемой картинке мира "все - несчастные",
потому что живут не по желаниям, а как им навязывает общество...
ТС
- Общество - враг человека, семья - враг человека, дети - враг человека.
Объединимся против врагов в усилиях спешного вымирания.
ВЛ
- В письме Антонины, как в кусочке разбитого мутного стекла, отразилось
какой-то своей частью реальное конфликтное поле житья-бытья нашего...
Вот
еще одно отражение этого поля, гораздо более яркое и объемное.
"Я
- сама себе коммуналка"
отзыв
на рассылку №
76
Неба хватит на всех
Сцена 1
Чистый
стол, прозрачная вода в стакане, кисти, краски. Белый лист. Все готово
к таинству. Звучит Моцарт... Погружаюсь, как в темную воду, сжимаюсь
до каменной твердости, музыка втягивает в водоворот, бьет, гонит, как
истлевший лист, пластает и рвет тонкую материю на тысячу лоскутков...
Что-то происходит со временем. Часы тикают все медленнее и глуше, и
вот останавливаются совсем...
Из белого листа, змеясь тонкими дрожащими линиями, набухая цветом, наполняясь тайной жизнью, проступает...
Сцена 2
...Ярко
освещенная гостиная, стол, белый лист. Ребенок под столом тянет за ногу,
снимает носок. Ну пусть учится, это хо... Ах, черт!
Стукнулся-таки головой о крышку. Ну не реви, не реви. Пройдет! Надо
бы кстати поменять ему подгузник...
Напротив
- муж, который тоже, между прочим, мог бы и догадаться о подгузнике.
Паразит! Все на мне! Впрочем нет, он не паразит, он внимательный и заботливый.
Были времена, вместе такие проекты на ноги ставили - закачаешься. Ночами
сидели за компьютером, фантазировали, бродили рука в руку по улицам
чужих городов, знакомились с голубями и деревьями. Важно было все обсудить,
что произошло за день. Вот он и сейчас... обсуждает.
-
Мини-диски начинают использовать для хранения данных. Возможно, что
у этого формата все-таки есть будущее. Интересно, что в Японии они продаются
довольно хорошо, а вот в Штатах получился полный провал...
Интересно?... Подгузник... Белый лист...
Сцена 3
Вечер...
Все спят. Приглушенный свет в гостиной. Стол, Белый лист...
Очень
хочется спать, но... Может, сесть хоть на полчасика? Впрочем, через
полчасика окажется, что уже четыре утра. Или не окажется, ребенок раньше
оторвет - не спит по ночам. Завтра я буду никакая и буду срывать свое
настроение на всех. Мой индивидуальный вариант похмелья... И как это
у других получается? В интернете вон советуют не душить в себе внутреннего
художника - отомстит, не обрадуешься. А за что? Что я такого сделала?
Я - всегда пожалуйста. Может, у мужчин это все проще? Как-то могут они
отключаться от ситуации. А может - это у меня чего-то не в порядке?...
Занавес.
В антракте
ВЛ,
извините за длинное вступление. Спасибо за ваши рассылки и за совет
Анджеле. Это совет и мне тоже. Совет, над воплощением которого бьюсь
уже полтора года. Снова и снова убеждаясь в бесполезности и даже вредности
попыток. И это притом, что ситуация у меня по сравнению с Анджелой просто
идеальная - никаких тебе безумных жилищных условий. Но есть еще коммуналка
духовная, или лучше сказать душевная.
Есть мама, для которой я являюсь смысложизненным наполнителем. Есть
муж, с которым возникла традиция интенсивного общения. Есть ребенок
- яркая и сообразительная кроха, привыкшая однако тоже к повышенному
вниманию (общению). Есть еще один малыш, еще не родившийся. Его претензии
на кусок пирога по имени мама выражаются пока только в моей повышенной
утомляемости. Есть пара близких друзей.
Ни от одной из этих «нагрузок» я бы не отказалась ни под каким соусом. У меня, знаете ли, очень развито чувство, что любой человек может утром уйти и уже не вернуться...
Но когда каждый отщипнет полагающийся ему кусочек, творить «для Господа
Бога до востребования» становится нечем. Урывать минуты и часы - путь,
то и дело приводящий к срывам и депрессиям... Хоть плачь, хоть психуй.
И в сотый раз напоминаешь себе, что это - фаза просто такая в жизни, которая проходит как все пройдет. Как там у Эриксона? В центре этого периода развития лежит ключевое слово «Забота» (вроде сносно перевела).
Смириться, переждать. Ан нет, не получается, тянет вверх. Знаю многих
талантливых женщин, которые годы боролись и сломались. По работе сталкивалась
не с одной, которой, после того как последний детеныш покинул родное
гнездышко, жить стало нечем. Диагноз - старческая депрессия.
Знаю немало и других, кто выбрал возможность творчества, чтобы после
сорока понять, что жизнь прошла и детей уже не будет. С ними тоже не
поменялась бы ни за какие коврижки.
Вот такая вот ловушка для избранных. А зачем? Лена.
Лена, это не ловушка, а проверка на вшивость. Экзаменующий
фильтр, отбирающий проход, сцилло-харибдовый пролив, узкие-узкие многожертвенные
ворота... Проходят через них в Океан Вечности только те, кто живет в
постоянной ядерной реакции самоотдачи, полагаясь лишь на себя, запредельно
интенсивно (Цветаева) или, напротив, запредельно-паразитически, царственно-хищно
(не называю имя другой великой женщины-поэта того же времени, вы уже
догадались). "Чтобы человек творчески состоялся, ему кроме таланта
нужен еще талант управления своим талантом", сказал Шнитке. И включает
в себя этот талант долей изрядной точно распределяемую во времени творческую
эгоцентрацию - то внутреннее состояние, когда не только никто от
тебя кусочка не отщипнет - подавится, но наоборот - все и вся окружающее
становится твоей творческой пищей...
Что добавить еще?.. Субъективное, личное. Когда я встречаю творческую
женщину, не добирающую должной силы эгоцентрации и по сей причине информационно
(точное слово) недосостоявшуюся или даже не состоявшуюся совсем, меня
охватывает не жалость с привкусом презрения, как при аналогичном состоянии
мужчины, а поклонение, восторг, трепет восхищения, близкий к любви.
Потому что женщине творческой - по моему ощущению - чтобы состаиваться
(глагол тут должен быть несовершенного вида...), достаточно быть, просто
быть собой; женщина и так пишет, поет, лепит, рисует, творит вселенную
- одним лишь движением, взглядом, одним лишь дыханием, одним своим бытием... Меня
легко опровергнуть, я не настаиваю, но чувствовать ТАК мне никто не
запретит...
Капканолог
в капкане
ВЛ,
мне около сорока. Со школьных лет читал вас...
Жизнь
складывалась не просто, видимо, потому, что мне самому так было нужно.
Решая конкретные задачи, в жизни разбирался понемногу. Теперь сам веду
рассылку, в которой накопленным опытом делюсь. Моя рассылка о психологических
капканах, которых в жизни немало порасставлено ("капканология").
А
задать я хочу такой вопрос.
В
своей рассылке вы писали о трагически погибшем Александре Мене, как
о человеке честном и светлом. А мне совершенно непонятно, как можно
быть честным человеком, будучи христианином.
Как
можно, будучи образованным человеком, верить в непорочное зачатие? Если
человек не знает о Х и У хромосомах и верит в непорочное зачатие, в
этом нет ничего страшного. Но если знает и все-таки <верит> -
значит врет?!
А
может ли честный человек верить в воскресение, которого не было?
Как
можно быть порядочным человеком и считать казни, обрушенные на египетский
народ, чем-то божественным? Особенно десятую казнь, в которой Бог ведет
себя как ирод какой-то, как террорист - избивает ни в чем не повинных
первенцев. Да мало ли в <святом> писании подобных мест?
Но
даже если не брать Ветхий Завет, а читать просто Евангелия - они же
настраивают на рабство. Как честный человек может принимать их за что-то
божественное?
Не
понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и фашистом при этом.
Не понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и христианином:
памятники вот доказывают, что свастика - это таким образом нарисованный
крест. Может быть они правы? В том смысле, что крест (орудие подлого
убийства) - это та же свастика?
На
эти вопросы знакомые мне христиане всегда реагировали агрессивно. Но
вот вы пишете об Александре Мене, как о человеке светлом. Может быть,
он только притворялся христианином? Или был христианином в каком-то
особенном понимании (то есть еретиком в общепринятом)?
Поясню.
Для буддиста не важно, жил ли Будда в действительности, а важно, чему
он учил. Христиане тех,
кто не верит в непорочное зачатие, кто не верит в воскресение, христианами
считать отказываются. Для
них не так важно, чему учил Христос. Для них важна вера в события, которых
не было!
Надеюсь,
что мои вопросы - не проявление злодейства, а проявление <высокоумия>
всего лишь.
Илья.
Илья, встречный вопрос к вам: хотите от меня ответа честного или приятного
для вас? Совместить то и другое вряд ли удастся.
Если
первое - получите. Вот вы жалуетесь, что люди (христиане - люди, согласны?..)
агрессивно реагируют на ваши вопросы. Да ведь вы же сами ну просто жуть
как агрессивно их задаете. Вы, собственно, и не задаете вопросов, а
сразу в риторически-вопрошающей форме нападаете, обвиняете, наезжаете.
Обнаруживаете претензии на обладание монопольным правом судить, что
такое честный и образованный человек, а притом демонстрируете вопиющее
невежество и нежелание хоть чуть-чуть вдуматься, вжиться именно в психологию
людей, в ту самую психологию, которой вы, по вашему убеждению, занимаетесь.
Проявляете не злодейство, но безответственность воинствующей ограниченности.
Аргументация ваша карикатурна, но в одном месте выходит на грань клеветы,
навета, если не бреда: до того враз доболтались, что Александра Меня
ставите в один ряд с его убийцами - фашистами, и допускаете, что он
только "притворялся христианином". Хоть поинтересовались бы
по-настоящему личностью, трудами и жизненным путем этого человека, в
лицо вгляделись бы...
В Евангелиях ничего не высмотрели, кроме "настраивания на рабство".
В Ветхом Завете - огромном, многослойном, полифоничном историко-человеческом
документе, уперлись только в египетские казни, судите их с позиций современной
(но именно из Библии и христианства ведущей начало) морали, совершенно
игнорируя то понятное и школьнику обстоятельство, что речь идет о временах
древних, когда господствовала родоплеменная вражда...
> Для
буддиста не важно, жил ли Будда в действительности, а важно, чему он
учил.
Чушь
сморозили и не заметили даже. Есть буддийские храмы, где почитаются
как святыни кусочки ногтей, обрезки волос и зубы, по верованию буддистов,
принадлежавшие Гаутаме. Вы что, буддистов почитаете за сплошь слабоумных?
- как мог чему-то учить человек, в действительности не живший? А кто
учил-то?..
> Христиане
тех, кто не верит в непорочное зачатие, кто не верит в воскресение,
христианами считать отказываются. Для них не так важно, чему учил Христос. Для них важна вера в события, которых
не было!
Доля
правды в этом наблюдении, надо признать, к сожалению есть, и немалая.
Но не так все плоско, Илья, не так однозначно, не так одноклеточно...
Да, есть догматичные церковники, и встречаются среди них как искренне-фанатичные
духовные насильники, так и циничные гангстеры от религии - вперемешку.
Но есть среди священнослужителей и светлые личности, и самостоятельно
мыслящие. Да, многие священники требуют от своих прихожан слепой или
лицемерно-притворной веры в архаические нелепости - многие, но не все.
Пасомые овцы в свой черед очень легко делаются духовными тиранами по
отношению к своим ближним - одни по наивной внушаемости, другие по конформическому
лицемерию или в смешении того и другого - все так, да. Но кто же сказал
вам, что это и есть истинные христиане?.. Они сами так думают, но ведь
этого еще не достаточно.
Против
духовного насилия и духовного рабства восстал отлученный от церкви великий
христианин Лев Толстой, восставали и многие-многие другие НАСТОЯЩИЕ
христиане. Настоящий же христианин Александр Мень, вослед своему духовному
предтече настоящему христианину Владимиру Соловьеву поступал иначе:
не бунтовал против догматов, а стремился понять их подоплеку на более
высоком и глубоком уровне. Придавал "событиям, которых не было",
иное значение, понимал их и как историко-психологический феномен, и
как мистический, символический.
Не требовал никогда отец Александр ни от кого из своей паствы слепой
веры в непорочность зачатия Иисуса Христа в смысле буквальном, пошлом.
(Да и не все четыре Евангелия настаивают на "непорочности".)
А в воскресение Христа верил искренне, но не так идиотски, будто бы
мертвый Христос на третий день после смерти вдруг открыл очи, поднялся,
отвалил камень и вылез из своей погребальной пещеры.
А
как же?.. Как было в действительности?..
"Тайна
сия велика есть". Не берусь объяснять то, что не объяснял сам Александр
Мень. Насколько известно мне, у него либо не было, либо он не хотел
раскрывать своей частной версии воскресения - толкования, примиряющего
евангельские тексты с позитивной наукой. Он верил, это я знаю точно,
что событие, названное воскресением Христа и описанное в Евангелиях
со свидетельств его очевидцев, действительно ПРОИЗОШЛО, и не допускал
здесь возможности вранья, артефакта или какой-либо подтасовки, подделки.
И это притом, что мало кто так, как он, чтил настоящую строгую науку,
чтил объективность. ("Мистик, повенчанный со здравомыслием"
- он сказал о себе в одном из писем ко мне.)
Считал
ли Александр Мень христианами только тех, кто слепо-безоговорочно принимал
на веру догматы непорочного зачатия и воскресения? Ну конечно же нет.
Смотрел широко и глубоко, смотрел в суть. Главным для него была душа
человека и содержание, а не внешняя, церковная или внецерковная форма
его жизни. ("По делам их узнаете их", любил повторять из Библии.)
Видел, признавал и говорил вслух, что некоторые внецерковные и с виду
как будто неверующие люди гораздо чище душой и ближе к Христу и его
заповедям, чем иные церковные иерархи...
> Как
можно, будучи образованным человеком, верить в непорочное зачатие? Если
человек не знает о Х и У хромосомах и верит в непорочное зачатие, в
этом нет ничего страшного. Но если знает и все-таки <верит> -
значит врет?!
А
может ли честный человек верить в воскресение, которого не было?
Понимание
психологии веры, уважаемый капканолог, у вас, видимо, ниже нуля. Будь
оно хоть на полградуса выше, вы отдавали бы себе отчет, что и сверхчестный,
и архиобразованный человек (именно таким и был Александр Мень) может
верить во что угодно, ибо, во-первых, честность нисколько не препятствует
внушаемости, сиречь вероспособности, а наоборот, с этим свойством органически
сопряжена. Честные и порядочные, чистые душой люди веровали и в Христа,
и в Будду, и в Аллаха, и в Иегову, и в Маркса с его коммунизмом, и в
Сталина, и в Гитлера, между прочим, тоже, было и такое. Честный человек
обыкновенно доверчив и имеет склонность честно заблуждаться, вы не забыли?..
А энергия заблуждения, как заметил Толстой, есть основной движитель
истории человеков.
Вот и во-вторых: глубинные основания веры иррациональны,
не связаны или не напрямую связаны с логикой фактов, со знаниями, и
тем отличаются от того, что называется "убеждениями". Вера
может противоречить и знаниям, и сознательным убеждениям, эти ножницы
наблюдаются на каждом шагу. И что самое интересное - иррациональная
вера иногда может, при всей видимой нелепости, подходить ближе к истине,
чем гора тысячу раз признанных, повторенных и несомненных фактов...
> Не
понимаю, как можно быть честным, светлым человеком и христианином
Жаль,
Илья, что не довелось вам встречаться, как мне, с Александром Менем
вживую. Вы бы, если только не слепы, с одного взгляда такую возможность
постигли.
***
тропинки к Тебе начинаются всюду
концов не имеют
смертному в джунглях земных
суждено заблудиться
ищут Тебя молодые
ответствуют старцы будто нашли
а в душе безнадежность
видишь Ты каждого путь
знаешь заранее
кто забредет на болото
кто в ледяную пустыню
кто обезумев в тоске
и Тебя проклиная
себя уничтожит
слышишь Ты каждого
слышишь извечное вопрошанье
зачем сотворенные радостью
превращаются в скучных чудовищ
зачем ложь производят из веры
насилие из свободы
зачем этот ужас творят из любви
ищешь Ты в чем ошибка
просишь снова и снова
каждого просишь
НАЙДИ
***
Вера есть, вот она, Вера моя.
Но не может Мысль поклониться ей.
Вот она, моя Мысль.
Две гордячки, Вера и Мысль.
Не уступают друг дружке.
Никак не мирятся. И не желают встречаться.
Столкнувшись, норовят сразу же уничтожить одна другую.
Потом опять расползаются по углам...
Не могу ни бездумно верить,
ни думать безверно, бездушно думать...
Не получается у меня благоговение на коленях,
прыжок вполовинку, как задается -
не удается.
Кто звал меня?.. Кто пути перекрыл?..
Мыслью Ты меня одарил,
чтобы отличать веру от самообмана - и вот
не пойму: то ли думаю слишком рьяно,
то ли верую слишком пьяно,
то ли наоборот?..
***
...и возлюбил я пристальность
и учусь взгляд задерживать
взлетать истинно
можно только ежели спотыкаешься при ходьбе
если и вздох каждый как роды труден
больше верю Тебе
меньше людям
особенно с наступлением темноты
верю верю
что близок Ты
в мировом месиве гениев
и кретинов
Твою играющих роль
есть знамение
есть пароль
|